Шаманизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 16:18, реферат

Краткое описание

Проблема шаманизма показалась мне весьма привлекательной, т.к. это явление можно наблюдать практически во всех уголках земли и практически во все времена, что может подтверждать некоторым образом единый корень происхождения всех религиозных верований на земле.

Содержание

Введение
Определение шаманизма
Время возникновения
Как становятся шаманами
Как шаманы видят мир
Двойники шамана
Камлание
Куда же на самом деле попадают шаманы во время транса
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

шаманизм.docx

— 39.55 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

Определение шаманизма

Время возникновения

Как становятся шаманами

Как шаманы видят мир

Двойники шамана

Камлание

Куда же на самом деле попадают шаманы во время транса

Список использованных источников  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема шаманизма показалась мне весьма привлекательной, т.к. это  явление можно наблюдать практически  во всех уголках земли и практически  во все времена, что может подтверждать некоторым образом единый корень происхождения всех религиозных  верований на земле.

Кроме того, от шаманства  можно проследить историю всех пророков, харизматиков, всех духовно-творческих зачинателей, которая начинается с экстатиков каменного века. То, что веками воспитывалось в мистике Индии, что нашло завершение в орфизме и неоплатонизме, имеет корень в шаманизме. Семитическое пророчество также коренится в нем.

Вместе с тем в трансцендентальных опытах шаманства можно разглядеть зачатки всего того, что в последствии в истории религий станет называться опытами общения с потусторонним миром, духами умерших и т.д. Причем надо отметить, что в шаманизме эта сторона общения с трансцендентным является весьма и весьма развитой, поэтому нельзя ее оставить без внимания и нам как христианам. Тем более, что попыток рассмотрения этого явления с точки зрения христианства было предпринято не так уж и много.

Определение шаманизма

По-прежнему нет единообразия в определении того, что такое  шаманизм. Но наиболее часто встречается  в научной литературе и в справочниках такое определение: "Шаманизм –  одна из ранних форм религии, основанная на вере в существование духов, населяющих окружающий нас мир, и в особого  посредника – шамана, избранного самими духами, обеспечивающего возможность  вступления в контакт людей и  этих духов, достигающего этого контакта путем погружения в состояние  транса".

Хотя надо сказать, что  шаманизм многие ученые отказываются считать религией, говоря, что это  явление основывается на анимизме, или вере в духов-хозяев природных стихий и окружающих предметов. Именно духи-хозяева, чаще всего хозяева стихий природы, служат объектом почитания у анимистов. Вера в духов-хозяев всегда сочетается с представлениями о верховном Божестве-Создателе мира, однако это Божество не играет роли в жизни людей – в отличие от его роли в мировых религиях, у анимистов Бог-творец не служит объектом почитания и не вызывает страха: считается, что верховное божество не вмешивается в жизнь людей, а все, что происходит вокруг – это деятельность духов.

Против того, что шаманизм – это религия свидетельствует  тот факт, что шаманы часто существуют наряду с развитой религией и жречеством. Шаманизм известен и параллельно с тотемическими представлениями, и с первобытным монотеизмом, и с религией Богини-Матери и продолжает существовать в историческую эпоху наряду с самыми различными религиями Запада и Востока.

Слово «ШАМАН» (правильно  произносится как «ша-маан») пришло из эвенкского языка и имеет в нем значение «тот, кто знает». В другом источнике указывается, что это слово произошло от тунгусского «саман» и здесь можно отметить его прямое сходство со словом из хинди, где саман означает «равный» и упоминается, как правило, в сравнении («Бап Саман – равный Богу»).

Можно попытаться кратко определить круг основных понятий, составляющих суть этого сложного многогранного явления.

Начнем с названия. Шаманизм, шаманство. Первый термин западноевропейский, второй –  русский. Слова шаманизм и шаман приняты мировой наукой как научные термины. Однако каждый народ своих шаманов называет по-своему: алтайцы, хакасы, тувинцы говорят - кам; якуты - ойун; монголы – боге (бо) или удаган; казахи, киргизы, туркмены - баксы или бакши; буряты и монголы - бё; эскимосы - ангакок; семанги, жители Малаккского полуострова - халак; меланау с острова Калимантан - оранг баёх; индейцы команчи Северной Америки - пухакут; гурунги Непала - поджу...

Этот список достаточно длинный.

Время возникновения  

В отличие от буддизма, христианства, ислама, время появления которых  определено довольно точно, поскольку  привязано к датам жизни их первооснователей и проповедников, у шаманизма такой отправной  точки нет. Вероятно, он возникал в  каждой из частей земного шара в  свое время и по-своему. Но можно  сказать с определенной долей  уверенности, что шаманизм возник по всей вероятности еще в каменном веке в безгосударственных обществах, хозяйство которых базировалось на охоте. Шаманство сохранилось у многих народов мира – в Африке, Северной и Восточной Азии, у индейцев Америки и др. Но оно находится у них на разных стадиях развития. Так, в Сибири, шаманство еще в середине XX века существовало в ярких сложившихся формах; в культурах некоторых европейских народов, например у венгров, выявлены лишь его пережитки, а у аборигенов Австралии удалось обнаружить даже его зачатки.

Пока нет данных, определенно  говорящих о том, что народы, жившие в Западной Европе, в частности  во Франции, знали шаманизм. Но и  это не исключено. Потому что именно во Франции, в бассейне реки Гаронны, в начале ХХ века была открыта пещера "Трех братьев" (Труа-Фрер), на стенах которой среди изображений, датируемых верхним палеолитом (40-10 тысяч лет до Р. Х.), находится самое раннее из известных в истории изображение шамана –  фигура пляшущего человека с накинутой на плечи шкурой, с рогами оленя на голове и конским хвостом.

Похожие изображения часто  встречаются и в Азии и в  Африке, но французское, из пещеры "Трех братьев", самое раннее. Не все  специалисты согласны с тем, что  изображен там именно шаман. Но все  очень похоже на стандартные описания шамана в шаманском костюме.

Как становятся шаманами

Для человека существует три  пути стать шаманом:

-        передача традиции по наследству, из поколения в поколение;

-        выбор этого человека какими-то внешними силами (он должен почувствовать зов или быть избранным);

-        собственный выбор этого человека и длительные поиски знаний. Этот путь встречается реже других, и традиционно такой шаман считается менее сильным, чем идущие первыми двумя путями.

Большую роль в развитии шамана из обычного человека может  играть психический или духовный надлом, который часто сопровождается физическим увечьем или тяжелым  заболеванием и который вылечивается самим шаманом.

В современной научной  литературе часто встречается выражение "профессиональный шаман". Действительно, шаман – профессия. Верящие в шаманство считают, что свой особый дар шаман наследует от предков, чаще по материнской, гораздо реже – по отцовской линии, кроме того, шаман должен быть избран духами.

Духи предков или духи, населяющие окрестные горы, перевалы, леса, озера, реки, как бы избирают конкретного  человека посредником между ними - духами и людьми. И когда у людей возникают какие-то трудности, неприятности (болезнь, пропажа имущества, смерть близкого человека, а порою и просто какие-либо непонятные явления) или, напротив, у духов появляются претензии к людям (редко вспоминают, произвели беспорядок в местах обитания духов, не приносят им положенные жертвы) – во всех подобных случаях шаман выступает в качестве посредника, заставляя людей и упрашивая духов сделать то, что положено.

Шаман не считается «настоящим», если он не изучил два основных раздела  конкретной шаманской традиции:

А) экстатические практики (транс, сновидения и т.д.)

Б) традиционные знания (шаманские  приемы, названия и функции известных духов, мифология, генеалогия клана, тайный язык и т.п.)

Но прежде, чем человек  обретет шаманскую силу, заставляющую и людей и духов слушаться  его, он проходит обряд инициации (испытания  и посвящения). Обряд довольно мучительный, длящийся от нескольких месяцев до нескольких лет. Внешне все проявляется  в форме совершения поступков, непонятных прочим людям, нередко наводящих  на мысли о психическом нездоровье человека.

Существует даже специальный  термин – "шаманская болезнь". Это когда духи требуют от "избранного" ими человека согласия стать шаманом, а тот не хочет, сопротивляется. В  ответ духи "ломают" его, угрожают, что нашлют болезнь или даже смерть на него, на его родных. А человек  отказывается принять дар потому, что понимает, что, взяв на себя роль посредника между миром людей  и миром духов, он уже не будет  принадлежать себе. На него ложится  тяжелая ответственность перед  духами за людей, за их слабости и поступки. Он должен способствовать благосостоянию своих сородичей, оберегать их от бед, бескорыстно помогать каждому, кто нуждается в помощи.

Как только тот, кого называют избранником духов, соглашается  стать шаманом, "шаманская болезнь" быстро проходит. Молодой шаман, руководимый  духами и вполне земным учителем –  другим шаманом, постарше, начинает постепенно набирать опыт и становится все большим  и большим профессионалом в шаманской  практике.

Как шаманы видят  мир

Нельзя определённо сказать, каково представление шаманства  о происхождении мира, божеств  и людей: разнообразие воззрений  разных народов велико. Но существует распространённое убеждение в том, что порядку этого мира предшествовал  хаос. А затем был создан мир. В  мифологиях разных народов упоминаются  божества-близнецы: один добрый, другой злой. Они противостоят друг другу  и в то же время дополняют один другого. В акте творения один делает доброе, полезное, другой вносит элемент  дисгармонии, но и то и другое целесообразно.

Например, по алтайским верованиям, доброе небесное божество Ульгень сотворил человека, а Эрлик – божество нижнего мира – сделал так, что души людей после смерти находят своё пристанище в подземном мире. Но и смерть включена в мировой порядок, она необходима и не противопоставляется жизни, а дополняет её.

Шаманская космология –  это воззрения не только одного шамана, но и всего его племени. Просто шаман – «специалист», он знаком с устройством мира лучше своих  соплеменников, потому что неоднократно сам побывал в разных мирах.

В воззрениях многих народов  вселенная состоит из трёх сфер: подземного мира, мира людей и небесного  мира. Сквозь это трёхчастное деление  явно проглядывает более древнее  – двухчастное. На бубнах хакасских и алтайских шаманов изображены фактически два мира, разделённые тонкой границей. Если большая площадь бубна отведена миру небесному, значит, шаман общается преимущественно с ним. Если большую площадь занимает мир подземный, значит, покровители шамана обитают там. Посмотрев на бубен, можно понять, что мир здешний, человеческий, шамана практически не интересует, он-то и представлен на бубне тонкой линией.

Таково древнее видение  мира, в соответствии с которым  весь космос и все явления природы  соотносятся либо с верхним, либо с нижним миром. Солнце, как правило, связано с верхним миром, Луна – с нижним. Рыба – житель нижнего мира, птица – верхнего. Олень относится к верхнему миру, медведь – к нижнему. Такова же и «специализация» шаманов. Одни из них общаются с верхним миром, другие – с нижним.

У сибирских народов –  якутов, бурят, алтайцев и тувинцев – такое различие в ритуальной деятельности шаманов обозначалось понятиями «белый шаман» (т. е. связанный  с верхним миром) и «чёрный шаман» (специалист по нижнему миру). У тувинцев нередко считалось, что функции «белого» и «чёрного» шаманов объединялись в одном лице: «большой шаман» (улуг хам) мог совершать путешествия и в верхний, и в нижний миры. При этом общение шамана с тем или иным миром получало символическое отражение в его обрядовых атрибутах.

Соответствия прослеживаются и в ритуале. Шаман, имеющий помощников и покровителей в верхнем мире, во время камлания изображает подъём на вершину (дерева или горы), и наоборот, если шаман связан с миром нижним, ритуал будет изображать спуск (например, через дыру в земле).

Представление о нижнем и  верхнем мирах в шаманстве  совсем не связано с противостоянием  добра и зла. Просто мир так устроен. Интересны в этом отношении верования алтайцев, изученные русским этнографом А. В. Анохиным. Считается, что повелитель нижнего мира Эрлик посылает на землю своих сыновей-богатырей для поддержания порядка и защиты человека от произвола злых духов. Охраняя вход в юрту от злых духов, невидимые обычным глазом богатыри стоят у косяков двери, расхаживают вдоль порога...

Представление об устройстве мира у разных народов, сохранявших  в своей культуре шаманство, заметно  отличается в деталях, но имеет и  много общего.

Прежде всего, картина  вселенной в воззрениях, сложившихся, быть может, уже на заре человеческой культуры, – пусть она и не соответствует современным взглядам – отнюдь не была примитивной. Людям, чьи интересы и заботы выражал шаман, устройство окружающего мира представлялось весьма сложным.

Любопытна карта, которую  составил в конце 20-х гг. XX в. орочский шаман Савелий (орочи — небольшая народность, живущая в Уссурийском крае). На ней представлены земная, небесная и подземная сферы мира, здесь же – Солнце и Луна, туда при необходимости путешествует шаман. Вера в способность шаманов летать на Луну была известна и другим народам. Например, когда старики ханты узнали, что космонавты высадились на Луне, это их нисколько не удивило, поскольку их шаманы совершали такие путешествия с древних времён. На карте шамана Савелия обозначен в виде лося и загробный мир, из которого вытекает река, стремящаяся в верхний, заоблачный мир.

Информация о работе Шаманизм