Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 23:43, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Религиоведение".
В 19 в. – баптисты, евангельские христиане (в основном аристократы), адвентисты. В 20-х гг 20 в. – пятидесятники (воронаевцы, смородинцы (отрицают Троицу), сионисты (мечтают переселиться на гору Сион), мурашковцы (изуверские обряды, жертвоприношения Христу). У всех этих течений – подчеркнуто наднациональный характер. Большинство последователей протестантизма среди населения России.
В последнее время миссионеры (в основном из США) открыли общины Свидетелей Иеговы, новоапостольской церкви, пресвитериан, методистов, квакеров, Армии спасения.
Основные протестантские организации сегодня (1-2 млн. человек):
1. Евангельские христиане-баптисты (ЕХБ) – от слияния баптистов, евангельских христиан и пятидесятников.
2. Пятидесятники
3. Свидетели Иеговы.
22. Ислам: религиозные основы, традиции. Основные направления. Коран.
Самая молодая из мировых религий. В VII в н.э. на Аравийском полуострове. Около 1 млрд верующих (Египет, Кувейт, Иран, Марокко, Афганистан, Пакистан, Ливия, Тунис, Алжир, Судан, Саудовская Аравия и др.). В РФ – на 2-м месте после православия.
Основатель – проповедник (пророк) Мухаммед.
Источники вероучения:
1) Коран (священная книга) – древние заклинания, учение о конце света, заимствования из иудейской и христианской мифологии и из Библии, арабские фольклорные сказания, предписания.
2) Сунна – «священное предание» - рассказы о жизни и пророчествах Мухаммеда.
3) Шариат – свод мусульманского права, регламентирующий все стороны жизни. Разработан на основе Корана и Сунны в 11-12 вв.
Догматы: вера в Аллаха (пер. Всевышний), единого Бога; в ангелов и демонов, в святость Корана, в рай и ад, в бессмертие души, в божественное предопределение (всё по воле Аллаха).
Культ: намаз – пятикратная ежедневная молитва. По пятницам – коллективная молитва в мечети. Пятница – еженедельный праздник. Подача милостыни нищим. Хотя бы раз в жизни совершить хадж – паломничество в Мекку. Пост во время месяца рамазана, заключающегося в запрете в течение светового дня пить, есть, курить, получать какие-либо удовольствия. 2 праздника: великий праздник жертвоприношения и малый праздник разговения. Обрезание.
Главные течения – суннизм и шиизм.
Сунниты считают законными преемниками Мухаммада первых четырёх халифов.
Шииты считают, что власть в общине должна принадлежать только потомкам Мухаммеда.
Ваххабиты – отвергают новшества в исламе, придерживаются суровой простоты нравов; большое внимание уделяют джихаду (священной войне против иноверцев) и пытаются объединить арабские племена.
23. Нетрадиционные религии (неокульты).
Неокульты (более 2 000) – новые эклектические образования с использованием идей, символов и обрядов разных вероучений. Появились в 60-70-е гг. 20 в. в США и Западной Европе. Ориентированы на молодёжь. Преследуют политические и коммерческие цели, часто функционируют под видом общественных, просветительских, спортивных, лечебно-оздоровительных и т. п. организаций.
Уничтожают в человеке социальное начало требованием разрыва с обществом и семьей, ухода из дома, прекращения учебы. + Строгий режим в общинах, отказ от мирских соблазнов, от родителей и друзей, миссионерский, монашествующий или бродяжнический способ жизни. В ряде общин требуют отказа от квартиры и имущества и передачи их в общину. Широко используют психологическое воздействие, внушение, гипноз, медитацию, кодирование.
Отсутствует система вероучения. Используют идеи и представления из разных религий, произвольно объединяя их в экзотическое, малопонятное, загадочное (для привлекательности) учение, одновременно используют религиозную, научную и оккультную терминологию. Учение обязательно проникнуто мистикой, таинственностью.
Имеют иерархическую
структуру с жестким
Есть все основания полагать, что все неокульты имеют единый скрытый центр управления, и находится он за рубежом.
Дети бога – «очищение» через секс; замкнутый образ жизни, полное повиновение руководителям. Глава объявил себя новым Моисеем, сколотил огромное состояние.
Белое братство – призывы убивать всех, кто против "Белого Братства", не жалеть "демонических родителей". Зомбирование адептов, подчинение их воли руководству культа. Проповедь массовых самоубийств. Структура строго засекречена и построена по образцу тайных масонских обществ. Руководство апробировало на приверженцах методы насильственного управления психикой и поведением с использованием методов гипнотического внушения.
Церковь объединения (муниты) – Глава объявил себя новым Мессией, который объединит церкви и построит новую, совершенную цивилизацию, т.к. Христос с этим не справился. «Очищал» женщин своим членом. Жил в роскоши, эксплуатируя и проповедуя аскетизм.
Международное общество сознания Кришны: медитация, пение мантр, ритмичные танцы приводят к религиозному экстазу = индивидуальный и коллективный гипноз. Вегетарианство, аскетизм, пары для женитьбы подбирает гуру. Халявная раб.сила для организации, деньги – ей же.
Новый Акрополь - полувоенная мистическая организация с ультраправой идеологией, пропагандирующей культ сверхчеловека и ликвидацию неполноценных.
Церковь Адамитов – языческий культ, пропагандирующий "простоту жизни", нудизм и разврат малолетних.
Сайентология (дианетика) – тоталитарная криминальная организация, применяющая агрессивные формы воздействия на психику адептов (методы контролирования сознания, техники гипноза, техника агрессивного маркетинга). Делают секте деньги любой ценой.
Аум синрикё – тоталитарная террористическая секта. Занималась производством нервно-паралитических газов, бактериологическим оружием, планировала изготовление ядерного оружия. Сектанты принадлежали ей душой, телом, имуществом и рабским трудом.
24. Свободомыслие как явление культуры. Исторические формы свободомыслия.
Свободомыслие – идейное течение, провозгласившее свободу критики религии и право науки исследовать окружающий мир независимо от религиозной трактовки. Расшатывало и подрывало основы религии.
Исторические формы свободомыслия:
1. Скептицизм: не опровергали религии, а лишь выражали сомнения в правильности отдельных догматов, выступали за терпимость к инакомыслящим.
2. Деизм: за богом признавали акт сотворения мира и полное невмешательство в его развитие. Бог – первопричина, безличное начало мира, абсолютный разум.
3. Пантеизм: отождествление бога с природой и его растворение в природе.
4. Антиклерикализм: боролись против церкви и духовенства, но не с религией как мировоззрением.
Свободомыслие помогло формированию и развитию научного мировоззрения.
25. Религия в современном мире. Религия и политика.
Религиозный феномен охватывает подавляющую часть населения земного шара.
Религия служит источником утешения, объединения и примирения людей, но и источником межконфессиональнх и межнациональных войн и конфликтов (Ливан, Северная Ирландия, арабо-израильские конфликты и пр.).
20 в. стал также веком сближения религий и религиозных организаций. Примером этому может служить экуменическое движение в христианском мире (от греч. «ойкумена» – вселенная), т. е. движение за объединение всех христианских конфессий. Миротворческая и экологическая деятельность.
В мире:
1) Околорелигиозное сознание: обращаются
больше не к традиционным церквям, а к мистике, оккультизму, астрологии, парапсихологии,
магии, сатанизму и пр.), вере во внеземные цивилизации
и параллельные миры + психофизические
тренинги для достижения определённых
состояний сознания (типа медитации и
пр.) Организация Нью эйдж – массаж+
диеты+экология+спиритизм+
2) Современная мифология (легенды о славном прошлом, вера в великого вождя, в мудрую политику, во всемогущество техники, избранность определённой расы или народа, в новую цивилизацию и пр.
3) Секуляризация религии (освобождение от её влияния всех сфер жизнедеятельности общества + модернизация самой религии). В индустриально и технологически развитых, урбанизированных обществах секуляризация выражена более ярко.
С одной стороны, наблюдается рост религиозных организаций и сект, с другой – их члены стали меньше времени уделять церковной жизни, менее религиозны.
Религия и церковь утратили прежнее место и значение. В общественном сознании господствуют идеи, определяющие «мирскую» ориентацию. Чужие верования становятся ближе и понятнее. Религия часто заменяется современной мифологией и околорелигиозным сознанием.
Оптимистическая перспектива развития религии:
- достижение соглашения
и сотрудничества между
- преодоление религиозной нетерпимости и розни,
- взаимная моральная
поддержка религиозных
- их действия во имя мира и всеобщего благополучия.
Пессимистическая перспектива:
- религиозная рознь и войны;
- потеря доверия к религии;
- замена её какой-либо альтернативой.