Этнические, национальные и религиозные особенности в формировании здорового образа жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 16:13, курсовая работа

Краткое описание

Сейчас становится все понятнее, что болезни современного человека обусловлены прежде всего его образом жизни и повседневным поведением. В настоящее время здоровый образ жизни рассматривается как основа профилактики заболеваний. Подтверждается это, в частности, тем, что в США снижение показателей детской смертности на 80% и смертности всего населения на 94%, увеличение ожидаемой средней продолжительности жизни на 85% связывают не с успехами медицины, а с улучшением условий жизни и труда и рационализацией образа жизни населения. Вместе с тем в нашей стране 78% мужчин и 52% женщин ведут нездоровый образ жизни.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основания изучения здорового образа жизни в социальной медицине. 5

1.1 Понятие и принципы здорового образа жизни. 5

1.2 Проблема распространения здорового образа жизни в макросреде государства. 11

Глава 2. Влияние национальной и религиозной принадлежности в формировании ЗОЖ. 16

2.1 Значение национальных традиций различных культур в сохранении здоровья. 16

2.2 Роль религиозных организаций в охране здоровья в современном российском обществе. 20

2.2.1. Православие. 22

2.2.2. Буддизм_ 23

2.2.3. Ислам_ 24

Выводы_ 26

Заключение 27

Литература_ 28

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 41.22 Кб (Скачать файл)

 

— способствует тому, что  жизнь человека становится более  здоровой и долговечной;

 

— обеспечивает хорошие взаимоотношения  в семье, здоровье и счастье детей;

 

— является основой реализации потребности человека в самоактуализации и самореализации, обеспечивает высокую  социальную активность и социальный успех;

 

— обусловливает высокую  работоспособность организма, снижение усталости на работе, высокую производительность труда и на этой основе — высокий  материальный достаток;

 

—позволяет отказаться от вредных привычек, рационально организовать и распределять бюджет времени с  обязательным использованием средств  и методов активного отдыха;

 

—обеспечивает жизнерадостность, хорошее настроение и оптимизм.

1.2 Проблема распространения  здорового образа жизни в макросреде  государства. 

 

В современном обществе одной  из глобальных проблем является резкое нарастание противоречий между обществом  и природой планеты, ускоряющееся приближение  глобального экологического кризиса. Это проявляется в целом ряде разрастающихся региональных очагов экологических  проблем и кризисов, которые, соединяясь друг с другом, занимая все большие  территории, в итоге приобретают  континентальные, межконтинентальные и глобальные масштабы.

 

Почти три десятилетия, прошедшие  с того времени, были отмечены активной деятельностью прогрессивно мыслящей западной интеллигенции и все  более широких слоев населения  по пропаганде экологических знаний, по борьбе с надвигающимся экологическим  кризисом, по охране окружающей природной  среды и здоровья человека. Это  принесло ощутимые положительные результаты. В большинстве стран был принят целый ряд юридических документов государственных масштабов по экологическому контролю за деятельностью промышленных и других предприятий, по охране окружающей среды и здоровья человека. Среди  широких слоев населения распространяется понимание катастрофических последствий  экологической угрозы и необходимости  ее предотвращения, осознанное представление  о необходимости охраны окружающей природы как живого источника  собственного существования, а также  о необходимости беречь и восстанавливать  свое здоровье. Таким образом, сформировался  культ здоровья и здорового образа жизни как поощряемого и престижного  способа существования.

 

В отличие от Запада в России изменения социальных процессов, связанные  с экологической проблематикой, значительно запоздали. С одной  стороны, это обусловлено тем, что  научно-технический прогресс у нас  в целом шел более медленными темпами, а потому и негативные его  последствия, экологические проблемы стали появляться позднее. С другой стороны, сказались территориальные  особенности нашего государства. Объективно, огромные просторы России и богатства  ее природных ресурсов длительное время  могли нивелировать катастрофический характер социально-экологических  воздействий на природу и человека. Субъективно же это выразилось в  том, что не только у широких слоев  населения, но и у части специалистов, теоретиков и практиков, укоренилось  ложное представление о том, что  богатства России неисчерпаемы, природа  бескрайняя, человек в целом здоров. Это неверное и благодушное отношение  к надвигающимся кризисным явлениям также сыграло отрицательную  роль.

 

В результате примерно в 80-е  годы в разных регионах нашего государства  экологические проблемы, которым  не было уделено должного внимания, стали катастрофически нарастать. Кроме того, положение усугубили  кризисные социальные перестроечные  процессы 80-90-х годов, связанные с  резким падением уровня жизни, социальной защищенности, с ухудшением духовно-нравственного  состояния и потерей идеалов  у широких слоев населения. Это  привело к тому, что экологическая  обстановка резко ухудшилась и стала  критической, а меры по ее оздоровлению значительно запоздали. Некоторое  же ослабление экологических проблем  в ряде промышленных регионов в последние  годы обусловлено не их целенаправленным разрешением, а резким падением отечественного производства, например, частичной  или полной остановкой ряда предприятий, и в связи с этим - уменьшением  вредных выбросов в окружающую среду.

 

Негативное влияние объективных  и субъективных факторов в ряде регионов России подорвало основы существования  природных биоценозов или целых  ландшафтов, а также основы здорового  существования населения этих областей. Резко ухудшилась не только экологическая, но и социально-демографическая  ситуация. Катастрофически снизилась  рождаемость, предельно возросла заболеваемость и смертность населения, вновь начали вспыхивать очаги эпидемий, которые были крайне редкими или с которыми, казалось бы, уже давно покончено (туберкулез, сифилис, скарлатина, холера). Неуправляемыми становятся новые страшные эпидемии, такие как СПИД. Впервые в истории России наркомания приобрела характер широкомасштабной наркоэпидемии [ ]. Все это, вместе с резким ухудшением жизни большинства россиян, создало прямую угрозу генофонду нации, а, следовательно, и угрозу существованию российской цивилизации и государственности.

 

Однако, несмотря на целый  комплекс разрушительных последствий, экологическая политика государства  проводится крайне вяло, а о реальном оздоровлении населения сегодня  вообще не приходится говорить. Культ  здоровья и здорового образа жизни  является жизненно важным делом лишь для очень небольшого количества людей, в основном энтузиастов. Он не стал предметом пристального внимания и соблюдения большинством населения  государства. Хотя вспомним, что в  западных странах культ здоровья становится важнейшей составляющей жизнедеятельности, пропагандируется и поддерживается государством.

 

Высокий уровень физического  и психического здоровья необходим  для нормального функционирования человека в повседневной жизни. Ориентация на повышение показателей качества жизни россиян и формирование установок на здоровый образ жизни  у населения не может происходить  стихийно, оно должно целенаправленно  управляться. Ценностное отношение  к здоровью предполагает не только создание соответствующих социально-гигиенических  условий для нормальной жизнедеятельности, но и мотивацию населения на индивидуальное формирование здорового образа жизни, что должно вписываться в программу  социальной политики, как неотъемлемая составная часть по защите граждан  и являться предметом постоянного  социального контроля и управления.

 

Для большинства населения  характерны неадекватная оценка своего здоровья и отсутствие личной ответственности  за его состояние. Здоровый образ  жизни имеет определенную жизненную  ценность и, в целом, для большинства  характерны установки на профессиональную и личностную самореализацию. Однако эта ценность является недостаточно осознанной. Об этом свидетельствует  тот факт, что многие считают, что  они ведут здоровый образ жизни, однако в реальности не придерживаются его норм.

 

Чтобы определить пути и способы  формирования установок населения  на здоровый образ жизни необходимо выполнение следующих задач:

 

- выяснить методологические  возможности социологии медицины  в изучении мотивации к здоровому  образу жизни;

 

- определить медико-гигиенические  особенности различных категорий  населения;

 

- показать степень включенности  представлений граждан о здоровом  образе жизни на различных  возрастных этапах;

 

Феномен здоровья обладает существенной спецификой. Сложность его изучения состоит в том, что в основе поведения, связанного со здоровьем, лежат  самые различные потребности. При  этом значительная часть видов поведения, оказывающих влияние на здоровье, обуславливается мотивами, никак  не связанными со здоровьем. Всё это  осложняет изучение поведенческих  показателей здоровья и факторов, их обуславливающих.

 

Одними из существующих показателей, характеризующих отношение индивида к своему здоровью, являются самооценка здоровья, место здоровья в системе  жизненных ценностей, наличие привычек у индивида, связанных с курением табачных изделий, употреблением алкоголь содержащих напитков и наркотических  средств.

 

В системе жизненных ценностей  индивида здоровье как базовая ценность занимает, согласно отечественным исследованиям, 3-4-е место после семьи, работы. Здоровье заняло высокое место в  структуре ценностей потому, что, будучи качественной характеристикой  личности, оно способствует достижению многих целей и различных потребностей человека. По литературным данным, в  условиях сегодняшней экономической  и социальной реальности, здоровье выступает иногда как единственное средство достижения поставленных задач, что делает его в большей степени  объектом эксплуатации, а ценность здоровья становиться всё больше инструментальной. Это утверждение  относится, прежде всего, к молодёжи, вступающей в жизнь без материальной и социальной поддержки со стороны  родителей.

 

Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан закреплен приоритет  профилактических мер в укреплении и охране здоровья населения. Активно  развивается сотрудничество с ВОЗ  и его Европейским региональным бюро, другими организациями в  рамках международных комплексных  профилактических программ СИНДИ, МОНИКА, борьба со СПИДом, курением, другими  вредными привычками.

 

 Более целенаправленной  стала организационно-методическая  деятельность Государственного  НИЦ профилактической медицины  в выполнении превентивных программ. Для научно-методического обеспечения  службы медицинской профилактики  и укрепления здоровья создан  Федеральный НИИ медицинских  проблем формирования здоровья.

 

Вместе с тем в работе по предупреждению заболеваний имеются  существенные недостатки. В некоторых  регионах России центры медицинской  профилактики утратили свою самостоятельность, штатную численность и квалифицированные  кадры. В ряде случаев после слияния  с врачебно - физкультурными диспансерами, информационно-аналитическими учреждениями и т.п. они лишились возможности  выполнять свои организационно-методические функции: выявление факторов риска, использование современных методов  диагностики заболеваний и коррекции  здоровья, разработку и реализацию целевых профилактических программ, а также мер коллективной и  индивидуальной профилактики. Так, в  г. Москве, в системе здравоохранения  вообще отсутствует центр медицинской  профилактики.

 

 Кроме того, некоторые  органы управления здравоохранением  ставят вопрос о прекращении  финансирования центров медицинской  профилактики из бюджета здравоохранения,  полностью или частично упразднили  должности врачебного и среднего  медицинского персонала, занятого  вопросами медицинской профилактики  в лечебно - профилактических  учреждениях.

 

 Глава 2. Влияние национальной  и религиозной принадлежности  в формировании ЗОЖ.   2.1 Значение  национальных традиций различных  культур в сохранении здоровья.

 

В жизнедеятельности человека не может быть ни одного обстоятельства, ни одного показателя, который не сказывался бы на той или иной стороне здоровья. Вот почему сам перечень таких  аспектов жизнедеятельности может  быть практически бесконечным. Помимо общепризнанных физического, психического, социального компонентов следует  учитывать сексуальный, эмоциональный, биоэнергетический, информационный и  многие другие субстраты. При этом в  оценке здоровья исключительно важное значение имеют морально волевые  и ценностно-мотивационные характеристики. Нельзя недооценивать и личностно-психологический, свойственный лишь человеку компонент (в виде внушения и самовнушения).

 

Участие религиозных организаций  в общественной жизни имеет давние исторические традиции. Духовная и  материальная помощь нуждающимся –  органическая часть религиозно-нравственной культуры всех существовавших цивилизаций, важная часть идеологии и практики различных конфессий.

 

Социальные функции религии (религиозных организаций):

 

·          морально-психологическая поддержка  страждущих,

 

·          успокоение отчаявшихся,

 

·          смягчение социальной напряженности,

 

·          улаживание этнических и национальных конфликтов,

 

·          нейтрализация общественных язв  и неурядиц,

 

·          миротворческая,

 

·          воспитание морально-нравственных качеств  в обществе,

 

·          материальная поддержка (милосердие, благотворительность  и т.д.)

 

Религия – система нравственных предпочтений, норм и заповедей, тесно  связана с вероучением, догматикой и опирающаяся на идею Бога. По своему содержанию всякая религиозная мораль – выражение интересов общества, ее действительной основой являются социально-исторические условия. Религия  возникла с момента объединения  людей в племена, общности, когда  стояла необходимость объединения  с целью борьбы с бедствиями, врагами. Объединяющая роль религии, основанная на вере в Бога, управляет судьбами людей и требует исполнения заповедей. В средние века роль церкви усиливается, тем самым она берет на себя попечительство и поддержку страждущих.

 

Наряду с культурой, наукой, образованием, религиозные моральные  ценности являются необходимым компонентом, фактором духовного обогащения, развития человека, развития его морально-нравственных качеств, а также основанием оказания помощи. Роль религии в обществе – невидимое воспитание в каждом человеке морально-этических норм, правил поведения в повседневности, сочувствия, великодушия, сострадания, человеколюбия.

 

Издавна церковь создавала  приходские попечительства – форма  организации благотворительной  деятельности в России, соединяющая  конфессиональные и светские начала. Устраивались богадельни, «убогие дома», «скудельницы», ремесленные школы, больницы, школы. Из церковной казны  выделялись деньги на нужды обездоленных, устраивались приюты. В последнее  время российские конфессиональные организации активизировали свою социальную активность. Для координации деятельность Православной церкви при Московском патриархе создан специальный отдел  по церковной благотворительности  и соц. служению. В 1997г. был принят ФЗ «О свободе совести и религиозных  объединениях». Основная проблема на сегодня  – налаживание сотрудничества светских и религиозных организаций, координация их деятельности, совершенствование правовой базы.

 

Включение церкви в социальную систему осуществляется в основном через политико-идеологическую сферу, где складывается особый тип взаимоотношения  церкви и государства. Государство  оказывает церкви всемерную поддержку  для внедрения религиозной идеологии  в массы и тем самым способствует упрочению ее положения в обществе. Церковь же в интересах государства  навязывает народным массам определенные стандарты поведения и мышления, стремится затормозить процесс  становления классового сознания трудящихся, приглушить их недовольство против угнетателей.

Информация о работе Этнические, национальные и религиозные особенности в формировании здорового образа жизни