Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 13:44, доклад
Этику определяют как философскую науку (называют «практической философией»), которая отвечает на вопрос, как следует правильно жить, придерживаясь при этом определенных норм.
Слово «этика» произошло от древнегреческого ethos («этос»). Изначально под этим понятием понимали место совместного проживания (дом, человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо). Впоследствии это слово стало в основном употребляться для обозначения устойчивой природы какого-либо явления, обычая, нрава, характера.
Аристотель использовал понятие «этический» для обозначения особого класса человеческих качеств, которые он называл этическими добродетелями. Этические добродетели – характеристика темперамента каждого человека, также их называют душевными качествами. Они во многом определяют сущность человека и помогают дать более полное представление о его нравственных особенностях.
В современном обществе под «этикой» мы понимаем науку, область знания, интеллектуальную традицию, которая помогает поддерживать отношения и характеризует нормы отношений в обществе.
1. Понятие этической нормы
Этику определяют как философскую науку (называют «практической философией»), которая отвечает на вопрос, как следует правильно жить, придерживаясь при этом определенных норм.
Слово «этика» произошло от древнегреческого ethos («этос»). Изначально под этим понятием понимали место совместного проживания (дом, человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо). Впоследствии это слово стало в основном употребляться для обозначения устойчивой природы какого-либо явления, обычая, нрава, характера.
Аристотель
использовал понятие «
В современном обществе под «этикой» мы понимаем науку, область знания, интеллектуальную традицию, которая помогает поддерживать отношения и характеризует нормы отношений в обществе.
Под предметами этики подразумевают такие понятия, как «мораль» или «нравственность», которые часто употребляются как синонимы.
Не существует единого и четкого определения понятия «мораль». Мораль – это больше, чем система фактов, которую необходимо обобщить. Мораль – это одновременно и задача, при решении которой требуется применить теоретические размышления. Мораль – это тот стандарт поведения, чувств и мыслей, который общество ставит перед человеком. Мораль – это то, чего невозможно достичь, но к чему нужно стремиться. Поэтому адекватное отношение этики к морали не ограничивается ее отражением и объяснением.
Этика призвана предложить свою собственную модель нравственности. Философы-моралисты в этом отношении представляются архитекторами, делом которых является «строительство» основ морали и нравственности.
Мораль может быть представлена в двух различных обличьях:
1) в качестве характеристики личности, совокупности моральных качеств, добродетелей, например: правдивость, честность, доброта;
2) в качестве характеристики отношений между людьми, совокупности моральных норм (требований, заповедей, правил), например: «не лги», «не кради», «не убий».
Поэтому мораль можно разделить на две категории:
1) моральное измерение личности;
2) моральное измерение общества. Явления, осмысливаемые в этике, очень сложны, многоаспектны, прочно связаны с тончайшими оттенками человеческих чувств и отношений, поэтому дефиниция любого из них не может вместить в себя всех его характеристик, без которых оно теряет свою уникальность.
2. Значение
этических норм в
Рассмотрение
понятий морали и этики позволяет
перейти к определению понятия
профессиональной этики, как отрасли
этической науки.
Термин
"профессиональная этика" обычно
употребляется для обозначения
не столько отрасли этической
теории, сколько своеобразного
Профессиональная
этика обусловлена особенностями некоторых
профессий, корпоративными интересами,
профессиональной культурой. Люди, выполняющие
одинаковые или близкие профессиональные
функции, вырабатывают специфические
традиции, объединяются на основе профессиональной
солидарности, поддерживают репутацию
своей социальной группы.
В
каждой профессий есть свои нравственные
проблемы. Но среди всех профессий
можно выделить группу таких, в которых
они возникают особенно часто, которые
требуют повышенного внимания к
нравственной стороне выполняемых функций.
Профессиональная этика имеет значение
прежде всего для профессий, объектом
которых является человек. Там, где представители
определенной профессии в силу ее специфики
находятся в постоянном или даже непрерывном
общении с другими людьми, связанном с
воздействием на их внутренний мир, судьбу,
с нравственными взаимоотношениями, существуют
специфические "нравственные кодексы"
людей этих профессий, специальностей.
Таковы этика учителя, этика врача, этика
судьи.
Существование
нравственных кодексов определенных профессий
— свидетельство общественного прогресса,
постепенной гуманизации общества. Например,
врачебная этика требует делать все ради
здоровья больного, вопреки трудностям
и даже собственной безопасности, хранить
врачебную тайну, ни при каких обстоятельствах
не способствовать смерти пациента. Этика
офицера обязывает беззаветно служить
Отечеству, проявлять стойкость и мужество,
заботиться о подчиненных, всемерно беречь
офицерскую честь.
Таким
образом, профессиональная этика — это
совокупность правил поведения определенной
социальной группы, обеспечивающая нравственный
характер взаимоотношений, обусловленных
или сопряженных с профессиональной деятельностью,
а также отрасль науки, изучающая специфику
проявлений морали в различных видах деятельности.
Профессиональная
этика распространяется на те социальные
группы, к которым предъявляются
обычно наиболее высокие нравственные
требования.
В
литературе, посвященной проблемам
этики работников юридической профессии,
нет единства терминологии. Можно встретить
следующие термины: этика представителей
права, профессиональная этика юриста,
юридическая этика, правовая этика, судебная
этика. Ряд авторов пишут о следственной
этике, экспертной этике, адвокатской
этике. Обычно под юридической этикой
понимается как сам свод нравственных
требований, которые распространяются
на работников юридической профессии,
так и соответствующая отрасль знания,
наука, изучающая эти правила.
В принципе, не может быть возражений и против конкретизации этических требований применительно к определенной юридической специальности в рамках единой правовой профессии (этика судьи, прокурора, следователя, адвоката).
Таким
образом, юридическая этика —
это вид профессиональной этики,
представляющий собой совокупность
правил поведения работников юридической
профессии, обеспечивающих нравственный
характер их трудовой деятельности и внеслужебного
поведения, а также научная дисциплина,
изучающая специфику реализации требований
морали в этой области.
Юридическую
этику можно назвать нравственным кодексом
юристов различных специальностей. В пределах
единой юридической профессии существуют
специальности: судья, прокурор, адвокат,
следователь, юрисконсульт, арбитр, нотариус;
сотрудники органов внутренних дел, сотрудники
органов контрразведки, выполняющие правоприменительные
функции; работники органов Министерства
юстиции, научные работники — правоведы,
преподаватели правовых дисциплин и др.
Анализируя
вышеизложенное, можно сделать вывод,
что в юридической этике
Значение
судебной этики состоит в том,
что она придает нравственный
характер деятельности по осуществлению
правосудия. Нравственные нормы наполняют
правосудие и юридическую деятельность
в целом гуманистическим содержанием.
Судебная
этика способствует правильному
формированию сознания, взглядов судей,
ориентируя их на неукоснительное соблюдение
нравственных норм, обеспечение подлинной
справедливости, защиту прав, свобод, чести
и достоинства людей, охрану собственной
чести и репутации.
3. Построение
речи в соответствии с
Культура речи - это степень владения языковыми нормами (в области произношения, ударения, словоупотребления и грамматики), а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения (коммуникации) и в соответствии с поставленными целями в содержании высказываний.
Кроме того, культура речи - это и специальная языковедческая дисциплина, направленная на изучение и совершенствование литературного языка как орудия национальной культуры, хранителя духовных богатств народа.
Наука о культуре речи обобщает положения и выводы нормативной грамматики и стилистики с целью живого оперативного воздействия на языковую практику.
Среди
различных подходов к оценке речи
(и ее эффективности в частности)
наиболее продуктивным представляется
подход с позиций анализа степени
соответствия речи условиям общения
и коммуникативным задачам
Именно такой подход может осуществляться при оценке речи с позиций коммуникативных качеств речи (термин Б.Н. Головина, введенный им в 1976 г. в работе «Основы культуры речи»). По определению ученого, «коммуникативные качества речи -- это реальные свойства ее содержательной или формальной стороны. Именно система этих свойств определяет степень коммуникативного совершенства речи» Б.Н. Головин по-новому рассмотрел каждое из известных ранее достоинств речи и систематизировал их, проследив зависимость речи от неречевых структур по каждому из аспектов.
В процессе общения мы, безусловно, хотим, чтобы наша речь была понятна собеседнику, а информация, которую мы ему сообщаем, была воспринята именно так, как этого хотим мы, а не каким-либо иным образом. Когда мы говорим о сочинении, мы должны помнить, что сочинение - это особая форма речи, письменной. А раз это форма речи, то она тоже должна следовать параметрам хорошей речи. Чтобы письменная и устная речь была воспринята читающим или слушающим именно так, как мы этого хотим, она должна соответствовать условиям общения и коммуникативным задачам речевых партнеров, то есть должна быть коммуникативно целесообразной.
Коммуникативная ситуация и ее составляющие тесно связаны с коммуникативными качествами речи. Коммуникативные качества речи - параметры, которые охватывают все аспекты текста, а их соотношение и степень проявления в тексте зависят от жанра и стиля высказывания. Выделяются следующие коммуникативные качества речи:
1.Правильность.
2.Разнообразие (богатство).
3.Чистота.
4.Точность.
5.Логичность.
6.Выразительность.
7.Уместность.
8.Доступность (понятность).
9.Действенность.
Правильность, чистота и богатство (разнообразие) речи относятся к структурным коммуникативным качествам. Точность, логичность, выразительность, уместность, доступность, действенность - к функциональным коммуникативным качествам.
Правильность речи
Наверное, самым важным качеством речи является правильность, её не единственное, но главное коммуникативное качество. Нет правильности - не могут срабатывать другие коммуникативные качества: точность, логичность, уместность и т.д.
Богатство речи
Уровень речевой культуры зависит не только от знания норм литературного языка, законов логики и строгого следования им, но и от владения его богатствами, умения пользоваться ими в процессе коммуникации. Русский язык по праву называют одним из наиболее богатых и развитых языков мира. Его богатство -- в неисчислимом запасе лексики и фразеологии, в смысловой насыщенности словаря, в безграничных возможностях фонетики, словообразования и сочетания слов, в многообразии лексических, фразеологических и грамматических синонимов и вариантов, синтаксических конструкций и интонаций. Все это позволяет выражать тончайшие смысловые и эмоциональные оттенки.
Чистота речи
Одним
из качеств хорошей речи является
ее чистота. Чистота речи предполагает
отсутствие в речи элементов, чуждых
литературному языку, а также
отвергаемых нормами
Диалектизмы нарушают чистоту литературной речи, особенно речи официальной, однако в народном языке определенной территории они не являются неправильными. Народный язык, в том числе и язык говоров (диалектов), - очень экспрессивный, выразительный, он отражает материальную и духовную культуру народа. Народ всему дает меткую характеристику, оценку, и не случайно русские писатели используют диалектные слова как важное средство изобразительности (например, произведения С. Есенина, М. Шолохова и др.)