Академическое красноречие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 13:06, реферат

Краткое описание

Цель работы: изучить необходимые знания об основах российского академического красноречия, познакомиться с яркими представлениями ораторского искусства.
Задачи: изложить основы российского академического красноречия, дать общее представление о профессиональных коммуникациях юриста, о публичной речи как инструменте эффективного общения, формировать навыки управления аудиторией.

Вложенные файлы: 1 файл

риторика.docx

— 37.08 Кб (Скачать файл)

Третье правило зависит от второго. Если есть цель речи – общение, значит, есть и иная ее цель – сообщение, информация: говори не только кратко, но и понятно, точно. Речь неточна, если слова употребляются в несвойственном им значении; если не устранена многозначность, порождающая в свою очередь двусмысленность. Для информации важным остается содержание речи, поэтому речевое средство информативного общения должно быть по делу. То есть говорите то, что требуется для действия, дела.

И с этим связано четвертое правило культуры речевого поведения – избегай речевого однообразия. Чтобы воздействовать на слушающего, важно говорить образно. Однако следует помнить об уместном использовании образных средств. Что делает нашу речь яркой, запоминающейся? Это и использование в речи тропов и фигур; это и вплетение в высказывание пословиц, поговорок, крылатых выражений, цитат; это и вопросительные предложения, используемые в речевом высказывании. В разных ситуациях нас слушают разные люди, в каждой из ситуаций следует вести себя по-разному. Чем выше культура речевого поведения человека, тем большим количеством речевых ролей он владеет. Кто не умеет выбирать слова в сложившейся обстановке, тот, конечно, не владеет культурой речевого поведения.

Подготовка к выступлению – очень важное и ответственное дело в деятельности оратора. Подготовка к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории, в которой предстоит выступать.

Основной особенностью аудитории ораторской речи является ее однородность или неоднородность. К признакам однородности аудитории относятся такие характеристики слушателей, как возраст, пол, национальность, уровень образования, профессиональные интересы, настроение и т.п. Чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция слушателей на выступление.

Существенный признак аудитории – количественный состав. Приемы, используемые во время ораторского выступления, манера поведения оратора, форма преподнесения материала, обращение к малочисленной и многочисленной аудитории должны быть различными.

Для аудитории характерно и чувство общности, которое проявляется в эмоциональном настрое слушателей. Слушатели испытывают действие различных психологических механизмов: одни слушатели бессознательно повторяют действия окружающих, другие осознанно воспроизводят образцы поведения рядом сидящих, на третьих оказывают влияние мнение и поведение большинства присутствующих. В результате действия этих механизмов в аудитории создается общий настрой, который существенно влияет на установление контакта между оратором и слушателями. Поэтому оратору нужно учиться управлять настроением аудитории, уметь, если есть необходимость, изменить его.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Приемы управления аудиторией

 

Отношение оратора к аудитории должно быть абсолютно доброжелательным и профессиональным. Доброжелательность предполагает невозможность таких форм речевого воздействия, как агрессивность в ее различных проявлениях (упреки, угрозы, оскорбления) и демагогия (ложь). Профессиональное отношение к аудитории предполагает умение работать с любой аудиторией: и с той, которая настроена доброжелательно, и с той, которая настроена агрессивно, и с той, которая высказывает безразличие к оратору. Не следует обижаться на аудиторию, вступать с ней в конфликтные отношения. Но это совсем не значит, что оратор должен идти на поводу у аудитории, заигрывать с ней. Оратор должен относиться к аудитории, как врач к больному. Выступление оратора – его профессиональная деятельность, и он должен руководствоваться интересами дела, подчиняя ему свои чувства, эмоции, отношения.

Необходимо отметить некоторые типичные ошибки, которые допускают выступающие (даже помимо своей воли).

    1. Не следует изображать, представлять глупыми, нечестными, непоследовательными, слабохарактерными тех лиц, мнение которых вы оспариваете. Нельзя следовать утверждению: «Непоследовательный человек не может быть прав». Надо разбирать мнение, точку зрения, взгляды оппонента, а не его жизнь.
    2. Обращение к чувствам аудитории не должно перерастать в манипулирование аудиторией.
    3. Не следует отождествлять взгляды человека со взглядами той группы, партии, к которой он принадлежит.
    4. Нельзя искажать мнения оппонентов, с которыми вы полемизируете или на мнения которых вы опираетесь. Особенно осторожно следует обращаться с цитатами.
    5. Не бравируйте личными качествами, не преувеличивайте свою роль в каких-либо событиях, совместной деятельности и т.д.
    6. Высказав исходные положения своей точки зрения, концепции, защищайте их, обосновывайте, доказывайте. Нельзя представлять  то, что требуется доказать, как нечто само собой разумеющееся.
    7. В ходе выступления нельзя отказываться от исходных (высказанных и невысказанных) тезисов, сделав вид, что вы «так и не думали». Вы потеряете доверие.
    8. Не преувеличивайте сверх здравого смысла отрицательных результатов реальных или возможных действий ваших оппонентов, событий и т.п. Усугубление нежелательных последствий должно быть обоснованным.
    9. Не следует требовать, чтобы вашу концепцию признали правильной только на том основании, что вам ваше обоснование представляется убедительным.

Каждая ораторская речь должна вызывать интерес у аудитории, стремление познать тему выступления. Только интересные, содержательные лекции, доклады, беседы слушают с большим вниманием.

Но как ни интересна была лекция, внимание со временем притупляется и человек перестает слушать. Борьба с утомлением внимания – важная задача, о которой не должен забывать оратор. Поэтому выступающему необходимо знать ораторские приемы поддержания внимания у слушателей.

Известный судебный деятель ХIХ века Пороховщиков (Сергеич) такими приемами считает прямое требование внимания от слушателей, обращение к слушателям с неожиданным вопросом. Для привлечения внимания аудитории он рекомендует ораторам прервать речь, сделать паузу.

Одним из интересных ораторских приемов является так называемая тайна занимательности. Для того, чтобы заинтересовать и заинтриговать слушателей, предмет речи сразу не называется.

К специальным ораторским приемам привлечения внимания аудитории можно отнести и вопросно-ответный прием. Оратор вслух  раздумывает над поставленной проблемой. Он ставит перед аудиторией вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам. Это очень удачный прием, так как он обостряет внимание слушателей, заставляет вникнуть в суть рассматриваемой темы.

Оживляют выступление примеры из художественной литературы, пословицы, поговорки, фразеологические выражения.

Опытные ораторы в серьезную по содержанию речь вводят элементы юмора.

Важнейшее условие эффективности ораторской речи – это контакт со слушателями.

Контакт – это общность психического состояния оратора и аудитории, это взаимопонимание между выступающим и слушателями.

Оратор и слушатели во время выступления должны решать одни и те же проблемы, обсуждать одинаковые вопросы – оратор, излагая тему своего выступления, а слушатели, следя за развитием его мысли. Совместную мыслительную деятельность оратора и аудитории называют интеллектуальным сопереживанием.

Для возникновения контакта важно также и эмоциональное сопереживание, то есть оратор и слушатели во время выступления должны испытывать сходные чувства. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность передаются и слушателям, вызывают у них ответную реакцию.

Необходимым условием возникновения контакта между оратором и аудиторией является искреннее, настоящее уважение к слушателям, признание в них партнеров, товарищей по общению.

На установление контакта оратора со слушателями влияют прежде всего актуальность обсуждаемого вопроса, новизна в освещении данной проблемы, интересное содержание выступления.

Именно интересное содержание в значительной степени определяет успех ораторской речи, является залогом установления контакта между оратором и аудиторией.

Однако в ораторской практике следует учитывать еще целый ряд моментов, требований, несоблюдение которых может свести на нет интересное содержание, снизить эффективность ораторского воздействия.

Большое влияние на установление контакта с аудиторией оказывает личность оратора, его репутация, сложившееся общественное мнение о нем. Если оратор известен как человек эрудированный, принципиальный, у которого слово с делом не расходится, человек, не бросающий слов на ветер, выступающий «не ради красного словца», то аудитория будет испытывать доверие к такому оратору. Единство слова и дела – это нравственно-этический критерий деятельности оратора, одно из главных требований, предъявляемых ему, важнейшее условие взаимопонимания. Несоблюдение этого требования остро и болезненно воспринимается слушателями, подрывает их доверие к словам говорящего.

Существуют специальные речевые действия, назначение которых – установление и поддержание контакта. К ним относятся: обращение, приветствие, комплимент, прощание. Начинать выступление без приветствия и обращения можно лишь на сугубо деловом совещании в узком кругу специалистов, встречи с которыми происходят достаточно часто. Обращения могут и должны употребляться и в центральной части выступления, они активизируют внимание слушателей.

Очень важную роль при поддержании контакта играют метатекстовые конструкции. Хороший оратор всегда обозначает метатекстовыми конструкциями части своего выступления: в начале своего выступления я бы хотел обратить ваше внимание на…, повторим еще раз…, теперь перейдем к вопросу о…, во-первых…,  во-вторых…, в-третьих…, в заключение хотелось бы сказать о том, что… и т.п.

Первым источником контактности речи являются личные местоимения. Местоимения первого и второго лица можно охарактеризовать как коммуникативные. Эффект речи зависит именно от того, как оратор выполняет одну из своих коммуникативных задач – преодолевает дистанцию между собой и слушателями. Местоимение «мы» и помогает создать, передать атмосферу взаимопонимания между оратором и аудиторией.

В речи часто прибегают к использованию некоторых местоименных конкретизаторов, которые усиливают степень контактности: мы с вами, мы вместе, мы все… Благодаря этим приемам устанавливается доверительный разговор между оратором и аудиторией, объединяется позиция оратора и слушателей, возникает их своеобразный диалог.

Другим средством контакта являются глагольные формы. Глагольная форма объединяет оратора со слушателями и выражает их совместное мнение.

Средством установления контакта можно считать и некоторые вводные конструкции, содержащие обращение к слушателям: как вы понимаете, как вы видите, как вы убедились и др. Они являются своеобразным призывом к концептуальной солидаризации. С помощью вводных конструкций оратор подготавливает сообщение новой информации, сопоставляя ее с уже имеющейся.

Можно использовать и конструкции с изъяснительными придаточными, имеющими императивную окраску: ясно, что…, известно, что…,понятно, что… Они имеют добавочные оценочные оттенки.

Контактность речи создают также побудительные предложения, например, согласитесь, прочитайте, подумайте, возьмите, считайте, отметьте, запомните, проанализируйте, возразите, решайте. Они обращены к слушателям, призывают их к определенным действиям. Таким образом и возникает контакт между оратором и слушателями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Основной особенностью ораторского искусства является его сложный синтетический характер. Философия, логика, психология, педагогика, языкознание, этика, эстетика – науки, являющиеся основой ораторского искусства. Ораторское искусство никогда не было однородным. В зависимости от конкретной сферы применения оно исторически подразделялось на различные виды.

Подготовка к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории, в которой предстоит выступать.

Оратору нужно учиться управлять настроением аудитории, уметь, если есть необходимость, изменить его. Важнейшее условие эффективности ораторской речи – это контакт со слушателями.

Для работника органов внутренних дел, одной из основных обязанностей которого является воспитательное воздействие на людей, культура публичной речи приобретает громадное значение.

От знания русского литературного языка, степени владения культурой публичной речи представителей правоохранительных и судебных органов зависит престиж органов правосудия, выполнение сотрудником органов внутренних дел его высокой общественной функции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

 

      1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. – 25-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
      2.             Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. – Ростов н/Д, 2010.
      3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Культура речи государственного служащего: учебно-практическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.
      4. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: Учебник. – 2-е изд, перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009.
      5.            Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия (Риторика для юристов): учеб. пособие. – М., 2011.
      6. Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М.: Издательство НОРМА, 2008.
      7.            Риторика для юристов: основы судебного красноречия: учебно-практ. пособие для студентов вузов / авт.-сост. Л.В. Поповская, О.В. Лисоченко. – Ростов н/Д, 2008.
      8. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. В.И. Максимова. – 2-е изд, испр. и доп. - М.: Гардарики, 2008.

Информация о работе Академическое красноречие