Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 17:25, курсовая работа
Цель работы – анализ речевого имиджа политика на примере В. Жириновского.
В соответствии с поставленной целью работа предполагает решение ряда задач:
- рассмотреть речевое воздействие и речевые стратегии;
- изучить особенности формирования речевого имиджа политика;
- провести анализ имиджа политического деятеля;
1. Речевой имидж как средство создания образа политика 4
1.1. Речевое воздействие и речевые стратегии 4
1.2.Особенности формирования речевого имиджа политика 7
2. Анализ речевого имиджа политика (на примере речевого имиджа В. Жириновского) 17
2.1. Анализ имиджа политического деятеля – В. В. Жириновского 17
2.2. Эффективность речевого имиджа лидера ЛДПР Владимира 19
Жириновского 19
Заключение 24
Список использованной литературы 25
Содержание
Введение
На протяжении всей истории можно проследить тот факт, что лидеры тех или иных течений – это, прежде всего, превосходные риторики. Хорошее знание темы предоставляет возможность человеку заинтересовать людей, однако для того, чтобы по-настоящему увлечь за собой, необходимо уметь воздействовать на людей. Здесь большое влияние оказывает именно сама речь, ее эмоциональная окрашенность.
О человеке можно судить по его речевому поведению и речевому имиджу. Именно поэтому создание положительного речевого имиджа является одной из первоочередных задач. В связи с этим представляется важным изучить основные приемы и технологии создания речевого имиджа личности и политика в частности, которые есть в арсенале специалистов по связям с общественностью и которые доказали свою эффективность в мировой практике.
Объектом настоящего исследования является речевой имидж политика.
Предмет исследования – речевой имидж. В. Жириновского.
Цель работы – анализ речевого имиджа политика на примере В. Жириновского.
В соответствии с поставленной целью работа предполагает решение ряда задач:
- рассмотреть речевое воздействие и речевые стратегии;
-
изучить особенности
-
провести анализ имиджа
-
провести анализ речевого
Речевое воздействие, в широком смысле – воздействие на индивидуальное и/или коллективное сознание и поведение, осуществляемое разнообразными речевыми средствами, иными словами – с помощью сообщений на естественном языке. Иногда под понятие речевого воздействия подводят также использование сообщений, построенных средствами так называемых паралингвистических (т.е. «окололингвистических») семиотических систем, к которым относятся, прежде всего, жесты, мимика и позы (так называемая кинесика, образующая ядро паралингвистики в традиционном понимании последней); эстетические коды словесного творчества (например, стилистические коды и систему интертекстуальных ссылок); а также, в случае письменной коммуникации, средства графического оформления текста (метаграфемика)1.
В узком смысле, который на практике встречается гораздо чаще, под речевым воздействием понимают использование особенностей устройства и функционирования перечисленных знаковых систем, и прежде всего естественного языка, с целью построения сообщений, обладающих повышенной способностью воздействия на сознание и поведение адресата или адресатов сообщения.
Чтобы пояснить соотношение широкого и узкого пониманий речевого воздействия, необходимо заметить, что потребность в языковом общении между людьми возникает в том случае, если они должны в дальнейшем каким-то образом взаимодействовать друг с другом. Например, одному из собеседников предстоит выполнить приказ или просьбу другого; или ответить на его вопрос; или поддаться на его увещевания; или, допустим, собеседникам предстоит где-то встретиться, и они обмениваются по этому поводу обещаниями быть в условленное время в условленном месте; или один из собеседников сообщает о чем-то другому и рассчитывает на то, что другой будет в дальнейшем поступать в соответствии с полученным им знанием; и так далее. В мире, в котором никому ни от кого ничего не надо, никакой необходимости ни в общении, ни в передаче информации не возникает; соответственно, не нужен в нем и язык. В конечном итоге, язык выступает как инструмент координации совместной деятельности людей. Любой речевой акт, тем самым, оказывается особой формой оказания воздействия на его адресата, – воздействия, осуществляемого путем передачи последнему некоторой информации, существенной для того, чтобы он в дальнейшем занял какое-то место в деятельности говорящего.
Речевая стратегия относится к одним из важнейших социальных действий (общение в общем), характеризует личность в том или ином коллективе. В современном обществе, личность как речевой стратег выбирает и добивается для себя путь развития и продвижение по социальным уровням (социальный статус) имея различные речевые стратегии. Речевая стратегия может трансформироваться в зависимости от эмоциональных, физических или биологических воздействий на человека.
Стратегия речевого поведения охватывает всю сферу построения процесса коммуникации, когда ставится целью достижение определенных долговременных результатов. В самом общем смысле речевая стратегия включает в себя планирование процесса речевой коммуникации в зависимости от конкретных условий общения и личностей коммуникантов, а также реализацию этого плана. Иными словами, речевая стратегия представляет собой комплекс речевых действий, направленных на достижение коммуникативной цели.
Поскольку стратегии ориентированы на будущие речевые действия, связаны с прогнозированием ситуации, истоки их следует искать в мотивах, которые управляют человеческой деятельностью. В большинстве исследований речевого общения в качестве онтологической предпосылки фигурирует мысль о несамостоятельности речи, подчиненности ее целям определенной деятельности. Эта онтологическая предпосылка была разработана в общепсихологической теории деятельности А.Н. Леонтьева2. В соответствии с ней в процессе речевого общения, коммуниканты, регулируя поведение друг друга, осуществляют совместную деятельность. Следовательно, речевое общение - это такая целенаправленная активность людей, которая позволяет им организовать сотрудничество.
Для анализа речевого общения и, в частности, речевых стратегий, из теории деятельности А.Н. Леонтьева наиболее продуктивны понятия цели, мотива, действия. В упрощенном виде их соотношение может быть описано следующим образом. Действие - это целенаправленная активность человека, то есть каждое действие имеет свою цель (нет бесцельных речевых действий). Деятельность (как совокупность действий) также имеет свою цель, которая называется мотивом.
«Применяя понятия теории деятельности к речи, можно сделать вывод: речь имеет не только непосредственную цель, но и мотив - то, ради чего достигается речевая цель. Слушая речь другого человека, мы всегда стремимся понять, ради чего он говорит. Не понимая мотива речевых действий, мы до конца не можем понять смысл высказывания. Таким образом, любая деятельность (в том числе и речевая) представляет собой процесс, направляемый и побуждаемый мотивом - тем, в чем «опредмечена» та или иная потребность. Потребность - это всегда потребность в чем-то. До своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета, он должен бьпъ обнаружен. Только после этого «предмет» приобретает свою побудительную силу, то есть становится мотивом»3.
Содержание политической мотивации зависит, прежде всего, от психологического состояния субъекта и характера влияния внешней среды. Может доминировать как та и другая составляющие.
Основы описания речевого имиджа дал Аристотель, который говорил, что речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается. Выделенные Аристотелем элементы речевого имиджа можно найти в любом описании структуры речевого общения4.
Анализируя устные выступления и интервью политиков, мы обнаруживаем два пути создания имиджа. В традициях античной риторики их. можно определить через понятия Ethos и Persona. С одной стороны, автор в своей речи может акцентировать специфические особенности собственной личности (тяжеловесные интонации Б. Ельцина, южнорусский акцент М.Горбачева, импульсивность В.Жириновского), с другой - политик обычно выбирает для себя роль (или роли) и соответствующую ей речевую «маску». Выбор осуществляется на основе прогнозирования аудитории, ее ожиданий и по сути является коммуникативной стратегией. Приемы, избираемые для ее реализации, определяются как речевая тактика.
Постсоветская политическая сцена обнаруживает определенные предпочтения политических и государственных деятелей в выборе имиджа. Наибольшей популярностью пользуется роль «Патриота» и «Державника» (по сути, это одна роль, что можно заметить по синонимическому употреблению). Доминанта «Патриот» не исключает, а, скорее, предполагает другие составляющие имиджа, или микророли. Например, «Избранник народа» (он же «Слуга народа», «Голос народа»). «Избранник народа» должен быть таким, как все, при этом социум избирателей обычно обозначается как «простые люди». Соответственно в имидже политика-избранника намечается семантический компонент «Простой человек»5.
Следующий блок микроролей определяется доминантой «Хозяин» или «Сильная рука». «Хозяину» и «Сильной руке» вполне может сопутствовать роль «Неполитика», вынужденно вовлеченного в политические игры.
Еще один блок микроролей ориентирован на систему нравственных ценностей, на эмоциональную сферу. Он может быть определен доминантой «Борец» за социальную справедливость. Тематические цепочки типа: старики, пенсионеры, малообеспеченные, безработные, многодетные семьи, русские в бывших советских республиках маркируют имидж «Борца». Кроме защиты обездоленных, энергия «Борца» направлена на борьбу с мафией и коррупцией.
Кроме того, следует отметить как факультативные составляющие имиджа следующие микророли: «Мудрый вождь», «Провидец», «Военный», «Отличный семьянин». Каждая из этих микроролей выполняет тактическую задачу придания имиджу объемности, построения достоверной модели личности (доминанта не обеспечивает восприятия личности как реальной, нужны специфические штрихи и краски, придающие портрету сходство с оригиналом)6.
Важную роль при создании речевого имиджа играет категория «Свой круг». Противопоставленные концепты «свой» - «чужой» позволяют установить отношения между говорящим, его собеседником и третьими лицами. В этой системе координат автор осуществляет самопрезентацию, очерчивая «свой круг» и каждый раз заново (в соответствии с коммуникативной задачей и ситуацией) разграничивая «своих» от «чужих».
Приемы формирования семантики «своего круга» весьма разнообразны. В самом общем виде можно выделить 2 тактики:
1) обозначить «чужих»;
2) обозначить «своих».
Рассмотрим
различные коммуникативные
«Чужие» могут быть «названы поименно».
«Чужие» могут быть своего рода абстракцией, позволяющей обозначить положительный и отрицательный полюсы. При этом положенные в основу поляризации признаки могут быть весьма разнообразны: Москва - провинция, теоретики - практики, старые кадры - новые кадры, Россия - Запад, русская духовность - западный менталитет и т.д.
Еще один прием создания максимально широкого «своего круга» обозначается словами: «Ты -- один из нас». Один из способов проведения этой идеи - употребление «пустых» фраз (с расплывчатым денотативным значением): «Наша задача - привести в порядок Россию», «всему нужен хозяин» и т. п. Каждый может интерпретировать эти фразы по-разному: представления о порядке у демократа, коммуниста, агрария в значительной степени не совпадают. Фразы подобного рода не предполагают контртезис и, следовательно, позволяют приобщить к «своему кругу» практически любого7.
Регулярное присутствие в политическом дискурсе семантической категории «свой круг» позволяет считать данную категорию «имиджеобразующей».
В основе речевого имиджа политика лежат речевая и содержательная составляющие.
Содержательное основание - это информативная часть текстов, произносимых политическим деятелем. Единицами, включенными в содержание речевого портрета политика, являются:
1) концепты, используемые в функции ключевых слов
2) лозунги
3) модель настоящего
4) модель будущего
5) модель прошлого8.
Концепты представлены той частью современной лексики, которая называет наиболее актуальные реалии, значимые лица, процессы, обсуждаемые идеи, так или иначе связанные с социумом и отдельными его представителями. Концепты не являются языковыми фактами исключительно политической сферы. Они свободно адаптируются в языке художественной литературы, СМИ, науки, повседневной речи, поэтому одной из значимых характеристик имеют высокую частоту употребления. Последнее обуславливается как экстралингвистическими факторами - изменением в политической, экономической и социальных сферах жизни, - так и собственно лингвистическими - активизацией слова в связи с вхождением в социальное сознание конкретного понятия, либо реалии. Активизация концепта в дискурсе отдельной языковой личности может осуществляться во время ее знакомства с текстами (собственно языковой газетный материал: название статей, рубрик, заголовков); с городской средой (транспаранты, плакаты, вывески, граффити) или коммуникативной действительностью (речь политических деятелей, представителей СМИ, культуры и искусства)9.