Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 00:36, реферат
Речь- исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил. Речь как вид деятельности человека и как её продукт осуществляется при помощи использования средств языка – слов, словосочетаний, предложений и пр. Употребляясь в речи, язык даёт ей возможность выполнять функции общения, сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей.
Введение………………………………………………………………3
Основная часть…………………………………………………4-8
Заключение...............................................................9
Литература............................................................10
Приложение....................
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра
связи с общественностью и
лингвистики
РЕФЕРАТ
По дисциплине «Русский язык и развитие речи»
На
тему «Анализ речи современной молодёжи»
Выполнила: Семененко Ю. В.,
Студентка группы
Эко(б)-112
Проверила: Коренева А. В.,
Профессор кафедры “Социальная
работа и теология”, кандидат
педагогических
наук, доцент
Мурманск
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Основная часть…………………………………………………4-8
Заключение....................
Литература....................
Приложение....................
Введение
Речь- исторически
сложившаяся форма общения
В наше сложное, нестабильное
время большие изменения
Процессы, происходящие в обществе, приводят к значительному возрастанию роли устной речи. Молодежь - это будущее нашей страны, а ее речь - будущее русского языка.
Цель работы – Проанализировать речь с точки зрения соблюдения в ней норм литературного языка и качеств хорошей речи, изучить лексикон молодёжи (студентов)в аспекте речевой культуры.
Основная часть
Богатство речи- набор языковых средств (лексических, грамматических, стилистических), которыми владеет и умело пользуется в соответствии с ситуацией отдельный человек. Богатство речи определяется способностью человека выразить одну и ту же мысль, одно и то же грамматическое значение разными способами.
Богатство (разнообразие) речи определяется тем, сколько языковых единиц (слов, фразеологизмов) находится в словарном запасе говорящего, создается использованием максимального арсенала средств воздействия, свидетельствует о свободном владении говорящим возможностями родного языка.
Богатство речи, во-первых, определяется количеством слов в словарном запасе говорящего. Эллочка Щукина обходилась тремя десятками междометий, а в словаре Пушкина более 21 тысячи слов. Не всем дано быть Пушкиным, но всем нужно стремиться быть подальше от Эллочки. В словарном запасе Ленина было более 37 тыс. слов, минимальным считается 4 тыс. слов, у интеллигентного человека должно быть 7–10 тыс. слов.
К сожалению в
настоящее время молодёжная речь стала
беднее чем раньше, так как словарный запас
пополняется главным образом за счет чтения
книг. А сейчас молодёжь читает все меньше
и меньше. Хотя есть и такие кто обладает
богатой речью, но таких не много.
В разговорной речи молодежь часто употребляет разные слова, на мой взгляд, засоряющие русский язык. Эти слова молодые люди используют, общаясь друг с другом. Характер лексики разговорного происхождения – от шутливо-ироничного до грубо-вульгарного – зависит от социальной группы: носит она открытый или замкнутый характер, органически входит в общество или противопоставляет себя ему.
Чистота речи – это отсутствие в ней лишних слов и слов, чуждых литературному языку по нравственно-этическим критериям. В молодёжной речи преобладает такая группа слов как жаргонизмы.
Жаргонизмы- слова искусственного языка, понятного лишь определенному кругу людей, связанных между собой общими целями и интересами. Возникают в замкнутых группах (учащиеся, студенты, армия).
В молодежной среде жаргон бытовал издавна (жаргон семинаристов, гимназистов). Главное в этом языковом явлении – отход от обыденности, игра, ирония, маска. Раскованный, непринужденный молодежный жаргон стремится уйти от скучного мира взрослых, родителей и учителей.
От молодых людей можно услышать такие слова:
а) Слова, называющие людей:
Кореш,
братан – друг, приятель.
Чувак – парень.
Кент – модный парень.
Нарик – наркоман.
б) Существительные, которые трудно объединить в какую-либо группу:
Прикол – шутка.
Угар, коры – веселье.
Стрела – драка.
Треп – болтовня, вранье.
Базар – разговор, болтовня.
Фигня – ерунда.
Погоняло, кликуха – кличка.
Хавчик – еда.
Облом – неожиданно плохой результат.
Чирик – десять рублей.
Влипнуть– попасться.
Встрял – попал в неприятное положение.
Двигай, дергай – иди отсюда.
Кинуть – обмануть, подставить.
Оборзеть
– обнаглеть.
Отвянь – отстань.
и т.д
в) Слова, близкие к наречию:
Прикольно, классно, класс, клево, потрясно, ништяк, улет, круто, угарно – выражение высокой степени качества, высокой оценки чего-либо.
Стрем, стремно – плохо.
По-любому – точно, обязательно.
Г) Имена прилагательные
Стремный – плохой,
нехороший, некрасивый.
Крутой, классный,
клевый – высокая степень качества
чего-либо.
Беспонтовый – нехороший.
Дельный – предприимчивый.
Поколения молодых
сменяются через пять–семь лет,
а с ними меняется и жаргон. Новый
или старый, жаргон остается с молодежью.
Точность речи – это, во-первых, использование каждого слова в соответствии с его значением, а во-вторых, соблюдение фактов.
Точность и ясность речи взаимосвязаны: точность речи придает ей ясность, ясность вытекает из точности, но о точности высказывания должен заботиться говорящий, а ясность оценивает слушатель.
Подавляющее большинство молодых людей, выражаются не точно и смысл некоторых фраз не ясен. Это происходит потому, что они очень быстро перескакивают с темы на тему. Язык не успевает за мыслью.
Выразительность (красота) речи – это очень многоплановое понятие, это совокупность особенностей речи, поддерживающих внимание и интерес у слушателей. Выразительность опирается на богатство, достигается употреблением в речи выражений, избегающих обыденности, неожиданных оборотов. Можно сказать, что выразительная речь – это эмоциональная речь. Говорящий должен воздействовать не только на разум, но и на чувства, воображение слушателей. Выразительность речи поддерживается специальными языковыми и речевыми средствами выразительности, к которым относятся тропы и риторические фигуры. Цель этих языковых средств – сделать мысль более яркой, точной, запоминающейся.
На мой взгляд современная молодёжь не слишком задумывается над выразительностью своей речи, говорят с ошибками, на ходу выдумывают слова. Им нет дела до неё. Они жертвуют выразительностью в угоду практичности и моде, всегда нужно поддерживать молодёжный стиль и сленг.
Логичность речи
- это коммуникативное качество,
предполагающее умение последовательно,
непротиворечиво и
Причиной нелогичности высказывания может стать подмена понятия, которая часто возникает в результате неправильного словоупотребления: Плохо, когда во всех кинотеатрах города демонстрируется одно и то же название фильма.
Конечно, демонстрируется фильм, а не его название. Можно было сказать:
Плохо, когда во всех кинотеатрах города демонстрируется один и тот же фильм. Подобные ошибки в речи возникают и вследствие недостаточно четкой дифференциации понятий, например: Приближения премьеры коллектив театра ждет с особым волнением (ждут не приближения премьеры, а самой премьеры).
Молодёжь чаще всего совершает такие ошибки, как алогизм и плеоназм.
Алогизм- ход мысли, нарушающий какие-то законы и правила логики и поэтому всегда содержащий в себе логическую ошибку.
Плеоназм-
дублирование некоторого элемента смысла;
наличие нескольких языковых форм, выражающих
одно и то же значение, в пределах законченного
отрезка речи или текста – а также само
языковое выражение, в котором имеется
подобное дублирование.
Уместность речи
– это такой подбор и организация языковых
средств, которые делают речь отвечающей
целям и условиям общения; соответствие
структуры речи функциональному стилю,
теме, ситуации общения, обстановке речи,
составу слушателей. Уместность определяет
степень обязательности других качеств
речи. Например, в ситуации дружеского,
непринужденного общения вполне естественна
языковая игра, в основе которой лежит
намеренное и мотивированное целями говорящего
нарушение правильности.
Я все чаще замечаю
что молодёжь не соблюдает такое
качество хорошей речи, как уместность.
Не учитывают личностно-
Заключение
Целью этого реферата являлось исследование речи современной молодёжи и анализ речи с точки зрения соблюдения в ней норм литературного языка и качеств хорошей речи. Анализ проделанной работы результатов дозволяет сделать следующие выводы:
Молодые люди считают жаргонизацию речи неотъемлемой частью общения посреди сверстников. Такие слова дозволяет им самоутверждаться, поддерживать отличные дела с товарищами, обмениваться информацией и узнавать новое.
Сейчас засилие жаргонизации речи обусловлено изменившимися социальными условиями – ценность материальных ценностей, разделение общества (на богатых и бедных), изменение межличностных отношений и т.д. Молодёжь все почаще сталкиваются с безразличием, грубостью, злобой. А это, в свою очередь, приводит к протесту, который выражается, в частности, завышенной жаргонизацией речи при общении. Общение со сверстниками, а также с друзьями более старшего возраста продолжает быть значимым для испытуемых. Они желают проводить с ними как можно больше времени – гулять, отдыхать, развлекаться, а означает они обязаны разговаривать на «своем» (жаргонном) языке.
Причины, влияющие на речь молодёжи: