Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 13:04, статья
Виртуальная коммуникация породила особый язык – язык виртуального общения. Этот язык стал постепенно перебираться в нашу повседневную жизнь. В наше время проблема чистоты русского языка актуальна, потому что социальные сети оказывают как положительное, так и отрицательное влияние. Но особенно большое влияние они оказывают на речь подростков, так как проводят большое количество времени в социальных сетях. Что же такое социальная сеть? Понятие ввел социолог Джеймс Барнс: «социальная сеть» - это социальная структура, состоящая из группы узлов, которыми являются социальные объекты (люди или организации), и связей между ними (социальных взаимоотношений).(здесь надо указать источник) Функциональные возможности социальных сетей приносят много пользы для человека. Но они оказывают отрицательное влияние на коммуникативные и социальные навыки личности, так как реальное общение заменяется виртуальным. Сегодня социальные сети являются популярными. Сайты эффективно содействуют коммуникации и тем самым помогают оставаться на связи. Но они также оказывают негативное влияние: чрезмерное и регулярное увлечение социальными сетями во многом препятствуют развитию речи подростков.
Влияние социальных сетей на речь подростков.
Виртуальная коммуникация породила особый язык – язык виртуального общения. Этот язык стал постепенно перебираться в нашу повседневную жизнь. В наше время проблема чистоты русского языка актуальна, потому что социальные сети оказывают как положительное, так и отрицательное влияние. Но особенно большое влияние они оказывают на речь подростков, так как проводят большое количество времени в социальных сетях. Что же такое социальная сеть? Понятие ввел социолог Джеймс Барнс: «социальная сеть» - это социальная структура, состоящая из группы узлов, которыми являются социальные объекты (люди или организации), и связей между ними (социальных взаимоотношений).(здесь надо указать источник) Функциональные возможности социальных сетей приносят много пользы для человека. Но они оказывают отрицательное влияние на коммуникативные и социальные навыки личности, так как реальное общение заменяется виртуальным. Сегодня социальные сети являются популярными. Сайты эффективно содействуют коммуникации и тем самым помогают оставаться на связи. Но они также оказывают негативное влияние: чрезмерное и регулярное увлечение социальными сетями во многом препятствуют развитию речи подростков.
Исходя из вышесказанного, хотелось бы остановиться на выявление негативных факторов влияния социальных сетей на речь подростков, основываясь на анализе социальных сетей, особенно наиболее популярных среди подростков.
Для этого необходимо дать понятие «языка». Обратимся к словарю …., где сказано, что «язык – это 1. Исторически сложившаяся система звуковых словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе 2.Совокупность средств выражения в словесном творчестве, основанных на общенародной звуковой, словарной и грамматической системе 3.Речь, способность говорить 4. Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию.»1
«Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, будут служить многие столетия после нас», - говорил Самуил Яковлевич Маршак.
К сожалению, сейчас для русского языка настало трудное время. Стремительные негативные изменения, которые происходят в нём, заставляют многих учёных, исследователей всё чаще и чаще говорить о том, что он, теряет свой блеск, глубину.
По статистическим данным,
приведенным в Интернет «MIC:Медиа.Информация.
В чем же причина таких негативных тенденций в развитии русского языка? Большинство исследователей считают, что проблема основана на слишком активном проникновении в литературный язык разговорного, просторечного языка. Особо выделяют Интернет-сленг. Сленг – это совокупность слов и выражений, употребляемых представителями определенных групп, профессий и т.п. и составляющих слой разговорной лексики, не соответствующей нормам литературного языка (обычно применительно к англоязычным странам).2
Мною были опрошены подростки 14-16 лет, всего 46 респондентов. Проведенное анкетирование показало, что чаще всего подростки посещают социальную сеть Вконтакте (61%), на втором месте – Друг вокруг (27%), на третьем – ICQ(10%), на четвертом месте – другие социальные сети, такие как Facebook, Twitter, Instagram.
Для регистрации в социальных сетях у каждого свои причины: одни общаются с друзьями, находят новых или старых друзей и знакомых, другие слушают музыку и читают новости. Спрос на социальные сети растет с каждым днем, втягивая в себя всё больше подростков. Посещают чаще всего социальные сети для «игры-онлайн»(47%), для общения с друзьями(24%), для поиска информации по учебе(19%). 10% опрошенных используют социальные сети для чтения новостей и прослушивания музыки.
О количестве времени, которое проводит подросток в Интернете можно сказать следующее: «5-6 часов в день» проводят в социальных сетях 49% опрошенных, «4-5 часов в день» - 23%, «2-3 часа в день» - 15%, «1 и менее часа» - 8%. Всего лишь 5% опрошенных не контролируют свое времяпровождение в социальных сетях.
Самая главная проблема состоит в том, что многие подростки становятся полностью зависимыми от социальной сети, они уже не могут представить свою жизнь без неё. Постоянно взаимодействуя друг с другом посредством онлайн - переписки, они забывают про личное общение, у некоторых пользователей это доходит до фанатизма, иногда абсолютно не осознавая этого. Со временем у подростка может развиваться патологическая необходимость постоянного пребывания на сайте, от которой он уже не может избавиться самостоятельно.
Таким образом, общение в социальных сетях является не просто времяпровождением, но и становится образом жизни подростка. Из этого вытекает множество проблем, одна из которых, негативное влияние социальных сетей на речь подростков.
В настоящее время в научных изданиях, некоторых СМИ пишется о небрежном отношении к родной речи, о низком уровне культуры речи современных подростков.
Культура речи – это степень владения литературным языком (его нормами, стилистическими, лексическими и грамматико-семантическими ресурсами) в целях наиболее эффективного общения в различных условиях коммуникации. 3
Интернет-сленг твердо утвердился в речи современных подростков. Подростки очень часто используют в своей устной речи жаргонизмы.
Жаргонизмы – это слова, используемые определенными социальными или объединенными общими интересами группами людей, которые несут тайный, непонятный для всех смысл. (чье определение)
Одной из основных проблем распространения интернет-сленга является засорение словарного запаса, которое неизбежно снизит грамотность: невозможно постоянно выражать свои мысли и эмоции с помощью «сетевого жаргона» в любых его проявлениях, а потом, когда будет необходимо, заговорить красиво и грамотно. Причина появления и распространения «сетевого жаргона», с одной стороны – бедность словарного запаса пользователей и одновременно желание быть оригинальным, а с другой – новизна.
Исследователи отмечают, что судьба сленговых слов и выражений неодинакова: одни из них с течением времени настолько приживаются, что переходят в общеупотребительную речь. Например, «докапываться», «выносить мозг» уже стали общеупотребительными словами. (здесь нужны примеры, хотя бы по 2 слова), другие существуют лишь какое-то время вместе со своими носителями, а затем забываются, и, наконец, третьи сленговые слова и выражения так и остаются сленговыми на протяжении длительного времени и жизни многих поколений, никогда полностью не переходят в общеупотребительный язык, но в то же время и совсем не забываются.
Нами было проведен опрос среди детей 14-16 лет школ г. Ижевска, с целью выявления влияния социальных сетей на речь подростков.
Широко и часто подростки используют в виртуальном общении смайлики и графические знаки. Более эффективным графическим средством отображения эмоционального настроя являются смайлики.
Смайлик – это пиктограмма, которая изображает эмоцию. Более половины опрошенных мной подростков(72%) используют смайлики постоянно, 21% опрошенных используют редко и всего 7% подростков не используют смайлики. Некоторые смайлики в процессе общения были преобразованы пользователями социальных интернет сетей разного рода «улыбочки» или сокращения. Такие как двукратное и многократное повторение скобок «))))», двоеточие и скобка и прочие «:)», XD, ^_^ и другие.
В переписках по электронной почте или ICQ, когда обмен сообщениями занимает секунды, общение посредством письменной речи происходит так, как если бы мы видели собеседника. Общаясь в сети при помощи коротких фраз, емких и сжатых выражений, обозначая эмоции картинками-смайликами, подростки вырабатывают свой новый язык общения, построенный на графических символах и словах. Смайлики получают все большее распространение, становясь практически общепринятым интернет сленгом. Было бы странным думать, что выражать эмоции при помощи знаков стали только с появлением Интернета.
Интернет породил новый язык – «албанский язык». Он соединил в себе точность письменной и краткость устной речи.
Основой «албанского» языка как раз и является возведение ошибок в правило, говоря иначе, своеобразный культ ошибки, которая превращается в единственно признаваемый принцип. К нему, в свою очередь, присоединяется несколько технических приемов, обеспечивающих в случае необходимости «перевод» с русского языка на «албанский».
Это, во-первых, правило: «пиши, как слышишь» . Во-вторых, написание в конце слов тех шумных звонких согласных, которые в произношении невозможны (классические образцы — «превед» вместо «привет» или «красавчег» вместо «красавчик»), и, в-третьих, использование буквосочетания «сч» на месте буквы «щ». На первый взгляд может показаться, что перед нами нечто необычное. В качестве доказательства можно привести строго научную фонетическую транскрипцию начала повести Тургенева «Муму» («В адной из аддаленных улиц Масквы, ф серам доме з белыми калоннами, антресолью и пакривифшымся балконам жыла некагда барыня, вдава, акружонная многачисленнай дворней...»).
Проанализировав переписки в социальных сетях, я могу сказать, что в большинстве случаев подростки совершают орфографические ошибки, на втором месте идут пунктуационные ошибки и третье место занимают синтаксические ошибки.
В Интернете также часто можно встретиться с проблемой хамства. Подростки грубят друг другу в самых различных формах. Интернет-общение принимает форму агрессивного, негативного диалога, так как сама конфликтная ситуация в большинстве не обременяется последствиями, а лишь служит фактором разрядки, либо самоутверждения за счёт унижения друг друга, обесценивания интересов, ценностей и норм оппонента. Просто понимание и взаимоуважение вымирает в среде интернет.
В социальных сетях подростки при общении также широко используют сокращения. Например: компьютер – «комп», клавиатура – «клава», нормально – «норм» и многое другое. И очень часто эти сокращения они используют в устной и письменной речи, что сильно снижает культуру речи среди подростков.
Часто в общении они используют такой троп, как метонимия. Метонимия – это употребление одного слова, выражения вместо другого на основе близости, сопредельности, смежности понятий, образов.4 Например: «железо» - в значении «компьютер», «кнопки» - в значении «клавиатура» и многое другое.
В ходе исследовательской работы было выяснено, что социальные сети отрицательно влияют на речь подростков. Хотя лишь 23% подростков из 100% отметили негативное влияние социальных сетей на свою речь.
Подростки начинают использовать сленг не только в виртуальном общении, но и в повседневной жизни: в учебных тетрадях, в общении между собой, даже в разговоре с учителем. Язык засоряется множеством иностранных слов, употребляющихся без перевода. Большинство подростков вместо чтения постоянно общаются в Интернете.
Итак, можно сделать вывод о том, что у подростков существует свой язык и стиль общения, к сожалению, часто приходится видеть не лучшие образцы владения родным языком. Культура речи подростков снижается, но следует отметить, что Интернет не только негативно влияет на подростков, но и оказывает положительное влияние. Например, подростки могут общаться с друзьями, родственниками, которые находятся в другом городе или даже в другой стране. Поиск информации для учебы, благодаря Интернету занимает минимальный промежуток времени.
Список Интернет-источников и литературы.
1 Толковый словарь русского языка [Книга] / авт. С.И.Ожегов под редакцией Н.Ю.Шведовой. - [б.м.] : Оникс-ЛИТ, Мир и Образование, 2012. - стр. 1376.
2 Толковый словарь русского языка [Книга] / авт. Т.Ф.Ефремова. - Москва : Дрофа, 2009.
3 Язык общения и культура(экология и язык) [Книга] / авт. Л.И. Скворцов. - Москва : Просвещение, 2009.
4 Толковый словарь русского языка [Книга] / авт. С.И.Ожегов под редакцией Н.Ю.Шведовой. - [б.м.] : Оникс-ЛИТ, Мир и Образование, 2012. - стр. 1376.
Информация о работе Влияние социальных сетей на речь подростков