Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 10:03, контрольная работа
Целью данной работы является анализ имеющейся литературы по теме: «Искусство спора и его основные виды»; систематизация и обобщение полученного материала по данной теме.
Задачи:
• ответить на вопрос: «Что такое спор?»
• получить знания из имеющихся источников о приемах спора;
• раскрыть вопрос о видах спора.
Введение 3
1. Что такое спор 4
2.Приемы спора 6
3. Разновидности спора 8
Заключение 11
Используемая литература 12
Академия права и управления
Пермский филиал
юридический факультет
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Риторика»
Тема «Искусство спора и его основные виды»
Вариант № 23
Зачетная книжка № 113
Группа № 2
Выполнил: студент-заочник
III курса (набора 2005 г.) Новикова Олеся Валерьевна
618740 г. Добрянка
ул. Энергетиков 25-27
д.т. 8 (34265) 2-14-49
Пермь 2008
Содержание
Введение 3
1. Что такое спор 4
2.Приемы спора 6
3. Разновидности спора 8
Заключение 11
Используемая литература 12
Введение
Споры вокруг какого-нибудь положения ничего не говорят о его истинности: иной раз несомненное вызывает споры, а сомнительное проходит без возражений. Споры не означают ошибочности утверждения, равно как всеобщее согласие – его правильности.
Б Паскаль
Решение многих проблем современности возможно только на путях открытого и гласного обмена мнениями, широкого общественного диалога, гражданского согласия. Умение компетентно и плодотворно обсуждать жизненно важные проблемы, доказывать и убеждать, аргументировано отстаивать свою точку зрения и опровергать мнение оппонента, то есть владение полемическим мастерством должно стать обязательным качеством каждого образованного человека.
Целью данной работы является анализ имеющейся литературы по теме: «Искусство спора и его основные виды»; систематизация и обобщение полученного материала по данной теме.
Задачи:
Спор представляет собой столкновение мнений или позиций, в ходе которого стороны приводят аргументы в поддержку своих убеждений и критикуют несовместимые с последними представления другой стороны.
Спор является частным случаем аргументации, ее наиболее острой и напряженной формой. Всякая аргументация имеет предмет, или тему, но спор характеризуется не просто определенным предметом, а наличием несовместимых представлений об одном и том же объекте, явлении и т.д. Спор предполагает противоположные мнения и активное отстаивание каждой из его сторон своей собственной позиции, несовместимой с позицией другой стороны. Если нет противоположности или столкновения мнений, то нет и самого спора, а есть какая-то иная форма аргументации.
Спор как одна из возможных ситуаций аргументации имеет характерные признаки:
Если какой-то из этих признаков отсутствует, нет и спора как особого случая аргументации.
Спор определяется как обсуждение того или иного вопроса, словесное состязание, в котором каждый отстаивает свое мнение, а также как разногласие, разрешаемое судом. Второе значение слова подводит нас к пониманию того, что спор – это такая форма диалога, при которой дальнейшее отношение его участников ведет к обострению, превращению идейной конфронтации в материальную. Спор рождается на довольно высоком уровне познания действительности. Для его возникновения необходимы два предварительных условия:
Это необходимые, но недостаточные предпосылки. Предложенное решение может быть либо сразу принято всеми, либо сразу всеми отвергнуто как очевидная нелепость. Спор возникает, когда решение проблемы находится где-то между этими двумя крайностями, имеет как своих сторонников, так и своих противников.
В самом общем плане следует классифицировать споры в соответствии с областью познания: описательной (дескриптивной) и предписательной (прескриптивной). На первой стадии создается картина (сначала эмпирическая, затем теоретическая) фиксированного фрагмента действительности, на второй – разрабатываются предписания (планы, инструкции, рекомендации и т.д.) преобразования этого фрагмента действительности в средства удовлетворения человеческих потребностей, понимаемых в самом широком смысле: от потребности в пище до потребности в произведениях искусства.
Споры в рамках дескриптивного знания принципиально отличаются от споров в контексте прескрипции. Различны цели этих двух видов спора. В первом случае обосновывается и оспаривается истинность предложенного эмпирического или теоретического описания действительности, обсуждается соответствие знания своему предмету. Цель сора о прескрипциях сложнее, здесь обсуждается соответствие знания трем факторам:
Прескрипции, соответствующие этим трем факторам, называют правильными (конструктивными, рациональными). Дескрипции же, соответствующие установленному порядку вещей в действительности, называют истинными.
Как и в других случаях аргументации, доводы, используемые в споре, могут быть корректными или некорректными. Корректные доводы могут содержать элементы хитрости, но в них нет прямого обмана и тем более вероломства или принуждения силой. Некорректные доводы ничем не ограничены и простираются от умышленно неясного изложения и намеренного запутывания до угрозы наказанием или применения грубой физической силы.
Граница между корректными и некорректными приемами сора не является, конечно, четкой в общем случае, к тому же она может смещаться в ходе конкретного сора по принципу «против оппонента можно использовать его же оружие».
Спор – это борьба, и общие методы успешной борьбы приложимы также в споре. Представим наиболее распространенные приемы спора.
Инициатива. В споре важно, кто задает тему, как конкретно она определяется. Нужно уметь повести полемику по своему сценарию.
Наступление, а не оборона. Причем даже оборону лучше вести с помощью наступления. Вместо того чтобы отвечать на возражения противника, надо заставить его защищаться и отвечать на выдвигаемые против него возражения. Предвидя его доводы, можно заранее, не дожидаясь, пока он их выскажет, выдвинуть их самому и опровергнуть.
Отвлечения внимания противника от той мысли, которую хотят провести без критики. Данный прием допустим в устном споре. При этом мысль или не высказывается вовсе, а только подразумевается, или высказывается, но как бы мимоходом, как можно короче, в стертой форме.
Переложение «бремени доказывания» на противника. Например, можно сослаться на то, что ваш тезис вытекает из уже признанного общего положения. Тезис противника окажется исключением из этого положения, и ему будет нужно доказывать правомерность такого исключения.
Концентрация действий, направленных на центральное звено системы аргументов противника или на наиболее слабое ее звено, - не только корректный, но и желательный прием.
Опровержение противника его собственным оружием. Из принятых им посылок надо всегда пытаться вывести следствия, подкрепляющие защищаемый вами тезис. В этом случае особый интерес представляют неожиданные для противника следствия, о которых он даже не подозревает.
Внезапность. Этот эффект достигается при использовании разных приемов. Например, рекомендуется «придержать» самые неожиданные и важные сведения к концу спора.
Не занимать с самого начала жесткую позицию, не спешить твердо и недвусмысленно изложить ее. Иначе в переменчивых обстоятельствах сора трудно будет ее модифицировать и тем более от чего-то отказаться. Этот прием может оказаться особенно полезным, когда предмет спора не совсем определен.
Некорректные приемы, используемые в спорах, не только многочисленны, но и чрезвычайно разнородны. Среди них есть грубые и даже очень грубые, но есть и очень тонкие. Наиболее грубыми являются механические уловки. Рассмотрим ряд таких приемов.
Прием, когда противнику не дают возможности говорить – самый грубый и самый «механический» прием.
Предельно грубый прием – использование насилия, физического принуждения или даже истязания для того, чтобы заставить другую сторону принять тезис или хотя бы сделать вид, что она его принимает.
Использование ложных и недоказанных аргументов в надежде на то, что противная сторона этого не заметит.
Прием, цель которого – вывести противника из состояния равновесия.
Прием, когда один из спорящих говорит очень быстро, выражает свои мысли в нарочито усложненной, а то и просто путаной форме, быстро сменяет одну мысль другой. Этот прием производит особенно тяжелое впечатление, когда быстрая, путаная, постоянно меняющая свое направление речь обращена к неопытному спорщику или к человеку, мыслящему пусть основательно, но медленно и с трудом схватывающему только кое-что из сказанного.
Целью спора может быть обнаружение истины или достижение победы.
Как не существует явной границы между корректными и некорректными аргументами, так нет ее и между спорами, ведущимися с целью прояснения истины, и спорами, направленными на победу одной из сторон.
По своим средствам споры подразделяются на использующие только корректные приемы и использующие также разнообразные некорректные приемы. Объединяя эти две классификации споров, получаем четыре их разновидности: дискуссия, полемика, эклектика и софистика.
Дискуссия – спор, направленный на достижение истины и использующий только корректные приемы ведения спора.
Дискуссия – одна из важнейших форм коммуникации, метод решения спорных проблем и своеобразный способ познания. Она позволяет лучше понять то, что не является в полной мере ясным и не нашло еще убедительного обоснования. И если даже участники дискуссии в итоге не приходят к согласию, в ходе дискуссии они определенно достигают лучшего взаимопонимания.
Непосредственная задача дискуссии - достижение определенной степени согласия ее участников относительно дискутируемого тезиса.
Используемые в дискуссии средства должны быть корректными и, как правило, признаваться всеми, кто принимает в ней участие. Употребление средств другого рода ведет обычно к обрыву дискуссии.
Полемика – спор, направленный на победу над противоположной стороной и использующий только корректные приемы.
Цель полемики – не достижения согласия, а победа над другой стороной, утверждение собственной точки зрения. Средства, употребляемые в полемике, должны быть корректными, но они не обязательно настолько нейтральны, чтобы с ними соглашались все участники. Каждый из них применяет те приемы, которые находит нужными для достижения победы, и не считается с тем, насколько они соответствуют представлениям других участников полемики о допустимых приемах спора.
Эклектика - спор, имеющий своей целью достижение истины, но использующий для этого и некорректные приемы.
В самом общем смысле эклектика – это соединение разнородных, внутренне не связанных и, возможно, несовместимых идей, концепций, стилей и т.д. В качестве методологического принципа эклектика появилась впервые в древней философии как выражение ее упадка и интеллектуального бессилия.
Истина рождается в споре и утверждается в конечном счете с помощью корректных средств. Но наука – дело живых людей, на которых оказывают воздействие и некорректные приемы. Неудивительно поэтому, что в ссорах об истине иногда возникает искушение воспользоваться какими-то мягкими формами таких приемов.
Отношение к эклектике как разновидности спора должно быть взвешенным и учитывающим ситуацию, в которой для защиты еще не для всех очевидной истины были использованы не вполне корректные слова.
Софистика – спор, имеющий своей целью достижение победы над противоположной стороной с использованием как корректных, так и некорректных приемов. Софистика – спор, в котором для достижения победы над противником используются любые средства, включая и заведомо некорректные, заслуживает безусловного осуждения. В споре, как и в других делах, нельзя быть неразборчивым в применяемых средствах. Не следует вступать в спор с единственной целью – победить любой ценой, не считаясь ни с чем, даже с истиной и добром.
Спор – это столкновение мнений, позиций, в ходе которого каждая из сторон аргументированно отстаивает свое понимание обсуждаемых проблем и стремиться опровергнуть доводы другой стороны.
Спор представляет собой важное средство прояснения и разрешения вопросов, вызывающих разногласия, лучшего понимания того, что в недостаточной мере ясно и не нашло еще убедительного обоснования. Если даже участники спора в итоге не приходят к согласию, в ходе спора они лучше уясняют позиции как другой стороны, так и свои собственные.