Коммуникативно-речевые стратегии, тактики и приемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 19:22, доклад

Краткое описание

Коммуникативно-речевая, или риторическая, стратегия есть проявление в речевом поведении предпочтения одного из участков непрерывного континуума проявлений противоположных тенденций, действующих в социальном поведении человека: 1 – тенденции к объединению, социальному сплочению, сближению, консолидации и 2 – тенденции к отделению себя от других, к сохранению своей отдельности, индивидуальности. По отношению участников диалога к такому принципу организации речевого общения, как солидарность, или кооперация, речевые стратегии делятся на кооперативные и некооперативные.

Вложенные файлы: 1 файл

Риторика.docx

— 45.71 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Неречевое поведение. Невербальные средства общения

 

    1. Понятие неречевого поведения.

Чтобы понять смысл высказывания, недостаточно проникнуть в смысл слов, необходимо понять чувства говорящего, т.е. проанализировать его неречевое поведение. Исследования психологов показывают, что эмоции не только зависят от ситуации общения, но и сами оказывают на нее существенное влияние. Психолог В.Зинченко писал, что «...cмысл передается не только в словах, а в поступках, выражении лица, оговорках, обмолвках, в непроизвольной позе и жестах». При помощи невербальных средств общения передается масса социальной информации. Известно, что при разговоре люди придают словам только 7% значимости, интонации - 38%, а мимике и жестам - 55% (по книге Франсуа Сюлже «Правда о жестах»).

Язык неречевого общения человека - это язык жестов, мимики, телодвижений. «Способ организации усвоенных человеком неречевых средств общения и преобразованных в индивидуальную, конкретно-чувственную форму действий и поступков, называется неречевым поведением» (В.А.Лабунская. Невербальное поведение. - Ростов-на-Дону, 1986). Родоначальником неречевой коммуникации является Чарли Чаплин и все актеры немого кино.

Неречевые средства можно классифицировать так: 1) кинесические (движения тела); пространственные (организация поведения, межличностного общения); 3) временные характеристики взаимодействия; 4) визуальные (зрительные).

Невербальные  средства общения выполняют осведомительную  и регулятивную функции. Осведомительная  функция заключается в передаче информации, регулятивная - в регуляции  межличностных отношений. Невербальные компоненты общения могут сопровождать речевое общение («...со вздохом ответил: «Какое там хорошо») или сигнализировать о противоположном со словами смысле (фальшивый тон, «по глазам видно, что это не так»).

 

2. Кинесические средства общения.

Рассмотрим  вначале кинесические средства общения. Очень важно учитывать расстояние между партнерами в процессе общения. Положение собеседников друг относительно друга изучает проксемика. Это область науки о невербальной общении рассказывает, какие удобные для беседы расстояния следует выбрать, в каких позах предпочтительнее общаться. Так, известно, что для жителей Средней и Северной Европы нормальная дистанция разговора составляет в среднем около метра, а для южан нормальным считается меньшее расстояние. Сесть перед японцем со скрещенными ногами и положить ногу на ногу - проявить неуважение к нему. Американцы же, садясь и кладя ноги на журнальный стол прямо перед носом, чувствуют себя прекрасно.

 

3. Визуальные средства общения  (мимика и взгляд).

Мимика - выражение лица (глаз, бровей, губ), движения лицевых мускулов и головы. Это и условные знаки (кивок головой), и указывающие движения (поворот головой в сторону). С помощью мимики мы можем подчеркнуть мысль, вызвать эмоции, чувства.

Американский  психолог Р.Вудвортс разделил все возможные выражения лица экспрессивной мимики на 6 видов: 1) любовь, счастье, радость, веселье; 2) удивление; 3) страх, страдание; 4) гнев, решимость; 5) отвращение; 6) презрение. Обычно эмоции человека так ассоциируются с его мимикой:

- удивление  - поднятые брови, широко открытые  глаза, опущенные вниз кончики  губ, приоткрытый рот;

- страх - приподнятые  и сведенные над переносицей  брови, широко открытые глаза,  уголки губ опущены и отведены  назад, губы растянуты в страхе, рот может быть открыт;

- гнев - брови  опущены, нос сморщен, нижняя  губа выпячена или приподнята, сомкнута с верхней губой;

- печаль - брови  сведены, глаза потухшие, уголки  губ опущены;

- счастье  - глаза спокойные, уголки губ  приподняты и обычно отведены  назад.

Взгляд можно классифицировать в зависимости от личности человека.

Глаза есть зеркало  души, они помогают установить визуальный контакт с собеседником. Визуальный контакт помогает поддерживать и  регулировать разговор. Говорящий и  слушающий смотрят друг на друга  не более 10 секунд. При разговоре  рекомендуется направлять взгляд на воображаемый треугольник на лбу  собеседника. Так чувствуется, что  вы настроены оптимистично.

 

Совет: хотите знать  правду об эмоциональном  состоянии человека - смотрите ему  в лицо.

Прямой взгляд свидетельствует о заинтересованности человека, уважительном отношении к  собеседнику. Собеседник в этом случае говорит на равных, признает равноправное положение партнера. Чаще всего этот взгляд имеет место при обсуждении чистого знания; он свидетельствует  об уверенности в себе и прямом характере человека.

Прищуренный взгляд выражает недоверчивый контроль. Его используют, когда хотят выяснить намерения собеседников В целом он производит неприятное, холодное впечатление; содержит коварство, угрозу.

Блуждающий  взгляд выражает либо интерес ко всему  сразу, либо его  полное отсутствие. Часто блуждающий взгляд говорит  о неуверенности из-за боязливости, скромности, робости, постоянной внутренней готовности быть наказанным.

Взгляд усиленно раскрытых глаз используется, чтобы  вызвать доверие к себе. Его  можно прочесть на лицах продавцов  и коммивояжеров, пытающихся всучить  нам некачественный товар.

Косой взгляд служит для тайного наблюдения за окружающим, вызван неуверенностью в  себе на людях. Этот взгляд характерен для молодой девушки, впервые  пришедшей на дискотеку в чересчур открытом платье, и для кинозвезды, преследуемой репортерами. Взгляд сбоку  выражает недоверие и скепсис.

Взгляд «глаза в глаза» - серьезное душевное испытание; он характерен для влюбленных и детей. В сфере эротики выражает символическое  обладание и пылкую отдачу. Этот взгляд  приводит к рефлекторному  расширению зрачков, когда взгляды  людей как бы погружаются друг в друга.

Взгляд в  бесконечность, «сквозь» глаза партнера воспринимается как полное невнимание, подчеркнутое неуважение. На этот взгляд бывает возможна агрессивная реакция.

Взгляд глаз, направленных на небольшое расстояние, говорит о том, что перед вами задумчивый, погруженный в свой мир  человек. Иногда он используется, чтобы  выразить безразличие.

Итальянский антрополог и криминалист Чезаре Ломброзо считал взгляд исподлобья присущим преступникам и дегенератам. На самом деле он бывает свойствен многим людям; это простая мимическая реакция.

Взгляд сверху вниз выражает высокомерие, презрение, чувство превосходства.

Взгляд в  пол выражает страх и желание  прервать контакт.

Настойчивый, назойливый взгляд вызывает чувство  дискомфорта, протест, вторжение в  сферу личных переживаний человека. Слишком пристальный взгляд воспринимается как признак враждебности.

 Контролировать реакцию зрачков мало кто способен. Они непроизвольно расширяются или сужаются и передают информацию о разговоре. Когда человек радостно возбужден, его зрачки расширяются в 4 раза в сравнении с их нормальным состоянием. Когда человек сердится или у него мрачное настроение, то его зрачки суживаются. Например, китайские и турецкие купцы смотрят на глаза покупателя: если его зрачки расширены, то он удовлетворен ценой, если сужены - нет.

 

      1. Язык жестов.

Движения коммуникативно значимые следует отличать от физиологических движений. Жесты бывают простые (состоят из одного движения), составные (представляют собой несколько однородных движений, например аплодисменты) и сложные (состоят из нескольких неоднородных движений, например сплюнуть через левое плечо). Жесты также различают по обращенности на себя или на другого, взаимные жесты (рукопожатие). Их можно классифицировать и по тому, какая часть тела участвует в исполнении: палец, рука, голова, нога и т.д. Есть жесты многозначные (рукопожатие в ситуациях приветствия, прощания, поздравления, знакомства), антонимичные (рукопожатие при приветствии и прощании), синонимичные (кивок головой, взмах руки, глубокий поклон, рукопожатие, приподнимание головного убора). Есть у жестов и стилистическая окраска (торжественные и наоборот фамильярные и даже развязные жесты).

Поза  есть статичный, застывший жест (вспомним немую сцену из комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»).

Язык жестов закреплен в соматических речениях - своеобразной фразеологии, в которой  отражены жесты...

Интересны данные о национальном характере жестов. Так, жест приглашения у японца совпадает  с нашим жестом прощания, указательный жест японца является жестом попрошайки для американца. Поэтому американцы часто жалуются на вымогательства портье в японских отелях, хотя японские портье отличаются тем, что не берут чаевые.

В США «ноль», образованный большим и указательным пальцем, означает «Все о'кэй», в Японии - деньги, в Португалии и некоторых других странах трактуется как неприличный.

Немцы часто  поднимают брови в знак восхищения идеей, а в Англии это выражение  скептицизма.

Француз и  итальянец стучат по своей голове, если считают идею глупой. Немец  этим говорит: «Да ты с ума сошел». А британец и испанец показывают, что они довольны собой.

Постукивание  итальянцем указательным пальцем по носу означает «Берегись, впереди опасность, они что-то замышляют». Этот жест в  Голландии означает «Я пьян» или  «ты пьян», а в Англии - конспиративность и секретность.

Большой палец  вверх - одобрение у русских и  просьба подвести в Швеции.

Жесты и этикет

Древний обряд  рукопожатия демонстрировал, что  к человеку обращается человек без  оружия в руке! Мужчина снимает  перчатку, даже если дело зимой, на улице, для того, чтобы показать, что  рука безоружна. Мужчина приподнимает или снимает шляпу в помещении. Сейчас это знак вежливости, а раньше мужчина снимал шлем и обнажал  голову в знак доверия к собеседнику, хозяину дома. Этих жестов нет для  женщины, т.к. женщины не носили оружия и не надевали шлемов. А поклон свойствен  и женщинам, это знак смирения.

Рукопожатие - непременный атрибут всякой встречи  и прощания. Слишком короткое, вялое  рукопожатие очень сухих рук - свидетельство безразличия. Длительное рукопожатие слишком влажных  рук говорит о сильном волнении. Чуть-чуть удлиненное рукопожатие с  улыбкой и теплым взглядом символизирует  дружелюбие. Не следует слишком сильно задерживать руку партнера в своей, что вы не возникло чувство раздражения, будто попали капкан.

Если рука захватывает руку партнера так, что  ладонь оказывается повернутой вверх,  - это властное рукопожатие. Оно свидетельствует  о том, что вы хотите главенствовать в процессе общения. Когда вы протягиваете руку, развернув ладонью вверх, - покорное рукопожатие. Бывает полезно, когда инициативу отдают другому  человеку, чтобы он чувствовал себя хозяином положения. Рукопожатие, когда  руки партнеров в равном положении, выражает чувство уважения и взаимопонимания. Пожатие прямой, несогнутой рукой свидетельствует о неуверенности. Главное назначение - сохранить дистанцию и напомнить о неравенстве. Пожатие с использованием обеих рук выражает искренность и глубину чувств по отношению к партнеру. Для передачи переполненности чувств левая рука при взаимном пожатии правых рук кладется на руку партнера.

Следует помнить, что руку первой предлагает женщина  мужчине, более пожилой и более  старший по возрасту более младшему. Старшая по возрасту женщина первой протягивает руку младшей, руководитель - подчиненному и т.д.

Мужчина приветствует на расстоянии, делает легкий поклон, прикасается  рукой к шляпе или слегка ее приподнимает. Если он сидит, то нужно  встать и выразить приветствие. Во время  приветствия во рту не должно быть сигареты, а руки не должны находиться в карманах.

 


Информация о работе Коммуникативно-речевые стратегии, тактики и приемы