Контрольная работа по «Основам речевой деятельности»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 15:21, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос №1. Как вы думаете, речевая деятельность носит индивидуальный или социальный характер. Обоснуйте свою позицию.
Вопрос №2. Кто такие Кирилл и Мефодий? Тезисно изложите ход их деятельности по созданию алфавитов.
Вопрос №3. Приведите ряд доказательств тому, что детские новообразования – это творчество. Доказательства проиллюстрируйте примерами.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по курсу «Основы речевой деятельности»студентки 2 курса .docx

— 42.66 Кб (Скачать файл)

Аналогичное свидетельство  имеется и в житии Мефодия: «Тут явил бог философу славянские книги и тотчас устроив письмена и беседу составив, поехал в Моравию». «Создателем славянского письма» назван Константин и в послании папы Иоанна VIII к моравскому князю Святополку (880 г.).

Наиболее подробно о создании Кирилл славянской азбуки говорится  в «Сказании о письменности»  Черноризца Храбра:

«Прежде убо словене не имеху книг,— пишет Храбр,— но чертами и резами чьтеху и гатааху, погани суще. Крестивше же ся, римскими и греческими пиомены нуждаахуся (писати) словенскы речь безь устроенна... и тако бешу много лета... Потом же человеколюбец бог... посла имь святого Константина Философа, нарицаемого Кирилла мужа праведна и истинна, и сотвори имь  письмена и осмь, ова убо по чину греческыхь писмен, ова же по словенстеи речи».  Азбука имела 43 буквы, из которых 25 заимствованы из византийского устава, а 18 построены относительно самостоятельно для передачи отсутствовавших в греческом языке звуков старославянской речи.  В Моравии Кирилл и Мефодий проработали более трех лет.  Пользуясь новой азбукой, Кирилл и Мефодий перевели на македонский диалект славянского языка ряд богослужебных книг: Евангелие, Апостольские послания и Псалтырь. Существование богослужения на народном языке у народов Востока внушила Кириллу мысль о применении в богослужении и славянского языка.

Осуществить эту мысль  им также удалось в Моравии. Всем этим, а особенно своей славянской церковной службой, вызывали неудовольствие латино-немецкого духовенства. 

В 868 г. Адриан II одобрил не только славянский перевод Священного Писания, но и славянское богослужение, освятив принесенные братьями славянские книги, разрешив совершить славянам службы в ряде римских церквей, посвятить Мефодия и трех его учеников в священники.

Искусный диалектик и  опытный дипломат, Кирилл, умело  использовал для этого и борьбу Рима с Византией, и колебания  болгарского князя Бориса между  восточной и западной церковью, и  ненависть папы Николая к Фотию, и стремление Адриана укрепить свой шаткий авторитет приобретением останков Климента. При этом Кирилл по-прежнему были гораздо ближе Византия и Фотий, чем Рим и римские папы. Но за три с половиной года его жизни и борьбы в Моравии главной, единственной целью Кирилл стало упрочение созданной им славянской письменности, славянского книжного дела и культуры.

В  Риме Кирилл составляет два новых литературных произведения: «Обретение мощей святого Климента» и стихотворный гимн в честь того же Климента.

Длительное и трудное  путешествие в Рим, напряженная  борьба с непримиримыми врагами  славянской письменности подорвали  и без того слабое здоровье Кирилл а.

14 февраля 869 г. он скончался,  перед смертью принял схиму  и новое монашеское имя Кирилл, и  взяв с Мефодия обещание продолжать начатое в Моравии дело.

В конце 869 г. Мефодий получает  звание архиепископа Паннонии, и разрешение на богослужение на славянском языке. Возвратившись к Коцеолу, развертывает вместе с учениками большую работу по распространению славянского богослужения, письменности и книг в Блатенском княжестве и в соседней Моравии.

В 870 г. Мефодий приговорен к тюремному заключению.  Пробыл в тюрьме до 873 года. Мефодию воспрещается славянское богослужение.

Вопреки запрещению папы, Мефодий продолжает в Моравии богослужение на славянском языке.  881 г. Мефодий уехал отдохнуть в Византию. Мефодий провел на родине почти три года. В середине 884 г. возвращается в Моравию.

В 883г. Мефодий в Моравии занялся переводом на славянский язык полного текста канонических книг Священного Писания (кроме Маккавейских книг). Окончив свой тяжелый труд, Мефодий еще больше ослаб. 19 апреля 885 г. Мефодий скончался.

От периода деятельности Кирилл, его брата Мефодия и их ближайших учеников до нас не дошло никаких письменных памятников, если не считать надписей на развалинах церкви царя Симеона в Преславе (Болгария). Оказалось, что эти древнейшие надписи выполнены были не одной, а двумя графическими разновидностями старославянского письма. Одна из них получила условное название «кириллицы» (от имени Кирилл, принятого Константином при его пострижении в монахи); другая же получила название «глаголицы» (от старославянского «глагол», что означает «слово»).

В настоящее время на кирилловской основе построены системы письма всех народов России. Системы письма, построенные на той же основе, применяются  также в Болгарии, частично в Югославии  и Монголии. Письмом, построенным  на кирилловской основе, пользуются сейчас народы, говорящие более, чем на 60 языках. Основы, заложенные еще Кириллом  и Мефодием более 1100 лет назад, продолжают непрерывно совершенствоваться и успешно развиваться вплоть до настоящего времени.

 

Литература:

  1. Бернштейн С. Б. Константин-Философ и Мефодий. Начальные главы из истории славянской письменности. М., 1984
  2. Биографический словарь  "Кирилл и Мефодий (Константин и Мефодий)"
  3. Истрин В. А. 1100 лет славянской азбуки. М.,1988 (2-е изд.).
  4. Сказания о начале славянской письменности. М., 1981.
  5. Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

 

Вопрос №3

Приведите ряд  доказательств тому, что детские  новообразования – это творчество. Доказательства проиллюстрируйте примерами.

Новообразования в детской  речи – естественное явление. Они  имеют свою динамику, диалектику возникновения  и изживания. Возникают в результате сложно организованной работы развивающегося сознания по обобщению и анализу воспринимаемой и собственной речи, активной ориентировочной поисковой деятельности, экспериментирования, игры с о словом, а в дальнейшем – и элементарного осознания отдельных фактов грамматики, что приводит к освоению грамматического строя языка, формированию способности к произвольному использованию в речи грамматических средств.

 Среди новообразований  русского языка правомерно выделение  трех самостоятельных категорий:  неологизмов, окказионализмов и  потенциальных слов. Наиболее общеупотребительным  и распространенным является  первый из терминов – неологизм.  Существительное инновации используют  для обозначения новых явлений  на всех уровнях языка. Субстантив  новообразование в силу своей  внутренней формы «новое образование»  употребляется либо по отношению  к любым инновациям – к инновациям  разных уровней языка, либо  по отношению к словообразовательным  неологизмам – одной из групп  новых номинативных единиц.

 Особенности детских  неавторских новообразований были  освещены в работах А.Н. Гвоздева, Т.А. Гридиной, С.Н. Цейтлин, В.К. Харченко, К.И. Чуковского и др.  
Под детской речевой инновацией понимают  языковой факт, зафиксированный в речи ребенка и отсутствующий в общем употреблении. Следует подчеркнуть одно существенное обстоятельство: любая детская инновация представляет собой единицу, самостоятельно сконструированную ребенком, но не все самостоятельно им сконструированное попадает в разряд инноваций, ибо может совпасть с уже существующим в нашем языке. В последнем случае исследователь, как правило, лишен возможности зафиксировать самый факт проявления языкового творчества ребенка. При всем огромном разнообразии детских речевых инноваций, наблюдаются поразительные случаи совпадения (особенно в сфере формообразования) - очень часто разные дети независимо друг от друга продуцируют одни и те же языковые единицы. Этот факт свидетельствует о том, что, несмотря на существующие весьма важные различия в формировании отдельных языковых систем (идиолектов), обусловенных различиями в когнитивном развитии, воздействием речевой среды, несовпадением ситуаций, описываемых в детских высказываниях, главные причины, объясняющие причины отклонений от нормы в детской речи, носят «инвариантный» характер - это объективно существующие единые для всех особенности постигаемого детьми языка и в известной степени общая стратегия овладения механизмом родного языка.

Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно  новое, никогда ранее не существовавшее. Творчество в речевой деятельности проявляется на разных уровнях в  разной степени. Ребенок не изобретает собственную звуковую систему и как правило не изобретает морфем (приставок, корней, суффиксов и окончаний). Он учится правильно произносить звуки и слова в соответствии с нормами родного языка, строить предложения в соответствии с правилами грамматики, оформлять высказывания в виде текстов определенной структуры (с началом, серединой, концовкой) и определенного типа (описание, повествование, рассуждение), но осваивая эти языковые средства и формы речи, существующие в культуре ребенок проявляет творчество, играет со звуками, рифмами, смыслами, экспериментирует и конструирует, создает свои оригинальные слова, словосочетания, грамматические конструкции, тексты, которых он никогда ни от кого не слышал. В такой форме ребенок познает языковые закономерности. Он приходит к свободному владению языком, языковому чутью, через элементарное осознание языковой действительности. Он приходит к норме через эксперимент (через нарушение). В этом парадокс детской грамотности. Спонтанное усвоение языка и форм речи у них носит творческий характер, проявляется в речевом и словесном творчестве. Подражание, повтор, несомненно, играют определенную роль в овладении языком, но эти процессы не имеют формы слепого повторения, специального зазубривания образцов. Ребенок самопроизвольно, проявляя творчество, начинает обыгрывать понравившееся слово или форму, активно, многократно использовать их в инициативной речи, отыскивая для них новый контекст, «нащупывая» фонетический облик.    

Дети только осваивают  язык и потому свободно используют словообразовательную модель, не обращая внимание на «капризы» узуса и лексики при создании необходимой им номинации.    В речи детей выделяют разные типы инноваций: фонетические (вишневый с ударением на первом, а не втором слоге «относящийся к вишне»), словообразовательные (дыркодел «экскаватор», завинтка «приспособление для завинчивания», пчелинник «улей», гармонить «играть на гармони»),

формообразовательные (морфологические: «Купи мне одну санку», крепчей

вместо крепче, искаю, рисоваю вместо ищу, рисую, глазов вместо глаз), лек-

сико-семантические (беспомощный «характеризующийся отсутствием помо-

щи», мельница «жена мельника»), синтаксические (например, ошибка при

построении двойного отрицания: Я всегда не ем кашу. или Я никогда ем кашу.

вместо Я никогда не ем кашу).

     По степени  новизны для литературного языка  детские новообразования

делятся на собственно новообразования  и модификации единиц взрослого

языка. К первым относятся  новые для русского языка, не существовавшие в

нем ранее слова (насупиться, намакарониться «наесться супа/макарон», по-

зеркалиться «посмотреться в зеркало»), ко вторым – модификации уже су-

ществующих единиц (покупец вместо покупатель, продаватель вместо про-

давец и т. п.).

     С.Н. Цейтлин выделяет среди детских новообразований инновации вос-

приятия речи и инновации  ее продуцирования . Например, осмысле-

ние Женей Гвоздевым существительного санки как формы множественного

числа в вопросе отца о  том, не купить ли ему санки (инновация  восприятия),

повлекла ответ: «Нет, не надо, купи только одну санку» (инновация продуци-

рования). К инновациям восприятия относят многочисленные переосмысле-

ния ребенком узуального слова: деревня «где деревьев много», бесплатная

«не           имеющая           платья,        неодетая»         (примеры

В.К. Харченко) и т.п.

     Детские инновации  стремятся заполнить существующую  в языке лакуну

(значение «опуститься  на цветок (о насекомом)», не  обозначенное в совре-

менном русском языке отдельным словом, ребенок передает неологизмом

прицветочиться, «маленький кусочек стекла» – существительным стекленок, «тот, кто забывает» – забыватель), часто строятся по аналогии (покупец

по аналогии с продавец, продаватель по аналогии с покупатель, понь по

аналогии с конь) и опираются на особенности детского восприятия и члене-

ния мира, номинируя кусочки действительности, важные именно для детей.

     Детские новообразования  чрезвычайно многочисленны: об  этом свиде-

тельствует опыт общения с детьми и словари детских новообразований А.Н.

Гвоздева, С.Н. Цейтлин, В.К. Харченко, К.И. Чуковского и др. Эти новообра-

зования выявляют потенциальные возможности языковой системы.

В заключении хочется отметить, что период речевого творчества занимает около двух лет, примерно от трех до пяти. Чем особенным он примечателен? Тем, что ребенок учится произносить  законченные фразы и целые  отрывки устной речи, которые имеют  общий смысл. А это необходимое  звено для начала взаимодействия с собеседником. И в этот период формируется словарь его языка. Ребенок начинает с помощью суффиксов  и приставок изменять известные  ему слова. То есть начинается инновационное  творчество. И как всякое творчество приносит много эмоций, как у ребенка, так и у родителей. Эти явления  говорят о том, что ваш малыш  осваивает и усваивает элементы языка. Специалисты утверждают, что  детское инновационное творчество появляется у всех детей. Правда у  детей с речевыми отклонениями все  происходит иначе и в другие возрастные периоды.

Информация о работе Контрольная работа по «Основам речевой деятельности»