Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 04:01, контрольная работа
Задание 1. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания: Ему так долго и почти (не)двусмыслен...о намекали о необходимости оставить к…мпанию в покое что он дог…дался наконец и уш…л (по)английски правда из оз…рства пр…хватив с собой золочен…ую суповую ложку которую он возвратил (на)утро хозяйке и тут(же) к всеобщему уд…влению был прощен.
Задание 2. Вставьте пропущенные буквы, объясните значения слов, придумайте с каждым словом предложение: бесп…рдонный, диле…ма, ар…ергард, фр…вольный, пр…тенциозный, эксп…нсивный, серв…лат, п...ловер.
Вариант 1.
Задание 1. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания: Ему так долго и почти (не)двусмыслен...о намекали о необходимости оставить к…мпанию в покое что он дог…дался наконец и уш…л (по)английски правда из оз…рства пр…хватив с собой золочен…ую суповую ложку которую он возвратил (на)утро хозяйке и тут(же) к всеобщему уд…влению был прощен.
Ему так долго и почти недвусмысленно намекали о необходимости оставить компанию в покое, что он догадался наконец и ушёл по-английски, правда из озорства прихватив с собой золочёную суповую ложку, которую он возвратил наутро хозяйке, и тут же, к всеобщему удивлению, был прощен.
«Наконец» - это обстоятельство, поэтому не обособляется.
«Правда» - вводное слово в начале деепричастного оборота, поэтому оно не обособляется.
«К всеобщему удивлению» - вводное сочетание, поэтому оно обособляется.
Задание 2. Вставьте пропущенные буквы, объясните значения слов, придумайте с каждым словом предложение: бесп…рдонный, диле…ма, ар…ергард, фр…вольный, пр…тенциозный, эксп…нсивный, серв…лат, п...ловер.
Беспардонный - крайне бесцеремонный; беззастенчивый, наглый.
- Некоторые
студенты вели себя по
Дилемма - положение, при котором выбор одной из двух противоположных возможностей одинаково затруднителен.
- Передо мной
стояла дилемма: лететь на
Арьергард - часть войск или флота для прикрытия главных сил при отступлении или на марше.
- После сражения нашей роте выдалось идти в арьергарде.
Фривольный - не вполне пристойный, легкомысленный; двусмысленный, нескромный.
- Услышав фривольный анекдот, поручик засмеялся.
Претенциозный - лишённый простоты, вычурный, манерный; претендующий на значительность, оригинальность.
- Претенциозный стиль костюма выдавал отсутствие вкуса у его владельца.
Экспансивный - бурно проявляющий свои чувства; отличающийся несдержанностью в проявлении чувств.
- Речь экспансивных южан отличалась насыщенными интонациями и сопровождалась активными жестами и мимикой.
Сервелат - сорт копчёно-варёной колбасы с мелким шпиком белого цвета; колбаса такого сорта.
- Моя собака
предпочитает докторской
Пуловер - род джемпера (обычно трикотажного или вязаного) без воротника и без застёжек.
- Отправляясь на отдых в жаркую страну, не забудьте положить в чемодан и пуловер на случай холодных ночей.
Задание 3. Поставьте ударение в словах: арест, средствами, одновременно, оптовый, ждала, каталог.
ар'ест, ср'едствами, одновр'ем'енно (возможны оба варианта), опт'овый, ждал'а, катал'ог
Задание 4. Подберите определения-прилагательные к данным словам. Придумайте предложения с полученными словосочетаниями: рояль, тюль.
Рояль: Концертный рояль.
- Посреди зала
стоял старый концертный рояль,
Тюль: Гардинный тюль.
- Мы сшили костюмы из кусков гардинного тюля, сохранившегося на антресолях.
Задание 5. Просклоняйте числительное 854.
И.п.: Восемьсот пятьдесят четыре
Р.п.: Восьмисот пятидесяти четырех
Д.п.: Восьмистам пятидесяти четырем
В.п.: Восемьсот пятьдесят четыре
Т.п.: Восьмьюстами пятьюдесятью четырьмя
П.п.: О восьмистах пятидесяти четырех
Задание 6. Образуйте форму именительного падежа множественного числа от слов: бухгалтер, ордер, профессор, офицер, лацкан, торт, инженер, шофер, лектор, хлеб, пропуск, счёт, пояс, соболь. Если возможно образование двух форм, укажите различия в значении слов.
Бухгалтер - бухг'алтеры
Ордер 1 – ордер'а: Письменное предписание, распоряжение, документ на выдачу, получение чего-либо.
Ордер 2 - 'ордеры (архит.): Тип композиции, основанный на художественной обработке несущих и несомых конструкций.
Профессор - профессор'а
Офицер - офиц'еры
Лацкан - л'ацканы
Торт - т'орты
Инженер - инжен'еры
Шофер - шофёры
Лектор - л'екторы
Хлеб 1 – только ед.ч.: Пищевой продукт, выпекаемый из муки.
Хлеб 2 – хл'ебы: Тесто, приготавливаемое для выпечки.
Хлеб 3 - хлеб'а: Зерновые (рожь, пшеница и т.п.) на корню.
Пропуск 1 – пропуск'а: Документ на право входа, доступа куда-либо.
Пропуск 2 – пр'опуски: Что-либо пропущенное.
Счёт 1 – только ед.ч.: Результат каких-либо подсчётов, вычислений.
Счёт 2 – счет'а: Документ с указанием суммы денег, причитающихся за что-либо.
Счёт 3 – счёты: Взаимные денежные расчёты, деловые отношения; взаимные претензии, недовольство.
Пояс - пояс'а
Соболь 1 - с'оболи: Пушной зверёк семейства куньих, с ценным мехом светло-коричневой или тёмно-бурой окраски.
Соболь 2 - собол'я: Мех, шкурка этого животного; изделие из него.
Задание 7. Образуйте от данных слов форму родительного падежа множественного числа: брызги, жабры, колики, шаровары, бредни, грабли, ясли, ходули, шашки, вафли, кочерга, кровля, свеча, заморозки, лохмотья, сумерки, усадьба, свадьба.
Брызги - брызг
Жабры - жабр
Колики - колик
Шаровары - шаровар
Бредни - бредней
Грабли – грабель и граблей (два варианта)
Ясли - 'яслей
Ходули – ходулей и ходуль (два варианта)
Шашки - шашек
Вафли - вафель
Кочерга - кочерёг
Кровля - кровель
Свеча – свеч и свечей (два варианта)
Заморозки - заморозков
Лохмотья - лохмотьев
Сумерки - сумерек
Усадьба – усадеб и усадьб (два варианта)
Свадьба – свадеб
Задание 8. А. Подберите антонимы к данным словам: бодрствовать, волновать, любить, разрушать, ругать, слава, трусость. Б. Придумайте с данными и подобранными словами сложные предложения.
Бодрствовать – спать
1) Всю ночь студент бодрствовал, поэтому на следующий день он уснул на занятии.
2) Когда человек спит, его мозг продолжает работать.
Волновать – успокаивать
1) Чтобы не
волновать родителей, сын
2) Чтобы успокоить жену, муж пообещал вернуться с работы пораньше.
Любить – ненавидеть
1) Кто любит, тот любим.
2) Когда человек ненавидит, он теряет нервные клетки.
Разрушать – создавать
1) Администрация
города запретила разрушать
2) У человека появляется мышление, когда он начинает что-либо создавать.
Ругать – хвалить
1) Не следует ругать ребенка за то, что он делает неосознанно.
2) Стоит чаще хвалить детей, чтобы у них вырабатывалась уверенность в себе.
Слава – позор
1) Знаменитый Энди Уорхолл сказал, что в будущем у каждого будет пятнадцать минут славы.
2) Чтобы избежать позора, он мигрировал за границу.
Трусость – храбрость
1) Трусость – это черта, которая присуща многим обывателям.
2) Храбрость отличала героев, которые сражались за Родину.
Задание 9. Составьте словосочетание с каждым из данных слов таким образом, чтобы были понятны различия в значении паронимов: понятный-понятливый, земляной-земельный, объёмный-объёмистый, невежа-невежда, поступок-проступок, усложнить-осложнить, душевный-духовный, отобразить-изобразить, исток-источник.
1) Понятный-понятливый: понятный закон – понятливый мальчик
2) Земляной-земельный: земляная насыпь – земельный кодекс
3) Объёмный-объёмистый: объёмное изображение – объёмистый портфель
4) Невежа-невежда: перевоспитать невежу – выучить невежду
5) Поступок-проступок: геройский поступок – отругать за проступок
6) Усложнить-осложнить: усложнить проект – осложнить жизнь
7) Душевный-духовный: душевная мелодия – духовный путь
8) Отобразить-изобразить: отобразить эпоху в произведении – изобразить море на картине
9) Исток-источник: исток Волги – источник вдохновения
Задание 10. Составьте с каждым фразеологизмом сложное предложение: дать выволочку; зондировать почву; заблудиться в трёх соснах; баклуши бить.
1) Дать выволочку: Если коллеги не успеют сдать проект вовремя, директор даст всему отделу выволочку.
2) Зондировать почву: Прежде чем открывать свое дело, необходимо прозондировать почву относительно выбранного сегмента рынка.
3) Заблудиться в трёх соснах: Легко заблудиться в трёх соснах, когда нет достаточных знаний о предмете.
4) Баклуши бить: Ты не сдал экзамен, так как весь семестр бил баклуши.