Контрольная работа по "Русскому языку"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 04:01, контрольная работа

Краткое описание

Задание 1. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания: Ему так долго и почти (не)двусмыслен...о намекали о необходимости оставить к…мпанию в покое что он дог…дался наконец и уш…л (по)английски правда из оз…рства пр…хватив с собой золочен…ую суповую ложку которую он возвратил (на)утро хозяйке и тут(же) к всеобщему уд…влению был прощен.
Задание 2. Вставьте пропущенные буквы, объясните значения слов, придумайте с каждым словом предложение: бесп…рдонный, диле…ма, ар…ергард, фр…вольный, пр…тенциозный, эксп…нсивный, серв…лат, п...ловер.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 44.50 Кб (Скачать файл)

Вариант 1.

Задание 1. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания: Ему так долго и почти (не)двусмыслен...о намекали о необходимости оставить к…мпанию в покое что он дог…дался наконец и уш…л (по)английски правда из оз…рства пр…хватив с собой золочен…ую суповую ложку которую он возвратил (на)утро хозяйке и тут(же) к всеобщему уд…влению был прощен.

Ему так долго и почти недвусмысленно намекали о необходимости оставить компанию в покое, что он догадался наконец и ушёл по-английски, правда из озорства прихватив с собой золочёную суповую ложку, которую он возвратил наутро хозяйке, и тут же, к всеобщему удивлению, был прощен.

«Наконец» - это обстоятельство, поэтому не обособляется.

«Правда» - вводное слово в начале деепричастного оборота, поэтому оно не обособляется.

«К всеобщему удивлению» - вводное сочетание, поэтому оно обособляется.

Задание 2. Вставьте пропущенные буквы, объясните значения слов, придумайте с каждым словом предложение: бесп…рдонный, диле…ма, ар…ергард, фр…вольный, пр…тенциозный, эксп…нсивный, серв…лат, п...ловер.

Беспардонный - крайне бесцеремонный; беззастенчивый, наглый.

- Некоторые  студенты вели себя по отношению  к лектору беспардонно.

Дилемма - положение, при котором выбор одной из двух противоположных возможностей одинаково затруднителен.

- Передо мной  стояла дилемма: лететь на самолете  или ехать на поезде.

Арьергард - часть войск или флота для прикрытия главных сил при отступлении или на марше.

- После сражения нашей роте выдалось идти в арьергарде.

Фривольный - не вполне пристойный, легкомысленный; двусмысленный, нескромный.

- Услышав фривольный  анекдот, поручик засмеялся.

Претенциозный - лишённый простоты, вычурный, манерный; претендующий на значительность, оригинальность.

- Претенциозный стиль костюма выдавал отсутствие вкуса у его владельца.

Экспансивный - бурно проявляющий свои чувства; отличающийся несдержанностью в проявлении чувств.

- Речь экспансивных  южан отличалась насыщенными  интонациями и сопровождалась  активными жестами и мимикой.

Сервелат - сорт копчёно-варёной колбасы с мелким шпиком белого цвета; колбаса такого сорта.

- Моя собака  предпочитает докторской колбасе  сервелат.

Пуловер - род джемпера (обычно трикотажного или вязаного) без воротника и без застёжек.

- Отправляясь  на отдых в жаркую страну, не  забудьте положить в чемодан и пуловер на случай холодных ночей.

Задание 3. Поставьте ударение в словах: арест, средствами, одновременно, оптовый, ждала, каталог.

ар'ест, ср'едствами, одновр'ем'енно (возможны оба варианта), опт'овый, ждал'а, катал'ог

Задание 4. Подберите определения-прилагательные к данным словам. Придумайте предложения с полученными словосочетаниями: рояль, тюль.

Рояль: Концертный рояль.

- Посреди зала  стоял старый концертный рояль,  на котором сегодня аккомпанировала  дочь графа.

Тюль: Гардинный тюль.

- Мы сшили костюмы из  кусков гардинного тюля, сохранившегося  на антресолях.

Задание 5. Просклоняйте числительное 854.

И.п.: Восемьсот пятьдесят  четыре

Р.п.: Восьмисот пятидесяти четырех

Д.п.: Восьмистам пятидесяти четырем

В.п.: Восемьсот пятьдесят  четыре

Т.п.: Восьмьюстами пятьюдесятью четырьмя

П.п.: О восьмистах пятидесяти четырех

Задание 6. Образуйте форму именительного падежа множественного числа от слов: бухгалтер, ордер, профессор, офицер, лацкан, торт, инженер, шофер, лектор, хлеб, пропуск, счёт, пояс, соболь. Если возможно образование двух форм, укажите различия в значении слов.

Бухгалтер - бухг'алтеры

Ордер 1 – ордер'а: Письменное предписание, распоряжение, документ на выдачу, получение чего-либо.

Ордер 2 - 'ордеры (архит.): Тип композиции, основанный на художественной обработке несущих и несомых конструкций.

Профессор - профессор'а

Офицер - офиц'еры

Лацкан - л'ацканы

Торт - т'орты

Инженер - инжен'еры

Шофер - шофёры

Лектор - л'екторы

Хлеб 1 – только ед.ч.: Пищевой продукт, выпекаемый из муки.

Хлеб 2 – хл'ебы: Тесто, приготавливаемое для выпечки.

Хлеб 3 - хлеб'а: Зерновые (рожь, пшеница и т.п.) на корню.

Пропуск 1 – пропуск'а: Документ на право входа, доступа куда-либо.

Пропуск 2 – пр'опуски: Что-либо пропущенное.

Счёт 1 – только ед.ч.: Результат каких-либо подсчётов, вычислений.

Счёт 2 – счет'а: Документ с указанием суммы денег, причитающихся за что-либо.

Счёт 3 – счёты: Взаимные денежные расчёты, деловые отношения; взаимные претензии, недовольство.

Пояс - пояс'а

Соболь 1 - с'оболи: Пушной зверёк семейства куньих, с ценным мехом светло-коричневой или тёмно-бурой окраски.

Соболь 2 - собол'я: Мех, шкурка этого животного; изделие из него.

Задание 7. Образуйте от данных слов форму родительного падежа множественного числа: брызги, жабры, колики, шаровары, бредни, грабли, ясли, ходули, шашки, вафли, кочерга, кровля, свеча, заморозки, лохмотья, сумерки, усадьба, свадьба.

Брызги - брызг

Жабры - жабр

Колики - колик

Шаровары - шаровар

Бредни - бредней

Грабли –  грабель и граблей (два варианта)

Ясли - 'яслей

Ходули –  ходулей и ходуль (два варианта)

Шашки - шашек

Вафли - вафель

Кочерга - кочерёг

Кровля - кровель

Свеча – свеч и свечей (два варианта)

Заморозки - заморозков

Лохмотья - лохмотьев

Сумерки - сумерек

Усадьба – усадеб и усадьб (два варианта)

Свадьба – свадеб

Задание 8. А. Подберите антонимы к данным словам: бодрствовать, волновать, любить, разрушать, ругать, слава, трусость. Б. Придумайте с данными и подобранными словами сложные предложения.

Бодрствовать  – спать

1) Всю ночь  студент бодрствовал, поэтому на следующий день он уснул на занятии.

2) Когда человек  спит, его мозг продолжает работать.

Волновать –  успокаивать

1) Чтобы не  волновать родителей, сын решил  не сообщать им об аварии.

2) Чтобы успокоить  жену, муж пообещал вернуться  с работы пораньше.

Любить –  ненавидеть

1) Кто любит,  тот любим.

2) Когда человек  ненавидит, он теряет нервные  клетки.

Разрушать –  создавать

1) Администрация  города запретила разрушать старинные  дома, так как они представляют  собой архитектурное наследие.

2) У человека появляется мышление, когда он начинает что-либо создавать.

Ругать –  хвалить

1) Не следует  ругать ребенка за то, что он  делает неосознанно.

2) Стоит чаще  хвалить детей, чтобы у них  вырабатывалась уверенность в  себе.

Слава – позор

1) Знаменитый  Энди Уорхолл сказал, что в будущем у каждого будет пятнадцать минут славы.

2) Чтобы избежать  позора, он мигрировал за границу. 

Трусость  – храбрость

1) Трусость –  это черта, которая присуща  многим обывателям.

2) Храбрость  отличала героев, которые сражались  за Родину.

Задание 9. Составьте словосочетание с каждым из данных слов таким образом, чтобы были понятны различия в значении паронимов: понятный-понятливый, земляной-земельный, объёмный-объёмистый, невежа-невежда, поступок-проступок, усложнить-осложнить, душевный-духовный, отобразить-изобразить, исток-источник.

1) Понятный-понятливый: понятный закон – понятливый мальчик

2) Земляной-земельный: земляная насыпь – земельный кодекс

3) Объёмный-объёмистый: объёмное изображение – объёмистый портфель

4) Невежа-невежда: перевоспитать невежу – выучить невежду

5) Поступок-проступок: геройский поступок – отругать за проступок

6) Усложнить-осложнить: усложнить проект – осложнить жизнь

7) Душевный-духовный: душевная мелодия – духовный путь

8) Отобразить-изобразить: отобразить эпоху в произведении – изобразить море на картине

9) Исток-источник: исток Волги – источник вдохновения

Задание 10. Составьте с каждым фразеологизмом сложное предложение: дать выволочку; зондировать почву; заблудиться в трёх соснах; баклуши бить.

1) Дать выволочку: Если коллеги не успеют сдать проект вовремя, директор даст всему отделу выволочку.

2) Зондировать почву: Прежде чем открывать свое дело, необходимо прозондировать почву относительно выбранного сегмента рынка. 

3) Заблудиться в трёх соснах: Легко заблудиться в трёх соснах, когда нет достаточных знаний о предмете.

4) Баклуши бить: Ты не сдал экзамен, так как весь семестр бил баклуши.


Информация о работе Контрольная работа по "Русскому языку"