Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 18:01, контрольная работа
1. Общая характеристика научного стиля
Определите подстиль и жанр следующих текстовых фрагментов:
Многое кануло в Лету под лозунгом «разрушим все до основанья», но есть необходимость сохранить целостность и сущность системы образования, наполнив ее новым содержанием, отторгнув отжившее и мешающее дальнейшему развитию и совершенствованию.
Стиль – научно-популярный, жанр – лекция или доклад.
1. Общая характеристика научного стиля
Определите подстиль и жанр следующих текстовых фрагментов:
Стиль – научно-популярный, жанр – лекция или доклад.
Стиль – научно-справочный, жанр – словарь, справочник.
2. Основные содержательные
Прочитайте статью, выделите
в ней идентификационные
Предмет культурологии — исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентаций и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах» философии, религии, искусстве, праве. Смысл культурологии на сегодняшний день в том, чтобы учить человека на уровне культуры, как ее создателя. В зависимости от целей и предметных сфер, уровня знания и обобщения выделяют фундаментальную и прикладную культурологию. Фундаментальная изучает культуру с целью теоретического и исторического познания этого феномена, занимается разработкой категориального аппарата и методами исследования; на этом уровне можно выделить философию культуры. Прикладная, опираясь на фундаментальные знания о культуре, изучает отдельные ее подсистемы — экономическую, политическую, религиозную, художественную — с целью прогнозирования, проектирования и регулирования актуальных культурологических процессов.
Дефиниция (определение) – краткая идентификационная характеристика предмета, обозначенного определенным термином.
Виды дефиниций:
А. Квалификационная — характеризуется максимально полным набором идентификационных признаков.
Б. Ситуативная — характеризуется контекстуально оправданным усечением, частичным воспроизведением полной дефиниции.
«Культурология»
Квалификационная дефиниция
Культурология (cultura — возделывание, земледелие, воспитание, почитание; λόγος — мысль, причина) — наука, изучающая культуру, наиболее общие закономерности её развития. В задачи культурологии входит осмысление культуры как целостного явления, определение наиболее общих законов её функционирования, а также анализ феномена культуры как системы. Оформилась в самостоятельную дисциплину культурология в XX веке.
Ситуативная дефиниция
Культуроло́гия, гуманитарное исследование явлений
и законов культуры. От
культурологии следует отличать философию
культуры, требующую выявления сверхопытных
начал культуры (однако, четкого размежевания
культурологии и философии культуры пока
не произошло).
Как самостоятельная дисциплина, культурология
формируется лишь в 20 веке (в России —
с нач. 90-х гг.). В устоявшейся на Западе
системе наук у культурологии нет ни определенного
места, ни общепризнанного статуса. Ее
функции обычно делят между собой этнография,
этнология, культурная антропология, социология,
семиотика и философия культуры. Остаются
нерешенными проблемы ее размежевания
с другими гуманитарными и социальными
науками.
Фундаментальная культурология
Квалификационная дефиниция
Фундаментальная культурология изучает культуру с целью теоретического
и исторического познания этого феномена,
занимается разработкой категориального
аппарата и методами исследования; на
этом уровне можно выделить философию
культуры
Ситуативная дефиниция
Фундаментальная культурология предполагает методологию становления, развития и функционирования культуры,
Исследование феномена культуры
3. Языковые особенности лексики научного стиля
Найдите в предложениях лексические ошибки и исправьте их.
В новых социально-экономических условиях большое значение имеет кооперация учебных заведений с другими социальными институтами, предприятиями, фирмами. 2. Кроме Государственного образовательного стандарта институт предоставляет студентам дополнительные образовательные программы, которые реагируют на конъюнктуру требований рынка труда. 3. Проводится мониторинг успеваемости студентов.
4. Особенности грамматики в
Найдите в предложениях грамматические ошибки и исправьте их.
Их деятельность в полной
мере ориентирована как на интересы
личности, так и на общественно-государственные
интересы в целом. За полтора десятилетия
своего существования
5. Орфография и пунктуация
Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
Популяризация жаргонизмов в языке массовых коммуникаций
Демократизация общества, деидеологизация многих сфер человеческой деятельности, антитоталитарные тенденции, снятие разного рода запретов и ограничений в политической и социальной жизни, «открытость» к веяниям с Запада в области экономики, политики, культуры обусловили изменения в русском языке в конце XX столетия. Это новшества в лексике (в частности многочисленные иностранные заимствования, преимущественно американизмы) в семантике, словообразовании, грамматике, в стилистических характеристиках слова и в соотношении функциональных стилей и речевых жанров, в стереотипах речевого поведения.
Разумеется, влияние социальных факторов на язык обычно осуществляется не прямо, а опосредованно. В некоторых случаях даже трудно определить, какие внешние причины способствуют, скажем, активизации той или иной словообразовательной модели или синтаксической конструкции. Однако на некоторых участках языка связь происходящих в нем изменений с изменениями в обществе проявляется более отчётливо, так обстоит дело, например, с увеличением потока англоязычных заимствований, с активизацией некоторых речевых жанров, предполагающих спонтанность речи и относительную свободу речевого поведения (таковы жанры: радио и телеинтервью, разнообразные токшоу, телевизионные игры с множеством участников и т. п.). Они влияют и на взаимоотношения подсистем, которые в совокупности составляют систему русского национального языка, на качественные и количественные характеристики каждой из этих подсистем.
Распространенность подобных форм в профессиональной речи лингвисты отмечали давно, однако значительное увеличение частотности этих форм в публичной речи, по радио, телевидению, в газете можно считать характерной чертой последнего десятилетия ХХ в и начало ХХI.
6. Чтение научного текста. Составление конспекта
Определите тему и основную мысль фрагмента статьи Р. Мокшанцева, А. Мокшанцевой «Понятие толпы».
Социальная жизнь людей отливается в великое множество самых разнообразных форм. Некоторые из них обыденны и привычны. Другие серьезно отличаются от того, что принято считать повседневной нормой. Существуют формы поведения сугубо индивидуализированные, целиком или в значительной степени зависящие от воли, желаний или нужд личности. Но есть и такие, в которых проявления воли, желаний и нужд отдельного человека оказываются серьезно ограниченными прямым или опосредованным влиянием других людей.
Люди и отдельный человек даже не испытывая на себе психического давления со стороны других, а только воспринимая поведение этих других, заражаются их поведением, подчиняются и следуют ему. Разумеется, возможно и неподчинение, но индивид, как правило, рационально объясняет его самому себе. Без этого разъяснения «неподчинение» неизбежно вызывает внутреннее беспокойство у индивида, нередко дополняемое работой воображения относительно возможно низкой оценки своей личности другими.
Представление о толпе обычно рождается из личного опыта людей. Практически каждый либо бывал в толпе, либо видел ее поведение со стороны. Иногда, поддавшись простому человеческому любопытству, люди присоединяются к группе, рассматривающей и обсуждающей какое-то событие. Возрастая количественно, заражаясь общим настроением и интересом, люди постепенно превращаются в нестройное, неорганизованное скопление, или толпу.
Толпа — бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.
Тема фрагмента статьи – представление о толпе.
Главная мысль – «Толпа — бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания».
7. Виды работы с первичным текстом: составление плана
Составьте три плана (вопросный, назывной, тезисный) по предлагаемому выше фрагменту статьи Р. Мокшанцева, А. Мокшанцевой «Понятие толпы. Механизм ее формирования и состав»
Вопросный.
Назывной.
Тезисный.
8. Оформление справочно-научного аппарата
Найдите ошибки в оформлении справочно-научного аппарата и исправьте их. Запишите правильный вариант.
1. Ребрин О., Шолина И., Сысков А, Смешанное обучение [Текст] // Высшее образование в России, 2005.№ 8.С.10-12
2. Трушкова И. Гуманитарные технологии в образовании [Текст] // Высшее образование в России, 2006г.№ 3.С.5-8.
9. Вторичные жанры научного
1. Напишите аннотацию к статье Р. Мокшанцева, А. Мокшанцевой «Понятие толпы» с использованием речевых клише: «Статья посвящена…», «Автор затрагивает проблемы», «Статья предназначена для…» и др.
2. Составьте монографический реферат (150 – 300 слов) по статье Р. Мокшанцева, А. Мокшанцевой «Понятие толпы».
1.статья Р. Мокшанцева, А. Мокшанцевой «Понятие толпы» посвящена определению понятия толпы. Авторы затрагивают проблемы поведения людей в толпе. Статья предназначена для широкого круга читателей. Она заставляет задуматься, контролировать свое поведение, чтобы не превратится в безликую толпу.
2. Понятие толпы.
Прочитав статью «Понятие толпы» я невольно задумалась, являюсь ли я элементом этой самой толпы? Часто бывает так, что не хочется выделяться на фоне других, высказывать мнение, отличное от большинства. И в этот момент, в этот самый момент я, как и все, превращаюсь в серую, безвольную массу, нестройное, неорганизованное скопление.
Информация о работе Контрольная работа по "Стилистике русского языка"