Красноречие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 09:56, доклад

Краткое описание

Слово красноречие употребляется в наших разговорах довольно часто. Но что это такое, если попробовать ответить более или менее точно, научно выверенно, в соответствии с русской классической традицией в понимании этого слова? Попробуем разобраться.

Вложенные файлы: 1 файл

красноречие.docx

— 20.25 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат на тему: «Красноречие». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Что такое красноречие? 

 Слово красноречие  употребляется в наших разговорах  довольно часто. Но что это  такое, если попробовать ответить  более или менее точно, научно  выверенно, в соответствии с  русской классической традицией  в понимании этого слова? Попробуем  разобраться. 

Научное определение  термина красноречие, по-видимому, должно выглядеть так: 

КРАСНОРЕЧИЕ – 1) ораторский дар, талант, искусство слова, природная способность убедительно и красиво говорить и писать; 2) совокупность текстов, словесных произведений определенной сферы общения (поэтому существует красноречие политическое, судебное, торжественное, академическое, церковное, военное, дипломатическое, социально-бытовое). 

В русской риторико-стилистической традиции термин красноречие имеет  ясные корни. Он восходит к греческим  словам типа crhstologia, kalologia, euglwttotatos, kallifwnia (златоречие, краснословие, доброязычник, красогласование), латинскому eloquentia. В  древнерусской традиции слова с  корнем “крас-” более позднего происхождения, нежели с корнями “добр-” и  “благ-” (добрословие, благоречие). До XVII века они почти не встречаются, а в XVII веке более часты варианты “краснословие” (в первой русской  “Риторике” 1620 г.) и “красноглаголание” (в Словаре Епифания Славинецкого). Впервые К. встречается в сочинениях его хулителя протопопа Аввакума: “… не словес красных Бог слушает, …но любви с прочими добродетельми  хощет, того ради и я не брегу о  красноречии” (“Житие протопопа Аввакума”); “Не ищите риторики и философии, ни красноречия, но здравым глаголом последующе, поживите” (“Книга толкований”). Хотя другие староообрядцы “отцы-златоусты” Семен и Андрей Денисовы, основатели Выговской словесной школы, реабилитировали  риторику, слово К. у них не встречается. 

Инициатором ввода  слова К. в русскую науку был  М.В.Ломоносов. Если первый рукописный вариант его учебника 1743 г. имел название “Краткое руководство к риторике”, то второй, изданный печатно и получивший распространение, получил название “Краткое руководство к красноречию” (1748). У М.В.Ломоносова, оформившего  научную классификацию “словесных наук”, ясно различены термины риторика и К.: “Риторика есть наука о  всякой предложенной материи говорить и писать…” (1743), а “красноречие есть искусство о всякой данной материи  красно говорить и тем других преклонять к своему об оной мнению” (1747). Таким  образом, риторика – это “наука”, “учение”, правила, а К. – “искусство, способность, умение говорить и писать. Вместе с тем К. также и состав текстов словесности, если употребить взятый впоследствии термин. Говоря о  “правилах обоего красноречия: оратории и поэзии”, Ломоносов понимает под  красноречием совокупность текстов  словесных произведений. Именно в  этом смысле будут исследоваться  впоследствии разные виды красноречия: судебное, политическое, торжественное, церковное, академическое и т.д.  

Данное понимание  термина К. четко прослеживается в последующей русской традиции в риториках и теориях словесности  конца XVIII – первой половины XIX веков. Так, М.М.Сперанский начинает учебник  “Правила высшего красноречия” словами: “Основания красноречия суть страсти… Обучать красноречию не можно, ибо  не можно обучать иметь блистательное  воображение и сильный ум. Но можно  обучать, как пользоваться сим божественным даром…И вот то, что я собственно называется риторикою”. Риторика есть “средство усилить красноречие”, даруемое природой.  

Ср. у А.Ф.Мерзлякова: “Риторика заключает в себе полную теорию красноречия. Красноречие …  есть способность выражать свои мысли  и чувствования на письме или на словах правильно, ясно и сообразно  с целию говорящего или пишущего. Древние под именем красноречия  разумели единственно искусство  оратора, а под именем риторики –  правила, служащие к образованию  оратора”. Термин К. четко отделяется от витийства и словесности у  Я.В.Толмачева: словесность – “природная, обыкновенная способность изъяснять  свои мысли и чувствования голосом” и не имеет “отличительных качеств”, а красноречие - “способность, показывающая отличное искусство выражать оное ясно и красиво”; витийство - “способность ... выражать сильно и убедительно”. Способность получается человеком  от природы, а “искусство ... приобретается  наукою: сию науку называют риторикою. Итак, риторика есть та наука, которая  содержит правила, руководствующие  к красноречию и витийству”. Я.В.Толмачев дает и самое краткое определение  риторики: “наука красноречия”, а “предметом риторики можно почесть систему  правил, касающихся до красноречия”. 
 

После критики  риторики в середине XIX века и выведения  ее из состава преподавания термин К. потерял свою определенность и  в настоящее время употребляется  в достаточно широком смысле, хотя и не выходит за рамки двух указанных выше значений. Чаще всего можно встретить обсуждение природы К. в книгах афоризмов, мудрых мыслей, крылатых выражений. Причем многочисленными будут ссылки и на античных авторов (Платон, Цицерон и др.), и на зарубежных классиков, и на отечественную художественную литературу. 

В современной  научной литературе термин К. может  употребляться как традиционный термин для обозначения области  ораторского искусства - ср. ссылку Л.К.Граудиной на выделение до десяти родов и видов красноречия  в русской риторике XIX века: духовное (церковно-богословское), академическое, судебное, дискутивно-полемическое, дипломатическое, парламентское, митинговое, торговое (коммерческое), военное, социально-бытовое. Данная классификация  обычно повторяется в ряде современных  пособий, в сущности, являясь классификацией видов профессионального общения. 

Значение К. как  области ораторики несомненно восходит к описаниям “ораторства” в “Частной реторике” Н.Ф.Кошанского, который  пользуется терминами “гражданское К.”, “политическое К.”, “духовное  К.”, называя данный вид словесности  “ораторством”. В определениях Н.Ф.Кошанским  ораторства и витийства чувствуется  влияние латинской ученой терминологии: “Ораторство, витийство (ars oratoria) есть искусство даром живого слова  действовать на разум, страсти и  волю других”, а “красноречие”  описывается, скорее, метафорически  или в терминологии искусства: “Оратор  действует на разум красноречием ума, силою доказательств, убеждений - движет страсти красноречием сердца, жаром чувств, стремлением души”. 

Таким образом, в современном русском научном  языке термин К. может быть ясно отделен  по смыслу от термина риторика, сохраняя и развивая два своих классических значения: 1) природное дарование, способность, талант, искусство действовать словом; 2) область ораторского искусства, изучающая правила построения искусной монологической речи в разных сферах профессионального общения. 

Ора́торское иску́сство (красноре́чие, искусство красноречия) — искусство публичного выступления  с целью убеждения. Ораторское искусство  не следует путать с красноречием в смысле ораторских способностей —  умением говорить красиво, вдохновенно  и убедительно, независимо от того, является ли оно врождённым талантом (естественное красноречие) или навыком, приобретённым в процессе обучения (искусственное красноречие). Ораторское искусство и свойства ораторской речи изучает наука риторика. 

Естественное  красноречие

 

 Проявления  естественной ораторской способности  часто встречаются в повседневной  жизни. Представим ситуацию: один  человек идет по дороге, не  видя угрожающей ему опасности,  а другой, возвышая голос, предупреждает  его о ней. Ещё пример. Один  человек упал в воду, а другой  поднимает крик, чтобы окружающие  пришли на помощь. Примеры естественного  красноречия можно встретить  в деревнях, где люди общаются  громко и эмоционально, почти  кричат один другому («через  улицу») или на рынке, где каждый  сообщает что-то о своем товаре. Подобные проявления красноречия  не требуют специальной подготовки. Голос в таких случаях возвышается  естественно, под воздействием  чувств и соответствующих обстоятельств.

 

Ораторское  искусство

 

 Бывают ситуации, когда человеку нужно сказать  что-то красиво и убедительно,  а нужных эмоций в данный  момент нет. Здесь требуются  особые навыки управления собой,  которые можно приобрести в  процессе обучения ораторскому  искусству в ораторских школах  или на специальных тренингах.  Ораторское красноречие, как особый  вид искусства, возникло в античной  Греции. Ни одна другая древняя  культура — ни египетская, ни  аккадская, ни китайская, ни  индийская — не уделяют такого  пристального внимания ораторике,  как греческая, и не дают  высоких образцов содержательного  и стилистического совершенства  диалектики и искусства устного  слова. Ораторское искусство учит  тому, как сделать обычную речь  ораторской. Традиции современной  ораторской речи восходят к  античной риторике Древней Греции  и Рима.

 

Свойства  ораторской речи

 

 Ораторская  речь — это вид монологической  речи, употребляемый в ситуации, когда говорящий обращается к  многочисленной аудитории с целью  убеждения[1]. Речь оратора имеет  свои особенности построения  композиции и стиля, а также особое соотношение языковых и неязыковых средств общения. Можно выделить несколько основных качеств, которые отличают ораторскую речь от других видов речи.

 Оратор обращается  к народу ораторской речи —  не только донести до слушателя  информацию, но и получить ответную  реакцию в виде заинтересованности (убедить) или каких-либо действий (побудить). Такая речь всегда  имеет агитационный характер. Для  этого оратор должен быть воодушевлен  предметом своей речи и вкладывать  в неё то, что он считает  нужным и полезным для его  слушателей.

 Для того, чтобы речь тронула и заинтересовала  аудиторию, важен авторитет говорящего  или его особый психологический  настрой. Чтобы побудить слушателей  совершить какие-то действия, оратор  прежде всего сам делает усилие, требующее особого напряжения  воли. Это усилие чувствуется  в речи оратора и передаётся  его слушателям, побуждая их к  действиям.

Информация о работе Красноречие