Краткая история письма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 19:37, доклад

Краткое описание

Возможности письма не ограничены ни временем, ни расстоянием. Но искусством письма люди владели не всегда. Это искусство развивалось долго, на протяжении многих тысячелетий.
Вначале появилось картинное письмо (пиктография): событие изображали в виде рисунка. Затем стали изображать уже не событие, а отдельные предметы, сначала соблюдая сходство с изображаемым, а затем в виде условных знаков (идеография, иероглифы). И, наконец, научились изображать не предметы, а передавать знаками их названия (звуковое письмо). Первоначально в звуковом письме употреблялись только согласные звуки, а гласные или вообще не воспринимались, или обозначались дополнительными значками (слоговое письмо). Слоговое письмо было в употреблении у многих семитских народов, в том числе и у финикинян.

Содержание

Введение. Краткая история письма.......................................................................3

Кирилл и Мефодий………………………………………………………..………4

Как и откуда появилась наша азбука?...................................................................5

Какую азбуку создал Константин?........................................................................5

Кириллическое письмо………………………………………………..………….6

Происхождение глаголицы………………………………………………..……...7

Заключение…………………………………………………………………..…….7

Список литературы…………………………………………………………..……8

Вложенные файлы: 1 файл

Братья были родом из македонского города Солуни.doc

— 67.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение. Краткая история  письма.......................................................................3

 

Кирилл и Мефодий………………………………………………………..………4

 

Как и откуда появилась наша азбука?...................................................................5

 

Какую азбуку создал Константин?........................................................................5

 

Кириллическое письмо………………………………………………..………….6

 

Происхождение глаголицы………………………………………………..……...7

 

Заключение…………………………………………………………………..…….7

 

Список литературы…………………………………………………………..……8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краткая история  письма.

 

Возможности письма не ограничены ни временем, ни расстоянием. Но искусством письма люди владели не всегда. Это  искусство развивалось долго, на протяжении многих тысячелетий.

Вначале появилось картинное  письмо (пиктография): событие изображали в виде рисунка. Затем стали изображать уже не событие, а отдельные предметы, сначала соблюдая сходство с изображаемым, а затем в виде условных знаков (идеография, иероглифы). И, наконец, научились изображать не предметы, а передавать знаками их названия (звуковое письмо). Первоначально в звуковом письме употреблялись только согласные звуки, а гласные или вообще не воспринимались, или обозначались дополнительными значками (слоговое письмо). Слоговое письмо было в употреблении у многих семитских народов, в том числе и у финикинян.

Греки создали свой алфавит  на основе финикийского письма, но значительно усовершенствовали его, введя особые знаки для гласных звуков. Греческое письмо легло в основу латинской азбуки, а в IX веке было создано славянское письмо путем использования букв греческого алфавита1.

Великое дело создания славянской азбуки совершили братья Константин (при крещении принявший имя Кирилл) и Мефодий. Главная заслуга в этом деле принадлежит Кириллу. Мефодий был верным его помощником. Составляя славянскую азбуку, Кирилл смог уловить в звучании славянского языка основные звуки и найти для каждого из них буквенные обозначения. Читая по-старославянски, мы произносим слова так, как они написаны. В старославянском языке мы не встретим такого расхождения между звучанием слов и их произношением, как, например в английском или французском.

Славянский книжный  язык (старославянский) получил распространение в качестве общего языка для многих славянских народов. Им пользовались южные славяне (болгары, сербы, хорваты), западные славяне (чехи, словаки), восточные славяне (украинцы, белорусы, русские).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кирилл и  Мефодий

 

Братья были родом  из македонского города Солуни. Теперь это город Салоники на берегу Эгейского моря. Мефодий был старшим из семи братьев, а младшим был Константин. Имя Кирилл он получил при пострижении в монашество уже перед самой кончиной. Отец Мефодия и Константина занимал высокий пост помощника управителя города. Есть предположение, что мать их была славянкой, потому что братья с детства знали славянский язык так же хорошо, как и греческий.

Будущие славянские просветители получили прекрасное воспитание и образование. Константин с младенчества обнаружил необычайные умственные дарования. Обучаясь в солунской школе и еще не достигнув пятнадцати лет, он уже читал книги глубокомысленнейшего из отцов Церкви - Григория Богослова (IV век). Слух о даровитости Константина достиг Константинополя, и тогда он был взят ко двору, где учился вместе с сыном императора у лучших учителей столицы Византии. У знаменитого ученого Фотия, будущего константинопольского патриарха, Константин изучал античную литературу. Учился он также философии, риторике (ораторскому искусству), математике, астрономии и музыке. Константина ожидала блестящая карьера при императорском дворе, богатство и женитьба на знатной красивой девушке. Но он предпочел удалиться в монастырь “на Олимп к Мефодию, брату своему, — говорит его жизнеописание, — начал там жить и беспрестанно творить молитву Богу, занимаясь только книгами”.

Однако не удавалось  Константину подолгу проводить  время в уединении. Как лучшего веропроповедника и защитника православия его часто посылают в соседние страны для участия в диспутах. Поездки эти были весьма успешными для Константина. Однажды, путешествуя к хазарам, он посетил Крым. Крестив до двухсот человек и взяв с собою отпущенных на свободу пленных греков, Константин возвратился в столицу Византии и стал там продолжать свои ученые труды.

Слабый здоровьем, но проникнутый сильным религиозным  чувством и любовью к науке, Константин с детства мечтал об уединенной молитве  и книжных занятиях. Вся его  жизнь была наполнена частыми  трудными поездками, тяжелыми лишениями и очень напряженной работой. Такая жизнь подорвала его силы, и в 42 года он сильно заболел. Предчувствуя свой близкий конец, он принял монашество, переменив свое мирское имя Константин на имя Кирилл. После этого он прожил еще 50дней, последний раз прочел сам исповедальную молитву, простился с братом и учениками и тихо скончался 14 февраля 869 года. Случилось это в Риме, когда братья в очередной раз приехали искать у папы римского защиты своего дела — распространения славянской письменности.

Сразу же по кончине Кирилла  была написана его икона. Погребен Кирилл в Риме в церкви святого Климента. 

Перед смертью Кирилл говорил брату: “Мы с тобою, как два вола, вели одну борозду. Я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору”. Мефодий пережил брата на 16 лет. Терпя лишения и поношения, он продолжал великое дело -  перевод на славянский язык священных книг, проповедь православной веры, крещение славянского народа. 6 апреля 885 года он скончался, оставив преемником лучшего из своих учеников, архиепископа Горазда и около двухсот обученных им священников - славян2.

 

 

Как и откуда появилась наша азбука?

 

Братьев Кирилла и  Мефодия греческий царь Михаил послал к славянам в ответ на просьбу славянского князя Ростислава. Ростислав просил прислать учителей, которые смогли бы рассказать славянам о святых христианских книгах, неизвестных им книжных словах и смысле их.

Братья Константин и Мефодий приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку, которая впоследствии стала называться кириллицей.

Кирилл и Мефодий взяли греческий алфавит и приспособили его для звуков славянского языка. Так что наша азбука является “дочкой” греческого алфавита.

 

 

Какую азбуку создал Константин?

 

Рукописи 10 и 11 веков написаны двумя разными азбуками. Одни написаны кириллицей, другие - глаголицей. Но какая из этих двух азбук древнее? То есть, каким письмом были написаны несохранившиеся рукописи кирилло-мефодиевских времен? 

Наиболее древней азбукой  следует считать глаголицу. Древнейшие памятники (в том числе "Киевские листки") написаны именно на глаголице, причем написаны архаическим языком, близким по фонетическому составу языку южных славян. На большую древность глаголицы указывают и палимпсесты (рукописи на пергамене, в которых старый текст соскоблен и по нему написан новый). На всех сохранившихся палимпсестах соскоблена глаголица, и новый текст написан на кириллице.

В современной славистике уже никто не сомневается в том, что Константин и его брат Мефодий "переложили" звуки славянского языка на пергамент с помощью той азбуки, которую сегодня принято называть глаголицей. Позднее появилась кириллица, которая со временем вытеснила глаголицу во всех славянских странах, за исключением Северной Далмации, где хорваты-католики продолжали писать глаголицей вплоть до конца прошлого столетия3.

Кириллическое письмо

 

Образцом для написания  букв кириллицы послужили знаки  греческого уставного алфавита. Первые книги на кириллице также написаны уставом. Устав - это такое письмо, когда буквы пишутся прямо на одинаковом расстоянии друг от друга, без наклона - они как бы "уставлены". Буквы строго геометричны, вертикальные линии, как правило, толще горизонтальных, промежутка между словами нет. Древнерусские рукописи IX - XIV веков написаны уставом.

С середины XIV столетия получил  распространение полуустав, который был менее красив, чем устав, зато позволял писать быстрее. Появился наклон в буквах, их геометричность не так заметна; перестало выдерживаться соотношение толстых и тонких линий; текст уже делился на слова.

В XV веке полуустав уступает место скорописи. Рукописи написанные "скорым обычаем", отличает связное  написание соседних букв, размашистость письма. В скорописи каждая буква имела множество вариантов написания. С развитием скорости появляются признаки индивидуального почерка.

Письменность русскими была воспринята от соседней Болгарии - страны, принявшей крещение на сто с лишним лет раньше Руси. О том, что письменность проникла на Русь до принятия христианства, то есть до 988 года, свидетельствуют договоры князей Олега и Игоря с греками. В них упоминается о письменных завещаниях русских, о текстах, написанных на двух языках.

После принятия христианства русские переняли от болгар и все  богатство славянской письменности. В Болгарии уже были славянские церковные книги. В то время древнеболгарский и древнерусский языки были столь близки, что переводить болгарский на русский не было необходимости. Болгарские книги просто переписывались и употреблялись в храмах Киева и других городах Древней Руси.

Древнейшая книга на Руси, написанная кириллицей, - Остромирово Евангелие - 1057 года. Это Евангелие хранится в Санкт-Петербурге, в библиотеке Российской Академии наук.

Кириллица просуществовала  практически без изменения до времен Петра Великого, при котором были внесены изменения в начертания некоторых букв, а 11 букв были исключены из алфавита. Новый алфавит стал беднее по содержанию, но проще и более приспособлен к печатанию различных гражданских деловых бумаг. Он так и получил название "гражданский ”.

В 1918 году была проведена  новая реформа алфавита, и кириллица  потеряла еще четыре буквы: ять, и(I), ижицу, фиту. А мы в результате этого несколько утратили богатство красок славянской письменности, подаренной нам салонскими братьями святыми Кириллом и Мефодием - просветителями славян.  

 

 

Происхождение глаголицы

 

Кириллицей происходит от греческого унциального письма, но как объяснить происхождение глаголицы?

Многие лингвисты пытались дать ответ на этот вопрос, но их попытки не увенчались успехом. Дело в том, что многие древние алфавиты, в том числе греческий и латинский, создавались по образцу еще более древних, т.е. ранее существовавших алфавитов. Например, греческий алфавит возник под влиянием семитического финикийского письма, латинский - под влиянием греческого, и т.д. 

Вообще в науке долгое время считалось, что любое письмо в своей основе представляет собой культурное заимствование. Ссылаясь на эту "непреложную научную истину", ученые XIX и XX вв. пытались таким же образом вывести глаголицу из какого-нибудь более древнего письма: коптского, древнееврейского, готского, рунического, армянского, грузинского. Но все эти трактовки были неубедительны и почти всегда сопровождались неизбежными "может быть", "наверное", "не исключено". 

Наконец ученые вынуждены были признаться, что глаголица не похожа ни на какое другое письмо, и, скорее всего, целиком изобретена Кириллом и Мефодием, как, впрочем, свидетельствует древний славянский список русской редакции "Похвала святым Кириллу и Мефодию"4.

 

 

Заключение

 

Святые Кирилл и Мефодий  не просто перевели на родной язык славян Священные и богослужебные книги. Они не только способствовали распространению света Христова учения среди наших предков и возникновению литургии, но положили начало великой славянской культуры, которая сегодня по праву считается драгоценной духовной жемчужиной современной Европы.

В память о великом  подвиге Кирилла и Мефодия 24 мая  во всем мире празднуется День славянской письменности. Особенно торжественно отмечается он в Болгарии. Там совершаются праздничные шествия со славянской азбукой и иконами святых братьев. Начиная с 1987 года, и в нашей стране в этот день стал проводиться праздник славянской письменности и культуры. Русский народ отдает дань памяти и благодарности “славянских стран учителям"5.

 

 

 

Список литературы

 

  1. А.С. Орлов, В.А. Георгиев. История России. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное / Орлов А. С., Георгиев В.А. – М.: ООО « ТК Велби», 2003. – 520с.
  2. Зуев М.Н. История России с древнейших времен до конца XX века: Для школьников ст. кл. и поступающих в вузы: Учеб. Пособие. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 896с.
  3. http://newciv.relarn.ru/
  4. http://romanov-murman.narod.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 http://newciv.relarn.ru/work/2-09/bukvi/book.htm#Сказание – Откуда есть славянская письменность

2 А.С. Орлов, В.А. Георгиев. История России. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное / Орлов А. С., Георгиев В.А. – М.: ООО « ТК Велби», 2003. – 44с.

3 http://newciv.relarn.ru/work/2-09/bukvi/book.htm#Сказание – Откуда есть славянская письменность

4 Зуев М.Н. История России с древнейших времен до конца XX века: Для школьников ст. кл. и поступающих в вузы: Учеб. Пособие. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 14с.

Информация о работе Краткая история письма