Марк Туллий Цицерон (106-43 до н. э.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 21:35, доклад

Краткое описание

В трактатах разработана программа подготовки настоящего оратора, обладающего глубоким знанием предмета и усвоившего теорию красноречия. По Цицерону, начинать обучение надо с усвоения «общеизвестных и избитых правил», к которым относятся знания о цели выступления и задачах оратора, общих местах, родах красноречия, композиции речи, средствах её украшения и т.д. Не отрицая пользы упражнений в произнесении речей экспромтом, Цицерон подчеркивал важность заранее подготовленных речей: «...хоть и полезно говорить часто без приготовления, однако же гораздо полезнее дать себе время на размышление и зато уж говорить тщательней и старательней».

Вложенные файлы: 1 файл

риторика.doc

— 46.50 Кб (Скачать файл)

Марк Туллий Цицерон (106-43 до н. э.)

Взгляды на риторическую науку  Цицерон изложил в книгах «Об  ораторе» (55 г. до н.э.), где представлен  образ идеального оратора-философа, «Брут», или «О знаменитых ораторах»  – история греческого и римского красноречия, «Оратор» (46 г. до н.э.), в которой рассматриваются вопросы стиля речи и пути достижения успеха выступления. Отмечая огромные возможности красноречия для воздействия на массы людей и управления ими, Цицерон считал его одним из главных орудий государства. 

В трактатах разработана программа подготовки настоящего оратора, обладающего глубоким знанием предмета и усвоившего теорию красноречия. По Цицерону, начинать обучение надо с усвоения «общеизвестных и избитых правил», к которым относятся знания о цели выступления и задачах оратора, общих местах, родах красноречия, композиции речи, средствах её украшения и т.д. Не отрицая пользы упражнений в произнесении речей экспромтом, Цицерон подчеркивал важность заранее подготовленных речей: «...хоть и полезно говорить часто без приготовления, однако же гораздо полезнее дать себе время на размышление и зато уж говорить тщательней и старательней».

По мысли Цицерона, оратор – государственный деятель, который  средствами публичного слова организует общественную жизнь, обеспечивает регулярное правосудие, поддерживает высокий уровень общественной нравственности и единства общества и «всему государству в целом приносит счастье и благополучие». Поэтому«оратором, достойным такого многозначительного названия, будет тот, кто любой представившийся ему вопрос, требующий словесной разработки, сумеет изложить толково, стройно, красиво, памятливо и в достойном исполнении».

Обязанность оратора заключается  в следующем: найти что сказать; найденное расположить по порядку; придать ему словесную форму; утвердить все это в памяти; произнести. Как видим, Цицерон придерживается установившейся классической схемы, согласно канону которой дается пятичастное деление риторического процесса, то есть весь путь «от мысли к звучащему публичному слову». Кроме того, в задачу оратора входит расположить к себе слушателей; изложить сущность дела; установить спорный вопрос; подкрепить свое положение; опровергнуть мнение противника; в заключение придать блеск своим положениям и окончательно низвергнуть положения противника.

Таким образом, профессия  оратора требует глубокой и всесторонней подготовки не только в смысле овладения  техникой речи, но и в содержательном плане, поскольку «никто не может  говорить хорошо о том, чего он не знает».

Ораторская профессия  предъявляет к претенденту следующие требования:

- хороший голос и внешние  данные,

- способности к связной,  плавной, свободной речи, смелости,

- чувство ответственности,  находчивость и память,

- природный ум – «оратор  должен обладать остроумием диалектика, мыслями философа, словами чуть ли не поэта, памятью законоведа, голосом трагика, игрою такою, как у лучших лицедеев. Вот почему в роде человеческом никто не попадается так редко, как совершенный оратор»

Но качества эти могут  быть развиты воспитанием и обучением  у всякого, кто обладает ими в той или иной мере, при должном «рвении и восторженной любви к делу».

Главным действующим лицом  в речи является сам оратор. Из трех данных необходимых оратору: талант, навык и знания, первенство принадлежит  образованности. Без знаний не может быть истинное красноречие. Только содержательная речь дает обилие выражений и вызывает восторг слушателей.

В своих «Трех трактатах  об ораторском искусстве» Цицерон выдвигает  такие обязанности оратора:

1. Найти, что сказать 

2. Расположить найденное

3. Облечь его в слова

4. Утвердить в памяти 

5. Произнести 

Составление плана — необходимое  условие для подготовки речи —  считает Цицерон.

План речи включает:

1. Расположение слушателей

2. Изложение сущности дела

3. Установление спорного вопроса

4. Подкрепление своего положения  аргументами

5. Опровержение мнения противника

6. Придание блеска своим словам

Выдвигая учение о трех стилях, Цицерон предлагает пользоваться:

Простым (аттическим) стилем, чтобы убеждать. Простой стиль предназначен  для вещей обыкновенных; этот стиль точен и скромен, без украшений. Умеренный стиль – царство уместности, о ней должно заботиться не только в мыслях, но и в словах, им нужно владеть, чтобы услаждать слушателей, употребляя такое средство выразительности, как метафора и аллегории.Пышным стилем пользуются, когда стремятся волновать души и внушать желаемое настроение. Это стремление оратора к пафосу, именно в нём он почувствует величие и мощь красноречия. Однако не сразу надо говорить пышно: начало речи должно быть сдержанно, но богато острыми мыслями, повествование — обыденно, когда же внимание публики завоевано, оратор прибегает к пышности, используя всю мощь красноречия, властвуя над душами людей.

«Действительно, — заключает Цицерон, — простой  оратор, если он говорит опытно и тонко, будет казаться мудрым, умеренный — приятным, а этот, богатейший, если у него ничего больше нет, (т.е. глубокого содержания) вряд ли даже покажется здоровым. Кто не может говорить спокойно, мягко, раздельно, определенно, четко, остроумно, когда именно такой разработки требует речь в целом или в какой-нибудь отдельной части, — тот, обращая свое пламя к неподготовленному слуху, покажется бесноватым среди здоровых и чуть ли не вакхантом, хмельным среди трезвых».

Цицерон считает, что в  речи за Цецину стиль его (цицероновой) речи был простым, за Помпея — умеренным, а за Рабирия — возвышенным. Однако оратор предлагает смешивать стили, что он и сам делал в защитительных речах.

Кроме того, особое значение  для оратора имеет выбор слов. Слова должны быть благозвучными, почерпнутыми из обыденной речи, а не только изысканные, как у поэтов… Речь воспринимается на слух, поэтому смысл слов  должен доходить немедленно, то есть быть понятным в самый миг произнесения. Не следует употреблять слишком старых и редких слов, избегая излишней поэтичности, как и чрезмерной повседневности.

Вот почему, рассуждает  Цицерон, оратором можно назвать всякого, кто умеет обращаться с мыслями  и словами, но близость его к идеалу будет зависеть от степени его таланта. Идеальным будет тот, кто на форуме и в гражданских процессах будет говорить так, чтобы убедить, доставить наслаждение, подчинить себе слушателя.

Цицерон стал реформатором латинского языка, придав ему необычайную  точность и гибкость. Уже современники Цицерона метко выразили силу его речей:

«Небо послало Цицерона, чтобы показать в нем пример того, до каких вершин может подняться  могущество слова».

Как известно, Цицерон ставит вопрос: что формирует оратора  – врожденные ли данные , или знание теории красноречия , а также упражнения ? по мнению Цицерона, оратор должен прежде всего обладать природными способностями – умением свободно владеть речью, звучностью голоса силой груди, крепким телосложением , известной пропорциональностью в форме лица и тела .Эти врожденные качества должны возбуждаться его способностью ориентироваться в обстановке в процессе его выступления, а «между природным даром и способностью ориентироваться немножечко места остается для теории»,– говорит устами Антония Цицерон. Цицерон называет «очень смешными» всех тех риторов, которые изучают с учениками лишь риторскую теорию . Теория нужна, но Цицерон в основу ее кладет ораторскую практику: «Не красноречие родилось из теории, а теория из красноречия» .Такое утверждение было подсказано Цицерону его многолетним ораторским опытом и было вызвано оторванным от практики обучением в школах риторов. Цицерон прямо говорит: «Будем преподавать будущему оратору лишь то, чему нас научил опыт». Это влияние практики отразилось, например, в суждении Цицерона об установленных в риториках частях ораторской речи (вступлении, рассказе и др.). Цицерон не отвергает их; они кажутся ему стройно распределенными, однако установленными не на основе жизненного опыта. Речь оратора должна быть наполнена разнообразным содержанием, свидетельствующим о широком образовании оратора. Об этом много раз говорит Цицерон. Ораторское искусство – не пустое краснобайство. Уже в ранней риторике Цицерон писал, что мудрость в содержании без красноречия мало приносит пользы государствам, а красноречие без мудрого содержания большей частью слишком вредит и никогда не приносит пользы . В трактате «Об ораторе» Цицерон требует для оратора разностороннего образования: «Никого не следует считать, в числе ораторов, если он не будет отличаться знанием всех наук, достойных свободного человека» . «Если кто хочет дать всеобъемлющее и специфическое определение силы оратора,– пишет Цицерон, – то, по моему мнению, тот оратор достоин этого авторитетного имени, кто о любом попавшемся предмете, подлежащем словесному выражению, будет говорить с пониманием дела , слаженно, красиво, ничего не забывая и даже с известным общим достоинством».

Основное содержание образования, по Цицерону, должна составлять философия. И в этом отношении  Цицерон исходил прежде всего из своего собственного опыта. В трактате «Оратор» (12) он заявляет, что «он вышел не из школ риторов, а из залов Академии». «Без философии нельзя образовать такого красноречивого человека, которого мы ищем,– утверждает Цицерон.– Ведь никто не может без философии очень пространно и содержательно говорить о важных и разнообразных вещах»

Наиболее важным является вклад Цицерона в разработку и  совершенствование приемов риторической обработки текста. Из древности дошла  до нас пословица: «Трудно сказать короче, чем Цезарь, и пространнее, чем Цицерон». Гибкость его ума, полета его творческой и художественной фантазии. Каждая речь оратора — стройная логическая строение, украшена изысканными стилистическими средствами, где содержание и форма создает гармонию, составляют единую художественную целостность всесторонних и глубоких знаний, разнообразие чувств и совершенства изложения. Каждая его речь — это художественное произведение. Заключение 
Итак, в историю риторики и ораторского искусства Цицерон вошел, прежде всего, как блестящий стилист и вдохновенный оратор, своими речами и письменными сочинениями много способствовавший построению, оформлению и убедительности публичных выступлений своих коллег и последователей. Забота о стиле речи, ее эмоциональном воздействии на слушателя в дальнейшем стали постепенно возобладать над ее содержательностью и убедительностью. Тем самым из трех задач оратора: убеждать, услаждать и увлекать, о которых говорил Цицерон, после него риторика сосредоточилась на одной — услаждении слушателя. 
Идеальный оратор, по Цицерону, — это человек, соединяющий в своей личности тонкость диалектика, мысль философа, язык поэта, память юриста, голос трагика и, наконец, жесты, мимику и грацию великих актеров. 
Вклад Цицерона в сокровищницу мировой культуры неисчерпаем. 


Информация о работе Марк Туллий Цицерон (106-43 до н. э.)