Морфемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 15:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть морфемный состав слова.
Объект исследования: морфемы в русском языке.
Предмет исследования: свойства морфем.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. МОРФЕМЫ И ИХ СВОЙСТВА 4
Понятие и свойства морфем 4
Виды морфем 7
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ МОРФЕМ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ 21
2.1. Характерные особенности морфем 21
2.2. Значение морфем 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Вложенные файлы: 1 файл

Морфемы Набор текста.docx

— 35.40 Кб (Скачать файл)

       Суффиксом называется значимая часть слова, находящаяся после корня или другого суффикса и служащая для образования новых слов и разных форм одного и того же слова.

      Понимание  приставок и суффиксов как  частей слова, с помощью которых  образуются новые слова, не  вызывает особых затруднений,  если последовательно проводится  работа по разграничению слов  и изменений одного слова, а  также если каждый из аффиксов  анализируется с двух сторон: по значению и фонемному составу.

     К сожалению,  на практике приходится наблюдать,  что в качестве единственного  признака морфему используют  ее местоположение: часть слова перед корнем – это приставка; отрезок между корнем и окончанием – суффикс. Но, во-первых, оставляя в стороне анализ значения словообразовательного аффикса. Мы не реализуем всех возможностей, которые открывает эта работа для речевого и общего развития учащихся, а во вторых, при таком механическом решении задачи мы упускаем из виду, что отрезок слова перед и после корня может состоять не из одного, а из нескольких суффиксов: при-у-красит, укрот-и-тель, уч-и-л и т.п. Если даже учитель будет избегать таких слов, они могут оказаться среди подобранных детьми однокоренных слов. Наконец, оставляя без внимания внутреннюю сторону морфемы – ее значение, мы не создаем предпосылок для контроля за правильностью выполнения действия.

       Обычно  в младших классах проверяют,  правильно ли выделена приставка или суффикс, подбирая однокоренные слова с другими приставками или без них, конечно. Если анализируется выехать или другое подобное слово, то при этом способе приставка будет найдена безошибочно: выехать, заехать, переехать, объехать и т.д. Но в словах, о которых говорилось выше, так может быть найдена несуществующая приставка «приез-» или суффикс «ия» в глаголе прошедшего времени и т.п. Вспомним всеобщий способ анализа морфемной структуры слова в лингвистике. Морфема выделяется путем подбора слов, имеющих общий семантический признак и одинаковый по фонемному составу отрезок. Так, например, слово зимний анализируется в составе трех групп слов:

    1-я: зимний, зима, зимушка, зимовье, зимовать, зимовщик  и т.д.;

    2-я: зимний, теплый, синий, добрый, крепкий и т.д.

    3-я: зимний, умный,  летний, пыльный, каменный и т.д.

    В первый ряд  вошли слова, имеющие общую  мотивацию: все они объясняются с помощью слова зима. Сравнение буквенного состава слов позволяет выделить общий отрезок зим – корень.

     Во втором  ряду – слова, имеющие со  словом зимний одни и те  же грамматические значения; именительный падеж, мужской род, единственное число. Выразителем этих значений служит окончание прилагательных – ий/ый. Если изменить какое-либо из грамматических значений этих слов изменится и буквенный состав окончания.

     Наконец, 3 –  й ряд. Эти слова обозначают  признак, свойственный предмету, названия которого содержится  в корне. У всех этих слов  есть часть -н-, она находится после корня. Значит, все эти слова образованы с помощью суффикса -н-.

     Всеобщий способ  нахождения в слове морфем, естественно,  распространяется на приставки и суффиксы. Отсюда следует, что проверяя, верно ли выделена приставка или суффикс, нужно подбирать разные слова, имеющие то же дополнительное значение и ту же по фонемному составу часть. Конечно, это не значит, что нельзя использовать подбор однокоренных слов с разными приставками, просто нужно иметь в виду, что этот прием не гарантирует, как и всякий другой частный способ, от ошибок. Всеобщий же способ решения морфемных задач дает однозначный ответ4.

       Кроме  того, полезно иметь в виду  некоторые особенности приставок  и суффиксов, которые подсказывают приемы работы с ними. Так, известно, что приставки как бы «приклеиваются» к слову спереди. Отбрасывая приставку, получаем целое, ни в чем не деформированное слово той же части речи: от глагола – глагол (выбросил - бросил), от прилагательного – прилагательное (подводный - водный) и т.п. Конечно, это не относится к словам, образованным префиксально – суффиксальным способом (подснежник).

       Зато суффиксы часто «переводят» слово из одной части речи в другую: от существительного образуют прилагательное (сон - сонный), от прилагательных – глаголы (белый - белить) и т. п. Причем каждый суффикс сочетается с основой определенного типа. Так, суффикс -тьель- присоединяется к глагольным основам (учить - учитель), а суффикс – щик- к именам существительным (камень - каменщик) и т.п. Подсказывая способы контроля за правильностью выделения приставок и суффиксов, целесообразно обращать внимание детей на эти и другие особенности словообразовательных морфем.

        С  помощью приставок обычно происходит образование новых слов в пределах одной и той же части речи: автор – со-автор, носить – вы-носить, вне - из-вне и т.д.

        Приставки  в русском языке чаще всего  используются для словопроизводства  глаголов, прилагательных, наречий.

        Для  образования разных форм одного  и того же слова приставки  используются менее активно, чем суффиксы. Тем не менее они могут быть и формообразующими: делать – с-делать, бледность – по-бледнеть, слепнуть – о-слепнуть.

        Приставки  русского языка могут присоединяться  к словам разных частей речи. Приставкам не свойственна закрепленность  за определенными частями речи в связи с большой степенью ответственности и универсальности выражаемых ими значений. Так, приставка со-товарищ, со-участник; глаголов со-существовать, со-переживать; прилагательных со-звучный, со-предельный и др.

       Присоединение приставок к основам разных слов не меняет коренным образом их значение. Приставки придают этому значению новые смысловые оттенки. Так, глаголы у-бежать, при-бежать, по существу, обозначают то же действие, что и глагол бежать. Приставки показывают лишь разное направление этого действия. Наречие пре-отлично и прилагательное пре-симпатичный обозначают те же признаки, что и слова отлично и симпатичный, но приставка пре- придает значению данных признаков оттенок высшей степени качества.

       В отличие  от приставок суффиксы могут  иметь не только широкие и  отвлеченные значения, но также  и конкретные значения. Суффиксы  глаголов и прилагательных отличаются большой широтой и отвлеченностью значения. Так, суффиксы -н-, -ов-, -ск- передают лишь отношение к тому, что обозначено базовым существительным: книж-н-ый (книга), берез-ов-ый (береза), мор-ск-ой (море). Глагольный суффикс -е- в глаголах типа бел-е-ть, красн-е-ть, имеет широкое значение «становиться, делаться, каким-либо».

         Суффиксы имен существительных  более конкретных, чем у глаголов  и прилагательных. Они используются для наименования лиц по профессии: столяр, маляр, токарь, пекарь, крановщик; по социальному положению: колхозник, школьник; по качественному признаку: мудрец, гордец, храбрец. Если приставки не имеют закрепленности за определенной частью речи, то суффиксам такая закрепленность свойственна, и они не могут использоваться для образования разных частей речи. С помощью строго определенных суффиксов образуются существительные

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Морфемы