Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 17:49, реферат
В целом, ораторское мастерство – это искусство использования внешних факторов убеждения.
Цицерон в свое время придумал формулу: логика + риторика + этика, которая четко отражает квалификацию оратора. Цицерон писал, что «оратор есть тот, кто любой вопрос изложит со знанием дела, стройно и изящно, с достоинством при исполнении».
В 30–40-е годы прошлого века появились книги талантливого популяризатора ораторского искусства Дейла Карнеги (1888–1955), посвященные факторам убеждения, – «Как завоевать друзей», «Как перестать беспокоиться и начать жить», которые не потеряли своей актуальности и по сей день.
Черты красноречия: остроумие; литературный вкус; владение приемами ораторской речи; умение пользоваться образцами народной мудрости; собственный риторический стиль.
«Цветами красноречия» называют тропы и фигуры.
Кафедра «Радиотехника, электроника и телекоммуникации»
Тема : «Наиболее известные фигуры ораторской речи»
Оратором часто называют человека, обладающего
даром красноречия. Слово оратор появилось в русском языке в
XVIII в. Оно происходит от латинского глагола orare ‘говорить’. В.И. Даль подобрал следующие
синонимы и синонимические выражения
к этому слову: я, краснослов, речистый
человек, мастер говорить, краснобай.
Образцом мастера ораторского искусства
считается Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.) – римский политический
деятель и писатель, сторонник республиканского
строя.
Римский оратор Марк Фабий Квинтилиан (жил
ок. 35-96 гг.), теоретик ораторского искусства
(главный его труд – «Об образовании оратора»),
утверждал, что лишь с помощью писания
можно достигнуть легкости речи.
Некоторые пытаются заучивать речь (это оправдано, если речь пишется
для митинга), другие – выступают с опорой на текст. В этом случае важно выделить,
пронумеровать, подчеркнуть наиболее
значимые моменты текста.
Мечта многих ораторов – импровизация. Это вершина мастерства публичных
выступлений. Прекрасным импровизатором
был Анатолий Васильевич
Луначарский (1874–1933), писатель и общественный деятель,
нарком просвещения, полпред СССР в Испании
с 1933 года. Однажды на вопрос, как ему удалось
так легко выступить, он ответил: «Я готовился к этому
всю жизнь». Таким образом, следует усвоить,
что удачный экспромт – это награда за
многолетний труд.
Искусство словесной импровизации достигается
большой практикой. Многие ораторы специально
запинаются и делают ошибки, чтобы их выступление
звучало более естественно и непринужденно.
Тот, кто говорит очень уверенно, иногда
рискует утратить расположение аудитории.
Очевидно, это происходит из-за того, что
каждый слушатель мысленно ставит себя
на место выступающего и болезненно переживает
собственную неловкость и замешательство,
которые могли бы возникнуть при подобных
обстоятельствах. Вот почему слишком самоуверенное
и бойкое начало речи часто вызывает враждебность
аудитории.
Для установления контакта с аудиторией
необходимо интеллектуальное
и эмоциональное сопереживание. На контакт с аудиторией влияют
актуальность обсуждаемого вопроса, личность
оратора и его репутация. Внешне контакт
проявляется в поведении аудитории (тишина, реакция
на шутки, замечания).
Следует помнить, что особо невыразительна
речь, изобилующая традиционными избитыми
клише: Тема моего выступления…,
С чувством глубокого удовлетворения…,
И в заключение хотелось бы отметить и т.д. Чем естественнее звучит
голос оратора, чем проще его язык и манера
поведения, тем больше доверия к нему со
стороны аудитории.
Готовясь к публичному выступлению не
следует забывать, что очень многие люди
плохо воспринимают информацию на слух,
вот почему одну и ту же мысль необходимо
повторять несколько раз в разных формулировках,
а также постараться использовать любую
возможность проиллюстрировать речь:
с помощью чертежей, графиков, слайдов,
фильмов.
Таким образом, ораторское искусство –
это мастерство построения публичного
выступления с целью оказания желаемого
воздействия на аудиторию.
Основатель Московского университета
Михаил Васильевич Ломоносов был прекрасным
оратором, постоянно работал над совершенствованием
своего мастерства и в 1747 году создал «Краткое
руководство к красноречию», или «Риторику».
Ломоносов отмечал, что «красноречие есть искусство о
всякой данной материи красно говорить
и тем преклонять других к своему об оной
мнению». Он мечтал научить читателей
«о всякой предложенной
материи красно говорить и писать».
М.В. Ломоносов задумал написать трилогию:
«Риторику», «Ораторию» и «Поэзию», но
написал только «Учение о красноречии
вообще, поколику оно до стихов и прозы
касается».
Основоположник отечественной риторики,
по словам А.С. Пушкина, «первый наш университет»,
Ломоносов считал, что для приобретения
красноречиятребуется пять
По мнению М.В. Ломоносова, главными достоинствами
оратора являются «ние*сòвоображе» и «остроумие».
Оратор должен учитывать свойства слушателей:
возраст, пол, воспитание и образование
– и вести себя перед аудиторией подобающим
образом. Автор отмечал, что у людей «обученных» «надлежит
возбуждать страсти с умеренной живостью», а «у простаков… должно
употреблять всю силу стремительных и
огорчительных страстей», так как нежные страсти для
них, что «лютня для медведя».
История свидетельствует о том, что важнейшим
условием появления и развития ораторского
искусства является активное участие
граждан в политической жизни страны.
Не случайно ораторское искусство называется
«духовным детищем
демократии».
Наибольшая активность в этой области
наблюдается в переломные эпохи жизни
общества. Расцвет ораторского искусства
отмечался в эпоху Возрождения, в периоды
социальных революций, борьбы за власть.
Выделяются следующие виды красноречия: социально-политическое; академическое;
судебное; социально-бытовое; духовное.
Оратор всегда стремится в чем-то убедить
аудиторию.
Ситуация убеждения включает в себя три компонента,
это: говорящий (оратор) – внешний фактор убеждения; публичная речь и ее содержание – внутренний фактор убеждения; слушающий (
Убедительность общения оратора с аудиторией
зависит, прежде всего, от внутреннего
фактора (то есть от содержания речи).
В целом, ораторское мастерство – это
искусство использования внешних факторов
убеждения.
Цицерон в свое время придумал формулу: логика + риторика
+ этика, которая четко отражает квалификацию
оратора. Цицерон писал, что «оратор есть тот,
кто любой вопрос изложит со знанием дела,
стройно и изящно, с достоинством при исполнении».
В 30–40-е годы прошлого века появились
книги талантливого популяризатора ораторского
искусства Дейла Карнеги (1888–1955), посвященные факторам убеждения,
– «Как завоевать друзей», «Как перестать
беспокоиться и начать жить», которые
не потеряли своей актуальности и по сей
день.
Черты красноречия:
остроумие; литературный вкус; владение
приемами ораторской речи; умение пользоваться
образцами народной мудрости; собственный
риторический стиль.
«Цветами красноречия» называют тропы
и фигуры.
Троп – это выражение, употребленное
автором в переносном значении. К тропам
относятся метафора, оксюморон,
Фигура – оборот речи, необычный по
синтаксису. Основные фигуры речи – это: анафора – совпадение начальных слогов
или слов: Бриллианты в свете
лунном, Бриллианты в небесах, Бриллианты
на деревьях, Бриллианты на снегах. (А.А. Фет); градация – усиление действия или признака: Не жалею, не зову,
не плачу (С.А. Есенин); инверсия – обратный порядок слов: В школу сегодня
не пойду я – заболела; парцелляция – разрыв высказывания с определенной
стилистической целью: Пришел. Увидел. Победил; антитеза – противопоставление: Познай, где свет
– поймешь, где тьма (А.А. Блок); эллипсис – значимое отсутствие языковых
единиц: В первом классе
они дружили, во втором – дрались; эпифора – совпадение конечных слогов,
рифма Любил студентов
засыпать Он, видно, оттого, Что те любили
засыпать На лекциях его. (С.Я. Маршак); риторическ
Информация о работе Наиболее известные фигуры ораторской речи