Неоритрика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 13:02, реферат

Краткое описание

Современная риторика – это центр всей гуманитарной культуры. Она тесно связана с языкознанием (полноценное риторическое образование обеспечивается на основе лингвистической базы), литературоведением (обе дисциплины изучают построение речевых произведений), психологией (законы, управляющие внутренним миром человека, психология речедеятельности), историей (развитие общества и история риторической науки), философией (совершенствование человеческой мысли), логикой (навыки логического мышления), этикой (формирование нравственной позиции и ее отражение в речи) 1.

Содержание

1. Неориторика и современное образование
2. Неориторика и смежные дисциплины
3. Возникновение неориторики
4. Специфика и направления неориторики
5. Сущность и цели неориторики
6. Проблематика неориторики.
7. Части (каноны) риторической разработки речи
8. Перспективы риторики

Вложенные файлы: 1 файл

catalog_r_265_neoritorika.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

На современном этапе  термин «риторика» характеризуется  следующими смыслами:

а) комплексная дисциплина, изучающая ораторское искусство;

б) наука о порождении высказывания;

в) наука о любых  разновидностях речевой коммуникации, направленных на осуществление заранее  выбираемого воздействия на получателя сообщения, т.е. наука об эффективных  технологиях убеждающей коммуникации.

В этой связи целесообразно  представить взгляд Поля де Мана на неориторическую область знаний, который рассматривает ее как  искусство убеждения, подлинное  воздействие на других (а не внутриязыковая фигура или троп), неразрывное единство иллокутивной области грамматики и перлокутивной области риторики /1, c.46/.

Базовыми направлениями, благодаря которым стало возможно появление неориторики, являются учение Ф. де Соссюра, семиотика Ч. Пирса  и Ч. Морриса, созданные на их основе работы К. Огдена, И Ричардса, философия языка Л. Витгенштейна, новая критика (Т.С. Элиот, Р.П. Уоррен). Необходимо заметить, что новая риторика представляет собой часть названия трактата Х. Перельмана, которому принадлежит также ведущая роль в создании теории неориторической аргументации. Сравнивая процедуры аргументации в естественнонаучном познании и сфере институциализированной и неинституциализированной коммуникации, Х. Перельман утверждал, что в областях социальной коммуникации отсутствуют четкие критерии для принятия однозначных и справедливых решений.

Неориторическая аргументация, по Х. Перельману, представляет собой  изучение дискурсивных техник, которые  усиливают или ослабляют приверженность аудитории к тезисам, представленным для оценки аудитории. При этом неориторическая аргументация Х. Перельмана использует естественный язык с его двусмысленностью и неясностью; носит адресно-личностный характер, ее вывод вероятен.

Цель неориторической  аргументации – заставить аудиторию  перейти от согласия относительно ценностных посылок к согласию относительно вывода.

Х. Перельман считает, что неориторическая аргументация должна начинаться с ценностных посылок, которые аудитория принимает  в силу мировоззренческого единства, но выводы подобной аргументации могут  оказаться для аудитории неприемлемыми. В этой связи задача аргументатора состоит в том, чтобы организовать аргументацию таким образом, чтобы из приемлемости посылок неизбежно вытекала приемлемость вывода.

И.Ричардс акцентировал исследовательский интерес непосредственно  на риторической проблематике. Так, И.Ричардс в «Философии риторики» подчеркивал, что амбивалентность, интерпретируемая традиционной риторикой как недостаток, представляет собой фундаментальный закон. В результате этого И.Ричардс рассматривается как один из основателей новой риторики. Другими основоположниками неориторики принято считать К. Берка, Р. Маккеона, К. Перельмана.

К.Берк утверждал, что  «везде, где есть значение, есть убеждение, а везде, где есть убеждение, там  есть и риторика». Более того, К.Берк анализировал любой дискурс (политический, научный, литературный) как символическую драму и предлагал дифференцировать пять структурных компонентов дискурсивных практик: сцену (“scene”), действие (“act”), «действующих лиц» (“agents”), замысел (“purpose”). К К.Берку восходит представление о том, что любое высказывание может получить риторическую интерпретацию, будучи рассмотреннным в терминах ситуации высказывания и в отношении к любому слушателю, читателю.

В свою очередь, Р.Маккеон  считал, что проблематика риторики должна быть расширена за пределы теории и практики убеждения. Инструментом подобного расширения Р.Маккеон видел преобразованную с учетом современных гуманитарных наук Топику, способную конструировать общие места для нахождения новых идей в ключевых областях человеческой практики. При этом топика понималась в качестве раздела риторики, изучающего построение аргументов, ораторской речи и мысли в целом с использованием системы риторических общих мест (топов, или топосов, топиков).

Х. Перельман уделял основное внимание противопоставлению демонстрации (как имеющей дело с очевидным) и аргументации (как обращенной к вероятному), указывая, что последняя является объектом изучения риторики.

5. Сущность и цели неориторики

В настоящее время термин «риторика» употребляется в узком и широком смыслах. Риторика (в узком смысле) - это обозначение филологической дисциплины, изучающей теорию красноречия, способы построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности (прежде всего в разных устных и письменных жанрах). Риторику (в широком смысле) называют общей риторикой или неориторикой. Данный термин был введен профессором Брюссельского университета Х. Перельманом в 1958 году.

Быстрое и продуктивное развитие новейшей научной дисциплины вызвано появлением новых языковедческих наук. Ближайшим окружением неориторики являются логика, философия, герменевтика, поэтика, языкознание, теория литературы, этика, эстетика, психология, лингвистика и, прежде всего, лингвистика текста. Данное обстоятельство указывает на то, что все основные положения новой риторики разрабатываются на стыке смежных её наук8.

Цель обновленной риторики - определение  наилучших вариантов (оптимальных  алгоритмов) общения. Например, исследуются  роли участников диалога, механизмы  порождения речи, языковые предпочтения говорящих и т. п. Таким образом, неориторика - это наука об убеждающей коммуникации. Риторика учила и учит, как осуществлять общение, логично и выразительно излагать и развивать мысли, употреблять слова, как пользоваться речевой активностью в личной жизни и общественной деятельности, как выступать перед аудиторией. Первостепенное внимание теория красноречия всегда уделяла устному, «живому» контакту. В итоге можно отметить, что неориторика – это теория и мастерство эффективной речи.

Риторика настоящего времени, начав возрождение в середине 20 века, преодолела рамки, изначально очерченные её создателями: речь, ею организованная, существует как в устной, так и в письменной форме; она все более вторгается в область, прежде считавшуюся исключительной компетенций поэтики. Ею разрабатываются критерии невербальной (несловесной) риторики – характеристики взаимодействия и воздействия мимики, жеста, голосовых модуляций, цвета. Современная риторика не представляется вне лингвистики текста, герменевтики, семиотики, психологии, физиологии, а также дидактики.

В целом, неориторика, заботясь о проблеме оптимизации общения, о сохранении совершенного национального риторического  идеала как системы наиболее общих  требований к речи и речевому поведению, исторически сложившейся в той или иной культуре, отражает систему ценностей – этико-эстетических, логико-аргументативных, коммуникативно-прагматических, нормативно-языковых и мировоззренческих9.

Неориторика - представляет собой прямое продолжение риторики классической, несмотря на существенные различия и в содержании, и в методах. Сходство классической и новой риторик в их целях: по Аристотелю, цель ораторского мастерства (и его теории – риторического учения) – наилучшее, наиболее эффективное воздействие, убеждение слушателей в правоте оратора. В наши дни цель неориторики определяется как поиск наилучших вариантов (оптимальных алгоритмов) общения, воздействия, убеждения.

В неориторике, как и в  традиционной, выделяются следующие этапы: 1) подготовка – работа над темой выступления, сбор материала, глубочайшее овладение темой; 2) расположение материала – построение плана речевого u1087 произведения; 3) тщательное языковое оформление текста10.

Сохранены и получили новое  развитие и такие установки, как нацеленность стиля речи на уровень аудитории, поиск контакта с нею, изучение интересов слушателей, мастерство выразительной устной речи, умение вносить коррективы в подготовленный текст «на ходу», анализ собственной речи и самооценка.

В возрождающейся риторике немало нового, взятого из упомянутых выше речеведческих наук: это изучение структуры общения, ролей его участников, процесса коммуникации; изучение механизмов каждого вида речи, ее мотивов, целей и т.д. Неориторика проявляет интерес к теории и опыту, накопленному радио, телевидением, прессой, рекламой, к изучению процесса овладения языком и речью детьми и взрослыми; к построению теории диалога и полилога, к вариантам обратной связи в общении.

Исследуются индивидуальные особенности понимания текстов, которые допускают многозначное толкование (герменевтика).

Изучаются функционально-смыловые типы речи, особенности их построения, их стилистики – от разговорно-бытового стиля до строгого и лаконичного языка научных монографий и дипломатических документов.

С позиций риторики изучается «языковой вкус эпохи», новые тенденции развития языка в его массовом употреблении (например, поток англицизмов в последние годы), их отношение к понятиям культуры речи, к традиционным нормам этикета, а также рождение и распространение новых этикетных речевых стандартов, включая невербальные.

Огромную роль в неориторике  играет новая отрасль языкознания  – лингвистика текста, его синтаксис (изучает построение текста, его компонентов, логические, лексические, грамматические связи внутри этих компонентов). Эта новая теория используется для анализа и оценки готового текста, для составления и совершенствования (редактирования) нового текста на разных этапах его подготовки.

Неориторика занимается поиском практического применения названных выше новых научных направлений в ораторской деятельности, в самых разнообразных вариантах речевого общения, устного и письменного. Существенно расширяется практическое использование неориторики: она ищет применения и в деловом и бытовом общении, и в профессиональной и личной деятельности, и даже в общении с самим собой, т.е. во внутренней речи11.

Неориторика не отвергла результатов, полученных в русле  «литературного» направления. Более  того, некоторые исследователи риторики по сей день уделяют преимущественное внимание эстетическим качествам речи (сторонники риторики как науки о художественно-выразительной речи: в некоторой степени авторы Общей риторики, В.Н.Топоров и др.). Сегодня можно говорить о мирном сосуществовании и взаимном обогащении «логического» и «литературного» направлений при доминировании первого.

Большинство определений, даваемых риторике различными ее исследователями  на протяжении веков, помещают дисциплину в русло одного из двух охарактеризованных направлений. Новые представления  о дисциплине отражаются в ряде современных определений риторики.

Определения в русле  «логического» направления: искусство  правильной речи с целью убеждения; наука о способах убеждения, разнообразных  формах преимущественно языкового  воздействия на аудиторию, оказываемого с учетом особенностей последней и в целях получения желаемого эффекта (А.К.Авеличев); наука об условиях и формах эффективной коммуникации (С.И.Гиндин); убеждающая коммуникация (Й.Коппершмидт); наука речевых действий.

Определение в русле  «литературного» направления: Филологическая дисциплина, изучающая способы построения художественно-выразительной речи, прежде всего, прозаической и устной; близко соприкасается с поэтикой и стилистикой (В.Н.Топоров).

6. Проблематика неориторики.

Вследствие того, что современная  риторика имеет междисциплинарный  характер, расширяется и обновляется  проблематика науки:

1) Неориторика занимается поиском путей практического применения «влитых» в неё дисциплин;

2) Неориторика занимается расширением области знаний, подключением многочисленных понятий и сфер деятельности.

По мере того, как развивалась  неориторика, вбирая в себя новейшие дисциплины, всё более расширялась  её проблематика.

Во второй половине 20 века в спутниках неориторики оказалась теория аргументации. Так как на протяжении всей истории своего существования риторика не имела однозначного толкования, то в свете выше сказанного, в самом общем виде неориторику можно представить как науку о правилах убедительной (персуазивной) коммуникации. Следовательно, как наука об искусстве правильной речи с целью убеждения она предполагает выявление проблемы механизмов нюансированного воздействия.

Наиболее пересекающимися представляются риторика и культура речи в ее современном (этико-коммуникативном, не узко нормативном) понимании12. Принимая во внимание данное определение, можно указать по меньшей мере два основных подхода к решению проблемы междисциплинарных связей, проходящих по линии "культура речи - неориторика". С одной стороны, неориторика мыслится как составная часть культуры речи, один из ее аспектов (это аспектирующий подход); с другой стороны, неориторика представляется в виде самостоятельной дисциплины, которая стоит в ряду гуманитарных, в том числе и речеведческих, наук (это синтезирующий подход). Стоит особо подчеркнуть, что характерной чертой синтезирующего подхода является установление тех областей современного человеческого знания, с которыми неориторика сотрудничает во имя формирования риторического (речевого) идеала.

В последнее время границы риторики существенно расширились, поскольку  искусство общения стало трактоваться как единство вербального и невербального. Этот подход означает экстраполяцию риторических процедур и на аудиовизуальные средства коммуникации. Риторическая функция в пределах неориторики стала рассматриваться как трансцендентная, то есть проявляющаяся в любом акте вербальной, а при семиотическом подходе, и невербальной коммуникации.

В этой связи среди множества  определений обращает на себя внимание определение риторики профессора Ричардса как изучение случаев неверного понимания и его последствий (a study of misunderstanding and its remedies). Такое определение ставит вопрос об ошибочности коммуникации. Новая риторика, по его мнению, стала наукой о понимании и непонимании, в то время как прежняя, классическая риторика была порождением спора. Bо главу угла в этом определении был поставлен один из антропоцентрических параметров - слушатель (адресат), которому прежде не уделялось особого внимания. Дело в том, что античная риторика представлялась преимущественно как монолог, односторонняя коммуникация, продуктом которой были тексты выступлений перед аудиторией. В «Республике» Платона даже указывалось максимальное число слушателей, которых в состоянии охватить один оратор - 5040.

Информация о работе Неоритрика