Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 13:02, реферат
Современная риторика – это центр всей гуманитарной культуры. Она тесно связана с языкознанием (полноценное риторическое образование обеспечивается на основе лингвистической базы), литературоведением (обе дисциплины изучают построение речевых произведений), психологией (законы, управляющие внутренним миром человека, психология речедеятельности), историей (развитие общества и история риторической науки), философией (совершенствование человеческой мысли), логикой (навыки логического мышления), этикой (формирование нравственной позиции и ее отражение в речи) 1.
1. Неориторика и современное образование
2. Неориторика и смежные дисциплины
3. Возникновение неориторики
4. Специфика и направления неориторики
5. Сущность и цели неориторики
6. Проблематика неориторики.
7. Части (каноны) риторической разработки речи
8. Перспективы риторики
На современном этапе термин «риторика» характеризуется следующими смыслами:
а) комплексная дисциплина, изучающая ораторское искусство;
б) наука о порождении высказывания;
в) наука о любых разновидностях речевой коммуникации, направленных на осуществление заранее выбираемого воздействия на получателя сообщения, т.е. наука об эффективных технологиях убеждающей коммуникации.
В этой связи целесообразно
представить взгляд Поля де Мана на
неориторическую область
Базовыми направлениями,
благодаря которым стало
Неориторическая аргументация,
по Х. Перельману, представляет собой
изучение дискурсивных техник, которые
усиливают или ослабляют
Цель неориторической аргументации – заставить аудиторию перейти от согласия относительно ценностных посылок к согласию относительно вывода.
Х. Перельман считает,
что неориторическая
И.Ричардс акцентировал
исследовательский интерес
К.Берк утверждал, что «везде, где есть значение, есть убеждение, а везде, где есть убеждение, там есть и риторика». Более того, К.Берк анализировал любой дискурс (политический, научный, литературный) как символическую драму и предлагал дифференцировать пять структурных компонентов дискурсивных практик: сцену (“scene”), действие (“act”), «действующих лиц» (“agents”), замысел (“purpose”). К К.Берку восходит представление о том, что любое высказывание может получить риторическую интерпретацию, будучи рассмотреннным в терминах ситуации высказывания и в отношении к любому слушателю, читателю.
В свою очередь, Р.Маккеон считал, что проблематика риторики должна быть расширена за пределы теории и практики убеждения. Инструментом подобного расширения Р.Маккеон видел преобразованную с учетом современных гуманитарных наук Топику, способную конструировать общие места для нахождения новых идей в ключевых областях человеческой практики. При этом топика понималась в качестве раздела риторики, изучающего построение аргументов, ораторской речи и мысли в целом с использованием системы риторических общих мест (топов, или топосов, топиков).
Х. Перельман уделял основное внимание противопоставлению демонстрации (как имеющей дело с очевидным) и аргументации (как обращенной к вероятному), указывая, что последняя является объектом изучения риторики.
В настоящее время термин «риторика» употребляется в узком и широком смыслах. Риторика (в узком смысле) - это обозначение филологической дисциплины, изучающей теорию красноречия, способы построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности (прежде всего в разных устных и письменных жанрах). Риторику (в широком смысле) называют общей риторикой или неориторикой. Данный термин был введен профессором Брюссельского университета Х. Перельманом в 1958 году.
Быстрое и продуктивное развитие новейшей научной дисциплины вызвано появлением новых языковедческих наук. Ближайшим окружением неориторики являются логика, философия, герменевтика, поэтика, языкознание, теория литературы, этика, эстетика, психология, лингвистика и, прежде всего, лингвистика текста. Данное обстоятельство указывает на то, что все основные положения новой риторики разрабатываются на стыке смежных её наук8.
Цель обновленной риторики - определение наилучших вариантов (оптимальных алгоритмов) общения. Например, исследуются роли участников диалога, механизмы порождения речи, языковые предпочтения говорящих и т. п. Таким образом, неориторика - это наука об убеждающей коммуникации. Риторика учила и учит, как осуществлять общение, логично и выразительно излагать и развивать мысли, употреблять слова, как пользоваться речевой активностью в личной жизни и общественной деятельности, как выступать перед аудиторией. Первостепенное внимание теория красноречия всегда уделяла устному, «живому» контакту. В итоге можно отметить, что неориторика – это теория и мастерство эффективной речи.
Риторика настоящего времени, начав возрождение в середине 20 века, преодолела рамки, изначально очерченные её создателями: речь, ею организованная, существует как в устной, так и в письменной форме; она все более вторгается в область, прежде считавшуюся исключительной компетенций поэтики. Ею разрабатываются критерии невербальной (несловесной) риторики – характеристики взаимодействия и воздействия мимики, жеста, голосовых модуляций, цвета. Современная риторика не представляется вне лингвистики текста, герменевтики, семиотики, психологии, физиологии, а также дидактики.
В целом, неориторика, заботясь о проблеме оптимизации общения, о сохранении совершенного национального риторического идеала как системы наиболее общих требований к речи и речевому поведению, исторически сложившейся в той или иной культуре, отражает систему ценностей – этико-эстетических, логико-аргументативных, коммуникативно-прагматических, нормативно-языковых и мировоззренческих9.
Неориторика - представляет собой прямое продолжение риторики классической, несмотря на существенные различия и в содержании, и в методах. Сходство классической и новой риторик в их целях: по Аристотелю, цель ораторского мастерства (и его теории – риторического учения) – наилучшее, наиболее эффективное воздействие, убеждение слушателей в правоте оратора. В наши дни цель неориторики определяется как поиск наилучших вариантов (оптимальных алгоритмов) общения, воздействия, убеждения.
В неориторике, как и в традиционной, выделяются следующие этапы: 1) подготовка – работа над темой выступления, сбор материала, глубочайшее овладение темой; 2) расположение материала – построение плана речевого u1087 произведения; 3) тщательное языковое оформление текста10.
Сохранены и получили новое развитие и такие установки, как нацеленность стиля речи на уровень аудитории, поиск контакта с нею, изучение интересов слушателей, мастерство выразительной устной речи, умение вносить коррективы в подготовленный текст «на ходу», анализ собственной речи и самооценка.
В возрождающейся риторике немало нового, взятого из упомянутых выше речеведческих наук: это изучение структуры общения, ролей его участников, процесса коммуникации; изучение механизмов каждого вида речи, ее мотивов, целей и т.д. Неориторика проявляет интерес к теории и опыту, накопленному радио, телевидением, прессой, рекламой, к изучению процесса овладения языком и речью детьми и взрослыми; к построению теории диалога и полилога, к вариантам обратной связи в общении.
Исследуются индивидуальные особенности понимания текстов, которые допускают многозначное толкование (герменевтика).
Изучаются функционально-смыловые типы речи, особенности их построения, их стилистики – от разговорно-бытового стиля до строгого и лаконичного языка научных монографий и дипломатических документов.
С позиций риторики изучается «языковой вкус эпохи», новые тенденции развития языка в его массовом употреблении (например, поток англицизмов в последние годы), их отношение к понятиям культуры речи, к традиционным нормам этикета, а также рождение и распространение новых этикетных речевых стандартов, включая невербальные.
Огромную роль в неориторике играет новая отрасль языкознания – лингвистика текста, его синтаксис (изучает построение текста, его компонентов, логические, лексические, грамматические связи внутри этих компонентов). Эта новая теория используется для анализа и оценки готового текста, для составления и совершенствования (редактирования) нового текста на разных этапах его подготовки.
Неориторика занимается
поиском практического
Неориторика не отвергла
результатов, полученных в русле
«литературного» направления. Более
того, некоторые исследователи
Большинство определений, даваемых риторике различными ее исследователями на протяжении веков, помещают дисциплину в русло одного из двух охарактеризованных направлений. Новые представления о дисциплине отражаются в ряде современных определений риторики.
Определения в русле «логического» направления: искусство правильной речи с целью убеждения; наука о способах убеждения, разнообразных формах преимущественно языкового воздействия на аудиторию, оказываемого с учетом особенностей последней и в целях получения желаемого эффекта (А.К.Авеличев); наука об условиях и формах эффективной коммуникации (С.И.Гиндин); убеждающая коммуникация (Й.Коппершмидт); наука речевых действий.
Определение в русле «литературного» направления: Филологическая дисциплина, изучающая способы построения художественно-выразительной речи, прежде всего, прозаической и устной; близко соприкасается с поэтикой и стилистикой (В.Н.Топоров).
Вследствие того, что современная риторика имеет междисциплинарный характер, расширяется и обновляется проблематика науки:
1) Неориторика занимается поиском путей практического применения «влитых» в неё дисциплин;
2) Неориторика занимается расширением области знаний, подключением многочисленных понятий и сфер деятельности.
По мере того, как развивалась неориторика, вбирая в себя новейшие дисциплины, всё более расширялась её проблематика.
Во второй половине 20 века в спутниках неориторики оказалась теория аргументации. Так как на протяжении всей истории своего существования риторика не имела однозначного толкования, то в свете выше сказанного, в самом общем виде неориторику можно представить как науку о правилах убедительной (персуазивной) коммуникации. Следовательно, как наука об искусстве правильной речи с целью убеждения она предполагает выявление проблемы механизмов нюансированного воздействия.
Наиболее пересекающимися
В последнее время границы
В этой связи среди множества определений обращает на себя внимание определение риторики профессора Ричардса как изучение случаев неверного понимания и его последствий (a study of misunderstanding and its remedies). Такое определение ставит вопрос об ошибочности коммуникации. Новая риторика, по его мнению, стала наукой о понимании и непонимании, в то время как прежняя, классическая риторика была порождением спора. Bо главу угла в этом определении был поставлен один из антропоцентрических параметров - слушатель (адресат), которому прежде не уделялось особого внимания. Дело в том, что античная риторика представлялась преимущественно как монолог, односторонняя коммуникация, продуктом которой были тексты выступлений перед аудиторией. В «Республике» Платона даже указывалось максимальное число слушателей, которых в состоянии охватить один оратор - 5040.