Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 09:05, реферат
Термин ораторское искусство (лат. oratoria) античного происхождения. Его синонимами являются греческое слово риторика (гр. rhetorike) и русское красноречие. Словарные статьи к ним из семнадцатитомного «Словаря современного русского литературного языка»:
Риторика – 1. Ораторское искусство, теория красноречия // Учебный предмет, изучающий теорию красноречия // Учебная книга, излагающая основы этой теории.
Ораторское искусство.
Термин ораторское искусство (лат. oratoria) античного происхождения. Его синонимами являются греческое слово риторика (гр. rhetorike) и русское красноречие. Словарные статьи к ним из семнадцатитомного «Словаря современного русского литературного языка»:
Риторика – 1. Ораторское искусство, теория красноречия // Учебный предмет, изучающий теорию красноречия // Учебная книга, излагающая основы этой теории.
2. Перен. Эффектность, внешняя красивость речи, напыщенность.
3. В старину – название младшего класса духовной семинарии.
Красноречие – 1. Способность, умение говорить красиво, убедительно; ораторский талант // Искусная речь, построенная на ораторских приёмах; ораторское искусство.
2. Устар. Наука, изучающая ораторское искусство; риторика.
Выражение ораторское искусство также имеет несколько значений. Под ораторским искусством прежде всего понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом. Ораторское искусство – это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.
Подобное толкование
Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства. Например, Аристотель определял риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета».
Эта традиция была продолжена и в русской риторической науке. Так, М. В. Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию» пишет:
«Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению».
В «Частной риторике» Н. Кошанского читаем:
«Ораторство, витийство есть искусство даром живого слова действовать на разум, страсти и волю других».
М. Сперанский в «Правилах высшего красноречия» отмечает:
«…красноречие есть дар потрясать души, переливая в них свои страсти, и сообщать им образ своих понятий».
Перечень подобных определений можно было продолжить.
Ораторским искусством
Традиционно красноречие
рассматривалось как один из
видов искусства. Его часто
сравнивали с поэзией и
Однако, как справедливо отмечает Г. З. Апресян, понимание красноречия как вида искусства, а нередко и словесности никого не должно вводить в заблуждение. Исследователь анализирует, что есть общего и различного в поэзии, драматургии, актёрском творчестве, с одной стороны, и в ораторском искусстве, с другой, и делает вывод, что понятие «искусство» применительно к красноречию, если и не совсем условно, всё же требует ряда оговорок принципиального значения.
Г. З. Апресян подчёркивает тесную связь ораторского искусства с наукой. Он отмечает, что ещё античные философы, Платон и Аристотель, рассматривали красноречие в системе знаний как способ познания и толкования сложных явлений. Позднее Ф. Бэкон в работе «Опыты» классифицировал риторику как искусство «сообщения знаний». М. Сперанский в «Правилах высшего красноречия» утверждал, что ораторское искусство должно быть доказательным, рассудительным, нести людям знания.
Что же позволяет, по мнению Г. З. Апресяна, рассматривать ораторское искусство в связи с наукой?
Во-первых, ораторское искусство пользуется открытиями и достижениями всех наук и вместе с тем широко пропагандирует и популяризует их.
Во-вторых, многие
идеи или гипотезы
В-третьих, ораторское
искусство опирается на
Таким образом, в красноречии искусство и научность составляют сложный сплав относительно самостоятельных способов воздействия на людей. Ораторство представляет собой сложное интеллектуально-эмоциональное творчество публичной речи.
Многие современные
исследователи рассматривают
Что обусловило
появление ораторского
Объективной основой
История свидетельствует,
что важнейшим условием
Это обнаружилось ещё
в Древней Греции. Наглядным примером
служит сравнение двух
Спарта была типичной
олигархической республикой.
Плутарх отмечает любопытную деталь. Когда впоследствии народ «разного рода изъятиями и прибавлениями» стал изменять утверждаемые решения, цари приняли постановление: «Если народ постановит неверно, старейшинам и царям распустить», то есть решение принятым не считать, а уйти и распустить народ на том основании, что он извращает и переиначивает лучшее и наиболее полезное. Такой порядок ведения государственных дел давал возможность аристократам почти бесконтрольно решать все вопросы и не способствовал широкому участию граждан в управлении.
По-иному складывалась
Главная роль принадлежала народному собранию (экклесии), которое юридически обладало полной верховной властью. Через каждые 10 дней афинские граждане собирались на площади своего города и обсуждали важные государственные дела. Только народное собрание могло принять решение об объявлении войны и заключения мира, об избрании высших должностных лиц, об издании различных постановлений и так далее. Народному собранию подчинялись все другие государственные органы.
Между заседаниями народного
собрания текущие дела
Судебными делами, а также законодательной деятельностью занимался суд присяжных (гелиэя). Он был довольно многочисленным. В него входило 6 тысяч присяжных заседателей, что исключало опасность подкупа судей. Специальных государственных обвинителей в Афинах не было. Любой гражданин мог возбуждать и поддерживать обвинение. Не было на суде и защитников. Подсудимый должен был защищаться сам.
Естественно, что при
таком свободном
По свидетельству историков,
казарменное спартанское
Как подчёркивают
исследователи, наиболее
На протяжении
многовековой истории своего
развития ораторское искусство
использовалось в различных
Начиная с Древней Греции, ораторство и политика были неразрывны. Так, все знаменитые ораторы Древней Греции были крупными политическими деятелями. Например, Перикл, который в течение 15 лет правил Афинами. С его именем связаны законодательные мероприятия, приведшие к дальнейшей демократизации афинского государства. По данным исследователей, высочайший внутренний расцвет Греции совпадает с эпохой Перикла. Про Перикла говорили, что «на его устах почивала богиня убеждения», что «он пускал стрелы-молнии в души своих слушателей».
Крупным политическим
деятелем был и самый
«Демосфен сперва обратился к искусству речи, чтоб поправить собственные дела, а впоследствии, достигши мастерства и силы, стал первым уже в состязаниях на государственном поприще и превзошёл всех своих сограждан, поднимавшихся на ораторское возвышение».
Демосфен был
защитником афинской
Демосфен, упорнейшим
трудом подготовивший себя к
общественной деятельности (из его
биографии известно, что он страдал
многими физическими
«Не слова, Эсхин, и не звук голоса составляют славу оратору, но направление его политики».
Крупной политической
силой ораторское искусство
Умение убеждать
аудиторию высоко ценилось
«Нам сообщено, что есть люди, которые ввели новый вид преподавания и к которым в школу собирается молодёжь; они дали себе имя латинских риторов; юноши сидят у них целыми днями. Предки наши установили, чему учить своих детей и в какие школы желательно им ходить. Эти новшества, установленные вопреки обычаям и нравам предков, нам не угодны и кажутся неправильными».
Ораторская карьера в Древнем Риме была и почётной, и доходной. Один из римских историков писал: