Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 15:37, лекция
Уже в глубокой древности люди высоко ценили воздействующую силу слова. Более 2500 лет тому назад в древней Греции шла борьба между спартанцами и мессенцами. Оказавшись в затруднительном положении, спартанцы обратились за помощью к оракулу. Жрец сообщил, что пришлет человека, которого спартанцы должны поставить во главе войска. Велико было удивление спартанцев, когда перед ними предстал тщедушный и хромой поэт - лирик Тиртей. Оракул не обманул ожиданий спартанцев: оказалось, что Тиртей владел одним из самых могучих орудий, каким могут пользоваться люди, - силой зажигательного слова. Тиртей пел пламенные гимны доблестным воинам и клеймил позором предателей и трусов. Воодушевленные спартанцы воспрянули духом и разбили врага.
1. Речевое взаимодействие. Роль слова (речи) в жизни общества.
2. Понятие речевого события, его характеристика.
3. Основные признаки речевой ситуации.
4. Речевой этикет.
Как научиться эффективно слушать
Умение внимательно и эффективно слушать достигается длительными тренировками, во время которых следует забыть о личных предубеждениях, не торопиться с выводами и заключениями. Одна из американских методик рекомендует:
Слушай со вниманием,
Слушай - не болтай,
Слушай, что человек
Может сказать,
Не может сказать,
Не хочет сказать.
Сейчас в мировой практике применяется несколько методик, рекомендующих, как быстро научиться эффективно слушать. Вот некоторые из них.
1. Принять активную
позу. Специалисты считают, что
правильная посадка тела
2. Сосредоточить взгляд на говорящем. В этом случае легче слушать, сохранять внимание. Если же смотреть в сторону или на пол, появляется опасность того, что ваши мысли будут следовать за вашими глазами.
3. Поддерживать устойчивое внимание к говорящему. Любое отвлекающее действие - "пробежка" глазами по столу, взгляд на бумаги, которые вы принесли с собой, - заставляет распределять наше внимание между говорящим и посторонними предметами.
4. Логически планировать
процесс слушания. Все запомнить,
что нам говорят, трудно, но
главные мысли - необходимо. Иногда
опытный оратор или собеседник
в своей речи выделяет
Слушая интересное выступление, мы нередко стараемся предугадать, что будет сказано далее. Это не праздное гадание, а активное мышление, которое помогает нам все запомнить. "Мысленное опережение" речи собеседника или оратора является не только одним из средств настройки на одну с ним волну, но и хорошим методом запоминания его речи.
5. Преждевременно
не оценивать беседу или
М. Вудкок, Д. Френсис пишут: "Те, кто действительно умеют прислушиваться к другим, обладают мощным средством влияния, которое можно получить, обучившись следующим навыкам:
- Направлять свое внимание: посмотрите на человека, почувствуйте интерес к тому, что он говорит, не позволяйте себе отвлекаться.
- Следить за невербальными
знаками: наблюдайте за
- Не выносить оценок до тех пор, пока полностью не уясните взгляды другого человека.
- Не позволять себе перебивать другого: прежде чем сделать замечание, дождитесь, чтобы человек закончил свою речь.
- Проверять свое
понимание: повторяйте
- Выявлять логику
высказываний: найдите образец, по
которому строятся
- Представлять свою
поддержку: поощряйте
В книге "Маргарет Тэтчер: человек и политик" автор подчеркивает важность умения слушать для политика: "Умела ли она слушать? Как многие политики, она предпочитала говорить сама… Впрочем, может, это не только ее специфическая черта, а примета нашего века. Еще великий русский писатель А.И. Куприн в одном из своих рассказов писал: "Среди современников исчезает мало-помалу простое и милое искусство вести беседу… Совершенно пропало умение и желание слушать, исчез куда-то прежний внимательный, но молчаливый собеседник, который раньше в душе переживал все извивы и настроение рассказа… Теперь всякий думает только о себе. Он почти не слушает, стучит пальцами и двигает ногами от нетерпения и ждет не дождется конца повествования, чтобы, перехватив изо рта последнее слово, поспешно выпалить: "Подождите, это что! А вот со мной какой случай случился". К чести Тэтчер, надо отметить, что хотя она сама и любила говорить, но она умела и слушать. А это для политика немаловажное достоинство. Она слушала собеседника внимательно, чтобы не только лучше понять его точку зрения и оценит его доводы, но и найти слабые места и сосредоточить свой ответ именно на них". [В.И. Попов. Указ. раб., с. 411]
В настоящее время издается большое количество литературы по речевому этикету, в том числе и по деловому этикету, например: Венедиктова В.И. О деловой этике и этикете. - М., 1994; Ягер Дж. Речевой этикет. - М., 1994; Энциклопедия этикета. - СПб., 1996.
Вопросы для самоконтроля
1. Что понимается под риторическим термином "речевое взаимодействие"?
2. Как Библия оценивает роль слова в жизни общества?
3. Как понимается термин "речевое событие"?
4. Назовите основные признаки речевой ситуации.
5. Назовите известные
условия эффективной (
6. Назовите известные цели произнесения речей.
7. Какие этические
требования предъявляются
8. Как понимается термин "речевое поведение" говорящего?
9. Что Вы можете сказать о правилах русского речевого этикета?
10. Назовите известные
Вам работы о русском речевом
этикете.