Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 16:46, реферат
Исследуя этапы психического развития детей, Штерн впервые провел систематическое наблюдение за формированием речи. Выделив несколько периодов в этом процессе, он подчеркивал, что наиболее важен из них тот, который связан с открытием детьми значения слова, того, что каждый предмет имеет свое название (такое открытие ребенок делает примерно в полтора года). Этот период, о котором впервые заговорил Штерн, стал потом отправной точкой для исследования речи практически у всех ученых, занимавшихся этой проблемой. Выделив пять основных этапов развития речи у детей, Штерн детально описал их, фактически разработав первые нормативы в развитии речи у детей до 5 лет.
Основные этапы формирования
речи
Исследуя этапы психического развития
детей, Штерн впервые провел систематическое
наблюдение за формированием речи. Выделив
несколько периодов в этом процессе, он
подчеркивал, что наиболее важен из них
тот, который связан с открытием детьми
значения слова, того, что каждый предмет
имеет свое название (такое открытие ребенок
делает примерно в полтора года). Этот
период, о котором впервые заговорил Штерн,
стал потом отправной точкой для исследования
речи практически у всех ученых, занимавшихся
этой проблемой. Выделив пять основных
этапов развития речи у детей, Штерн детально
описал их, фактически разработав первые
нормативы в развитии речи у детей до 5
лет. Он также выделил основные тенденции,
определяющие это развитие, главными из
которых являются переход от пассивной
к активной речи и от слова к предложению
[20, с. 86].
А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа
в становлении речи детей [12]:
· 1-й — подготовительный — до 1 года;
· 2-й — преддошкольный этап первоначального
овладения языком — до 3 лет;
· 3-й — дошкольный — до 7 лет, для которого
характерно развитие языка ребенка в процессе
речевой практики и обобщения языковых
фактов;
· 4-й — школьный, который связан с овладением
ребенком письменной речью и систематическим
обучением языку в школе.
Остановимся подробно на характеристике
этих этапов [4,7,11,16]. Итак, перв
Около 2 месяцев появляется
гуление и к началу 3-го месяца— лепет (агу-угу, тя-тя,
ба-ба и т. п.). Лепет — это сочетание звуков,
неопределенно артикулируемых. С 5 месяцев ребенок слышит
звуки, видит у окружающих артикуляционные
движения губ и пытается подражать. Многократное
повторение какого-то определенного движения
ведет к закреплению двигательного навыка. С 6 месяцев ребенок путем
подражания произносит отдельные слоги
(ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.). В дальнейшем
путем подражания ребенок перенимает
постепенно все элементы звучащей речи:
не только фонемы, но и тон, темп, ритм,
мелодику, интонацию. Во втором полугодии
малыш воспринимает определенные звукосочетания
и связывает их с предметами или действиями
(тик-так, дай-дай, бух). Но в это время он
еще реагирует на весь комплекс воздействия:
ситуацию, интонацию и слова. Все это помогает
образованию временных связей (запоминание
слов и реакция на них). В возрасте
7—9 месяцев ребенок начинает повторять за взрослым,
все более и более разнообразные сочетания
звуков. С 10—11 мес. появляются реакции на самые
слова (уже независимо от ситуации и интонации
говорящего).
В это время особо важное значение приобретают
условия, в которых формируется речь ребенка
(правильная речь окружающих, подражание
взрослым и др.). К концу первого
года жизни появляются первые слова. Второй
этап — преддошкольный (от одного года
до 3 лет). С появлением у ребенка первых слов заканчивается
подготовительный этап и начинается этап
становления активной речи. В это время
у ребенка появляется особое внимание
к артикуляции окружающих. Он очень много
и охотно повторяет за говорящим и сам
произносит слова. При этом малыш путает
звуки, переставляет их местами, искажает,
опускает. Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой
характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием
он может обозначать и предмет, и просьбу,
и чувства. Например, слово «каша» может означать
в разные моменты «вот каша»; «дай кашу»; «горячая каша».
Или слово «папа» может означать «пришел папа»; «нет папы»; «папа, подойди» и т. п. Понять
малыша можно только в ситуации, в которой
или по поводу которой и происходит его
общение со взрослым. Поэтому такая речь
называется ситуационной. Ситуационную
речь ребенок сопровождает жестами, мимикой.
С полутора лет слово приобретает обобщенный
характер. Появляется возможность понимания
словесного объяснения взрослого, усвоения
знаний, накопления новых слов. На протяжении
2-го и 3-го года жизни у ребенка
происходит значительное накопление словаря. Следует отметить,
что различные исследователи (как наши,
отечественные, так и зарубежные) приводят
разные количественные данные о росте
словаря детей. Приведем наиболее
распространенные данные о бурном развитии
словарного запаса детей в преддошкольном
периоде:
· к 1 г 6 мес.— 10—15 слов;
· к концу 2-го года — 300 слов (за
6 мес. около 300 слов!);
· к 3 годам— около 1000 слов (т.е. за год около
700 слов!)
Значения слов становятся все более определенными. К началу 3-го
года жизни у ребенка начинает формироваться
грамматический строй речи.Сначала ребенок
выражает свои желания, просьбы одним
слвом. Потом — примитивными фразами без
согласования («Мама, пить мамуле Тата»
— Мама, дай Тате попить молока). Далее
постепенно появляются элементы согласования
и соподчинения слов в предложении. К 2 году дети практически
овладевают навыками употребления форм
единственного и множественного числа
имен существительных, времени и лица
глаголов, используют некоторые падежные
окончания. В это время понимание речи взрослого
значительно превосходит произносительные
возможности.
Третий этап — дошкольный (от 3 до 7 лет). На дошкольном
этапе у большинства детей еще отмечается
неправильное звукопроизношение. Можно
обнаружить дефекты произношения свистящих,
шипящих, сонорных звуков р и л, реже —
дефекты смягчения, озвончения и йотации. На протяжении
периода от 3 до 7 лет у ребенка все более
развивается навык слухового контроля
за собственным произношением, умение
исправлять его в некоторых возможных
случаях. Иными словами, формируется фонематическое
восприятие.
В этот период продолжается быстрое увеличение
словарного запаса. Активный словарь ребенка
к 4—6 годам достигает 3000—4000 слов. Значения слов
еще больше уточняются и во многом обогащаются.
Но часто дети еще неверно понимают или
используют слова, например по аналогии
с назначением предметов говорят вместо
поливать из лейки «леять», вместо лопатка
«копатка» и т. п. Вместе с тем такое явление
свидетельствует о «чувстве языка». Это
значит, что у ребенка растет опыт речевого
общения и на его основе формируется чувство
языка, способность к словотворчеству.
К. Д. Ушинский придавал особое значение
чувству языка, которое, по его словам,
подсказывает ребенку место ударения
в слове, грамматический оборот, способ
сочетания слов в предложении [20]. Параллельно
с развитием словаря идет и развитие грамматического
строя речи. В дошкольный период дети овладевают
связной речью. После трех лет происходит
значительное усложнение содержания речи
ребенка, увеличивается ее объем. Это ведет
к усложнению структуры предложений. По
определению А. Н. Гвоздева, к 3 годам у детей оказываются
сформированными все основные грамматические
категории. Дети 4-го года жизни пользуются
в речи простыми и сложными предложениями.
Наиболее распространенная форма высказываний
в этом возрасте — простое распространенное
предложение («Я куклу в такое красивое
платье одела»; «Я стану большим сильным
дядей»). На 5 году жизни дети относительно свободно пользуются
структурой сложно-сочиненных и сложноподчиненных
предложений («Потом, когда мы пошли домой,
нам подарки дали: разные конфеты, яблоки,
апельсины»; «Какой-нибудь умный и хитрый
дяденька купил шарики, сделал свечки,
подбросил на небо, и получился салют»). Начиная с этого
возраста высказывания детей напоминают
короткий рассказ. Во время бесед их ответы
на вопросы включают в себя все большее
и большее количест-во предложений. В пятилетнем
возрасте дети без дополнительных вопросов
составляют пересказ сказки (рассказа)
из 40—50 предложений, что свидетельствует
об успехах в овладении одним из трудных
видов речи — монологической речью. В этот период
значительно улучшается фонематическое
восприятие: сначала ребенок начинает
дифференцировать гласные и согласные
звуки, далее — мягкие и твердые согласные
и, наконец,— сонорные, шипящие и свистящие
звуки. К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать
все звуки, т. е. у него должно быть сформировано
фонематическое восприятие. К этому же времени
заканчивается формирование правильного
звукопро-изношения и ребенок говорит
совсем чисто. На протяжении
дошкольного периода постепенно формируется
контекстная (отвлеченная, обобщенная,
лишенная наглядной опоры) речь. Контекстная
речь появляется сначала при пересказе
ребенком сказок, рассказов, затем при
описании каких-нибудь событий из его
личного опыта, его собственных переживаний,
впечатлений.
Четвертый этап — школьный (от 7 до 17 лет). Главная особенность
развития речи у детей на данном этапе
по сравнению с предыдущим — это ее сознательное
усвоение. Дети овладевают звуковым анализом,
усваивают грамматические правила построения
высказываний. Ведущая роль
при этом принадлежит новому виду речи
— письменной речи. Итак, в школьном
возрасте происходит целенаправленная
перестройка речи ребенка — от восприятия
и различения звуков до осознанного использования
всех языковых средств [12]
Разумеется, указанные этапы не могут
иметь строгих, четких границ. Каждый из
них плавно переходит в последующий.
Таким образом, говоря об этапах формирования
речи ребенка, мы обращаемся к периодизации,
предложенной А. Н. Леонтьевым, в которую
включены подготовительный, преддошкольный,
дошкольный и школьный этапы. В подготовительном
этапе особенно важны условия