Основы ораторского искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 17:21, реферат

Краткое описание

Умение влиять на людей с древних времен считалось одним из высших талантов. Не вступая в спор о роли личности в истории, нужно отметить, что существует огромное количество исторических событий, которые никогда бы не произошли, если бы не появились люди, направившие их развитие в определенном направлении. И одним из главных инструментов воздействия на других была ораторская речь. Целью ораторской речи является измерение мировоззрения слушателей в определенной области и воздействие на их поступки. «До того, как Вы закончите выступление … нужно внушить Вашей аудитории, что она должна что - то реально сделать. Неважно, что именно – написать письмо конгрессмену, позвонить своему соседу или обдумать какое-то ваше предложение. Иными словами, не покидайте трибуну, не организовав аудиторию должным образом»

Содержание

Введение 3
Основы ораторского искусства и полемического мастерства 3
Дискуссия 12
Полемика 13
Заключение 16
Список литературы 17

Вложенные файлы: 1 файл

Русский язык.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

Дисциплина

«________________________________»

 

 

 

Реферат

ТЕМА:________________________________________

 

 

 

 

 

Выполнил: студент группы_______

Ф.И.О.

Проверил:______________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Калининград

2012г.

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Умение влиять на людей  с древних времен считалось одним  из высших талантов. Не вступая в  спор о роли личности в истории, нужно отметить, что существует огромное количество исторических событий, которые никогда бы не произошли, если бы не появились люди, направившие их развитие в определенном направлении. И одним из главных инструментов воздействия на других была ораторская речь. Целью ораторской речи является измерение мировоззрения слушателей в определенной области и воздействие на их поступки. «До того, как Вы закончите выступление … нужно внушить Вашей аудитории, что она должна что - то реально сделать. Неважно, что именно – написать письмо конгрессмену, позвонить своему соседу или обдумать какое-то ваше предложение. Иными словами, не покидайте трибуну, не организовав аудиторию должным образом»

Основы  ораторского искусства и полемического мастерства

 

Выражение «ораторское искусство» имеет не одно, а несколько значений. Под ораторским искусством, прежде всего, понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым убеждающим словом. Это искусство построения, а также публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства. Многие современные исследователи рассматривают ораторское искусство как один из специфических видов человеческой деятельности, овладеть которым должен каждый, кто профессионально связан с устным словом. Термин «ораторское искусство» имеет латинские корни.

Его синонимами являются греческие слова: риторика, красноречие. На протяжении многовековой истории  ораторское искусство использовалось в различных сферах жизни общества. Наиболее широкое применение оно  всегда находило в юриспруденции, в  политической деятельности. Многие юристы и политики были известными ораторами. Необходимо иметь в виду, что ораторское искусство всегда обслуживало и обслуживает интересы определенных социальных групп, классов, отдельных личностей. Оно одинаково может служить как правде, так и лжи, быть использовано в нравственных либо безнравственных целях. Кому и как служит ораторское искусство – основной вопрос, который решается на протяжении всей истории развития науки, начиная с Древней Греции. Поэтому в ораторском искусстве очень важна нравственность оратора, его моральная ответственность за содержание речи. Ораторское искусство – явление историческое.

Каждая эпоха предъявляет свои требования к ораторам, возлагает  определенные обязанности, имеет свой риторический идеал. Однако в целом ораторскому искусству присущи конкретные особенности:

  1. Сложный синтетический характер. Философия, логика, педагогика, языкознание, эстетика, этика – науки, на которые опирается ораторское искусство.
  2. Неоднородность. Исторически в зависимости от сферы применения оно подразделялось на различные виды и роды. В отечественной риторике выделяют следующие основные роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное. Каждый род объединяет определенные виды речи с учетом ее функций, а также ситуации, цели и темы.

История свидетельствует, что важным условием появления и  развития ораторского искусства, свободного обмена мнениями по жизненно важным проблемам  являются демократические формы  управления, активное участие граждан в политической жизни страны. Отсюда название ораторского искусства как «духовного детища демократии».

Неудивительно, что сегодня  в связи с демократическими процессами, происходящими в стране, наблюдается  новый всплеск интереса к риторике.

Важнейшим средством коммуникации является слово. «Словом можно убить – и оживить, ранить – и излечить, посеять сомнение и безнадежность – и одухотворить», - писал талантливый педагог В.А. Сухомлинский. Яркое и страстное слово во все времена, как свидетельствует история развития человеческого общества, оказывало большое влияние на людей, их взгляды и убеждения, дела и поступки. Человек произносящий речь приковывает внимание окружающих. Высказывая то или иное суждение, полемист воздействует на слушателей. Выступая, он отстаивает свою точку зрения, доказывает правильность выдвинутых положений. Умение компетентно и плодотворно обсуждать жизненно важные проблемы, доказывать и убеждать, аргументировано отстаивать свою точку зрения и опровергать мнение оппонента, есть владение полемическим мастерством, которое должно стать обязательным качеством каждого образованного человека. В содержание понятия «полемическое мастерство» включается знание предмета спора и его разновидностей, соблюдение основных требований культуры спора, умение доказывать выдвинутое положение и опровергать мнение оппонента, использование полемических приемов, умение противостоять уловкам противника. Происхождение термина полемика (от древнегреческого. слова polemikos) означает воинственный, враждебно настроенный. Полемика – это не просто спор, а такой, при котором имеется конфронтация, противостояние, противоборство сторон, идей и речей. Цель полемики – надо одержать победу над противником, отстоять и утвердить собственную позицию. Полемика – это наука убеждать. Она учит подкреплять мысли убедительными и неоспоримыми доводами, научными аргументами.

В словаре современного русского языка даются следующие  определения:

  • Словесное состязание, обсуждение чего-либо, в котором каждый отстаивает свое мнение.
  • Борьба мнений по различным вопросам науки, литературы, политики и т.д.
  • Поединок битва, единоборство (преимущественно в поэтической речи). Состязание, соперничество.

Общим для всех значений слова спор является наличие разногласий, отсутствие единого мнения, противоборство.

Спор представляет собой  столкновение мнений или позиций, в  ходе которого стороны приводят аргументы  в поддержку своих убеждений  и критикуют несовместимые с  последними представления другой стороны. В русском языке имеется несколько  слов, обозначающих столкновение противоположных или просто разных убеждений - дискуссия, полемика, спор, дебаты.

Существуют разные виды споров. Однако единая классификация  споров еще не найдена. К основным факторам, влияющим на характер спора, относятся:

Цель спора:

  • Социальная значимость предмета спора,
  • Количество участников,
  • Форма проведения спора.

Люди, вступая в спор, преследуют разные цели, руководствуются  различными факторами.

В зависимости от цели можно выделить следующие виды споров:

  • Спор из-за истины,
  • Для убеждения кого-либо,
  • Спор ради спора,
  • Спор для победы.

Спор может служить  средством для поиска истины. Что  бы найти правильное решение полемисты  сопоставляют самые разные точки  зрения на проблему. Они защищают какую-либо мысль от нападений, что бы узнать какие могут быть возражения против этой мысли.

В этом виде спора тщательно  взвешиваются, анализируются позиции, и взгляды противоположных сторон, то есть ведется совместное расследование  истины. Задачей спора может стать и убеждение оппонента. При этом выделяют два момента. Спорящий убеждает противника в том, в чем сам глубоко убежден. Но иногда он уверяет потому, что так «надо» по долгу службы, в силу каких-либо обстоятельств. Так же целью спора бывает победа. Причем одни полемисты, считают, что отстаивают правое дело, защищают общественные интересы. Они убеждены в своей правоте и до конца отстаивают свои позиции. Другим победа нужна для самоутверждения. Следовательно, им очень важны успех в споре, высокая оценка окружающих, признание своих интеллектуальных способностей, ораторских данных, слава непобедимого полемиста. Часто так же встречается спор ради спора. Это своего рода «искусство для искусства», «спорт». Для таких спорщиков безразлично, о чем спорить, с кем спорить, зачем спорить. Им важно блеснуть красноречием, доказать, что белое, – черное, а черное, – белое. Классификация видов спора по его цели носит условный характер. В «живом» споре их не удается четко разграничивать. Так как в одном споре полемист стремиться одержать победу, доказать свою правоту и убедить оппонента в правильности своей позиции. Характер спора определяется и социальной значимостью обсуждаемой проблемы. Предметом спора бывают вопросы, отражающие общечеловеческие интересы. Это, например, проблемы экологии, сохранения мира на Земле и т.д. В процессе спора могут затрагиваться национальные интересы. Приходиться отстаивать групповые интересы, например, людей определенной профессии. Важно понимать социальную значимость предмета спора, что бы не растрачивать свои силы на решение несущественных вопросов.

На специфику спора  влияет количество лиц, принимающих  участие в споре. По этому признаку можно выделить три группы:

  • Спор – монолог (человек спорит сам с собой, внутренний спор);
  • Спор – диалог (два человека спорят друг с другом)
  • Спор – полилог (ведется несколькими многими лицами), в свою очередь спор полилог может быть массовым (все присутствующие участвуют в споре) и групповым ( в споре участвует выделенная группа).
  • Споры могут быть устными и письменными.

Устная форма проведения спора предполагает не посредственное общение конкретных лиц друг с другом, письменная же форма – опосредованное общение. Устные споры ограничены во времени и замкнуты в пространстве: они ведутся на занятиях, конференциях, заседаниях и т.д. Письменные формы более продолжительны во времени, чем устные. В них важную роль играют внешние и психологические моменты. Говоря об искусстве спора, нельзя забывать , что его корни уходят в далекие времена. Большое значение умению спорить, отстаивать свои позиции придавалось в Древней Греции. Античные мыслители первые обратили внимание на то, что спор играет важную роль для выяснения истины. Из древнейших времен до нас дошел афоризм: «Истина рождается в споре». Многие известные ученые того времени работали в области полемического искусства. Такие как Сократ, Протагор, Аристотель и другие.

Античное полемическое искусство оказало большое влияние  на дальнейшее развитие теории и практики спора. Социальная и нравственная значимость спора, четкое разграничение видов  спора в зависимости от целей  его ведения, использование различных методов и приемов борьбы мнений, поиска истины, глубокое понимание силы слова и другие вопросы стали в последствии предметом основ публичного спора.

Большое внимание спору  уделялось и в Древней Индии. Это было связанно с потребностями общественной жизни, а так же с развитием логики и философии. Одной из традиций индийского спора, заслуживающей глубокого уважения, является серьезное и вдумчивое отношение к взглядам и идеям противника.

До наших дней дошло  знаменитое индийское правило спора: «прежде, чем опровергать противника, нужно хорошо понять суть его позиции, удостовериться, что она понята правильно». Если кто-либо начинал проповедовать новую теорию, то ее сразу не отрицали и не преследовали, а прислушивались к аргументации проповедника, взвешивали ее, оценивали, нередко принимали, если она была убедительной. Древнеиндийские философы большое внимание уделяли культуре спора, давали советы, как правильно вести себя во время спора. В истории полемического искусства важное место занимают споры в России. Предметом споров были проблемы государственного устройства, национального самосознания, вопросы философии, истории, права, литературы и искусства. Самые яркие моменты этого искусства связаны с именами выдающихся деятелей и передовых людей нашего Отечества. Таких как – А.Н. Радищев, Н.Г. Чернышевский, В.Г. Белинский, А.И. Герцен и многими другими. Огромную роль в развитии искусства спора сыграли Московский и Петербургский университеты. Они стали сосредоточением передовой общественной мысли. Выдающиеся ученые, великие мастера слова Т.Н. Грановский, В.О. Ключевский, И.Я. Сеченов, Д.И. Менделеев и другие превратили университетскую кафедру в трибуну прогрессивных революционных идей. Не умолкали жаркие споры сторонников классицизма и романтизма, обсуждались произведения Жуковского, Грибоедова, Пушкина. Интересной стороной университетской жизни были диспуты – защиты диссертаций. В зале собирались студенты со всех факультетов, являлись окончившие курс кандидаты, приходило много посторонних лиц. Присутствующие жаждали живой мысли, горячего спора, ярких выступлений. Всякий спор будет успешным лишь в том случае, если четко выделен его предмет. Это важнейшее требование культуры спора.

Предмет спора  – это те положения, суждения, которые подлежат обсуждению путем обмена различных точек зрения, сопоставления разных мнений. Предмет спора должен сразу же обозначаться полемизирующими сторонами.

Нередко он уточняется в  ходе дискуссии, а иногда может появиться и во время обсуждения проблемы. Во время разговора спор может переходить с одного предмета на другой. Порой спорящие, не закончив разговора об основном предмете спора, переходят ко второму, а от него к третьему и т.д. В конце концов, спор так далеко уклоняется от главного предмета, что сами спорщики не могу вспомнить, с чего, собственно, начался спор, из-за чего они вступили в дискуссию. Важно, что бы спорщики каждый раз ясно представляли себе, что же является предметом их разногласий. Так же полемистам необходимо соблюдать еще одно важное правило – не упускать из виду главных положений, из-за которых ведется спор, не терять предмета спора в пылу полемических рассуждений. Что бы не потерять предмета спора, не дать возможности увести себя в сторону от решения основного вопроса, что бы обсуждение спорной проблемы было плодотворным и результативным, что бы спор не был в пустую, полемисты должны хорошо знать предмет спора, разбираться в поставленных задачах, тонкостях дела, быть эрудированными и компетентными. Необходимым условием эффективности спора является определенность позиций, взглядов его участников. Если в ходе обсуждения спорной проблемы точка зрения оппонента выражена нечетко, с ним трудно вести полемику. Спор становится более плодотворным, если у участников полемики есть общность исходных позиций, начальное взаимопонимание для обсуждения нерешенных вопросов. Когда говорят об общности исходных позиций, то не имеют в виду единую точку зрения по обсуждаемым вопросам. Мнения участников спора могут быть разными, но должна быть общая цель, стремление найти правильное решение, желание разобраться в спорном вопросе и добиться истины. Успех полемического обсуждения во многом зависит от умения его участников правильно оперировать в споре понятиями и терминами.   Необходимо уметь выделить основные, опорные понятия, связанные с предметом спора, тщательно отобрать термины, необходимые для обсуждения выдвинутой проблемы.

Что бы участники полемики одинаково понимали употребляемые слова, необходимо в начале спора уточнить значение основных терминов, оговорить смысл, который каждый из участников вкладывает в одни и те же слова. Многозначность слов таит в себе возможность разных его пониманий. Это требует правильного употребления многозначных слов в споре. Таким образом, неточное употребление участниками спора, терминов, многозначных слов может затруднить общение, помещать обсуждению спорной проблемы, стать причиной заблуждений. Существует множество разновидностей и оттенков манеры спорить. Поведение полемистов, их манера дискутировать имеют большое значение и, конечно влияют на успех обсуждения. Этого нельзя не учитывать в споре. Значение и понимание особенностей манеры спорить, умение во время уловить изменения в поведении своих оппонентов, понять, чем они вызваны, позволяют точно выбирать вариант собственного поведения и определять тактику в споре. Поведение в споре зависит от того, с каким противником приходиться иметь дело. Если это сильный противник, то есть человек компетентный, хорошо знающий предмет спора, уверенный в себе, то мы более собраны, напряжены, больше готовы к обороне. Со слабым противником, недостаточно разбирающимся в предмете обсуждения, нерешительным, застенчивым, не имеющим опыта в спорах, мы ведем себя по-иному. Требуем пояснений, что бы убедиться, не случайно ли он оказался прав, ставим под сомнения его высказывания. Чувствуем в себе больше уверенности, независимости, решительности. Интересно спорить с противником, который равен тебе по уму, знаниям образованию. Одним из важных требований культуры спора является уважение оппонентов друг к другу. К сожалению, это требование часто нарушается. Нередко участники дискуссии, полемики нетерпимо относятся к людям, которые придерживаются иных взглядов, стоят на других позициях.

Информация о работе Основы ораторского искусства