Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 18:19, курсовая работа
Целью работы является раскрытие злободневных проблем, непосредственно связанных с речевым этикетом в обыденном общении, рассмотрении специфики русского этикета и его техники реализации, изучении норм и правил в речевом этикете. Ведь те же самые нормы произношения не остаются неизменными. Под влиянием пись¬менной речи и местного произношения они несколько видоизменяются. Чтобы реализовать поставленную цель, мне пришлось следовать определенному содержанию и алгоритму, раскрывая каждый пункт полно, точно, объективно и достоверно.
Введение ……………………………………………………………………………………3-4
1. Речевой этикет и культура речевого общения
1.1. Специфика русского речевого этикета
..…………………………………………………..……………………….4-5
1.2. Границы явления речевого этикета ……………………………………………………………………………..5-8
1.3. Социальная дифференциация явлений речевого этикета
……………………………………………………………………………..8-9
2. Повседневная языковая практика и норма в речевом этикете
2.1. Техника реализации этикетных форм в обыденном общении
…………………………………………………………………………9-11
2.2. Речевой этикет и речевая ситуация …………………………………………………………………………11-12
2.3. Взаимодействие речевого и поведенческого этикета
…………………………………………………………………………12-14
2.4. Этикетные требования к интонационному оформлению высказывания
…………………………………………………………………………14-15
2.5. Речевые дистанции и табу
………………………………………………………………………… 15-16
Заключение …………………………………………………………………………………17-18
Список использованной литературы
Введение ………………………………………………………
1. Речевой этикет и культура речевого общения
..…………………………………………………..…………………
1.2. Границы
явления речевого этикета ……………………………………………………
1.3. Социальная дифференциация явлений речевого этикета
…………………………………………………………………………….
2. Повседневная языковая практика и норма в речевом этикете
…………………………………………………………………………9-
2.2. Речевой
этикет и речевая ситуация …………………………………………………
2.4. Этикетные требования к интонационному оформлению высказывания
…………………………………………………………………………
2.5. Речевые дистанции и табу
………………………………………………………………………… 15-16
Заключение …………………………………………………
Список использованной литературы
………………………………………………………………………………
В литературном языке произношение, так же как и выбор слов и употребление грамматических форм, подчиняется определённым правилам и нормам. При правильном, единообразном произношении люди быстрее понимают друг друга, оно облегчает общение между людьми, поэтому, считаю, выбранная мной тема «Речевой этикет в обыденном общении» является актуальной как для меня лично, так и для каждого человека. Ведь следить за своим произношением очень важно: надо правильно произносить звуки, их сочетания, правильно выделять ударные слоги, то есть надо подчиняться тем нормам произношения, которые установлены в литературном языке.
Целью работы является раскрытие злободневных проблем, непосредственно связанных с речевым этикетом в обыденном общении, рассмотрении специфики русского этикета и его техники реализации, изучении норм и правил в речевом этикете. Ведь те же самые нормы произношения не остаются неизменными. Под влиянием письменной речи и местного произношения они несколько видоизменяются. Чтобы реализовать поставленную цель, мне пришлось следовать определенному содержанию и алгоритму, раскрывая каждый пункт полно, точно, объективно и достоверно.
Для того чтобы соблюсти ту объективность и достоверность представленного мною материала, я пользовался множеством пособий по изучению культуры речи, пользовался различными интернет-источниками, предназначенных специально для учащихся и студентов, пользовался грамматическими и орфоэпическими словарями.
Существует очень полезный словарь-справочник «Русское литературное произношение и ударение», составленный под руководством Р. И. Аванесова и С. И. Ожегова. В нём имеются правила русского произношения и более 50 тысяч слов с указанием их литературного произношения. В случае сомнения в правильности произношения того или иного слова следует справляться в указанной книге.
Речевой этикет - это система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения.
Владение
речевым этикетом способствует
приобретению авторитета, порождает
доверие и уважение. Знание правил
речевого этикета, их
Неукоснительное
соблюдение речевого этикета
в деловом общении оставляет
у клиентов и партнёров
Речевой
этикет имеет национальную
Важность этих качеств отражается
в многочисленных русских пословицах
и поговорках, характеризующих этические
нормы общения. Одни пословицы указывают
на необходимость внимательно
Тактичность - это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него.
Предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.
Терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника. Следует уважать мнение других людей, стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. С таким качеством характера, как терпимость тесно связана выдержанность - умение спокойно реагировать на неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания собеседника.
Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всём построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.
В широком смысле слова речевой этикет характеризует практически любой успешный акт коммуникации. Поэтому речевой этикет связан с так называемыми постулатами речевого общения, которые делают возможным и успешным взаимодействие участников коммуникации. Это постулаты, сформулированные Г.П.Грайсом (1975), которые выводятся из лежащего в основе всякого общения принципа кооперации.
К постулатам речевого общения относятся: постулаты качества (сообщение не должно быть ложным или не имеющим под собой должных оснований), количества (сообщение не должно быть ни слишком кратким, ни слишком пространным), отношения (сообщение должно быть релевантным для адресата) и способа (сообщение должно быть ясным, четким, не содержать непонятных для адресата слов и выражений и т.д.). Нарушение одного или нескольких из этих постулатов в той или иной степени влечет за собой коммуникативную неудачу.
Другие важные требования – например, постулаты вежливости (всякое сообщение должно быть вежливым, тактичным и т.д.) – не включаются Грайсом в число основополагающих, поскольку задачей сообщения считается эффективная передача информации. Показательно, что даже при столь утилитарной постановке задачи приходится рассматривать требования речевого этикета как необходимые условия успешной коммуникации. Тем более эти требования значимы для сообщений, которые имеют другие функции: налаживания межличностных контактов, привлечения слушателей на свою сторону и т.д. В этих случаях постулаты вежливости неизбежно выступают на передний план. Другие же, например постулаты отношения, оттесняются на периферию. Так, во многих учебниках по рекламе рекомендуется воздерживаться не только от любых высказываний, оскорбляющих или задевающих адресата, но и от высказываний, которые могли бы вызвать у него нежелательные ассоциации. Например, слоган Наше пиво – пиво, от которого не толстеют был признан неудачным, поскольку напоминает о самом факте, что от пива толстеют. Таким образом, требования релевантности и правдивости оказываются в данном случае второстепенными.
Таким образом, речевой этикет в широком смысле сопрягается с общей проблематикой лингвистической прагматики и должен рассматриваться в русле прагмалингвистических исследований. Акт языковой коммуникации рассматривается прагматикой с точки зрения достижения участниками коммуникации тех или иных целей. Высказывание рассматривается не изолированно, а в контексте этих целей; например, вопрос У вас нет часов? подразумевает просьбу сказать, который час. Поэтому ответ Да, есть (без сообщения, который час) игнорирует контекст и тем самым нарушает требования речевого этикета. Или: Что здесь происходит?– вопрос (особенно в определенном контексте) может означать агрессивное недовольство происходящим и как таковой нарушать этикет.
К сфере речевого этикета относятся, в частности, принятые в данной культуре способы выражения сочувствия, жалобы, вины, горя и т.д. Так, например, в одних культурах принято жаловаться на трудности и проблемы, в других – не принято. В одних культурах рассказ о своих успехах является допустимым, в других – вовсе нет. Сюда же могут относиться и конкретные предписания речевого этикета – что может служить предметом разговора, что нет, и в какой ситуации.
Речевой этикет в узком смысле слова может быть охарактеризован как система языковых средств, в которых проявляются этикетные отношения. Элементы этой системы могут реализовываться на разных языковых уровнях:
Социальная дифференциация явлений речевого этикета
Явления речевого этикета различаются в зависимости от социального статуса участников коммуникации. Эти различия проявляются в нескольких планах.
Прежде
всего, различные единицы
Здравствуйте, Здравствуйте, Ив
На эти аспекты речевого
Техника реализации этикетных форм в обыденном общении
Специфика речевого этикета в том, что он характеризует как повседневную языковую практику, так и языковую норму. Действительно, элементы речевого этикета присутствуют в повседневной практике любого носителя языка (в том числе и слабо владеющего нормой), который легко опознает эти формулы в потоке речи и ожидает от собеседника их употребления в определенных ситуациях. Элементы речевого этикета усваиваются настолько глубоко, что они воспринимаются «наивным» языковым сознанием как часть повседневного, естественного и закономерного поведения людей. Незнание же требований речевого этикета и, как следствие, их невыполнение (например, обращение к взрослому незнакомому человеку на Ты) воспринимается как желание оскорбить или как невоспитанность.
Информация о работе Повседневная языковая практика и норма в речевом этикете