Подготовка к публичному выступлению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 15:37, контрольная работа

Краткое описание

Умение влиять на людей с древних времен считалось одним из высших талантов. Не вступая в спор о роли личности в истории, нужно отметить, что существует огромное количество исторических событий, которые никогда не произошли, если бы не появились люди, направившие их развитие в определенном направлении. И одним из главных инструментов воздействия на других была ораторская речь.
Речевое мастерство, ораторское искусство – совокупность операций по подготовке и произнесению публичной речи, проведению беседы, дискуссии с целью добиться желаемой реакции аудитории.
Раскрытие основных этапов подготовки публичного выступления - это и является целью данной работы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
1.Этапы подготовки публичного выступления………………..4
Инвенция- создание речи…………………………………………………..4
Диспозиция- построение речи……………………………………………..7
Элокуция- языковое оформление речи……………………………………9
Мемория- запоминание речи………………………………………………13
Акцио- произнесение речи………………………………………………...16
2.Приёмы выступления……………………………………………...20
Начало и основная часть выступления…………………………………...20
Окончание выступления…………………………………………………...24
Заключение………………………………………………………………26
Список литературы…………………………………………………...27

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 57.52 Кб (Скачать файл)

   Публичное выступление может стать особо выразительным и запоминающимся, если оратор умеет пользоваться невербальными средствами общения. Мимика позволяет лучше понять аудиторию, разобраться в тех чувствах, которые она испытывает, слушая ваше выступление, усилить те или иные моменты речи. В связи с этим риторика рекомендует изучать свое лицо, придавая ему выражения, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям. Значительный элемент ораторской практики — жест. На вопрос, что такое хороший оратор, Демосфен ответил: «Жесты, жесты, жесты!» В античных риториках выделялись специальные главы, посвященные жестикуляции. Основная функция жеста — способствовать лучшему восприятию речи. Дополнительные функции — уточнение мысли, ее оживление, усиление эмоционального звучания в сочетании со словами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   2.Приёмы выступления

   В различной литературе описано много способов, как правильно и эффективно построить публичное выступление. Суть их сводится к тому, чтобы с первых слов привлечь активное внимание аудитории и удерживать его на протяжении всего выступления.

 

Начало  и основная часть выступления

   Не нужно в начале выступления рассказывать так называемую смешную историю. Довольно трудно сразу понять каково чувство юмора у аудитории. Нет ничего более сложного и более редкого во всем нелегком ораторском искусстве, чем умение заставить смеяться слушателей.

   Большой ошибкой является упоминание о том, что оратор плохо готовился к выступлению. Если вы вышли на сцену – начинайте говорить. Некоторые из слушателей заметят вашу неподготовленность без вашей помощи. Другие же не заметят, и незачем говорить им об этом.

    Оратору нужно помнить о двух вышеназванных ошибках («несмешная история» и упоминание о неподготовленности) начала выступления и о том, что слушатели пришли для того, чтобы их проинформировали и заинтересовали.

   Часто это удается сделать, начав со следствия и заставив слушателей услышать причину. Необходимо сразу начать рассказывать историю, полную действий. Начните выступление с иллюстрации, возбудите интерес, а затем продолжайте, делая свои замечания общего характера.

   Слова какого-либо известного человека всегда привлекают внимание, поэтому хорошая цитата лучше всего подходит для начала выступления. Цитаты придают речи научность и большую образность. Монтень сказал: «Если я цитирую других, то лишь для того, чтобы лучше выразить свою собственную мысль»7. Кроме того, цитирование известных людей сильно воздействует на аудиторию авторитетом их имен и способствует быстрейшему убеждению слушателей в истинности слов самого оратора.

   Один из самых лучших способов начать выступление – это начать с какого-нибудь замечания, которое непосредственно касается интересов аудитории. Оно обязательно привлечет внимание. Все люди чрезвычайно заинтересованы в таких вещах, которые непосредственно и сильно затрагивают их самих. С первых слов нужно сказать, чем речь оратора может помочь слушателям в налаживании их отношений в семье и на работе, в повышение их материального благосостояния и получении ими душевного спокойствия. Все люди крайне интересуются боями и сражениями. Рассказ о том, как человек, занимающийся бизнесом, боролся против почти непреодолимых препятствий и победил, всегда является вдохновляющим и интересным.

   Потрясающий факт обладает наибольшей притягательной силой. Поэтому, в начале выступления можно привести статистические данные, представленные в виде ярких образов, способных оживить цифры статистики и удивить слушателей, захватив, таким образом, их внимание.

   Если оратор принадлежит к представителям определенной профессии (юрист, врач, инженер), он должен быть вдвойне осторожен, выступая перед людьми, не связанными с его профессией и сообщая им какие-либо необходимые подробности. Очень удобным приемом будет, если оратор выберет в своей аудитории наименее подготовленного с виду слушателя и постарается заинтересовать его своим выступлением. Этого можно добиться только путем ясного изложения фактов и четкой аргументации. Еще лучшим методом является концентрация оратора на мальчике или девочке, присутствующих вместе с родителями.

   При объяснении людям каких-либо идей, оратор должен помнить, что идея не всегда станет мгновенно понятной для всех только потому, что она стала понятной для него. Необходимо время для осознания новых мыслей и воображение человека должно быть сосредоточено на них. Нужно повторять идеи, но не одними и теми же словами, а при помощи новых фраз, имеющих то же содержание, но другую форму.

   Для придания еще большей четкости выражения своих мыслей оратор должен использовать общие категории и конкретные примеры. После сообщения идеи необходимо нарисовать яркий образ, иллюстрирующий идею и состоящий из конкретных человеческих (или иных, если речь не идет о людях) историй.

   Когда говорящий создает целую галерею образов, проходящих перед глазами слушателей. Только тогда его понимают в полной мере. Тот оратор, который использует туманные, банальные и бесцветные символы, заставляет аудиторию дремать. Кроме того, необходимо помнить о том, что людей интересует некая новая информация о давно известных явлениях. Поэтому, истории, которые Вы рассказываете, не должны быть совершенно новыми, так как это не всегда интересно, и абсолютно старыми, так как это всегда неинтересно и скучно.

   Существуют приемы, позволяющие придать выступлению естественность, оживленность.

-Во-первых, это акцентирование важных слов и подчинение им остальных. Такая расстановка акцентов углубляет понимание слушателями ораторской речи. Ведь в ней имеется нечто, помимо слов, и это нечто имеет огромное значение. Дело не столько в том, что Вы говорите, сколько в том, как Вы это говорите.

-Во-вторых, необходимо менять тон голоса, то есть говорить с аудиторией, как с обычным человеком, беседовать с ней. Отсутствие динамики изменения тона голоса приводит к сухости, формализованности речи, и даже слова, создающие яркие образы, будучи произнесены монотонно, теряют половину своей силы воздействия на людей.

-В-третьих, нужно менять темп речи, выделяя слова, несущие смысловую нагрузку.

-В-четвертых, делайте паузу до и после важных мыслей. Внезапное молчание привлекает внимание так же, как и внезапный звук. «Своим молчанием,- говорил Киплинг, - ты будешь говорить».

   Кроме этого, паузы структурируют речь оратора, делят ее на предложения, помогают слушателям понять и глубже осознать то, что говорит выступающий.

   Таким образом, шаг за шагом, выступающий выражает свои мысли, рисуя в сознании слушателей заранее выбранную им картину, придавая ходу их мыслей желаемое направление. И, рано или поздно, наступит время произнести слова, завершающие выступление.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        Окончание выступления

   В театре существует поговорка: «О мастерстве актеров можно судить по тому, как они выходят на сцену и как уходят с нее». Завершение выступления представляет собой стратегически наиболее важный раздел речи. То, что оратор говорит в заключение, его последние слова продолжают звучать в умах слушателей, когда он уже закончит свою речь, и, видимо, их будут помнить дольше всего. Поэтому, необходимо избегать ошибок, наиболее часто допускаемых ораторами в заключение своих речей.

   Во-первых, не нужно акцентировать внимание слушателей на том, что выступление закончено. У них должно возникнуть естественное понимание, что вы подходите к концу, они не должны этого заметить. Достигается это тем, что концовка планируется заранее с особой тщательностью и в нескольких вариантах, ведь, когда оратор произносит речь, ее иногда приходится весьма значительно изменять, сокращать, чтобы она соответствовала реакции слушателей. Поэтому, было бы действительно разумным заранее подготовить два или три варианта концовок.

   Второй ошибкой является «обрыв» выступления. Оратору не хватает плавности и умения завершать свою речь. Фактически у речи нет концовки: выступающий просто внезапно прекращает говорить и это наверняка произведет неприятное впечатление на аудиторию.

   Одним из наиболее удачных советов для построения правильной концовки является создание резюме, состоящего из основных положений речи. «Сначала расскажите публике, что Вы собираетесь рассказать ей, затем рассказывайте, а потом расскажите ей о том, что Вы уже рассказали. Это следует делать, конечно, кратко, быстро, в виде резюме» (Д.Карнеги)8

   Также для концовки можно придумать комплимент слушателям, но такой способ заканчивать выступление должен быть искренним, чтобы быть эффективным. Здесь не может быть места грубой лести. Только объективное признание заслуг, окрашенное положительным отношением, позитивным настроем.

   Правильный комплимент должен вызвать гордость (в хорошем смысле этого слова) в сердцах слушателей.

«Когда Вы прощаетесь со слушателями, оставляйте их смеющимися»  (Д.Карнеги). Это тоже вариант концовки выступления, и, если у оратора есть способности для того, чтобы сделать это, а также необходимый материал и повод, этим нужно воспользоваться, так как «из всех способов оканчивать выступление ни один не является более подходящим, чем юмор» 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Заключение

  О человеке судят  на основании того, что он делает, как он выглядит, что он говорит  и как он это говорит. Можно  иметь умные и добрые мысли,  но это лишь полдела. Вторая  половина заключается в том,  чтобы суметь донести их до  окружающих, иначе от мудрости  не будет никакой пользы. Все  великие люди, когда-либо влиявшие  на ход истории, смогли сделать  это благодаря публичным выступлениям, и, если человек хочет изменить  что-то в этом мире, обучение  ораторскому искусству должно  стать неотъемлемой частью его  жизни (на какое-то время), ибо это искусство является важным шагом на пути воплощения мысли в реальность.

 Чтобы выполнить свою  задачу и донести до слушателя  слово, выступающий должен обладать  значительным диапазоном разнообразных  знаний, умений и навыков, среди  которых важнейшими являются:

- знания основных социальных  и психолого-педагогических особенностей  процесса публичной речи;

- умение подобрать материал  для выступления и оформить  его в соответствии с целевой  установкой, законами композиции, логики  и психологии, а также с особенностями  устной речи и специфики аудитории;

- умение установить контакт  с людьми, выступить перед ними, соблюдая правила поведения на  трибуне и используя обратную  связь с аудиторией;

- безупречное владение  устной речью: голосом, интонацией, мимикой, жестом, соблюдение всех  требований культуры речи;

- умение отвечать на  вопросы аудитории, вести диалог, беседу, дискуссию.

Перечисленные основные знания, умения и навыки выступающего приобретаются  в результате упорного труда и  постоянных тренировок. Пренебрегать этими знаниями – значит не понимать особенностей ораторского искусства  как сложного вида деятельности.

Список литературы

  1. Данцев А.А., Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи для технических вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. –  320 с.
  2. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. – М., 1989. – 448 с. (http://net1274.narod.ru/bibl/none_002/index.htm)
  3. Кохтев Н.Н. Риторика. – М., 1994. – 207 с.
  4. Савкова 3. В. Искусство оратора. — СПб., 1997.- 212 с.

( www.ritorika.igro.ru)

  1. Сопер П. Основы искусства речи. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 448 с. (http://www.orator.ru/P.Soper/predislovie.html)

 

1 Данцев А.А., Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи для технических вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – С. 256-257.

2 Данцев А.А., Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи для технических вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. –  С.257.

3 Данцев А.А., Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи для технических вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. –  С. 264.

4 Савкова 3. В. Искусство оратора. — СПб., 1997.- С 88.( www.ritorika.igro.ru)

5 Данцев А.А., Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи для технических вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. –  С. 269.

6 Данцев А.А., Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи для технических вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. –  С. 273.

7 Савкова 3. В. Искусство оратора. — СПб., 1997.- С 97. (www.ritorika.igro.ru)

8 Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. – М., 1989. – С. 223. (http://net1274.narod.ru/bibl/none_002/index.htm)

9 Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. – М., 1989. – С. 420. (http://net1274.narod.ru/bibl/none_002/index.htm)

 


Информация о работе Подготовка к публичному выступлению