Подготовка публичного выступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2015 в 22:16, реферат

Краткое описание

Вряд ли можно сомневаться в том, что знание основ ораторского искусства необходимо каждому, кто участвует в общественной жизни. Очень полезно, когда умение выступать публично развивается в юношеские годы.
Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1. ПОДГОТОВКА РЕЧИ: ВЫБОР ТЕМЫ, ЦЕЛЬ РЕЧИ……………….3
2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ………4
3. ВАРИАНТЫ ПРОИЗНЕСЕНИЯ РЕЧИ………………………………....6
4. СОДЕРЖАНИЕ РЕЧИ…………………………………………………….8
5. РЕПЕТИЦИЯ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ……………………10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………11

Вложенные файлы: 1 файл

Подготовка публичного выступления.docx

— 28.66 Кб (Скачать файл)

СОЖЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

1. ПОДГОТОВКА РЕЧИ: ВЫБОР ТЕМЫ, ЦЕЛЬ РЕЧИ……………….3

2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ………4

3. ВАРИАНТЫ ПРОИЗНЕСЕНИЯ РЕЧИ………………………………....6

4. СОДЕРЖАНИЕ РЕЧИ…………………………………………………….8

5. РЕПЕТИЦИЯ ПУБЛИЧНОГО  ВЫСТУПЛЕНИЯ……………………10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Вряд ли можно сомневаться в том, что знание основ ораторского искусства необходимо каждому, кто участвует в общественной жизни. Очень полезно, когда умение выступать публично развивается в юношеские годы.

Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства. К числу таких людей относятся политики, профессора, преподаватели, прокуроры, адвокаты и др. Для них публичная речь - главнейшее оружие.

Ораторство - сильнейший рычаг культуры. Однако теоретические вопросы ораторского искусства, являющегося одним из средств человеческого познания, разработаны мало.

Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства, и на сознание. Если речь действует только на способность логического восприятия и оценки явлений, не затрагивая чувственной сферы человека, она не способна производить сильное впечатление.

1. ПОДГОТОВКА РЕЧИ: ВЫБОР ТЕМЫ, ЦЕЛЬ РЕЧИ

 

Довольно часто перед публичными выступлениями люди испытывают чувство неуверенности, сильно волнуются, боятся встречи со слушателями. Это сказывается и на их физическом состоянии: одних охватывает нервная дрожь, другие краснеют или бледнеют, у третьих начинает дрожать голос.

Немецкий исследователь Отто Эрнст в книге "Слово предоставлено вам" называет причины возникновения скованности и страха перед публичным выступлением и предлагает пути их преодоления.

Такой причиной, по его мнению, бывает чрезмерное погружение в собственные переживания. В этом случае автор рекомендует думать о деле, сконцентрировать внимание на содержании речи.

Нередко ораторы просто недооценивают собственные возможности, поэтому им следует заставить себя поверить, что они хорошо подготовились к выступлению и могут сообщить слушателям нечто важное и полезное.

Некоторые ораторы волнуются из-за недостатка опыта. Им Отто Эрнст адресует следующий совет: Наберитесь смелости и при удобном случае попросите слова; широко используйте возможности участия в различных дискуссиях: в кругу семьи после телепередач, в рабочем коллективе, на мероприятиях повышения профессиональной и политической подготовки.

Иногда ораторов смущает воспоминание о провале. Поскольку неудачи бывают и у опытных ораторов, следует смириться с мыслью, что какое-то из выступлений действительно может оказаться неудачным, и реагировать на это спокойно и рассудительно.

Одним словом, оратору нужна хорошая психологическая подготовка. Он должен уметь определенным образом настроить себя перед выступлением, научиться управлять своими чувствами и настроением.

Подготовка к выступлению - очень важное и ответственное дело в деятельности оратора. Подготовка к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории, в которой предстоит выступать, и т.д. Однако при подготовке к выступлению следует учитывать и некоторые общие методические установки.

2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ  РАЗРАБОТКИ ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ

 

Подготовка к любому выступлению начинается с определения темы речи. При этом возможны различные ситуации. Иногда предлагают выступить на определенную тему, т.е. тема речи является заданной. В этом случае оратору необходимо ее конкретизировать, уточнить.

Однако нередко тему выступления приходится выбирать самим. Из чего следует исходить, выбирая тему? Прежде всего из своего личного опыта, а также знаний по выбранной теме. Кроме того, важно, чтобы тема представляла интерес для вас и ваших слушателей.

Выбрав тему, надо подумать о ее формулировке. Название речи должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей. Удачная формулировка темы выступления определенным образом настраивает аудиторию, готовит ее к восприятию будущей речи.

Длинные формулировки, названия, включающие незнакомые слова, отталкивают слушателей, порой даже вызывают отрицательное отношение к предстоящему выступлению.

Следует избегать и слишком общих названий. Например, формулировка темы лекции "Забота о здоровье" может вызвать ряд вопросов. Прежде всего непонятно, о чьей заботе пойдет речь - о заботе государства, лечебных учреждений, здравоохранения, семьи или каждого человека. Возникает и второй вопрос, о чьем здоровье будет рассказывать лектор - о здоровье дошкольников, школьников, студентов, рабочих, служащих, пенсионеров. Целесообразно дать более конкретные формулировки данной темы: "Группы здоровья для людей пожилого возраста", "Работа скорой помощи в нашем районе", "Профилактика заболеваний гриппом", "О вреде самолечения" и др.

Общие названия требуют освещения многих вопросов, чего не в состоянии сделать выступающий. Поэтому среди слушателей всегда будут недовольные, так как не получат ответа на интересующие их вопросы.

Для конкретизации общей формулировки темы можно прибегнуть к подзаголовкам, например: "Поговорим о себе" (для вас, молодые матери), (для вас, будущие мужья) и др.

Умение формулировать тему выступления необходимо не только лекторам, но и руководителям учреждений, президентам акционерных обществ, управляющим фирмами, директорам коммерческих структур, менеджерам, служащим и т.д.

Приступая к подготовке речи, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, для чего, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей добивается.

Оратор, готовясь к выступлению, должен установить примат цели над содержанием и формой речи. Если выступающий не подумает о назначении речи, он не добьется успеха в ее подготовке и произнесении.

Надо иметь в виду, что выступающему следует формулировать цель речи не только для себя, но и для своих слушателей. Четкая формулировка целевой установки облегчает восприятие ораторской речи, определенным образом настраивает слушателей. Именно так и поступали выдающиеся ораторы разных времен.

Образцом четкого определения цели может служить речь крупнейшего оратора Америки Уэнделла Филлипса:

Леди и джентльмены! Меня просили рассказать об одном замечательном человеке предшествовавшего нам поколения - о великом правителе острова Сан-Доминго Туссене-Лувертюре, чистокровном негре, в венах которого не было и капли крови белого человека. В своем выступлении я расскажу Вам кратко его биографию - биографию негра-военачальника и государственного деятеля. Я изложу ее в защиту той расы, представителем которой он был... Моя цель, - хотя вы можете посчитать ее нелепой, - убедить вас в том, что негроидная раса, вместо того, чтобы вызывать сожаление или заслуживать презрение, как вы обычно считаете, имеет среди народов право на место, близкое к англосаксам.

 

3. ВАРИАНТЫ ПРОИЗНЕСЕНИЯ  РЕЧИ

 

В современном динамичном мире информация стремительно обновляется и, чтобы быть эрудированнее других, необходимо очень много читать. Времени же для чтения катастрофически не хватает. Как быть?

Есть четыре способа решения вопроса:

1. Освоить скорочтение.

2. Эффективнее использовать  время чтения.

3. Освоить систему рационального  расходования времени.

4. Использовать метод  Авраама Линкольна.

Скорочтение

Техника скорочтения позволяет в 4-5 раз ускорить прочитываемость текстов при полном их усвоении. Достигается за счет специальной техники восприятия зрительной информации. Обучиться этой технике можно по самоучителям, но еще лучше - на специальных занятиях.

Первые два приема скорочтения: не "проговаривать" (мысленно) слова и не концентрировать взгляд на прочитываемом слове, а "видеть" сразу целую строку.

 

 

Время чтения

Его можно использовать значительно эффективнее, чем это делает большинство. Не считая себя вправе навязывать свои взгляды, сошлюсь на мнение энциклопедиста Вольтера и философа Френсиса Бэкона.

Биограф знаменитого французского писателя и философа-просветителя Вольтера вспоминал:

"Когда он получал  какой-либо новый труд, он имел  обыкновение быстро просматривать  его, читать лишь несколько строк  на каждой странице. Если он  замечал, что в нем содержится  что-либо заслуживающее внимания, он отмечал это место закладкой. Кроме этого, он весьма внимательно  перечитывал ее, иногда даже два  раза, когда книга казалась интересной  и хорошо написанной, и делал  на полях заметки... "

Опыт автора показывает, что предварительный просмотр по диагонали позволяет экономить много времени. Дело в том, что по-настоящему интересные, высокоинформативные тексты встречаются довольно редко, и многое из читаемого - "словесная шелуха".

Эту мысль подтверждает следующее утверждение известного английского философа Ф. Бэкона: "Одни книги можно лишь попробовать, другие - проглотить, и, наконец, немногие нужно разжевать и переварить".

Рациональное использование времени

Времени не хватает тому, кто не умеет его использовать. Тот же, кто умеет, получает огромное преимущество и добивается в жизни большего.

Имеются различные системы экономного расходования времени. Автор может рекомендовать только ту, которую давно и с успехом применяет и имеет положительные отзывы других людей, освоивших эту систему.

Метод А. Линкольна

Не пытайтесь сесть и приготовить речь за тридцать минут. Нельзя "испечь" речь по заказу, как пирог. Речь должна вызреть. Обдумывайте ее в свободное время, вынашивайте ее, не забывайте о ней ни днем, ни ночью. Обсуждайте ее с друзьями. Делайте ее предметом бесед. Задавайте самому себе всевозможные вопросы на данную тему. Записывайте все мысли и примеры, которые приходят вам в голову, и продолжайте искать. Идеи, соображения, примеры будут приходить к вам в самое различное время - когда вы принимаете ванну или едете по делам. Таков был метод Линкольна. Этим методом пользовались почти все ораторы, имевшие успех.

4. СОДЕРЖАНИЕ РЕЧИ

 

Старое правило гласит: оратор должен говорить так, чтобы его не только можно было понять, но и невозможно было не понять.

Цель оратора - воздействовать на сознание слушателей. Поэтому важной частью подготовки выступления является анализ аудитории и ее интересов. Без заинтересованности слушателей бесполезно рассчитывать на успех выступления. Говорить следует о том, что заинтересует аудиторию. Как хороший портной кроит костюм по фигуре заказчика, так хороший оратор исходит из интересов слушателей.

Всякое выступление должно иметь стержневую идею, которую необходимо ясно сформулировать перед аудиторией. Когда слушатели знают цели, которые ставит выступающий, это усиливает их внимание.

Стержневая идея имеет большое значение и для самого выступающего, являясь связующим звеном для отдельных положений его речи.

Выступление может иметь несколько стержневых идей, но не более трех (если только они не взаимосвязаны).

Чтобы рассчитать объем выступления, надо исходить из того, что чтение одной страницы машинописного текста, напечатанного через полтора интервала, занимает две минуты, если не делаются отступления. Последние обычно отнимают много времени.

Обилие разделов обычно указывает на то, что автор досконально не продумал главную мысль. Нет необходимости намечать более четырех-пяти основных положений, так как аудитория не в состоянии удержать большего в памяти. Иногда даже два раздела могут оказаться достаточными, особенно если вы желаете сравнить две книги, два учреждения или закона, двух людей. Всегда количество отдельных пунктов, охватываемых в речи, должно соответствовать отведенному времени. Если оратор спешит, чтобы успеть охватить все разделы, слушатели потеряют нить и будут скучать. Они чувствуют удовлетворение, когда полностью разделались с одной идеей, прежде чем перейти к другой.

Нелегко дать название докладу. Оно должно быть коротким, выразительным, благозвучным и привлекательным. Все эти требования не так просто совместить. Обычно наиболее удачное название приходит на заключительном этапе работы над выступлением.

Нередко краткая формулировка стержневой идеи является наиболее удачным названием. Желательно иметь и подзаголовок, уточняющий краткое название. Это позволяет избежать недоразумений и связанных с ними разочарований слушателей, ожидавших услышать нечто другое.

Крайне важно, чтобы заголовок отвечал содержанию речи. Слушатель должен знать, что его ждет. Поэтому объявление о докладе нельзя делать двусмысленным или слишком общим.

Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность выступлению. Например, доклады на научно-технические темы могут произноситься с сердитой, упрекающей интонацией, смысл которой состоит не в произносимых, но подразумеваемых выражениях типа: "Если вы не сделаете этого, то пожалеете" или "Не могу понять, почему люди не делают то-то и так-то". Подобный слегка раздраженный тон, будоража слушателей, позволяет докладчику эффективнее донести свою идею. Приведем перечень возможных интонационных окрасок выступления:

мажорная;

беспечная или юмористическая;

шутливая;

сердитая или упрекающая;

мрачная;

торжественная;

предостерегающая;

Информация о работе Подготовка публичного выступления