Применение символов при формировании грамматических навыков у младших школьников на начальном этапе обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 09:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – теоретически обосновать и практически доказать роль символов в формировании грамматических навыков английского языка у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования – процесс формирования грамматических навыков у младших школьников на начальном этапе обучения английскому языку.
Предмет исследования – использование символов, способствующих эффективному формированию грамматических навыков на уроках английского языка.

Содержание

Введение
Глава 1. Процесс формирования грамматических навыков английского языка на начальном этапе обучения
1.1 Возрастные особенности развития младших школьников
1.2 Этапы формирования грамматических навыков
1.3 Трудности овладения грамматической стороной речи на иностранном языке
1.4 Схемы – опоры, символы и их роль в обучении английскому языку
Вывод
Глава 2. Применение символов при формировании грамматических навыков у младших школьников на начальном этапе обучения
2.1 Методика проведения опытно-исследовательской работы
2.2 Диагностика уровня сформированности грамматических навыков у учащихся 3 «А» класса
2.3 Описание хода проведения опытно-исследовательской работы
2.4 Анализ и описание достигнутых результатов
Вывод
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа ГАЙГЫСЫЗ.docx

— 89.07 Кб (Скачать файл)

Со изучение родного и иностранного/иностранных языков неизбежно приводит к определенной межъязыковой интерференции, когда правила из одного языка механически переносятся на другой, что и приводит к появлению ошибок.

Внутриязыковая интерференция.

В изучаемом языке существует достаточно большое количество грамматических явлений, которые учащиеся могут перепутать, особенно если при этом данные явления полностью или частично отсутствуют в родном языке. Так, например, при изучении английского языка трудно различаются учащимися временные формы глаголов, особенно формы перфекта и продолженных времен, которых нет в русском. Настоящее, будущее и прошедшее время в английском языке может быть выражено различными временными формами. Для русскоязычных учащихся такое обилие временных форм, а также связанное с ними явление согласования времен не может не представлять трудностей и не способствовать появлению ошибок.

 

1.4 Схемы – опоры, символы и их роль в обучении английскому языку

 

В методике преподавания иностранных языков символы широко используются в обучении лексике и грамматике. Символическое изображение слов и даже словосочетаний способствует быстрому и прочному запоминанию изучаемого материала. Функциональное значение символа в обучении грамматике и формировании грамматических навыков заключается в том, что он выступает средством концентрации воспринимаемого материала. Выражение в символах грамматического содержания или формы высказывания есть не что иное, как переход к теоретическому воспроизведению действительности, анализу смысла высказывания, его структуры, созданию модели высказывания. Создание образно-символических форм, используемых в обучении лексике и первичной грамматике (существительное - треугольник, модальный глагол - круг, смысловой глагол - прямоугольник и т.д.) имеет особое вспомогательное значение в раннем обучении иностранному языку, поскольку при исследовании уровня умственного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста из всей совокупности показателей, определяющих этот уровень, в первую очередь выделяется показатель развития наглядно-образного мышления, которое наиболее интенсивно развивается в этом возрасте. Для закрепления глаголов или иных грамматических структур уместно использовать динамические наглядные пособия типа логарифмической линейки. На линейке и движках нанесены символы смысловых глаголов, существительных, прилагательных и т.д., которые можно менять или группировать в зависимости от прохождения определенных грамматических конструкций. Данное пособие позволяет показать изменение конструкции повествовательного предложения в конструкцию вопросительного.

Обучение грамматике и формирование грамматических навыков отличается широким использованием графической наглядности. В качестве примера можно указать на возможности использования в обучении глаголу так называемой «шкалы времен» для объяснения соотнесенности временных форм. «Момент говорения» (настоящее время) обозначается на шкале нулем. Действия, совершившиеся до этого момента, откладываются с левой стороны шкалы (-), действия, которые совершатся в будущем, - с правой (+).   Как показала практика, использование структурных формул облегчает учащимся и усвоение, и запоминание грамматических явлений, так как позволяет нагляднее представить их существенные компоненты. Использование наглядности не исключает, а предполагает активную мыслительную деятельность учащихся, в основе которой лежит единство аналитической и синтетической форм мышления. Подобного рода символические наглядности помогают ребенку достаточно быстро вспомнить заученные фразы и небольшие предложения, способствуют формированию всех видов навыков, а также грамматических и использовать их в речи.

 

 

Вывод

 

В ходе решения поставленных нами задач мы пришли к следующим выводам:

  • в процессе формирования грамматических навыков следует опираться на коммуникативность обучения, что способствует ускоренному формированию практических навыков, а также формированию учебной группы и личности отдельно;
  • следует представлять сложные грамматические явления в упрощенном виде, избегать излишней терминологии;
  • упражнения должны быть доступными, увлекательными, не слишком простыми и не слишком трудными, что вызывает интерес и мотивацию у учащихся;
  • следует учитывать сочетание фронтальных, индивидуальных и парных форм работы, при которых каждый учащийся задействован на уроке.
  • При формировании грамматических навыков английского языка в младшей школе целесообразно использовать символы и схемы- опоры при изучении грамматических времен, а так же порядка слов в предложении.

 

 

Глава 2. Применение символов при формировании грамматических навыков у младших школьников на начальном этапе обучения

 

2.1 Методика проведения опытно-исследовательской работы

 

Базой исследования явилась школа №1241 города Москвы Центрального Административного округа. В исследовании принимали участия учащиеся 3 «А» класса.

Целью исследования было на практике убедиться в том, что символы эффективно влияют на формирование грамматических навыков у младших школьников. В ходе проведения опытно- исследовательской работы предстояло решить следующие задачи:

  1. изучение уровня сформированности грамматических навыков у учащихся 3 «А» класса;
  2. разработка системы упражнений с использованием и символов с целью повышения уровня сформированности грамматических навыков и реализация ее на практике;
  3. анализ результатов опытно-исследовательской работы и подведение итогов;

Основным методом исследования выступил метод эксперимента, состоящий из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. На каждом из этих этапов применялись частные методы, в том числе эмпирические:

  • тестирование;
  • наблюдение;
  • изучение продуктов деятельности учащихся;
  • изучение школьной документации.

Математически-статические:

  • метод регистрации данных (таблицы)

Графические (диаграммы).

Всего было проведено 12 уроков английского языка, на каждом из которых были использованы и символы. Все эти уроки были направлены на формирование и совершенствование грамматических навыков.

 

2.2 Диагностика уровня сформированности грамматических навыков у учащихся 3 «А» класса

 

Диагностика сформированности грамматических навыков проводилась в ходе констатирующего этапа опытно-исследовательской работы.

В связи с тем, что упражнения должны соответствовать возрастным особенностям младших школьников, был подобран тест, состоящий из 2 заданий: 3 вопроса, на которые нужно было дать краткий утвердительный ответ и 5 предложений, в которых нужно было выбрать правильный ответ (см. Приложение №1). Проверялись следующие грамматические темы: глагол в Present Simple в 3 л. ед. числе; модальный глагол can; to be в Present Simple и Past Simple.

В зависимости от качества выполнения теста были выделены три уровня сформированности грамматических навыков:

Низкий - учащиеся не справились с выполнением заданий, допустили максимум ошибок, не написали ответы на вопросы.

Средний - учащиеся допустили минимум ошибок, дали правильные краткие ответы к вопросам.

Высокий - учащиеся не допустили ошибок, дали правильные ответы на вопросы.

В ходе обработки полученных данных на основе показателей сформированности грамматических навыков у учащихся были выявлены следующие уровни:

 

 

Фамилия, имя учащегося

Уровни сформированности грамматических навыков

низкий

средний

высокий

1

Войнич Артур

+

   

2

Вовченко Ксения

   

+

3

Вольная Елизавета

 

+

 

4

Колеса Анна

+

   

5

Разина Софья

   

+

6

Реунин Георгий

 

+

 

7

Цой Александр

   

+

8

Цымбалова Мария

 

+

 


 

Данные по выявлению уровня сформированности грамматических навыков у учащихся 3 «А» класса также отражены в диаграмме. (см. Приложение №2)

Из приведенных выше данных видно, что на констатирующем этапе из восьми учащихся двое имели низкий уровень сформированности грамматических навыков, трое - средний уровень, трое учащихся – высокий уровень.

Исходя из полученных данных и анализа трудностей, которые испытывали учащиеся при выполнении данных заданий, была спланирована дальнейшая работа, предполагающая применение символов для формирования новых грамматических навыков и совершенствования уже сформированных.

 

2.3 Описание  хода проведения опытно-исследовательской  работы

 

На формирующем этапе исследования было разработано и проведено 8 уроков, в течение которых при формировании грамматических навыков использовались символы, что по нашему мнению должно было способствовать совершенствованию этих навыков и преодолению трудностей английской грамматики, связанных с порядком слов английского предложения; временами английского глагола и употреблением модального глагола.

В этой связи была разработана система упражнений, которые были направлены на решение следующих задач: избежать излишней терминологии; чередовать формы работы, которые бы вызывали активность всех учащихся; сделать процесс обучения грамматике интересным, познавательным. При этом учитывались следующие требования: уровень сложности заданий находился в зоне ближайшего развития учащихся; данные задания были посильны всем учащимся; задания были связаны с темой урока.

На уроках учитель постепенно вводил символы, которыми заменялись члены предложений. Сначала учитель объяснял, что каждый символ означает, и какие слова он может заменить. Для закрепления материала предлагалось представить предложения в виде модели. Когда значения символов были усвоены, задания изменились – теперь надо было составить предложения по заданным моделям.

 

 

На первом уроке учитель предложил детям рассказать о себе и своем друге, используя модели:

Данное задание показало, что детям легко с ним справиться, потому что, во-первых, у них есть план, а во-вторых, слабым ученикам легче запомнить порядок слов в предложении.

На последующих уроках закреплялось использование времени Present Simple, сравнивая и запоминая модели-схемы:

 


I live in Moscow.   He lives in Kiev.

 

Дети легко справлялись с предложенными заданиями. Они проявляли интерес и активность (см. Приложение №5)

При помощи схем развивались навыки монологической речи (см. Приложение №6)

На следующем уроке учащиеся выполняли аналогичные задания, пользуясь помощью учителя. Затем, на последующих уроках задания выполнялись учениками самостоятельно.

На уроках английского языка мы предлагали ученикам представить грамматический материал в виде схемы. Пользоваться грамматическими таблицами, помещенными в учебниках и справочниках, разрешалось лишь тогда, когда вся работа по составлению грамматических схем проделана самими учащимися. Часто для некоторых членов предложения ребята придумывали символы или даже рисунки, облегчающие восприятие грамматических времен.

 

2.4 Анализ и описание достигнутых результатов

 

Для закрепления грамматического материала данные схемы очень помогали учащимся, а необычные символы способствовали лучшему его усвоению. Так, по началу учащиеся пользовались схемами-опорами и символами для выполнения упражнений (см Приложение №3), а после 2 уроков необходимость в этом отпала. Это было выяснено путем проведения пятиминутного теста, с которым справились все ученики (см Приложение №4) данным тестом проверялись следующие грамматические темы: глагол в present simple, в 3 ед. числе; модальный глагол can, to be в Present simple и Past simple.

Из проведённой работы видна положительная динамика: детей с низким уровнем сформированности грамматических навыков не осталось. Число детей с высоким уровнем сформированности грамматических навыков увеличилось на одного учащегося. Они удачно справились со всеми предложенными им заданиями. Четверо детей показали средний уровень сформированности грамматических навыков. Таким образом, у большинства детей повысился уровень сформированности грамматических навыков на английском языке.

 

 

Фамилия, имя учащегося

Уровни сформированности грамматических навыков

низкий

средний

высокий

1

Войнич Артур

 

+

 

2

Вовченко Ксения

   

+

3

Вольная Елизавета

   

+

4

Колеса Анна

 

+

 

5

Разина Софья

   

+

6

Реунин Георгий

 

+

 

7

Цой Александр

   

+

8

Цымбалова Мария

 

+

 

Информация о работе Применение символов при формировании грамматических навыков у младших школьников на начальном этапе обучения