Психологические факторы публичной речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 22:20, реферат

Краткое описание

Публичная речь — это не изящная словесность, не риторическое упражнение. Она является средством достижения деловых целей, а не самоцелью. И тем не менее она должна отвечать ряду требований, которые делают ее убедительной, доказательной, логичной, продуманной, а то и просто красивой.Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства и на сознание.

Содержание

Введение ……………………………………………………......…………………3

Глава 1. Понятие публичного выступления ………………………......………...4

Глава 2. Подготовка к выступлению……………………………………….....…7

2.1.Начало выступления ………………………………………….....…………..17

2.2.Как завоевать и удержать внимание аудитории…………….....…………..19

2.3. Завершение выступления…………………………………….....…………..23

Заключение…………………………………………………………....………….24

Список используемой литературы……………………………………...………26

Вложенные файлы: 1 файл

MOSKOVSKIJ_UNIVERSITET_MVD_ROSSI1.docx

— 47.54 Кб (Скачать файл)

 Написанный  текст речи следует хорошо  осмыслить, проанализировать проблему, о которой будет идти речь, выделить основные смысловые  части, продумать связь между  ними, несколько раз перечитать  текст, произнести его вслух,  восстановить в памяти план и содержание.

 Целесообразно  соответствующим образом разметить  и сам текст речи. Система обозначений  и выделений может быть самой  разнообразной.

 

Е) Структура  речи

 

Для успешного  публичного выступления недостаточно изучить литературу по выбранной  теме, найти интересные сведения, собрать  убедительные факты, цифры, примеры. Нужно  подумать, как расположить этот материал, в какой последовательности его  излагать. Поэтому важно уделить  серьезное внимание работе над композицией речи.

 Под  композицией речи понимается  построение выступления, соотношение  его отдельных частей и отношение  каждой части ко всему выступлению  как единому целому. Для наименования  этого понятия наряду со словом "композиция" употребляются также  близкие по смыслу слова "построение", "структура".

 Композиция  материала в речи, расположение  всех частей выступления определяются  замыслом оратора, содержанием  выступления. Если соотношение  частей выступления нарушается, то эффективность речи снижается.

 Приступая  к работе над композицией речи, необходимо определить порядок,  в котором будет излагаться  материал, т. е. составить план.

 На  разных этапах подготовки речи  составляются различные по цели  и назначению планы. После выбора  темы выступления рекомендуется  составить предварительный план будущей речи.

 После  того, как изучена литература, обдумана  тема, собран фактический материал, составляется рабочий план. В  него вносятся формулировки отдельных  положений, указываются примеры,  перечисляются факты, приводятся  цифры, которые будут использованы в речи.

 На  основе рабочего плана рекомендуется  составить основной план, отращающий  вопросы, которые будут освещаться  в выступлении. Он пишется не  столько для оратора, сколько  для слушателей, чтобы облегчить им процесс восприятия речи.

 Формулировки  пунктов основного плана должны  быть предельно четкими и ясными. Этот план сообщается слушателям  после объявления темы выступления  или во введении при раскрытии цели речи.

 По  структуре планы бывают простыми  и сложными.

 

Ж) Структура  композиции

 

После написания  плана оратору необходимо поработать над построением отдельных частей своей речи. Наиболее рас­пространенной  структурой устного выступления  считается трехчастная, включающая в себя следующие элементы: вступление, главную часть, заключение.

Задача  оратора — умело расположить  все эти компоненты, чтобы своим  выступлением оказать желаемое воздействие  на аудиторию.

 

 Средства  публичной речи:

 

  1. логические средства
  2. методы доказательства и аргументации
  3. фактические средства
  4. тактические методы
  5. психологические приемы
  6. структурно-композиционные и организационно-методические средства
  7. специальные приемы
  8. способы невербального воздействия

 

Логические  средства публичной речи.

 

 Представляют  собой совокупность правил, позволяющих  корректно и непротиворечиво  обосновывать спорные положения  или предмет речи.

Виды:

1.Суждение — форма мышления, выраженная в языке, представляющая собою утверждение или отрицание чего-либо о предмете.

2.Определение представляет собой логическую операцию, предназначенную для прояснения значения используемого термина, выражения неизвестного термина через значение уже известного, уточнения этого смысла и значения.

 Использование  определений как логических средств  в речи предполагает умение  задавать разные типы определений,  подходящие для данного конкретного случая. Применение определений в речи связано с прояснением слов, которых слушатели не знают, уточнением их значения, пояснением новых терминов через уже известные.

3.Классификация — разновидность определения. Это - логическая операция распределения предметов, терминов или аргументов по классам. Цель классификации — раскрыть объем понятия посредством перечисления всех входящих в него терминов.

 Различают  вспомогательную и естественную  классификации. Первая создается  с целью наиболее быстрого  отыскания какого-либо предмета  среди многих. Вторая — с целью  распределения предметов по классам  на основании их наиболее существенных признаков.

 Публичная  речь предполагает логически  корректное использование понятий  и терминов. Понятие предполагает  мыслительную операцию, связанную  с обобщением, выделением общего  признака класса предметов, группированием  класса по принципу указания  на единичные признаки, общие  признаки, существенные и несущественные  признаки, родовые и видовые признаки.

 Языковой  основой понятия служат слова,  имена, термины. Образование понятий  связано со сравнением, анализом, синтезом, абстрагированием и обобщением. В каждом понятии различаются  объем (класс предметов, имеющий  выделенный признак) и содержание (признак или совокупность признаков).

 

Фактические средства публичной речи:

 

  1. Статистика
  2. Иллюстрация
  3. наглядное пособие

 

Все эти  средства в той или иной степени  выражают "короля доказательств" — факт.

- Пример — наиболее доходчивый прием публичной речи. Примером может быть экземплярное суждение.

- Пример-факт в отличие от экземплярного суждения отсылает слушателя не к событию, не к опыту, а к конкретному факту. Если первое — пояснение, то второе — элемент доказательства.

- Пример-предложение — вывод из примера-факта. В примерах этого рода классифицируются типичные случаи, подмечаются специфические и общие черты, делаются выводы и предположения.

- Шуточные примеры также используются в публичной речи и часто могут оттенить достаточно серьезные вещи.

Правила применения примера сводятся к следующему: пример должен быть целевым. Не следует  навязывать смысла примера. Нельзя объяснять  слишком многое с помощью одного примера. Нельзя повторять один и  тот же пример несколько раз.

Статистические  данные — это пример в цифровом выражении и соотношении. По сути, статистика — это факты в цифрах.

- Наглядные пособия — тоже фактический аргумент в публичной речи. В число наглядных пособий входят чертежи, карты, плакаты, иллюстрации, модели, образцы. Всякое наглядное пособие не только подтверждает мысль, но и просто привлекает внимание, вызывает интерес.

 

Методы  изложения материала:

 

1. Индуктивный метод — изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод нередко используется в агитационных выступлениях.

2. Дедуктивный метод — изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. Широкое распространение этот метод получил в выступлениях пропагандистского характера.

3. Метод аналогии — сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям.

4. Концентрический метод — расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.

5. Ступенчатый метод — последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней.

6. Исторический метод — изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.

Использование различных методов изложения  материала в одном и том  же выступлении позволяет сделать  структуру главной части речи более оригинальной, нестандартной.

 Оратору  необходимо не только убедить  в чем-то аудиторию, но и  соответствующим образом повлиять  на нее, вызвать ответную реакцию,  желание действовать в определенном  направлении. Поэтому при работе  над композицией не следует  забывать о таком важном принципе  композиции, как принцип усиления. Суть его заключается в том,  что значимость, вес, убедительность  аргументов постепенно нарастают,  самые сильные доводы используются  в конце рассуждения.

Главный контролер - время. Внимательно слушать и воспринимать идеи публика может только ограниченный срок, обусловленный психофизиологическими причинами (обычно не более 15-20 минут, потом внимание аудитории начинает слабеть.

Аудитория ожидает коротких, четких, понятных, убедительных и доступных фраз. Учитывая темп и ритм речи. Самая благоприятная скорость для восприятия - приблизительно 100 слов за минуту. При планировании выступления обязательно надо учитывать время, которое нужно будет потратить для ответов на вопросы.

 

Внешний вид.

 

Первое  восприятие публикой оратора начинается с внешнего вида. Если выступление  имеет место быть на деловой конференции, то, логично, что внешний вид оратора  должен соответствовать деловому стилю. Ведь нелепо будет выглядеть человек  в бейсболке и летних шортах, выступая перед аудиторией, где собрались  интеллигентные люди в деловых костюмах. Такого оратора действительно не будут воспринимать всерьёз, как  и всё, сказанное им.

Выступающий должен быть безупречен и приятен  слушателям. Действительно, аудитория, акцентируя своё внимание на оратора  во время выступления, оценивает  его внешность, опрятность. Начинает создаваться впечатление о выступающем.

 

Состояние оратора.

 

 От  того, как чувствует себя человек,  зависит правильность его речи и успех выступления. 

Если  выступающий достаточно сильно нервничает, то слова его будут несвязными и, возможно, неразборчивыми. Скорее всего, уже после первых пяти минут такого выступления, аудитория перестанет слушать его. Некоторым людям  бывает тяжело справиться с таким  состоянием: боязнь публики, страх что-нибудь забыть и оказаться в неловком положении. Это первопричины вышеописанного состояния оратора.

 

2.1. Начало выступления

 

Не стоит  начинать свое выступление сразу,нужно  немного подождать. Никаких суетливых  движений, они моментально отвлекают  слушателей от существа выступления  и вызывают разные ассоциации, часто  далекие от содержания речи. Выступая, не стоит "не гулять" около трибуны, потому что слушатели станут выступающего разглядывать, а не слушать. Главным психологическим фактором, который оказывает воздействие на слушателей, являетесь именно выступающий, и слушатели оценивают: как он одет, как он  держится на трибуне, как он говорит, знает ли он то, о чем говорит.

В любом  случае, уверенной походкой выйдя  к месту вступления, следует сделать  начальную паузу. Пауза позволяет  собрать взгляд слушателей и служит как бы приглашением к разговору.

Первая  фраза всегда содержит приветствие. Оно не должно быть формальным. Если оратор рад встрече с аудиторией, ему есть что сказать людям, это  отразится во взгляде, которым он окинет собравшихся, в улыбке, в приветливой  интонации. А если нет, тогда ему  лучше вообще не брать слово. Первое впечатление слушателей должно быть позитивным, вселять уверенность, что  время не будет потрачено зря. В литературе часто можно встретить  перечень приемов, которые помогают выступающему сразу привлечь внимание, заинтересовать слушателей. Можно начать речь с яркого эпизода, привести афоризм, цитату, начать с парадокса. Эти приемы уместны как в главной части, так и в любой другой части выступления.

Первые  фразы, которые позволяют установить эмоциональный контакт с аудиторией, называют зачином. Зачинов, этих своеобразных зацепляющих "крючков" выступлений, существует множество. Выбор варианта зачина -- увлекательная творческая задача. Он должен быть занимательным, соотноситься с содержанием речи, а главное -- создавать эмоциональный  контакт с аудиторией. Неопытные  ораторы часто начинают с извинений  за то, что они не готовы выступать, обещают долго не задерживать  внимание собравшихся и т.п. Чувствуя, что внимание слушателей завоевано, можно переходить к введению в тему.

Информация о работе Психологические факторы публичной речи