Разговорная речь и её особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 19:06, контрольная работа

Краткое описание

Язык - важнейшее средство человеческого общения и орудие художественного творчества. Русский литературный язык имеет разговорную и письменную формы выражения. Письменная речь более строго следует установленным нормативной грамматикой правилам словообразования и словоупотребления. Разговорная речь значительно свободней в этом отношении. Отличие есть и в отборе некоторых языковых средств. При разговоре с собеседниками интонация, жесты нередко освобождают нас от необходимости применять сложные и полные предложения, позволяют употреблять сочные, эмоциональные слова и выражения. Мы говорим не так, как пишем, и если записать разговорную речь, то она будет выглядеть настолько непривычно, что невольно захочется внести в неё поправки в соответствии с нормами письменной речи.

Содержание

1.Основные признаки и функции разговорной речи 3
2. Особенности коммуникационного процесса 9
3. Дайте определение понятиям «омоним», «омофон», «пароним». 11
Приведите примеры употребления указанных понятий.

Вложенные файлы: 1 файл

Контр культура речи.doc

— 68.82 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

ФГОБУ ВПО Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Омский филиал

Кафедра философии и социологии

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Культура речи и деловое общение»

 

 

На тему « Разговорная речь и её особенности»

 

 

 

 

 

Преподаватель:                    Антонова Ю.И.

Студент 2 курса:                   Романовская Ольга

 

Факультет                                «Учетно-статистический»

              № личного дела                       11УЛБОО924

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск - 2013

 

Содержание

 

1.Основные признаки и функции разговорной речи                                  3

2. Особенности коммуникационного процесса                                          9

3. Дайте определение понятиям «омоним», «омофон», «пароним».       11

Приведите примеры употребления указанных понятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Основные признаки и функции разговорной речи

 

Язык - важнейшее средство человеческого общения и орудие художественного творчества. Русский литературный язык имеет разговорную и письменную формы выражения. Письменная речь более строго следует установленным нормативной грамматикой правилам словообразования и словоупотребления. Разговорная речь значительно свободней в этом отношении. Отличие есть и в отборе некоторых языковых средств. При разговоре с собеседниками интонация, жесты нередко освобождают нас от необходимости применять сложные и полные предложения, позволяют употреблять сочные, эмоциональные слова и выражения. Мы говорим не так, как пишем, и если записать разговорную речь, то она будет выглядеть настолько непривычно, что невольно захочется внести в неё поправки в соответствии с нормами письменной речи. Однако, этого делать не следует, потому что разговорная речь подчиняется своим собственным нормам и то, что не оправдано в книжной речи, вполне уместно в непринуждённой беседе. Разговорная речь образует систему, имеющую свои особенности на всех ярусах языковой структуры: в фонетике (в произношении, интонации), лексике, фразеологии, словообразовании, морфологии, синтаксисе.

Понятие разговорной речи.

Разговорная речь представляет собой особую стилистически однородную функциональную систему, настолько обособленную от книжной речи, что это позволило Л. В. Щербе говорить о «противоположении литературного и разговорного языков». Не следует буквально понимать противопоставление «литературный язык - разговорный язык», т. е. выводить разговорную речь за пределы литературного языка: имеются в виду две разновидности последнего, обладающие каждая своей системой, своими нормами. В одном случае это кодифицированный (строго систематизированный, упорядоченный) литературный язык, а в другом - некодифицированный (с более свободной системой, меньшей степенью регламентации), но тоже литературный язык (за пределами которого находится частично включаемое в литературную речь, частично выходящее за её рамки так называемое просторечие).

В повседневном общении реализуется конкретный, ассоциативный способ мышления и непосредственный, экспрессивный характер выражения. Отсюда неупорядоченность, фрагментарность речевых форм и эмоциональность стиля.

Большое влияние на разговорную речь оказывает ситуация - реальная,предметная обстановка речи - и такие внеязыковые средства, как мимика, жесты, реакция собеседника. Это позволяет предельно сокращать высказывание,в котором могут отсутствовать отдельные компоненты, что, однако, не мешает правильно воспринимать разговорные фразы. Например, в булочной не кажется странной фраза: Пожалуйста, с отрубями,один;на вокзале у билетной кассы: Два до Одинцова, детский и взрослый и т. д.

Признаки

В качестве общих признаков разговорной речи выделяются:

- неподготовленность, экспромтный характер речи;

-неофициальность, непринуждённость, естественность и экспрессивность речевого общения, отсутствие предварительного отбора языковых средств,автоматизм речи, обыденность содержания;

- ведущая роль диалога в общении (хотя реален и монолог: начальник, делающий наставления, - подчинённый;

- отсутствие строгой логики;

- непоследовательность изложения, прерывность, личностный характер речи.

Функции:

Разговорная речь выполняет основную функцию языка - функцию общения, её назначение - непосредственная передача информации преимущественно в устной форме (исключение составляют частные письма, записки, дневниковые записи). Помимо своей прямой функции - средства общения, разговорная речь выполняет и другие функции: в художественной литературе она используется для создания словесного портрета, для реалистического изображения быта той или иной социальной среды, в авторском повествовании служит средством стилизации, при столкновении с элементами книжной речи может создавать комический эффект.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Особенности коммуникационного процесса

Коммуникация - это носящее специальный характер взаимодействие людей друг с другом, выраженное в контактах и общении. Речевая коммуникация рассматривается как непрерывный поток мыслей и разговора. Никакой разговор не происходит изолированно, а отдельные слова или группа ещё не составляют коммуникацию. Любая произносимая фраза опосредована влиянием прошлого и оказывает воздействие на будущее.

Коммуникация - это многоплановый процесс. Процесс коммуникации представляет собой продолжающуюся серию взаимодействий, для которых характерно следующее:

- Результаты взаимодействий отличаются;

- Люди не вступают в коммуникацию, а становятся её частью;

- Общение с различными людьми является частью более обширного потока коммуникации;

-Взаимодействия не просто возникают и заканчиваются, но завершаются влиянием на незадействованные стороны;

-Коммуникационный процесс включает в себя несколько составляющих. Аристотель, например, выделял три компонента коммуникации: ОРАТОР - РЕЧЬ - АУДИТОРИЯ. Эта триада является основой и современной коммуникации, только звучит по-иному: КОММУНИКАТОР - СООБЩЕНИЕ - КОММУНИКАНТ.

Наиболее значимых компонентов процесса коммуникации пять:

- Кто говорит? (Коммуникатор.)

- Что сообщает? (Информация.)

- Кому? (Коммуникант.)

- По какому каналу? (Какими средствами?)

- С каким эффектом? (Результат обратной связи.)

Комментируя предлагаемую модель, нужно отметить, что специалисты, которые изучают первый вопрос (Кто говорит?), то есть коммуникатора, рассматривают факторы, которые открывают и направляют сам акт коммуникации. Коммуникатором или ИСТОЧНИКОМ может быть лицо, организация или группа индивидов. В качестве коммуникатора или источника может выступать президент компании или страны, информационное агентство, специалист по паблик рилейшнз (общественным отношениям), компания-рекламодатель, специалист по личным продажам. Обычно источник имеет представление о том, как бы он хотел, чтобы сообщение интерпретировалось получателем (коммуникантом). Однако результат интерпретации, то есть толкование сообщения получателем, определяется рядом факторов, в том числе тем, как сообщение ЗАКОДИРОВАНО (представлено).

Необходимо отметить, что КОДЫ - это символы, знаки, которые переводят сообщение, идею на язык, понятный получателю ( коммуниканту). Известно, что в качестве кодов используют ВЕРБАЛЬНЫЕ (устная и письменная речь) и НЕВЕРБАЛЬНЫЕ (визуальные образы, звуки, цвета, запахи, жесты, интонации и др.) средства.

Различают следующие виды сообщений:

ВОСПРИНИМАЕМЫЕ - несущие информацию, которая декодируется получателем из ощущений.

ПОДРАЗУМЕВАЕМЫЕ - несущие информацию и внутреннее состояние, которое источник хочет передать получателю.

Специалисты, фокусирующие свое внимание на втором вопросе (Что сообщает?), занимаются анализом содержания. Сообщение - информация, или закодированная идея, то, что передает источник получателю. Содержание сообщения представляется в виде сведений, размышлений, аргументов, доводов, фактов.

Вопросом «По какому каналу?» занимаются те, кто рассматривает по преимуществу прессу, радио, телевидение и другие каналы коммуникации. Таким образом, осуществляется анализ средств передачи информации. Таким образом, выделим основные виды каналов. Обычно каналы делятся на средства массовой коммуникации (пресса, телевидение, радиовещание, информационные агентства, службы связи с общественностью, рекламные агентства и др.) и межличностные каналы, то есть непосредственный личностный обмен сообщениями между источником (коммуникатором) и получателем информации (коммуникантом).

Если вопрос состоит о влиянии на аудиторию, то проблемой является анализ «эффекта» коммуникации. ЭФФЕКТ КОММУНИКАЦИИ - это изменения в поведении коммуниканта, которые происходят в результате приема сообщения. Специалисты выделяют три основных типа результатов коммуникации:

- Изменения в знаниях

- Изменение установок, то есть изменение относительно устойчивых представлений аудитории

-Изменение поведения получателя информации (например: осуществить покупку, принять участие в выборах, изменить точку зрения, улучшить дисциплину труда и т.п.).

Степень достижения цели коммуникации можно оценить и по таким показателям, как количество писем и звонков, изменение объема продаж, принятие (отмена) политических или административных решений. Эффективность коммуникации обусловлена:

* Природой источника информации

*Особенностями формы делового общения и содержания самих сообщений

* Той обстановкой, в которой люди получают информацию.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ - это реакция коммуниканта на сообщение источника. Именно обратная связь делает коммуникацию двусторонним процессом, так как получив информацию о реакции коммуниканта, коммуникатор учитывает её, корректируя свои действия и цели. Обратная связь может быть как положительной, когда желаемый результат был достигнут, так и отрицательной, которая информирует источник о том, что желаемый результат сообщения достигнут не был.

Как уже отмечалось, простая схема структуры коммуникации состоит из трех компонентов : КОММУНИКАТОРА (отправитель), СООБЩЕНИЯ (процесс передачи информации) и КОММУНИКАНТА (получатель). Более сложная модель может быть представлена иной цепочкой: «ИСТОЧНИК - КОММУНИКАТОР - СООБЩЕНИЕ - КОДИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО - КАНАЛ - ДЕКОДИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО - КОММУНИКАНТ - РЕЗУЛЬТАТ КОММУНИКАЦИИ - ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Дайте определение понятиям «омоним», «омофон», «пароним». Приведите примеры употребления указанных понятий.

Омонимы - одинаково звучащие единицы языка, в значении которых (в отличие от значений многозначных единиц) нет общих семантических элементов. Словообразовательные и синтаксические показатели не являются решающими объективными критериями отличия омонимии от многозначности. Лексические омонимы возникают: вследствие звукового совпадения различных по происхождению слов, например "рысь" (бег) и "рысь" (животное); в результате полного расхождения значений многозначного слова, например "мир" (вселенная) и "мир" (отсутствие войны, вражды); при параллельном словообразовании от той же основы, например "тройка" (лошадей) и "тройка" (отметка).

Омофоны - слова, имеющие одинаковое звучание, но различающиеся на письме ("плод" и "плот", "порог" и "порок", "столб" и "столп"). Омофоны могут возникать, в частности, благодаря способности разных фонем совпадать при произношении в одном варианте. Например, одинаковое звучание в русском языке слов "дог" и "док", "груздь" и "грусть", "пруд" и "прут" вызвано тем, что русскому языку свойственно оглушение звонких согласных на конце слов и перед последующим глухим согласным. Омофоны также возникают в результате звукового совпадения разных по происхождению слов, сохраняющих традиционное написание.

Паронимы - слова, близкие друг другу по звучанию, частичное совпадение внешней формы которых является случайным, то есть не обусловлено ни семантикой, ни словообразовательными процессами, например время и бремя, апеллировать и оперировать и т.п. Некоторые учёные считают паронимы однокоренные слова, сходные в структурном и звуковом отношении, принадлежащие к одной части речи или имеющие общие грамматические признаки. На основе частичного звукового совпадения слов может происходить внешнее изменение одного из них (обычно менее привычного для говорящих), известное в лингвистике как ложная этимология. Иногда случайное звуковое совпадение приводит к изменениям, закрепляющимся в языке, например "свидетель" было связано в древнерусском языке не с корнем вид- (видеть), а с в д-(сродни ведать, сведущий). Паронимы могут ошибочно употребляться говорящими ("ступень ноги" вместо "ступня ноги"), использоваться в поэзии (в том числе в рифмах), а также в каламбурах.

Информация о работе Разговорная речь и её особенности