Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 11:28, реферат
Концептуальный закон риторики учит систематизировать знания, материалы, всесторонне анализировать тему, ставить и решать определенную проблему, формировать собственную позицию - грамотно строить концепцию всей речи. Такое умение - и залог, и фундамент ораторской деятельности, коммуникативного успеха.
Культура мышления оратора - это интеллектуальная база, уровень которой определяет качество ораторской деятельности в целом и с точки зрения содержания - в частности.
При подготовке каждого конкретного публичного выступления это проявляется в умении оратора разработать концепцию своей речи. Термин «концепция» (от лат. conceptio - восприятие) широко известен в разных сферах научной речи и в общелитературном языке. С ним связано несколько значений:
1) основная мысль, идея произведения, учения и пр.;
2) система связанных между собой и вытекающих один из другого взглядов на то или иное явление;
3) способ рассмотрения или понимания чего-либо;
4) общий замысел (художника, поэта, ученого и т.д.);
5) программа действия.
В риторике значение этого термина складывается с учетом всех отмеченных лексико-семантических вариантов слова, но вместе с тем конкретизируется, приобретая вполне определенное содержание.
Концепция - сумма знаний
о предмете речи, выраженная в краткой,
четкой, последовательно развертываемой
форме. Разработка концепции - не единовременный
акт, требуется система
Даже небольшое выступление,
чтобы оно было по-настоящему качественным,
эффективным, требует разработки концепции.
Эта деятельность связана с такими
мыслительными операциями, как осознание
и формулирование целей, задач, вычленение
разных аспектов в развитии темы, выделение
главного и второстепенного, установление
системных связей между понятиями
и другими составляющими
Предметом речи может быть человек, книга, событие, какой-либо процесс, природное явление, группа лиц, свойства кого - или чего-либо, идея, афоризм и т.д. Предмет речи - это некая целостная часть окружающего мира, которой посвящено речевое произведение. Предмет речи, как видно из перечисления различных возможных «частей окружающего мира», может быть материальным или идеальным.
Тема - это предмет, отраженный в определенном ракурсе, ставший содержанием речи; развитие темы дает видение предмета под определенным углом зрения - в соответствии с целями и задачами, которые ставит себе выступающий. Тема - это главное, о чем говорится, это материал, отобранный и организованный с учетом коммуникативной установки и условий ораторской деятельности.
Проблема - та мыслительная задача, которую определяет себе и которую, так или иначе, решает автор речи. Проблема бывает часто настолько тесно связана с темой, что трудно разделить их, и тогда лучше говорить о проблемной теме - темой становится сама проблема.
Ясное и доступное изложение
темы, проблемы, корректное их освещение
в ораторской речи прямо связаны
с грамотной разработкой
Последовательность шагов, поэтапность в разработке концепции может быть представлена следующим образом:
1. Поиски своего видения предмета речи и темы.
2. Анализ темы, т.е. выбор проблемы для изучения темы.
3. Исследование проблемы
через призму имеющегося
4. Критическое осмысление чужого опыта, пропускание его через призму своего понимания и наоборот; анализ, и синтез «чужого» и «своего» - формирование позиции.
Поиск своего видения темы необходим потому, что человеку следует говорить лишь о том, в чем он достаточно компетентен. «Свой» взгляд на предмет речи, само наличие такого взгляда - одно из важнейших подтверждений компетентности оратора. Определяя свое понимание темы, нужно представить ее во всей широте, увидеть все ее аспекты, все составляющие. Нужно задавать себе вопросы, касающиеся данной проблемы, например, о главных ее трудностях, о конкретных фактах, событиях, именах, с ней связанных. «При подготовке некоторых тем, - советует Д. Карнеги, известный американский специалист в области ораторского искусства, - весьма рекомендуется кое-что прочитать, выяснить, что думали и говорили другие по тому же вопросу. Но не начинайте читать, прежде чем вы не исчерпали собственных мыслей. Это важно, очень важно».
Необходимость второго этапа определяется тем, что в речи, даже положительной, нельзя, да и невозможно рассмотреть слишком большой круг вопросов. Следует ограничить рамки выступления, наметив определенную проблему (реже - несколько проблем) для обсуждения. На этой стадии уже вырисовываются концептуальные ориентиры. В соответствии с ними систематизируются в первом приближении имеющиеся по теме знания и материал: факты, доводы, статистические данные. В результате этих умственных операций формулируются отдельные пункты, тезисы и рассуждения будущей речи.
Изучение литературы вопроса - «присвоение» чужого опыта - это третий этап разработки концепции, актуальный тогда, когда позади анализ темы, выбрана проблема исследования. Только в этом случае дальнейшие поиски идей, аргументов и фактов идут в одном строго определенном направлении. Оно разумно ограничивает «нахождение материала», тот круг источников и специальной литературы, через которые оратор овладевает темой. Так экономится время, отсекается лишнее, второстепенное, то, что мало связано с избранной проблемой (темой). Так обеспечивается более рациональная организация умственного труда.
Последний этап предполагает не просто пополнение знаний, относящихся к теме, но их расширение и углубление путем осмысления всего прочитанного. Это, в свою очередь, требует коррекции, внесения новых деталей, устранения каких-то компонентов в первоначальной концептуальной наметке. Идет процесс обобщения и критического разбора собственного первичного и изученного чужого опыта, ведущий к формированию позиции. Естественно, что начальный замысел не всегда реализуется: он может сильно измениться или приобрести другие акценты в содержании, в системных отношениях между его элементами. На этом этапе четко оформляется главная идея, объединяющая все составляющие речи в композиционное целое - текст.
Рассмотренное выше развитие
концепции находится в
Таким образом, концептуальный закон риторики учит систематизировать знания, материалы, всесторонне анализировать тему, ставить и решать определенную проблему, формировать собственную позицию - грамотно строить концепцию всей речи. Такое умение - и залог, и фундамент ораторской деятельности, коммуникативного успеха.
Для четкого и сжатого формулирования концепции целесообразна тезисная форма. Тезисы - речевой жанр, в рамках которого тексты строятся как система кратко сформулированных основных положений. Для этого жанра характерны: проблемно-информативное содержание, его компрессия (сгущенность), системность, краткость. Вместе с тем, форма тезисов не нормативная, а предикативная: мысли обозначаются не отдельными словами или словосочетаниями, но должны быть выражены полными, структурно оформленными предложениями. В тезисном речевом произведении выделяются, как правило, следующие композиционные части: 1) предельно сжатая преамбула (введение), 2) основное изложение, 3) заключительный тезис.
Мысленное формулирование тезисов (а еще лучше - их запись) свидетельствует о том, что концепция разработана, творческая позиция сложилась. Следующий этап ораторской деятельности в ее до коммуникативной фазе (до встречи со слушателями) - это развитие, обогащение тезисов, обоснование концептуальных установок, подбор и организация материалов речи.
Разработка концепции и дальнейшая работа над содержанием, а также формой и строением речи обязательно должны быть сопряжены со стратегией и тактикой речи: без этого концепция «не работает». Создавая концепцию, оратор должен постоянно иметь в виду основное направление своей речи, ее «сверхзадачу» (стратегический закон риторики).
Например, в лекции о вреде курения такой «сверхзадачей» будет, по-видимому, стремление говорящего внушить слушателям мысль: «Необходимо бросить курить!», а также стремление подвигнуть курильщиков на решительные, волевые действия по преодолению пагубной привычки.
Не менее важно правильно построить тактику выступления: она предусматривает наиболее эффективные в данных условиях приемы и способы аргументации, помогающие решить «сверхзадачу» (тактический закон риторики). Развивая мысль о пагубной привычке к табаку, оратор, конечно, использует разные приемы воздействия: приведет статистику раковых заболеваний у курильщиков, данные о том, что одна сигарета сокращает жизнь на 15 минут. Однако общих, рассчитанных на любого человека сведений еще недостаточно, - нужны такие, которые помогут добиться цели именно в этой, данной аудитории. Если она, к примеру, женская, то можно в красках и образах показать, как пагубно курение для внешнего облика, как быстро уносит оно красоту, свежесть (желтые зубы, желтая кожа, морщины, неприятный запах изо рта и др.), как оно сказывается на здоровье детей; можно привести и другие, рассчитанные в первую очередь на женское восприятие, доводы.
Культура мышления, умение разработать концепцию речи с учетом ее стратегии и тактики помогают оратору овладеть темой выступления, ставить и решать актуальные для слушателей проблемы. Все это способствует рациональной до аудиторной подготовке оратора, предусматривает планируемое воздействие на аудиторию.
Информация о работе Разработка концепции и работа над содержанием выступления