Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 00:44, реферат
Понятия «общение» и «коммуникация» нередко рассматриваются как тождественные. Однако понятие коммуникации шире понятия общения, в определении общения главным является компонент «взаимосвязь людей».
Для теории коммуникации как междисциплинарной науки значимым является рассмотрение общения именно как особого вида человеческой деятельности, которая осуществляется посредством языка, как «процесс выработки новой информации, общей для общающихся людей и рождающей их общность» (М.С.Каган. Мир общения. – М., 1988. – С.149). Добавим: эта общность рождается при умелом использовании языка в процессе общения.
К ТЕМЕ: РЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Литература:
1. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: Учебник / Под ред. О.Я.Гойхмана. – М., 2003.
2. Горелов Н.И. Невербальные компоненты коммуникации. – М., 2007.
3. Клюев Е.В. Речевая коммуникация. – М., 1998.
4. Основы теории коммуникации: учебник для студ. вузов / Под ред М.А.Василика. – М., 2007.
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ОБЩЕНИЕ КАК КОММУНИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ
Понятия «общение»
и «коммуникация» нередко
Анализ определений
понятия «речь» позволяет
1) особый вид человеческой
деятельности посредством
2) разновидность деятельности посредством языка. И тогда речь = речевая деятельность. В теории речевой деятельности как особой области научного знания рассматривается фазы речевой деятельности (ориентировка, планирование, реализация, контроль), виды (слушание, говорение, чтение, письмо), каждый из которых имеет свои особенности коммуникативных действий;
3) синтаксическое построение высказываний (лингвистика); речь = синтаксически оформленное высказывание (предложение, текст).
Для теории коммуникации как междисциплинарной науки значимым является рассмотрение общения именно как особого вида человеческой деятельности, которая осуществляется посредством языка, как «процесс выработки новой информации, общей для общающихся людей и рождающей их общность» (М.С.Каган. Мир общения. – М., 1988. – С.149). Добавим: эта общность рождается при умелом использовании языка в процессе общения.
В общении выделяются три плана:
1) перцептивный (психологический) – взаимное восприятие, стремление к пониманию мотивов поведения партнеров, познание людьми друг друга;
2) коммуникативный – обмен
высказываниями как знаковыми
сообщениями, т.е. речевая
3) интерактивный – обмен
не только словами, но и
Основные коммуникативные характеристики понятия «речь»:
– речь является частью коммуникативной культуры личности и культуры в целом;
– речь способствует формированию общественной (социальной) роли коммуниканта (social identifiti) (Скажи мне, и я скажу, кто ты). Речевое поведение должно соответствовать социальному статусу, социальной позиции, в целом – социальной роли, что является важным условием эффективности коммуникации);
– в речевой коммуникации создаются социальные значения (соотношение понятий смысл – значение).
Элементарная модель речевой коммуникации
Адресант - Контакт - Референт - Код - Адресат
(контекст – сообщение)
Контакт – [лат. contactus соприкосновение]: 1) соприкосновение, тесное общение; 2) взаимодействие в работе, согласованность действий (Словарь иностранных слов). В теории речевой коммуникации контакт понимается как взаимодействие, которое осуществляется «без помех» и характеризуется как единое интеллектуальное и эмоциональное «сопереживание» участников коммуникации. Контакт является необходимым условием эффективности (результативности, целесообразности, функциональности) коммуникации (общения).
Референция – [лат.refero отношу, сопоставляю]: в традиционной семантике: отношение между словом и вещью как объектом неязыковой действительности, которая обозначена этим словом и является его референтом; в лексической семантике: отношение между словом и миром; в лингвистической прагматике: отношение «адресант – слово - мир - адресат».
Референт – предмет действительности, существующий вне зависимости от языковой (и в целом знаковой) системы, к которому относится слово или знак (денотат).
Денотат – тот же предмет, выделенный знаком, получивший знаковое обозначение.
Код – система знаков и правил, с помощью которых происходит кодирование (шифровка) и декодирование (расшифровка) информации.
Технологии, стратегии
и тактики коммуникативного
Коммуникативная стратегия – это магистральная линия речевого поведения, избранная коммуникантом для выполнения коммуникативного намерения, для достижения своей главной цели в речевом взаимодействии; характеризуется установлением определенных отношений между участниками речевой ситуации.
Оппозиции стратегий:
равенство – иерархия
близость – отстраненность
сотрудничество – борьба;
истинность – смысловой и нравственный
(правда, добро, этика) релятивизм
Коммуникативная стратегия
может носить
Коммуникативно-речевая
тактика – это совокупность (чаще
– система), практических коммуникативно-
Коммуникативное намерение
(задача) – тактический ход,
Схема соотношения элементов стратегии и тактики
в коммуникативном процессе
(по Е.В.Клюеву)
Коммуникативная компетенция
Коммуникативная цель
Коммуникативная интенция
Коммуникативная стратегия
Коммуникативная тактика = Коммуникативные намерения
Коммуникативный опыт
Коммуникативные навыки
Коммуникативный опыт является основой формирования коммуникативной личности и понимается как совокупность представлений об успешных и неуспешных коммуникативных тактиках.
РИТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ОБЩЕНИЯ
Речевое событие
Понимание сути речевого
события, его актуальности для
овладения эффективной
Речевое общение – форма связи между людьми, процесс взаимодействия между участниками коммуникации, направленный на реализацию конкретной целевой установки, протекающий в конкретных видах речевой деятельности; определяется коммуникативно-речевым намерением и реализует коммуникативно-речевую стратегию и тактику. Речевое общение предполагает развитие в диалектическом единстве двух его сторон: речевой деятельности (как содержательной стороны) и речевого поведения (как формы проявления).
Речевая деятельность
– содержание речевого общения,
Речевое поведение
– форма проявления речевого
общения, акт использования
Диску́рс – процесс речевого поведения, представляющий собой совокупность уровней (потоков) речи как целого, совокупность «текстов в тексте» общения:
• вербальное (словесное,
собственно речевое) поведение,
• акустическое поведение (звучание речи: громкость, тон, сила голоса, темп, паузы, логические ударения, т.е. то, что принято понимать как интонацию в широком смысле слова);
• мимико-жестовое поведение (кинетика – мимика, жесты, позы, т.е. движение «лица» и тела);
• пространственное поведение (проксемика – знаковое использование пространства при речевом общении).
Термин дискурс обращает внимание на понимание речевого произведения, объединяющего общающихся, как речи в действии, в «жизни», «погруженной в жизнь», взятой в событийном аспекте.
Речевой шаг – функциональная
единица речевого общения (
Речевой акт (речевое
действие, речевой поступок) – минимальная
единица речевого поведения,
«Сцена» (А.К.Михальская), на которой разворачивается общение как событие – речевая (риторическая) ситуация.
Речевая ситуация – это та обстановка, те условия и те «действующие лица» (общающиеся, собеседники), которые принимают участие в речевом событии, определяя его характер, содержание, структуру, отбор средств (языковых и неязыковых). Речевая ситуация соединяет в себе языковое и неязыковое содержание речи. Каждый параметр речевой ситуации может различно влиять на характер общения.
Для овладевающего риторическим знанием важно помнить, что речь есть поступок, что Слово есть Дело. Совершая речевые поступки, люди хотят быть понятыми друг другом. Понять собеседника – значит верно разгадать, «прочитать» подлинные коммуникативные намерения по его речевому поведению. Тип прямого сообщения способствует процессу понимания, тип косвенного (метасообщения) – тормозит данный процесс.
Прямое сообщение
Метасоообщение - косвенное сообщение, иносказание, подтекст. Чаще всего существует в форме намека, иронии, притчи и т.п., имеет национальную и социальную обусловленность. Метасообщение как подтекст возможно, если оно функционально, уместно, допускает возможность его «прочтения» и соответствующей интерпретации, причем ни в коей мере не оскорбительной для собеседника. Используя в общении подтекст, следует оценить собеседника (степень знакомства, возраст, социальная роль); оценить возможность правильной интерпретации («перевода») сообщения собеседником.
Принципы и законы речевого поведения
Принцип коммуникативного сотрудничества. Реализуется в правилах:
• Не навязывайся: не будь категоричен, не навязывай свое мнение. Чем более категорично выражаемое мнение, тем менее склонен собеседник с ним согласиться.
• Выслушай собеседника:
умей определять общий
• Будь дружелюбен.
Принцип гармонии речевого
события. Эффективность
• Закон гармонизирующего
диалога. Эффективное речевое
взаимодействие возможно лишь
при диалогичности общения,