"Риторика" М.В. Ломоносова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 13:13, контрольная работа

Краткое описание

КРАСНОРЕЧИЕ - 1) ораторский дар, талант, искусство слова, природная способность убедительно и красиво говорить и писать; 2) совокупность текстов, словесных произведений определенной сферы общения (поэтому существует красноречие политическое, судебное, торжественное, академическое, церковное, военное, дипломатическое, социально-бытовое).
В русской риторико-стилистической традиции термин красноречие имеет ясные корни. Он восходит к греческим словам типа crhstologia, kalologia, euglwttotatos, kallifwnia (златоречие, краснословие, доброязычник, красогласование), латинскому eloquentia. В древнерусской традиции слова с корнем "крас-" более позднего происхождения, нежели с корнями "добр-" и "благ-" (добрословие, благоречие). До XVII века они почти не встречаются, а в XVII веке более часты варианты "краснословие" (в первой русской "Риторике" 1620 г.) и "красноглаголание" (в Словаре Епифания Славинецкого).

Вложенные файлы: 1 файл

Риторика Ломоносова.docx

— 41.05 Кб (Скачать файл)

Далее Ломоносов пишет о том, как пробудить в слушателях любовь и ненависть, радость и страх, благодушие и гнев, справедливо полагая, что эмоциональное воздействие часто может оказаться сильнее холодных логических построений.

"Хотя доводы и довольно  бывают к удовлетворению о  справедливости предлагаемые материи, однако сочинитель слова должен  сверх того слушателей учинить  страстными к оной. Самые лучшие  доказательства иногда столько  силы не имеют, чтобы упрямого  преклонить на свою сторону, когда  другое мнение в уме его  вкоренилось... Итак, что пособит  ритору, хотя он свое мнение  и основательно докажет, ежели  не употребит способов к возбуждению  страстей на свою сторону?..

А чтобы сие с добрым успехом производить в дело, то надлежит обстоятельно знать нравы человеческие... от каких представлений и идей каждая страсть возбуждается, и изведать чрез нравоучение всю глубину сердец человеческих...

Страстью называется сильная чувственная охота или неохота... В возбуждении и утолении страстей, во-первых, три вещи наблюдать должно: 1) состояние самого ритора, 2) состояние слушателей, 3) самое к возбуждению служащее действие и сила красноречия.

Что до состояния самого ритора надлежит, то много способствует к возбуждению и утолению страстей: 1) когда слушатели знают, что он добросердечный и совестный человек, а не легкомысленный ласкатель и лукавец; 2) ежели его народ любит за его заслуги; 3) ежели он сам ту же страсть имеет, которую в слушателях возбудить хочет, а не притворно их страстными учинить намерен".

Чтобы воздействовать на аудиторию, лектор должен учитывать возраст слушателей, их пол, воспитание, образование и множество других факторов.

"При всех сих надлежит  наблюдать время, место и обстоятельства. Итак, разумный ритор (оратор) при  возбуждении страстей должен  поступать как искусный боец: умечать в то место, где не  прикрыто".

Произнося слово, надо сообразовываться с темой выступления, подчеркивает Ломоносов. В соответствии с содержанием лекции необходимо модулировать голос, повышая или понижая его, так, чтобы "радостную материю веселым, печальную плачевным, просительную умильным, высокую великолепным и гордым, сердитую произносить гневным тоном... Ненадобно очень спешить или излишнюю протяженность употреблять, для того что от первого слова бывает слушателям невнятно, а от другого скучно".

Во второй части "Руководства к красноречию" Ломоносов говорит об украшении речи, которое состоит "в чистоте штиля, в течении слова, в великолепии и силе оного. Первое зависит от основательного знания языка, от частого чтения хороших книг и от обхождения с людьми, которые говорят чисто".

Рассматривая плавность течения слова, Ломоносов обращает внимание на продолжительность словесных периодов, чередование ударений, воздействие на слух каждой буквы и их сочетаний. Украшению речи способствует включение в нее аллегорий и метафор, метонимий и гипербол, пословиц и поговорок, крылатых выражений и отрывков из известных сочинений. Причем все это надо употреблять в меру, добавляет ученый.

Последняя, третья часть "Руководства" называется "О расположении" и повествует о том, как надо размещать материал, чтобы он произвел наилучшее, наисильнейшее впечатление на слушателей. "Что пользы есть в великом множестве разных идей, ежели они не расположены надлежащим образом?

Храброго вождя искусство состоит не в одном выборе добрых и мужественных воинов, но не меньше зависит и от приличного установления полков". И далее Ломоносов на многочисленных примерах поясняет сказанное.

Посмотрим теперь, как сам ученый на практике применял вышеизложенное в своих публичных выступлениях. Современники свидетельствуют, что Ломоносов был выдающимся ритором. Это признавали даже его недруги. Враг ученого Шумахер писал одному из своих корреспондентов: "Очень бы я желал, чтобы кто-нибудь другой, а не господин Ломоносов произнес речь в будущее торжественное заседание, но не знаю такого между нашими академиками. Оратор должен быть смел и некоторым образом нахален. Разве у нас есть кто-либо другой в Академии, который бы превзошел его в этом качестве". Здесь сквозь явное недоброжелательство просматривается невольное признание риторических способностей.

"Слова" и "Речи" ученого  всегда привлекали множество  слушателей и проходили с неизменным  успехом. Известный русский просветитель  Н.И. Новиков вспоминал, что слог  Ломоносова "был великолепен, чист, тверд, громок и приятен", а "нрав  он имел веселый, говорил коротко  и остроумно и любил в разговорах  употреблять острые шутки".

В качестве иллюстраций ораторского искусства Ломоносова, его умения образно и интересно рассказывать об успехах и достижениях науки, понятно объяснять дотоле неизвестное рассмотрим два примера. Первый - "Слово о пользе химии, в публичном собрании императорской Академии наук сентября 6 дня 1751 года говоренное Михаилом Ломоносовым". Начинается оно так: "Рассуждая о благополучии жития человеческого, слушатели, не нахожу того совершеннее, как ежели кто приятными и беспорочными трудами пользу приносит... Приятное и полезное упражнение, где способнее, как в учении, сыскать можно? В нем открывается красота многообразных вещей и удивительная различность действий и свойств... Им обогащающийся никого не обидит затем, что неистощимое и всем общее предлежащее сокровище себе приобретает".

Говоря о пользе учения, о необходимости приобретения знаний, ученый показывает, насколько образованный человек отличается в лучшую сторону от невежественного. И призывает учиться, познавать новое.

"Представьте, что один  человек немногие нужнейшие в  жизни вещи, всегда перед ним  обращающиеся, только назвать умеет, другой не токмо всего, что  земля, воздух и воды рождают, не токмо всего, что искусство  произвело чрез многие веки, имена, свойства и достоинства языком  изъясняет, но и чувствам нашим  отнюдь не подверженные понятия  ясно и живо словом изображает. Один выше числа перстов своих  в счете производить не умеет, другой не токмо... величину без  меры познавает, не токмо на  земли неприступных вещей расстояние  издалека показать может, но и  небесных светил ужасные отдаления, обширную огромность, быстротекущее  движение и на всякое мгновение  ока переменное положение определяет... Не ясно ли видите, что один  почти выше смертных жребия  поставлен, другой едва только  от бессловесных животных разнится; один ясного познания приятным  сиянием увеселяется, другой в  мрачной ночи невежества едва  бытие свое видит?"

 

Заключение

Культура речи является выражением того идеала языковой культуры, который складывается усилиями многих поколений и находит свое воплощение в литературном языке. Именно писатели с их трепетным и вдумчивым отношением к слову, его оттенкам и звучанию формируют в своих произведениях нормы литературного языка. С появлением литературного языка появляется и культура речи, которая формирует культуру отношений и более того - систему ценностей. Литературный язык - это то, что в языковом плане объединяет нацию. Культура речи отдельно взятого человека отражает его общий культурный уровень - образованность, воспитанность, умение владеть собой, способность понимать людей иных культур, восприимчивость к произведениям искусства, скромность... По тому, как человек строит речь, подбирает слова, можно судить о его нравственных и деловых качествах. Чем выше общая культура говорящего, тем больше его речь будет соответствовать нормам литературного языка.

Большой вклад в развитие культуры речи и развития русского литературного языка внес М.В. Ломоносов. Во всех суждениях о нормах произношения и правописания Ломоносов прогрессивен, глубокомыслен и проницателен. В 1748 г. Ломоносов выпустил в свет "Краткое руководство к красноречию" (кн. 1 "Риторика"). В первой части, носившей название "Изобретение", ставился вопрос о выборе темы и связанных с ней идей. Вторая часть -- "О украшении" -- содержала правила, касавшиеся стиля. Самым важным в ней было учение о тропах, придававших речи "возвышение" и "великолепие". В третьей -- "О расположении" -- говорилось о композиции художественного произведения. В "Риторике" были не только правила, но и многочисленные образцы ораторского и поэтического искусства. Она была и учебником и вместе с тем хрестоматией.

 


Информация о работе "Риторика" М.В. Ломоносова