Риторические принципы и приёмы построения публичной речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 18:56, реферат

Краткое описание

Цель данной работы рассмотреть понятие публичной речи. Риторические приемы и принципы построения публичной речи.
Задачи:
- дать определение понятию «публичная речь». Раскрыть виды публичного красноречия;
- рассмотреть риторические приемы и принципы построения публичной речи.

Вложенные файлы: 1 файл

1730 Публичная речь. риторические приемыи принципы построения.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

1. Позитивное.  Самое распространенное. В нем  сразу же дается главная концепция  в доходчивом, но весьма декларативном можно сказать плакатном виде.

2. Негативное. Опровергает какую-либо мысль, идею  или концепцию без альтернативно

3. Аналитическое. Не навязывает слушателям, какую  то конкретную позицию, а предлагает  вместе исследовать факты или  обдумать суть происходящих событий. Но материал подобран так, что уже с самого начала у аудитории возникает определенное и нужное, выступающему, мнение

4. Парадоксальное. Озадачивает аудиторию. Сбивает  со стандартного, стереотипного  пути мышления и готовит к  восприятию чего-то необычного. Строится, как и негативное, как бы в остросюжетном жанре, и слушателя до конца выступления держат в неведенье о позитивном предложении оратора.

5. Эмоциональное. Самое аморфное, зачастую включающее  в себя остальные части выступления  или вообще обходящееся без них. По форме похоже на позитивное (та же декларативность), но в содержании отсутствует оформленный призыв, на него нет даже намека. [10; С. 169]

Виды доказательства

1. Логическое. Опирается на рациональное мышление, подводит аудиторию к правильность идеи

2. Информационное. Приводится справочный материал, статистические данные, факты.

3. Эмоциональное.Требует от оратора большой самоотдачи и актерского мастерства. Иногда правильность идеи удобно подтверждать путем ссылки на авторитеты Мысль оратора высказывается императивно.

4. Отсылочное.  Опытный оратор при публичном  выступлении, как правило, опирается  на заранее заготовленные тезисы, в качестве подтверждения ценности  и правильности своей позиции  использует ссылки на мнение  авторитетных личностей или организаций

Завершить свою речь оратор может как угодно и чем угодно, но важно помнить, что хорошее заключение может спасти положение даже при некоторых недостатках аргументации а, плохим заключением можно непоправимо испортить все впечатление от речи.

По классической схеме ораторского искусства:

1. Оратор  подводит итог выступлению, объясняя, ради чего оно затеяно.

2. Кратко  повторяет основные мысли своей  речи.

3. Призывает  публику к конкретным  действиям  по реализации своей идеи.

4. Еще раз на наивысшем эмоциональном накале кратко (возможно использовать шутку цитату афоризм) излагает главную идею выступления. [7; 118]

Структура речи и ее цель должны быть ясны не только оратору, но и слушателям. Но в принципе возможно даже, спеть с оркестром, сказав перед этим пару слов и подведя этим итог, по крайней мере, эту речь не так, то просто будет забыть. 

Логические правила построения речи. Логические аспекты выступления изучены и разработаны достаточно глубоко. Вот несколько практических советов, которыми следует руководствоваться во время выступления:

- Быть последовательным  в своей речи. Не переходить  к следующему пункту выступления, пока не закончен предыдущий. Многократное возвращение к недоказанному производит крайне неблагоприятное впечатление.

- Начинать выступление с наиболее  существенных положений, оставляя  на конец частное и второстепенное.

- Не тратить время на то, что  не является необходимым, без  чего можно обойтись в выступлении.

- Не повторяться. Только если  это очень необходимо, но оговорить это специально. Дать понять, что это намеренное повторение.

- Не уходить в сторону от  обсуждаемого вопроса; не отвлекаться  на посторонние, незначимые для  сути дела проблемы, факты, сведения, примеры.

- В конце выступления обобщить  сказанное и сделать выводы.[10; 189]

Готовя выступление, следует учитывать основные логические законы.

Закон тождества. Всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе. Этот закон требует, чтобы в выступлении данная мысль, о каком либо предмете, событии должна иметь определённое устойчивое содержание, сколько бы раз и в какой бы форме к ней ни возвращались.

Закон непротиворечия. Два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными: по крайней мере одно из них необходимо ложно.

Закон исключённого третьего. Утверждение и его отрицание не могут быть одновременно ни истинными, ни ложными, одно из них необходимо истинно, другое – необходимо ложно. Если в выступлении сформулировано какое-то положение в виде высказывания, а затем – его отрицание, то одно из этих высказываний будет истинным, а другое – ложным.

Закон достаточного основания. Всякая мысль признаётся истинной, если она имеет достаточное основание. Поскольку наши суждения, высказывания могут быть истинными или ложными, то, утверждая истинность высказывания, следует дать обоснование этой истинности.

 

Заключение

 

В данной работе я рассмотрела понятие публичной речи – это монологическая речь, которая в «Словаре лингвистических терминов» характеризуется как речь, обращенная прежде всего к самому себе, не рассчитанная на словесную реакцию собеседника. Виды публичного красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое и церковно-богословское.

Так же рассмотрели риторические приемы и принципы построения публичной речи - речь оратора должна быть точной, эмоциональной, правильной, т. е. соответствовать нормам русского литературного языка. Оратору важно знать о критериях, по которым его оценивает аудитория. К ним относятся: естественность поведения и техника речи.

Классическая структура построения публичной речи состоит из: вступления, доказательства и заключения. У каждой из этих частей - свои функции. У вступления - привлечь внимание публики, дать аудитории почувствовать всю серьезность, важность и  сенсационность дальнейшего изложения. У доказательства - обосновать идеи, сжато высказанные во вступлении, подогнать под них факты, статистические данные, логические построения и хорошо проработанные (эмоционально насыщенные) фразы. У заключения – закрепить в сознание слушателей основные (уже высказанные) идеи оратора, подвести итог выступлению, оставить в сознании аудитории нужное впечатление.

Речи публичного выступления могут быть: написаны полностью и заучены наизусть; написаны полностью и прочитаны по рукописи; сказаны экспромтом; сказаны с предварительной подготовкой, но без записи и без заучивания.

 

Литература

 

  1. Александров, Д. Н. Риторика.[Текст]: учебное пособие / Д. Н. Александров- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. - 534 с.
  2. Бахмутова, Е. А. Культура речи [Текст]: учебное пособие / Е. А. Бахмутова - Казань : Изд-во Казанского ун-та, 1964. - 118 с.
  3. Введенская, Л. А. Культура речи [Текст]: учебное пособие / Л. А. Введенская - Ростов н/Д : Феникс, 2004. - 448 с.
  4. Копнина, Г. А. О классификации риторических приемов (к постановке проблемы) [Текст] / Г. А. Копнина. // Филологические науки. - 2004. - № 2. - С. 88-95.
  5. Кохтев, Н. Н. Риторика [Текст]: учебное пособие / Н. Н. Кохтев - М.: Просвещение, 1994. - 207 с.
  6. Кузнецов, И. Н. Риторика [Текст]: учебное пособие / И. Н. Кузнецов - Минск: Амалфея, 2000. - 464 с.
  7. Львов, М. Р. Риторика [Текст]: учебное пособие / М.Р. Львов - М.: Академия, 1995. - 252 с.
  8. Михайличенко, Н. А. Риторика [Текст]: учебное пособие / Н. А. Михайличенко - М.: Новая школа, 1994. - 96 с.
  9. Петров, О. В. Риторика [Текст]: учебное пособие / О. В. Петров - М.: Проспект, 2004. - 423 с.
  10. Порубов, Н. И. Риторика [Текст]: учебное пособие / Н. И. Порубов - Минск: Вышэйная школа, 2001. - 384 с.

 

 

Приложение 

Критерии оценки речи оратора

Составляющие техники речи

Критерии оценки речи оратора

положительные

отрицательные

1

2

3

Дикция

четкое произнесение звуков и слов

невнятное произнесение; дефекты речи; "глотание" звуков и слогов

Темп

1) нормальный:                  120 слов в минуту;                                      2) умение менять (замедлять или убыстрять) темп при необходимости

1) темп слишком быстрый или  слишком медленный,

2) однородный темп на протяжении  всего выступления

Интонация

мелодическое разнообразие речи; необходимые логические акценты и паузы

мелодическое однообразие; непредвиденные затянутые паузы

Голос

1) умение менять (повышать и понижать) тон;                                                              2) достаточно громкий (уверенный) голос;                       3) приятный голос

1) монотонный голос (одинаково высокий либо низкий);                                  2) тихий, неуверенный, затухающий голос;                       3) неприятный голос (крикливый, хриплый).

       

 

 


Информация о работе Риторические принципы и приёмы построения публичной речи