Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 16:39, доклад
Очевидно, что смысл этих фраз в утверждении невозможности вернуть «мечты увядшей красоту» и т. д.; вопрос является условным риторическим оборотом. Но благодаря форме вопроса отношение автора к явлению, о котором идёт речь, становится гораздо более выразительным и эмоционально окрашенным.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Санкт-петербургский государственный торгово-экономический университет»
(ФГБОУ ВПО «СПбГТЭУ»)
Факультет торговли и экспертизы потребительских товаров
Кафедра иностранных языков
ДОКЛАД
по дисциплине «Русский язык»
Риторический вопрос. Риторическое восклицание. Каламбур.
Работу выполнила студентка
№ зачётной книжки:
Проверил старший преподаватель
Санкт-Петербург
2013
РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Риторические фигуры - экспрессивные стилистические обороты, исторически сложившиеся способы организации фразы, реализующие главным образом эмоционально-императивные качества речи; устаревшее название фигур стилистических. В узком смысле название “Р. ф.” применяют к трём стилистическим фигурам: риторическому восклицанию, риторическому обращению и риторическому вопросу (утверждению в форме вопроса).
Их цель – усиление выразительности речи. Эффект достигается за счет использования синтаксических единиц, имеющих яркую эмоциональную окрашенность.
Риторический вопрос
Ритори́ческий вопро́с (эротема) — риторическая фигура, представляющая собой вопрос, ответ на который заранее известен, или вопрос, на который даёт ответ сам спросивший.
По сути, риторический вопрос — это вопрос, ответ на который не требуется или не ожидается в силу его крайней очевидности. В любом случае вопросительное высказывание подразумевает вполне определённый, всем известный ответ, так что риторический вопрос, фактически, представляет собой утверждение, высказанное в вопросительной форме. Например, задающий вопрос «Сколько еще мы будем терпеть эту несправедливость?» не ожидает ответа, а хочет подчеркнуть, что «Мы терпим несправедливость, причём слишком долго» и как бы намекает, что «Пора уже перестать её терпеть и предпринять что-то по этому поводу».
Риторический вопрос применяется для усиления выразительности (выделения, подчёркивания) той или иной фразы. Характерной чертой этих оборотов является условность, то есть употребление грамматической формы и интонации вопроса в случаях, которые, по существу, её не требуют.
«Могу ль узреть во блеске новом
Мечты увядшей красоту?
Могу ль опять одеть покровом
Знакомой жизни наготу?»
( Жуковский В. А.)
Очевидно, что смысл этих фраз в утверждении невозможности вернуть «мечты увядшей красоту» и т. д.; вопрос является условным риторическим оборотом. Но благодаря форме вопроса отношение автора к явлению, о котором идёт речь, становится гораздо более выразительным и эмоционально окрашенным.
«А судьи кто?» (Грибоедов А.С.); «Быть или не быть?»
2
Риторическое восклицание
Риторическое восклицание (эпекфонесис, экскламация) — это эмоционально окрашенное предложение, в котором эмоции, даже не выраженные лексическими и синтаксическими средствами, обязательно выражены интонационно. Оно передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость и т. п. На письме риторическое восклицание обычно представляет собой предложение, оканчивающееся восклицательным знаком. При чтении риторические восклицания выделяются интонационно. (О, Пушкин! Пушкин! Какой пленительный сон снился мне в жизни! (Гоголь Н.В.)).
«Какое лето, что за лето!
Да это просто колдовство»
( Тютчев Ф.И).
Видами риторического восклицания являются:
«О времена, о нравы!» (Латинское изречение);
«О, дева всех румянее
Среди зелёных гор —
Германия!
Германия!
Германия!
Позор!»
( Цветаева М.И).
Тридцатая годовщина
Союза — держись, злецы!
Я знаю твои морщины,
Изъяны, рубцы, зубцы —
Малейшую из зазубрин! (Цветаева М.И).
КАЛАМБУР
Каламбу́р (фр. calembour) — литературный приём с использованием в одном контексте разных значений одного слова или разных слов или словосочетаний, сходных по звучанию.
В каламбуре либо два рядом стоящих слова при произношении дают третье, либо одно из слов имеет омоним или многозначно. Эффект каламбура, обычно комический (юмористический), заключается в контрасте между смыслом одинаково звучащих слов. При этом, чтобы производить впечатление, каламбур должен поражать ещё неизвестным сопоставлением слов. Является частным случаем игры слов (многие авторы считают «игру слов» и «каламбур» синонимами). Близким по смыслу понятием является понятие парономазии.
(«Шел дождь и два студента»).
Виды каламбуров:
1)каламбур, основанный на многозначности слова («Лед – и тот тронулся» (Э.Кроткий); «Женщины бывают полные и пустые» (А.Кнышев).
2) обыгрывание сходства в звучании слов или словосочетаний (так называемая парономазия); («От гурии до фурии один шаг» Аpдов В);
3) столкновение омофонов: "Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот" (Козьма Прутков, "Мысли и афоризмы");
4) сопоставление омографов: "Я приехал в Москву, плачу и плачу" (П. А. Вяземский, Письмо В. Ф. Вяземской, 31.5.1824);
5) разрушение и переосмысление устойчивых словосочетаний и фразеологизмов: "Он нёс вздор, но нёс его в журналы" (Э. Кроткий, "Отрывки из ненаписанного");
6) разные значения слова или словосочетания: "Есть пьесы настолько слабые, что не могут сойти со сцены" (С. Е. Лец, "Непричёсанные мысли");
7) шуточная этимологизация: "Хочешь чаю, Никанор?" — предложил хозяин. — "Нет, спасибо, я уже отчаялся" (Е. Петров, "Весельчак"). Каламбурная форма передачи мысли придаёт ей особую выразительность, эмоциональность и занимательность, усиливающие комический или сатирический эффект.
Вывод: Подводя итог, можно сказать, что функция фигур этой группы – эмоционально-коммуникативная. С их помощью автор активно воздействует на адресата, навязывает ему свое восприятие мира, лишая его самостоятельности в оценке.
В реальных текстах каждая из фигур действует не изолированно, а в сочетании с другими фигурами, она может включать в свой состав тропы и другие лексико-семантические экспрессивные средства.
Основные ошибки в использовании фигур связаны: 1) с их чрезмерностью, ведущей к подавлению личности адресата; 2) с неуместностью их использования в аудитории, не подготовленной к восприятию фигур (см. об этом рассказ В. Шукшина «Риторический прием»), а также при подмене научно-объективного анализа эмоциями.
Список литературы:
Электронные ресурсы:
(http://feb-web.ru/feb/litenc/
дата обращения:23.10.13г
(http://www.tepka.ru/rozental_
дата обращения:23.10.13г
(http://www.krugosvet.ru/enc/
дата обращения:23.10.13г
(http://ru.wikipedia.org/wiki/
(http://ru.wikipedia.org/wiki/
(http://ru.wikipedia.org/wiki/
Информация о работе Риторический вопрос. Риторическое восклицание. Каламбур