Современная теория и практика духовного саморазвития личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 18:27, реферат

Краткое описание

Какие концепции, теории, методики предлагают современная педагогическая и психологическая науки для запуска в процессе воспитания и самовоспитания механизмов духовного саморазвития личности? Говорят, что новое – это хорошо забытое старое. Поэтому в наиболее продвинутых концепциях, теориях и методиках можно обнаружить переложенные на язык и понятия современности древние наставления по духовному развитию личности, которые выдержали испытания тысячелетий.

Вложенные файлы: 1 файл

статья пять Ценностей.doc

— 97.00 Кб (Скачать файл)

 
Любовь, которую излучает, дарит человек, возвращается к нему. 
  
Подценности любви: 
а) Радость. Счастье. Гармония 
 Жизнь есть любовь; Любовь есть жизнь. 
 Только испытывая Истинную Любовь и отдавая её окружающим, человек бывает счастлив. 
 Радость и покой не присущи внешним объектам, они внутри самого человека. С каждым и со Всеми во Вселенной необходимо проявить это родство, существующее изначально, эту Любовь – основу жизни, и тогда человек будет жить в гармонии с собой и со всем окружающим миром, испытывая радость и счастье. 
 
б) Дружба 
 Дружба – выражение несокрушимой Любви, свободной от эгоистических желаний и полной благородства. 
 в) Прощение 
 Проявление Эго в отношениях – это не любовь. Любовь бескорыстна. Любовь даёт и прощает, Эго получает и забывает. Любовь и месть несовместимы, потому как любовь всепрощающа. 
 г) Бескорыстие 
 Истинная Любовь бескорыстна. Корысть – отсутствие любви. Любовь – отсутствие корысти. Любовь такая только отдаёт, не требуя ничего взамен. 
Отдавайте Любовь и получайте Любовь

– наставляет своих студентов Шри Сатья Саи Баба

д) Почтение 
 1. В почтении к родителям, за то, что они родили, вырастили и воспитали, проявляли человеческую Любовь; 
2. С почтением человек должен относиться ко всему живому, к природе, которая составляет среду его обитания. 
 е) Любовь к Родине, Миру 
 Начинаясь с выражения любви ребёнка к родителям, она растёт, чтобы включить в себя всё: семью, соседей, сообщество, страну. Когда ребёнок ко всем семьям относится с чувством любви, которую он испытывает к своей семье, его любовь продолжает расширяться. Когда он гордится всеми народами, как своим народом, всеми странами, как своей страной, круг его Любви расширяется дальше. 
 
Любовь, как мысль, есть Истина; 
Любовь, как чувство, есть Покой; 
Любовь, как понимание, есть Ненасилие. 
 
Любовь содержит три принципа: реакция – отзвук – отражение. Говоря о ценности любви, Шри Сатья Саи Баба говорит своим студентам: 
Начните день с Любви, 
Проведите день с Любовью, 
Наполните день Любовью, 
Завершите день Любовью

Это практика истинной любви человека.

 

V. Ненасилие

Ненасилие рассматривается как непричинение вреда живым существам ни мыслью, ни словом, ни действием. Для этого необходимо воспитать в человеке миропонимание, тогда придёт понимание и осознание взаимосвязи всего Сущего в Мироздании. Здесь имеются два аспекта: психологический и социальный. 
 Психологический аспект – это сострадание ко всем живым существам. 
 Социальный аспект – принятие всех культур и религий, забота об окружающей среде. 
 Признаком цельной и уравновешенной жизни является причинение минимально возможного ущерба другим людям, животным, растениям и среде обитания. Ненасилие позволяет испытать человеческой личности благоговение перед гениальным чудом Творения и ощутить чувство всеобщего единства. 
 Ценность Ненасилия признаётся многими религиозными конфессиями: в иудаизме, джайнизме, буддизме, христианстве и исламе. 
 Аналогичных точек зрения придерживаются представители различных философско-этических течений: М.Ганди, Шри Ауробиндо, М.Л. Кинг, Л.Н. Толстой, Г. Торо, А. Швейцер, Шри Сатья Саи Баба, Е.И и Н.К. Рерихи и др. 
 Проблема ненасилия была подробно освещена в знаменитых «Ведах» и другой философской и религиозной литературе древних стран Востока. 
 Постановке и решению проблемы ненасилия способствовал сам характер восточных религий, проповедовавших терпимость и отличавшихся терпимостью. 
 Принцип Ахимсы (на санскрите «ахимса» – буквально отказ от насилия) занимает одно из ведущих мест в этике джайнизма, буддизма и индуизма, в котором ненасилие выступает как ценность, выражающая знание, и как необходимость обращения каждого человека к Верховной Божественной Сущности. 
 Ни в какой другой религии проблема добра и зла не была поставлена так чётко, как в христианстве. Ненасилие выступает в качестве формы, способствующей самоуничтожению зла и одновременно как форма укрепления духовности и веры, что возвышает человека. 
 Условием осуществления ненасильственного действия являются терпение и смирение, которым придаётся большое значение. 
В Коране есть слова аята: 
Аллах любит тех, кто делает добро, Аллах с теми, кто терпеливо переносит трудности; не делай зла другим, и тебе не сделают зла, если творишь добро – творишь добро для собственной души, если творишь зло – делаешь это самому себе

В российской педагогической и психологической науках ненасилие составляет одно из направлений образования, возникшее в конце ХХ века. 
 Целью педагогики ненасилия является воспитание подрастающего поколения на ненасильственной основе, в духе миролюбия, уважения прав и достоинств других людей, бережного отношения к Природе, ко всему живому. 
 Целью психологии ненасилия является изучение механизмов ненасильственного взаимодействия человека с другими людьми, с Природой, обществом, миром в целом. 
 Ненасилие – это высшая ступень общечеловеческих ценностей. 
 С содержательной позиции Ненасилие выражает устремлённость человечества к созиданию, творчеству, сотрудничеству. Как обще-человеческая ценность, Ненасилие  присуще самой природе человека, но раскрывать это качество надо учиться с детства, развивая в себе духовные устремления к Истине, Праведности, Миру и Любви. 
 Ненасилие характеризуется следующими качествами: 
– психологические – милосердие, заботливость, сострадание, сотрудничество, умение прощать, отзывчивость. 
– социальные – уважение к другим культурам и религиям, чувство братства, гражданственность, национальное самосознание и чувство социальной справедливости. 
 Цель выявления ценности Ненасилия – это слияние всех ценностей в личности. 
Свойства ненасилия 
 Ненасилие означает воздержание от причинения вреда в мыслях, словах и делах и является следствием их единства. 
Ненасилие выражает себя как Любовь ко всем и ко всему. 
Ненасилие есть осознание Единства всех и всего. 
Ненасилие включает все добродетели и укрепляет их. 
Ненасилие означает не только воздержание от нанесения вреда другим, но также участие в облегчении страдания других людей. 
  
Подценности ненасилия 
 а) Безвредность и помощь 
 Непричинение вреда в мыслях, в словах и делах ни себе, ни окружающему миру, умение заботиться о тех, кто и что нас окружает. Необходимо всегда помогать и не причинять боли всему живому на земле, не разрушать своё тело и мысли насилием в каких бы то ни было формах. 
  
б) Уважение. Почтение. Терпимость 
 Надо чтить свою Родину и родной язык. Но при этом надо также уважать другие регионы, страны и их языки. Надо гордиться своей культурой, но и уважать культуру других народов и стран. Языки, с помощью которых выражаются мысли, могут быть разными, но мысли, эмоции и чувства, которые они выражают, одни и те же. Язык сердца у всех один и тот же, но когда он приобретает форму слова, то обретает различные формы. 
  
в) Дух сотрудничества 
 Когда личность хочет взаимодействовать, сотрудничать с другими личностями и обществом, она должна уметь идти на компромисс, испытывать чувства терпимости и любви. Только сотрудничая с другими людьми, человек может достичь духовных и материальных высот, сделать свою жизнь счастливой и плодотворной. Ненасилие – основа Праведного поведения, которое выявляется и начинает формироваться ещё в утробе матери и продолжается в семье, где первыми учителями развивающейся личности являются родители. Они должны, осознавая свою роль и ответственность, обучать детей по методу соединения академического и духовного образования. Существует родительский долг: физический, интеллектуальный, эмоциональный и духовный. 
 Любовь, лежащая в основе всех ценностей, позволяет воспитать в детях чувство дружбы, верности, чистоты, жертвенности, целомудрия, скромности, доброжелательности, добропорядочности, умение ладить с людьми, праведное поведение и мягкость. 
 Ответственность за формирование характера детей лежит, прежде всего, на родителях. Ценности в семейной жизни выделяют так: 
 Любовь – родительская любовь 
Праведное поведение – сильная структура взаимоотношений 
Мир – единение и семейное времяпровождение 
Ненасилие – умение общаться, уважать и любить близких людей 
Истина – моральный поиск, традиции, религия. 
 Ценность личности определяется её активностью в процессе развития самого себя и окружающей действительностью. 
 С позиции психолого-педагогической науки духовно-нравственное и эстетическое воспитание участвует активно в формировании эмоционально-чувственной сферы человека. Однако современные школы в своей массе страдают от душевной и духовной нищеты. Самый главный дефицит в них – Любовь к ученику, к профессии, к учебному процессу, как к взаимодействию личностей. 
 Духовное богатство не является результатом  материального благополучия, хотя нельзя его недооценивать. Материальное благополучие может создать более благоприятные возможности для всестороннего развития, но только при одном условии: когда оно является средством, а не целью. В этом плане решающее значение имеет личный пример родителей, воспитателей, учителей. Если бы учителя и родители практиковали сами то, чему они учат детей, они могли бы стать идеальным примером для общества. Учитель должен прежде сам зажечь светильник общечеловеческих ценностей в своём сердце, чтобы зажечь другие сердца. Если же, несмотря на свой высокий профессионализм, они сами не практикуют, чему учат, то никто не будет следовать им и уважать их.  
  
Поэтому те учителя, которые стремятся использовать методологию и практические методы по программе общечеловеческих ценностей, должны сами пройти обучение, в процессе которого они очистят свои сердца от сорняков эгоизма, самости, гордыни, злости, ревности, материальных привязанностей и наполнят их чистой, неземной бескорыстной любовью и божественными качествами, руководствуясь принципами:

Любить всех, служить всем

 

VI. Практические  методы духовного саморазвития  личности 

В основе духовного саморазвития личности лежит практическое следование в повседневной жизни общечеловеческим ценностям. Безусловно, эта работа должна начинаться ещё в раннем детстве с помощью родителей, а позднее воспитателей и учителей. Для  духовного развития  взрослых Европейским Институтом ESSE (Копенгаген, Дания) была составлена программа ступенчатого образования «Введение в духовность». В начале в содержание этой программы входили материалы по западной философии и психологии, но опыт, обретённый преподавателями института, с возрастающей ясностью показал, что необходимо всю программу базировать  на работах ректора Университета г. Путтапарти (Индия) Шри Сатья Саи Бабы. Эта программа, включающая лекции и семинарские занятия, используется во многих странах. Курс лекций и семинаров по общечеловеческим ценностям с 2000 года регулярно проводится Европейским Институтом ESSE в России. На этих семинарах  читает лекции и проводит  практические занятия профессорско-преподавательский состав института, во главе с ректором института ESSE М. Мейер, недавно ушедшим из этого мира профессором Тобьерном Мейером, Анитой Фридрих и международным коллективом преподавателей из Австрии, Германии, Греции и др. стран. 
  
Программа «Введение в духовность» способствует пробуждению общечеловеческих ценностей как в детях, так и во взрослых, которые под руководством опытных педагогов шаг за шагом следуют её практическим рекомендациям и осуществляют её в повседневной жизни. В программе главное место уделяется пониманию человеком своей истинной природы, как многоуровневого существа, с подробным описанием каждого уровня, методов взаимодействия с ними и способами движения от уровня к уровню через внутреннюю духовную трансформацию, без которой невозможна дальнейшая эволюция человека и всего человечества. Методы подразумевают тройную трансформацию: духовную, социальную, индивидуальную. Стремясь к достижению этой тройной трансформации, как к цели духовного саморазвития личности, человек должен начать работу над собой. Работа эта заключается: в сокращении личных желаний, в снижении расточительства в повседневной жизни, в преобразовании своих негативных эмоций. Для этого существуют чёткие направления практической работы через Программу «Потолок для Желаний». Цель этой программы: помочь каждому индивидуально и, следовательно, каждой семье, сделать свою жизнь более счастливой, освободиться от давления эго, постоянно диктующего свои эгоистические желания, в основе которых всегда лежит  преследование удовольствий тела. Несмотря на простоту этой программы, её конкретность, многие восприняли её как угрозу устоявшемуся образу жизни. Но в зависимости от того, сколько энтузиазма и усердия будет проявлено, чтобы сделать эту программу правилом своей жизни, ровно настолько мы сможем продвинуться по пути к духовному просветлению и духовному саморазвитию общества. В противном случае этот процесс будет невозможным. Смысл Программы «Потолок для Желаний» заключается в личной дисциплине самоограничений, преодолении пустой траты жизненных средств: денег, энергии, времени, пищи и использовании при этом сэкономленных ресурсов для помощи тем, кому не так повезло в этой жизни, как нам. 
  
Материал для Программы «Потолок для Желаний» – итог  личных бесед известного психолога, психотерапевта Филлис Кристал с ректором Университета г. Путтапарти Шри Сатья Саи Бабой в январе 1983 года, которые целиком были посвящены этой теме. В процессе работы над Программой «Потолок для Желаний» Филлис Кристал использовала материалы лекций, прочитанных Шри Сатья Саи Бабой в Бомбее (ныне Мумбае), Вайтфилде и Путтапарти, из его публикаций в журнале «Санатана Саратхи» («Вечный Возничий») и другие материалы. 
  
Практические предложения для Программы «Потолок для Желаний» были опубликованы Филлис Кристал в июне 1986 года и вошли в последующем как составная часть программы ступенчатого образования  «Введения в духовность», разработанной Европейским Институтом ESSE. 
  
В предложениях по программе «Потолок для Желаний» каждая из глав подразделяется на следующие темы: 
1. Принцип и специфические действия 
2. Пример и практические задания (работа на внешнем плане) 
3. Медитация (работа на внутреннем плане) 
  
Заключительная глава посвящена обобщённому анализу всех четырёх ресурсов жизни – денег, пищи, времени и энергии и уяснению, что эти ресурсы находятся в тесном взаимодействии, и каждый из них влияет на остальные. 
  
Следовательно, надо научиться мыслить с точки зрения этого постоянного взаимодействия. Эта программа должна стать непрекращающейся практикой повседневной жизни. 
  
Много практических рекомендаций как психолог, психотерапевт и высокодуховная личность Филлис Кристал даёт в своих замечательных книгах, содержание которых вдохновлено её более чем двадцатилетним общением с Шри Сатья Саи Бабой. Это книги «Сатья Саи Баба – наивысший опыт», «Потолок для Желаний», «Как обуздать наш обезьяний ум». Увидевшие свет в разное время, они, тем не менее, представляют стройную систему практических рекомендаций, способствующих духовному саморазвитию личности. Главное в этих книгах – пробудить в человеке стремление к самопознанию и самоосознанию, постижению своей истинной природы и своего жизненного предназначения. Если в первой книге она описывает свои духовные искания, которые привели её к Шри Сатья Саи Бабе, то в «Потолке для Желаний» и «Как обуздать наш обезьяний ум» даются практические рекомендации для осуществления контроля над желаниями и их проводником умом. Эти рекомендации включены Европейским Институтом ESSE в учебные программы и в содержание новой программы семинаров по Образованию Сатья Саи. 
  
Американский психолог, психотерапевт и психиатр, доктор, профессор Самюэль Саидвайс в своей книге «Сатья Саи Баба Святой и … Психиатр (Амрита-Русь, Москва, 2003 г.) пишет: «Едва ли не главной причиной, побудившей меня взяться за книгу, было желание рассказать о моём духовном опыте, поделиться моим открытием с теми, кто ищет света». Результатом его многолетних неоднократных поездок в Индию и общения со Шри Сатья Саи Бабой стала его книга под названием «Ум и Дух». 
  
Так что в распоряжении человека, стремящегося следовать путём духовного саморазвития личности, существует чётко ориентированная программа Международного института ESSE и соответствующая литература. 
  
Особо важное значение имеют лекции, прочитанные студентам во  время летних дискурсов в г. Биндаване ректором Университета г. Путтапарти Сатья Саи Бабой и опубликованные с переводом на русский язык в Санкт-Петербурге и в Москве. Лекции посвящены духовности и культуре, в них в доступной и понятной форме излагаются Высшие Знания и рекомендации: как их практиковать в повседневной жизни для успешной эволюции человека и всего человечества. 
  
Как показывает анализ  мирового  экономического кризиса, в его основе лежат духовно-нравственные причины. Это эволюционный кризис человечества. Выход только один: в изменении человеком самого себя на основе общечеловеческих ценностей. А это возможно только при наличии адекватной этой задаче системы воспитания и образования в масштабах каждой страны и человечества в целом. И главной фигурой этого процесса должен стать учитель-воспитатель, личным  примером высокой духовности воздействующий на  формирование человеческой личности. Примеры таких систем  воспитания и образования и  соответствующих их задачам учителей в современном мире  уже  есть

 

 

. Мир, в котором я живу, не делится на части  
Пока в нём есть любовь . 
Знать не в снах, а наяву каким бывает счастье, 
Делить его с тобой. 
 
Жила-была девочка, золотистые косы 
Мирила огонь и лед, небо, солнце и грозы. 
 
Я знаю пароль, я вижу ориентир, 
Я верю только в это, любовь спасет мир. 
Я знаю пароль, я вижу ориентир, 
Рекою разноцветной любовь спасёт мир. 
 
В час когда прервется звук, когда утихнут страсти 
И станет слышен бог. 
Мир, в котором я живу, не делится на части  
Пока в нём есть любовь . 
 
Жила-была девочка, золотистые косы 
Мирила огонь и лед, небо, солнце и грозы. 
 
Я знаю пароль, я вижу ориентир, 
Я верю только в это, любовь спасет мир. 
Я знаю пароль, я вижу ориентир, 
Рекою разноцветной любовь спасёт мир.

 


Информация о работе Современная теория и практика духовного саморазвития личности