Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 18:27, реферат
Какие концепции, теории, методики предлагают современная педагогическая и психологическая науки для запуска в процессе воспитания и самовоспитания механизмов духовного саморазвития личности? Говорят, что новое – это хорошо забытое старое. Поэтому в наиболее продвинутых концепциях, теориях и методиках можно обнаружить переложенные на язык и понятия современности древние наставления по духовному развитию личности, которые выдержали испытания тысячелетий.
Любовь, которую излучает, дарит человек,
возвращается к нему.
Подценности любви:
а) Радость. Счастье.
Гармония
Жизнь есть любовь; Любовь есть жизнь.
Только испытывая Истинную Любовь и отдавая
её окружающим, человек бывает счастлив.
Радость и покой не присущи внешним объектам,
они внутри самого человека. С каждым и
со Всеми во Вселенной необходимо проявить
это родство, существующее изначально,
эту Любовь – основу жизни, и тогда человек
будет жить в гармонии с собой и со всем
окружающим миром, испытывая радость и
счастье.
б) Дружба
Дружба – выражение несокрушимой Любви,
свободной от эгоистических желаний и
полной благородства.
в) Прощение
Проявление Эго в отношениях – это не
любовь. Любовь бескорыстна. Любовь даёт
и прощает, Эго получает и забывает. Любовь
и месть несовместимы, потому как любовь
всепрощающа.
г) Бескорыстие
Истинная Любовь бескорыстна. Корысть
– отсутствие любви. Любовь – отсутствие
корысти. Любовь такая только отдаёт, не
требуя ничего взамен.
Отдавайте Любовь и получайте Любовь
– наставляет своих студентов Шри Сатья Саи Баба
д) Почтение
1. В почтении к родителям, за то, что они
родили, вырастили и воспитали, проявляли
человеческую Любовь;
2. С почтением человек должен относиться
ко всему живому, к природе, которая составляет
среду его обитания.
е) Любовь к Родине,
Миру
Начинаясь с выражения любви ребёнка
к родителям, она растёт, чтобы включить
в себя всё: семью, соседей, сообщество,
страну. Когда ребёнок ко всем семьям относится
с чувством любви, которую он испытывает
к своей семье, его любовь продолжает расширяться.
Когда он гордится всеми народами, как
своим народом, всеми странами, как своей
страной, круг его Любви расширяется дальше.
Любовь, как мысль, есть Истина;
Любовь, как чувство, есть Покой;
Любовь, как понимание, есть Ненасилие.
Любовь содержит три принципа: реакция
– отзвук – отражение. Говоря о ценности
любви, Шри Сатья Саи Баба говорит своим
студентам:
Начните день с Любви,
Проведите день с Любовью,
Наполните день Любовью,
Завершите день Любовью
Это практика истинной любви человека.
V. Ненасилие
Ненасилие рассматривается
как непричинение вреда живым существам
ни мыслью, ни словом, ни действием. Для
этого необходимо воспитать в человеке
миропонимание, тогда придёт понимание
и осознание взаимосвязи всего Сущего
в Мироздании. Здесь имеются два аспекта:
психологический и социальный.
Психологический
аспект – это сострадание ко всем живым
существам.
Социальный аспект –
принятие всех культур и религий, забота
об окружающей среде.
Признаком цельной и уравновешенной жизни
является причинение минимально возможного
ущерба другим людям, животным, растениям
и среде обитания. Ненасилие позволяет
испытать человеческой личности благоговение
перед гениальным чудом Творения и ощутить
чувство всеобщего единства.
Ценность Ненасилия признаётся многими
религиозными конфессиями: в иудаизме,
джайнизме, буддизме, христианстве и исламе.
Аналогичных точек зрения придерживаются
представители различных философско-этических
течений: М.Ганди, Шри Ауробиндо, М.Л. Кинг,
Л.Н. Толстой, Г. Торо, А. Швейцер, Шри Сатья
Саи Баба, Е.И и Н.К. Рерихи и др.
Проблема ненасилия была подробно освещена
в знаменитых «Ведах» и другой философской
и религиозной литературе древних стран
Востока.
Постановке и решению проблемы ненасилия
способствовал сам характер восточных
религий, проповедовавших терпимость
и отличавшихся терпимостью.
Принцип Ахимсы (на санскрите «ахимса» – буквально
отказ от насилия) занимает одно из ведущих
мест в этике джайнизма, буддизма и индуизма,
в котором ненасилие выступает как ценность,
выражающая знание, и как необходимость
обращения каждого человека к Верховной
Божественной Сущности.
Ни в какой другой религии проблема добра
и зла не была поставлена так чётко, как
в христианстве. Ненасилие выступает в
качестве формы, способствующей самоуничтожению
зла и одновременно как форма укрепления
духовности и веры, что возвышает человека.
Условием осуществления ненасильственного
действия являются терпение и смирение,
которым придаётся большое значение.
В Коране есть слова аята:
Аллах любит тех, кто делает добро, Аллах
с теми, кто терпеливо переносит трудности;
не делай зла другим, и тебе не сделают
зла, если творишь добро – творишь добро
для собственной души, если творишь зло
– делаешь это самому себе
В российской педагогической
и психологической науках ненасилие составляет
одно из направлений образования, возникшее
в конце ХХ века.
Целью педагогики ненасилия является
воспитание подрастающего поколения на
ненасильственной основе, в духе миролюбия,
уважения прав и достоинств других людей,
бережного отношения к Природе, ко всему
живому.
Целью психологии ненасилия является
изучение механизмов ненасильственного
взаимодействия человека с другими людьми,
с Природой, обществом, миром в целом.
Ненасилие – это высшая ступень общечеловеческих
ценностей.
С содержательной позиции Ненасилие выражает
устремлённость человечества к созиданию,
творчеству, сотрудничеству. Как обще-человеческая
ценность, Ненасилие присуще самой природе
человека, но раскрывать это качество
надо учиться с детства, развивая в себе
духовные устремления к Истине, Праведности,
Миру и Любви.
Ненасилие характеризуется следующими
качествами:
– психологические –
милосердие, заботливость, сострадание,
сотрудничество, умение прощать, отзывчивость.
– социальные –
уважение к другим культурам и религиям,
чувство братства, гражданственность,
национальное самосознание и чувство
социальной справедливости.
Цель выявления
ценности Ненасилия – это слияние всех
ценностей в личности.
Свойства ненасилия
Ненасилие означает воздержание от причинения
вреда в мыслях, словах и делах и является
следствием их единства.
Ненасилие выражает себя как Любовь ко
всем и ко всему.
Ненасилие есть осознание Единства всех
и всего.
Ненасилие включает все добродетели и
укрепляет их.
Ненасилие означает не только воздержание
от нанесения вреда другим, но также участие
в облегчении страдания других людей.
Подценности ненасилия
а) Безвредность и помощь
Непричинение вреда в мыслях, в словах
и делах ни себе, ни окружающему миру, умение
заботиться о тех, кто и что нас окружает.
Необходимо всегда помогать и не причинять
боли всему живому на земле, не разрушать
своё тело и мысли насилием в каких бы
то ни было формах.
б) Уважение. Почтение.
Терпимость
Надо чтить свою Родину и родной язык.
Но при этом надо также уважать другие
регионы, страны и их языки. Надо гордиться
своей культурой, но и уважать культуру
других народов и стран. Языки, с помощью
которых выражаются мысли, могут быть
разными, но мысли, эмоции и чувства, которые
они выражают, одни и те же. Язык сердца
у всех один и тот же, но когда он приобретает
форму слова, то обретает различные формы.
в) Дух сотрудничества
Когда личность хочет взаимодействовать,
сотрудничать с другими личностями и обществом,
она должна уметь идти на компромисс, испытывать
чувства терпимости и любви. Только сотрудничая
с другими людьми, человек может достичь
духовных и материальных высот, сделать
свою жизнь счастливой и плодотворной.
Ненасилие – основа Праведного поведения,
которое выявляется и начинает формироваться
ещё в утробе матери и продолжается в семье,
где первыми учителями развивающейся
личности являются родители. Они должны,
осознавая свою роль и ответственность,
обучать детей по методу соединения академического
и духовного образования. Существует родительский
долг: физический, интеллектуальный, эмоциональный
и духовный.
Любовь, лежащая в основе всех ценностей,
позволяет воспитать в детях чувство дружбы,
верности, чистоты, жертвенности, целомудрия,
скромности, доброжелательности, добропорядочности,
умение ладить с людьми, праведное поведение
и мягкость.
Ответственность за формирование характера
детей лежит, прежде всего, на родителях.
Ценности в семейной жизни выделяют так:
Любовь – родительская любовь
Праведное поведение – сильная структура
взаимоотношений
Мир – единение и семейное времяпровождение
Ненасилие – умение общаться, уважать
и любить близких людей
Истина – моральный поиск, традиции, религия.
Ценность личности определяется её активностью
в процессе развития самого себя и окружающей
действительностью.
С позиции психолого-педагогической науки
духовно-нравственное и эстетическое
воспитание участвует активно в формировании
эмоционально-чувственной сферы человека.
Однако современные школы в своей массе
страдают от душевной и духовной нищеты.
Самый главный дефицит в них – Любовь
к ученику, к профессии, к учебному процессу,
как к взаимодействию личностей.
Духовное богатство не является результатом
материального благополучия, хотя нельзя
его недооценивать. Материальное благополучие
может создать более благоприятные возможности
для всестороннего развития, но только
при одном условии: когда оно является
средством, а не целью. В этом плане решающее
значение имеет личный пример родителей,
воспитателей, учителей. Если бы учителя
и родители практиковали сами то, чему
они учат детей, они могли бы стать идеальным
примером для общества. Учитель должен
прежде сам зажечь светильник общечеловеческих
ценностей в своём сердце, чтобы зажечь
другие сердца. Если же, несмотря на свой
высокий профессионализм, они сами не
практикуют, чему учат, то никто не будет
следовать им и уважать их.
Поэтому те учителя, которые стремятся
использовать методологию и практические
методы по программе общечеловеческих
ценностей, должны сами пройти обучение,
в процессе которого они очистят свои
сердца от сорняков эгоизма, самости, гордыни,
злости, ревности, материальных привязанностей
и наполнят их чистой, неземной бескорыстной
любовью и божественными качествами, руководствуясь
принципами:
Любить всех, служить всем
VI. Практические методы духовного саморазвития личности
В основе духовного саморазвития
личности лежит практическое следование
в повседневной жизни общечеловеческим
ценностям. Безусловно, эта работа должна
начинаться ещё в раннем детстве с помощью родителей, а позднее
воспитателей и учителей. Для духовного
развития взрослых Европейским Институтом
ESSE (Копенгаген, Дания) была составлена
программа ступенчатого образования «Введение
в духовность». В начале в содержание этой
программы входили материалы по западной
философии и психологии, но опыт, обретённый
преподавателями института, с возрастающей
ясностью показал, что необходимо всю
программу базировать на работах ректора
Университета г. Путтапарти (Индия) Шри
Сатья Саи Бабы. Эта программа, включающая
лекции и семинарские занятия, используется
во многих странах. Курс лекций и семинаров
по общечеловеческим ценностям с 2000 года
регулярно проводится Европейским Институтом
ESSE в России. На этих семинарах читает
лекции и проводит практические занятия
профессорско-преподавательский состав
института, во главе с ректором института
ESSE М. Мейер, недавно ушедшим из этого мира
профессором Тобьерном Мейером, Анитой
Фридрих и международным коллективом
преподавателей из Австрии, Германии,
Греции и др. стран.
Программа «Введение в духовность» способствует
пробуждению общечеловеческих ценностей
как в детях, так и во взрослых, которые
под руководством опытных педагогов шаг
за шагом следуют её практическим рекомендациям
и осуществляют её в повседневной жизни.
В программе главное место уделяется пониманию
человеком своей истинной природы, как
многоуровневого существа, с подробным
описанием каждого уровня, методов взаимодействия
с ними и способами движения от уровня
к уровню через внутреннюю духовную трансформацию,
без которой невозможна дальнейшая эволюция
человека и всего человечества. Методы
подразумевают тройную трансформацию:
духовную, социальную, индивидуальную.
Стремясь к достижению этой тройной трансформации,
как к цели духовного саморазвития личности,
человек должен начать работу над собой.
Работа эта заключается: в сокращении
личных желаний, в снижении расточительства
в повседневной жизни, в преобразовании
своих негативных эмоций. Для этого существуют
чёткие направления практической работы
через Программу «Потолок для Желаний».
Цель этой программы: помочь каждому индивидуально
и, следовательно, каждой семье, сделать
свою жизнь более счастливой, освободиться
от давления эго, постоянно диктующего
свои эгоистические желания, в основе
которых всегда лежит преследование удовольствий
тела. Несмотря на простоту этой программы,
её конкретность, многие восприняли её
как угрозу устоявшемуся образу жизни.
Но в зависимости от того, сколько энтузиазма
и усердия будет проявлено, чтобы сделать
эту программу правилом своей жизни, ровно
настолько мы сможем продвинуться по пути
к духовному просветлению и духовному
саморазвитию общества. В противном случае
этот процесс будет невозможным. Смысл
Программы «Потолок для Желаний» заключается
в личной дисциплине самоограничений,
преодолении пустой траты жизненных средств:
денег, энергии, времени, пищи и использовании
при этом сэкономленных ресурсов для помощи
тем, кому не так повезло в этой жизни,
как нам.
Материал для Программы «Потолок для Желаний»
– итог личных бесед известного психолога,
психотерапевта Филлис Кристал с ректором
Университета г. Путтапарти Шри Сатья
Саи Бабой в январе 1983 года, которые целиком
были посвящены этой теме. В процессе работы
над Программой «Потолок для Желаний»
Филлис Кристал использовала материалы
лекций, прочитанных Шри Сатья Саи Бабой
в Бомбее (ныне Мумбае), Вайтфилде и Путтапарти,
из его публикаций в журнале «Санатана
Саратхи» («Вечный Возничий») и другие
материалы.
Практические предложения для Программы
«Потолок для Желаний» были опубликованы
Филлис Кристал в июне 1986 года и вошли
в последующем как составная часть программы
ступенчатого образования «Введения в
духовность», разработанной Европейским
Институтом ESSE.
В предложениях по программе «Потолок
для Желаний» каждая из глав подразделяется
на следующие темы:
1. Принцип и специфические действия
2. Пример и практические задания (работа
на внешнем плане)
3. Медитация (работа на внутреннем плане)
Заключительная глава посвящена обобщённому
анализу всех четырёх ресурсов жизни –
денег, пищи, времени и энергии и уяснению,
что эти ресурсы находятся в тесном взаимодействии,
и каждый из них влияет на остальные.
Следовательно, надо научиться мыслить
с точки зрения этого постоянного взаимодействия.
Эта программа должна стать непрекращающейся
практикой повседневной жизни.
Много практических рекомендаций как
психолог, психотерапевт и высокодуховная
личность Филлис Кристал даёт в своих
замечательных книгах, содержание которых
вдохновлено её более чем двадцатилетним
общением с Шри Сатья Саи Бабой. Это книги
«Сатья Саи Баба – наивысший опыт», «Потолок
для Желаний», «Как обуздать наш обезьяний
ум». Увидевшие свет в разное время, они,
тем не менее, представляют стройную систему
практических рекомендаций, способствующих
духовному саморазвитию личности. Главное
в этих книгах – пробудить в человеке
стремление к самопознанию и самоосознанию,
постижению своей истинной природы и своего
жизненного предназначения. Если в первой
книге она описывает свои духовные искания,
которые привели её к Шри Сатья Саи Бабе,
то в «Потолке для Желаний» и «Как обуздать
наш обезьяний ум» даются практические
рекомендации для осуществления контроля
над желаниями и их проводником умом. Эти
рекомендации включены Европейским Институтом
ESSE в учебные программы и в содержание
новой программы семинаров по Образованию
Сатья Саи.
Американский психолог, психотерапевт
и психиатр, доктор, профессор Самюэль
Саидвайс в своей книге «Сатья Саи Баба
Святой и … Психиатр (Амрита-Русь, Москва,
2003 г.) пишет: «Едва ли не главной причиной,
побудившей меня взяться за книгу, было
желание рассказать о моём духовном опыте,
поделиться моим открытием с теми, кто
ищет света». Результатом его многолетних
неоднократных поездок в Индию и общения
со Шри Сатья Саи Бабой стала его книга
под названием «Ум и Дух».
Так что в распоряжении человека, стремящегося
следовать путём духовного саморазвития
личности, существует чётко ориентированная
программа Международного института ESSE
и соответствующая литература.
Особо важное значение имеют лекции, прочитанные
студентам во время летних дискурсов в
г. Биндаване ректором Университета г.
Путтапарти Сатья Саи Бабой и опубликованные
с переводом на русский язык в Санкт-Петербурге
и в Москве. Лекции посвящены духовности
и культуре, в них в доступной и понятной
форме излагаются Высшие Знания и рекомендации:
как их практиковать в повседневной жизни
для успешной эволюции человека и всего
человечества.
Как показывает анализ мирового экономического
кризиса, в его основе лежат духовно-нравственные
причины. Это эволюционный кризис человечества.
Выход только один: в изменении человеком
самого себя на основе общечеловеческих
ценностей. А это возможно только при наличии
адекватной этой задаче системы воспитания
и образования в масштабах каждой страны
и человечества в целом. И главной фигурой
этого процесса должен стать учитель-воспитатель,
личным примером высокой духовности воздействующий
на формирование человеческой личности.
Примеры таких систем воспитания и образования
и соответствующих их задачам учителей
в современном мире уже есть
. Мир, в котором я живу,
не делится на части
Пока в нём есть любовь
.
Знать не в снах, а наяву
каким бывает счастье,
Делить его с тобой.
Жила-была девочка,
золотистые косы
Мирила огонь и лед,
небо, солнце и грозы.
Я знаю пароль, я вижу
ориентир,
Я верю только в это,
любовь спасет мир.
Я знаю пароль, я вижу
ориентир,
Рекою разноцветной
любовь спасёт мир.
В час когда прервется
звук, когда утихнут страсти
И станет слышен бог.
Мир, в котором я живу,
не делится на части
Пока в нём есть любовь
.
Жила-была девочка,
золотистые косы
Мирила огонь и лед,
небо, солнце и грозы.
Я знаю пароль, я вижу
ориентир,
Я верю только в это,
любовь спасет мир.
Я знаю пароль, я вижу
ориентир,
Рекою разноцветной
любовь спасёт мир.
Информация о работе Современная теория и практика духовного саморазвития личности