Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 20:53, реферат
Сократ родился в Афинах в 470 г. до н.э. Его отец, Софроникс, был каменотесом, а мать — повитухой. У своего отца Сократ научился ремеслу скульптора. Сократ любил говорить, что унаследовал от матери ее искусство.
Учился Сократ у одного из самых знаменитых философов античности — Анаксагора из Клазомен. Сократ мало путешествовал и почти никогда не покидал Афины. Будучи молодым, он посетил только Дельфы, Коринф и остров Самос вместе с философом Архелаем.
1. Биография Сократа
2. Метод Сократа («Сократический» метод)
3. Анализ труда Сократа
4. Заключение
5. Список использованной литературы
Автономная некоммерческая организация
Высшего профессионального образования
«Белгородский университет кооперации, экономики и права»
Кафедра Социальной работы и психологии
Реферат
по дисциплине «Риторика»
на тему: Сократ
Выполнила
Студентка группы ПЛ-11
Бидыло Марина
Проверил:
к.ф.н. Головко Ж.С.
Белгород 2012
Содержание
1. Биография Сократа
2. Метод Сократа («Сократический» метод)
3. Анализ труда Сократа
4. Заключение
5. Список использованной литературы
Сократ родился в Афинах в 470 г. до н.э. Его отец, Софроникс, был каменотесом, а мать — повитухой. У своего отца Сократ научился ремеслу скульптора. Сократ любил говорить, что унаследовал от матери ее искусство.
Учился Сократ у одного из самых знаменитых философов античности — Анаксагора из Клазомен. Сократ мало путешествовал и почти никогда не покидал Афины. Будучи молодым, он посетил только Дельфы, Коринф и остров Самос вместе с философом Архелаем.
Беседы Сократа вызывали восхищение. Своих слушателей он считал, в первую очередь, друзьями, а уже потом учениками. Благодаря своему необычайному обаянию, он имел влияние на людей разного возраста, что вызывало зависть, неприязнь и даже враждебность. В 399 г. до н.э. его обвинили в неуважении к богам (ибо он верил в бога высшего) и в развращении молодежи, поскольку он проповедовал свое учение. Он был судим, но продолжал философствовать, потому что считал это миссией, которую Бог возложил на него и не мог отречься от того, что говорил или делал. Через тридцать дней после вынесения приговора Сократ выпивает чашу цикуты в окружении своих учеников, которым он говорит о единстве жизни и смерти: “Те, кто подлинно предан философии, заняты на самом деле только одним — умиранием и смертью”.
Уже в пожилом возрасте Сократ вступил в брак с Ксантиппой, родившей ему троих детей (возможно, это был его второй брак). Бедность Сократа, его неприхотливость и необычная внешность вошли в поговорку. В 399 его привлекли к суду по обвинению в «нечестии» и «развращении молодежи» и признали виновным незначительным большинством голосов. Когда Сократ не пожелал признать свою вину и не стал просить о замене смерти изгнанием, за смертный приговор было подано уже больше голосов. В течение месяца Сократ находился в тюрьме, после чего ему во исполнение приговора поднесли чашу с цикутой. Платоновские сочинения Апология Сократа, Критон и Федон, где рассказывается о суде над Сократом, его пребывании в тюрьме и казни, увековечили непреклонное мужество Сократа, его непоколебимую верность своим принципам.
“Сократический” метод.
Сократ учил, что истину надо искать вдвоем, т.к. одному искать истину бесполезно. Он разработал субъективную диалектику (диалектика – это искусство ведения диалога с собеседником). В сократовском методе поиска истины присутствуют четыре элемента: 1)ирония 2)майевтика («повивальное искусство») 3)индукция 4)определения.
Сократ разработал собственный метод ведения диалога. Он был ироничным и лукавым собеседником. Прикинувшись простаком и невеждой, он просил своего собеседника объяснить ему то, что по роду своих занятий этот собеседник должен был хорошо знать (например, что такое добродетель). После этого Сократ задавал несколько заранее продуманных вопросов, и его собеседник терялся. Таким образом, была «вспахана почва» для поиска истины. Однако Сократ не собирался засеивать эту почву, он говорил: «Я знаю только то, что ничего не знаю». Таким образом, он способствовал рождению истины в душе собеседника. Это процесс и называется майевтика (который Сократ сравнивал с повивальным искусством своей матери).
С точки зрения Сократа, знать – это значит иметь определение и понятие. Если человек не может дать определение, не имеет понятия, то, значит, что он не знает, что это такое. Сократ первым в истории человечества связал наличие знания с наличием определения понятия. Способ определения понятия, который предлагал Сократ, имеет индуктивный характер. Индукция (греч. наведение) – еще один элемент его метода ведения диалога, восхождение от частного к общему. В Платоновском диалоге «Лахес» Сократ беседует с двумя афинскими военачальниками. Он спрашивает их то, что они обязаны хорошо знать по роду своей деятельности: что такое мужество. Военачальники дали предварительное (рабочее) определение: мужественный – это тот, кто всегда остается в строю и не бежит при виде противника. Однако, как показали дальнейшие вопросы Сократа, это отнюдь не исчерпывающая характеристика мужества. Сократ привел контр пример: воины скифов и спартанцев, чтобы победить врага, бежали от него, при этом строй преследующих разрушался, после этого скифы и спартанцы нападали на противника и побеждали его. Далее Сократ говорит, что он имеет в виду не только мужество на войне, но и мужество в преодолении трудностей на море во время шторма, мужество в преодолении болезней и т.д. С точки зрения Сократа, необходимо сформулировать такое определение понятия мужества, которое включало бы в себя все существенные черты мужества во всех его проявлениях – тогда было бы понятие мужества как такового.
Анализ труда
Нравственность
С точки зрения Сократа нравственность – следствие знания. То есть если человек знает что такое добро и не добро, то он неизбежно будет добродетелен. И если он знает, что такое мужество, он будет мужественен. Аристотель потом возразит ему, что знание и умение им пользоваться – не одно и то же. Например, порочные или несдержаные люди знают о добре и зле, но это не мешает им поступать плохо. Кроме того, применение знания зависит от конкретных условий.
Значение
Сократ первым начал учить о том, что знать значит иметь определение понятия и первым попытался создать метод подведения к этим определениям. Аристотель: заслуга Сократа в методе наведения и определениях.
Предмет философии.
Если до софистов предметом философии была природа, то с софистов (и Сократа в частности) начинается поворот. Предметом философии Сократа является человек как общественное и нравственное существо. Сократа интересует, в первую очередь, не природа, а этика и нравственность.
Заключение
Сократ был цельным человеком, для которого собственная жизнь была
философской проблемой, а важнейшим из проблем философии был вопрос о смысле жизни и смерти. Не отделяя философии от действительности, от всех прочих сторон деятельности, он еще меньше повинен в каком бы то ни было расчленении самой философии. Его мировоззрение было столь же цельным, земным, жизненным, столь же полным и глубоким выражением духовной жизни и античного мира.
Список литературы
1. «Философия». В.А. Канке. М., «Логос», 1996.
2. Гросс Рональд. Путь Сократа. – М.: Попурри, 2004. – 267 с.
3. http://www. sokratovo. Ru
4. « Сократ, Платон, Аристотель, Сенека » Жизнь замечательных людей, биографическая библиотека Ф. Павленкова. Москва, Издательство «Республика» 1995-267с.
5. В. А. Канке. Философия. М., «Логос», 1996-400с.