Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 15:19, контрольная работа
Аллитерация - Прием звуковой выразительности, повторение однородных согласных звуков в художественном, преимущественно поэтическом, тексте.
Ассонанс - Прием звуковой выразительности, повторение однородных гласных звуков.
Индивидуальные новообразования (окказионализмы) - Слова, созданные автором в соответствии с законами словообразования, по тем моделям, которые существуют в языке.
Средства языковой выразительности
Средство выразительности |
Определение |
Пример |
Выразительные средства фонетики
Аллитерация |
Прием звуковой выразительности, повторение однородных согласных звуков в художественном, преимущественно поэтическом, тексте |
Звоны-стоны, перезвоны, Звоны-вздохи, звоны-сны. Высоки крутые склоны, Крутосклоны зелены. |
Ассонанс |
Прием звуковой выразительности, повторение однородных гласных звуков |
Быстро лечу я по рельсам чугунным, Думаю думу свою. Н. Некрасов |
Выразительные словообразовательные средства
Индивидуальные новообразования (окказионализмы) |
Слова, созданные автором в соответствии с законами словообразования, по тем моделям, которые существуют в языке |
…Кленёночек маленький Матки зеленое вымя сосёт. С. Есенин |
Выразительные средства лексики и фразеологии
Метафора |
Употребление слова или выражения в переносном смысле на основе сходства двух предметов или явлений. В широком смысле любой вид употребления слов в непрямом значении. |
Вам завещаю я сад фруктовый Моей великой души. В. Маяковский Где-то далеко за Москвой молния распорола небо. (М. Булгаков) |
Олицетворение |
Разновидность метафоры, в которой неодушевленные предметы, явления природы, понятия наделяются признаками, свойствами человека или какого-либо другого живого существа |
Ты опять, опять со мной, бессонница! Неподвижный лик твой узнаю. Что, красавица, что, беззаконница, Разве плохо я тебе пою? А. Ахматова В смертельном обмороке бледная река Чуть шевелит засохшими устами. |
Оксюморон |
Соединение противоположных по смыслу и даже взаимоисключающих определений и понятий с целью получить новый неожиданный смысловой эффект, новое значение. |
Легкомыслие! – Милый грех, Милый спутник и враг мой милый! М. Цветаева |
Сравнение |
Прямое сопоставление двух предметов или явлений по сходству, используемое для пояснения одного другим |
Смешная жизнь, смешной разлад. Так было и так будет после. Как кладбище, усеян сад В берёз изглоданные кости. Ветер за стенами дома бесился, как старый озябший голый дьявол. |
Метонимия |
Замена одного слова другим, смежным по значению |
Он не то на серебре, на золоте едал Черные фраки носились врозь и кучами там и сям. (Н. Гоголь) |
Эпитет |
Образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику кому-либо или чему-либо |
И малиновое солнце Над лохматым сизым дымом… Как хозяин молчаливый Ясно смотрит на меня! А. Ахматова
И желтый шелк ковров, и грубые следы, И понятая ложь последнего свиданья, И парков черные, бездонные пруды, Давно готовые для спелого страданья… И. Анненский |
Гипербола |
Намеренное преувеличение |
В сто сорок солнц закат пылал. В. Маяковский |
Литота |
Намеренное преуменьшение |
Ваш шпиц, прелестный шпиц, Не более напёрстка. А. Грибоедов В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах…а сам с ноготок! Н. Некрасов |
Перифраза |
Замена одного слова описательным выражением, передающим тот же смысл |
Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса… А. Пушкин |
Синоним |
Слова, пишущиеся и звучащие по-разному, а по значению совпадают или очень близки |
Он не шёл, а влачился, не поднимая ног от земли. |
Контекстные синонимы
|
Слова или словосочетания, которые обозначают одно и то же, но находятся в разных предложениях, являясь их средством связи. |
Однажды в газете поместили фотографию мальчика, который выиграл велосипед. До сих пор помню этого счастливца. |
Антоним |
Слова, противоположные по своему лексическому значению |
В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы молод. (Н. Гоголь) |
Омоним |
Слова, имеющие одинаковое написание или произношение, но разные по лексическому значению |
Радуйся, Радуйся, Ты доканала! Теперь такая тоска, Что только б добежать до канала И голову сунуть воде в оскал. В. Маяковский |
Эмоционально-оценочная и экспрессивная лексика |
Слова, в лексическое
значение которых входят устойчивая
эмоциональная окраска или |
С Россией кончено… На последях Её мы прогалдели, проболтали, Пролузгали, пропили, проплевали, Замызгали на грязных площадях… М. Волошин |
Стилистически ограниченная лексика |
Включает сниженную лексику (разговорные и просторечные слова), а также книжную |
Подобно земноводной деве, Не скрестит две руки крестом – Дщерь, выношенная во чреве Не материнском, а морском! М. Цветаева |
Фразеологизмы, крылатые слова, пословицы, поговорки |
Ф. – устойчивые меткие выражения, обладающие целостным значением. Кр. сл. – вошедшие в речь выражения, представляющие собой краткие цитаты из лит. произведений, а также известные изречения. |
Один бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни сё; ни в городе Богдан, ни в селе Селифан, по словам пословицы. (Н. Гоголь) |
Выразительные средства синтаксиса
Анафора |
Повторение отдельных слов или оборотов в начале предложений |
Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес, Оттого что лес – моя колыбель, и могила – лес, Оттого что я на земле стою – лишь одной ногой, Оттого что я о тебе спою – как никто другой. М. Цветаева |
Эпифора |
Повторение слов или выражений в конце соседних или смежных предложений |
Други его – не тревожьте его! Слуги его – не тревожьте его! Было так ясно на лике его: Царство мое не от мира сего. М. Цветаева |
Антитеза |
Оборот, в котором резко
противопоставляются |
Они сошлись. Волна и камень. Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой. А. Пушкин |
Инверсия |
Нарушение обычного порядка слов для придания им особого смысла |
Знаете ли вы, бездарные, многие, Думающие, нажраться лучше как, - Может быть, сейчас бомбой ноги Выдрало у Петрова поручика?.. В. Маяковский |
Эллипсис |
Пропуск слова, легко восстанавливаемого из контекста |
Люблю тебя в твоем просторе я И в каждой вязкой колее. Пусть у Европы есть история, - Но у России – житие. С. Парнок |
Градация |
Такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся значение, благодаря чему нарастает общее впечатление, производимое текстом |
Я вижу, я чувствую, – чую вас всюду! - Что ленты от ваших венков! – Я вас не забыла и вас не забуду Во веки веков. М. Цветаева |
Параллелизм |
Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений (или его частей) |
Я – внезапный излом, Я – играющий гром, Я – прозрачный ручей, Я – для всех и ничей. К. Бальмонт |
Парцелляция |
Членение предложения на части для выделения его смысловых акцентов. |
В деревню! К тётке! В глушь! В Саратов! |
Риторический вопрос |
Вопрос, который не требует ответа, а привлекает внимание к проблеме. |
Сколько раз говорить тебе одно и то же?! |
Риторическое обращение |
Обращение к чему-либо (кому-либо) не с целью разговора, а для усиления выразительности речи |
О небо, небо, ты мне будешь сниться! |
Риторическое восклицание |
Эмоционально окрашенное предложение |
Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»! Просто хоть караул кричи! (А. Чехов) |
Многосоюзие (полисиндетон) |
Распространение поэтической речи, в которой увеличено число союзов между словами |
И сердце бьётся в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь. |
Бессоюзие (асиндетон) |
Построение речи, в которой опущены союзы, соединяющие слова |
Переходы, коридоры, уборные, Лестница витая, полутемная; Разговоры, споры упорные, На дверях занавески нескромные. М. Кузьмин |