Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 17:14, контрольная работа
Важным качеством судебной речи является не только ее ясность, но и ее уместность, то есть соотнесение речевых средств с целевой установкой, с содержанием речи, умением построить речь соответственно теме, задаче, времени, месту, оратору.
Слова характеризуют оратора как личность, поэтому речь его должна быть чистой. Чистой признается такая речь, в структуре которой нет чуждых литературному языку слов, фразеологизмов, диалектной, жаргонной и арготической лексики.
Введение
1. Понятие судебного красноречия
2.Ораторское искусство
3. Речевая культура юриста
4. История судебного красноречия
2.Ораторское искусство 3. Речевая культура юриста 4. История судебного красноречия |
Введение
О культуре речи написано много
фундаментальных работ. По отношению каждого
человека, к своему языку можно совершенно
судить не только о его культурном уровне,
но и о гражданской ценности. По нашей
речи наши собеседники делают вывод кто
мы такие, так как речь помимо воли говорящего
создает портрет, раскрывает его личность,
ведь культура речи неотделима от общей
культуры, без нее немыслимы интеллигентность,
духовность. Речь человека – это его своеобразный
паспорт. Культура речи значительно обусловлена
культурой мышления и сознательной любовью
к языку. От точности мышления зависит
выбор средств выражения, неточность же
выражения ведет же к фактическим ошибкам.
Поэтому каждый говорящий, в какой - то
мере задумывается не только над тем, что
он говорит, но и как говорит.
Почему необходимо особо говорить
о культуре речи юриста?
Во-первых, профессия юриста
требует не только высоких нравственных
качеств и профессионального мастерства,
но и широкого общего образования. По утверждениям
различных юристов общее образование
должно идти впереди специального, так
как юристу в повседневной жизни приходиться
сталкиваться с различными общественными
явлениями, в которых подчас более требуются
другие навыки, чем специальные.
О культуре устной судебной
речи стоит особенно особо, так как в суде
каждое слово играет особую роль и имеет
свой психологический эффект, который
может склонить решение в ту или иную сторону.
Судебная речь имеет целью способность
к формированию убеждения судей и присяжных
заседателей. Для этого она должна быть
понята составом суда, а также всеми слушателями.
Значит первое необходимое качество судебного
выступления – ясность.
Чем же достигается ясность?
Прежде всего: глубоким знанием материала,
четкой композицией речи, логичностью
изложения, убедительностью аргументов.
Ясность – умение говорить
доходчиво, доступно о сложных вопросах.
Однако не стоит путать простоту речи
и примитивность. Но совершенно не терпимы
в судебной речи искусственная красивость,
высокопарность. Речь становится непонятной,
неясной, вследствие нечеткого знания
материала и низкой культуры мышления.
Важным качеством судебной
речи является не только ее ясность, но
и ее уместность, то есть соотнесение речевых
средств с целевой установкой, с содержанием
речи, умением построить речь соответственно
теме, задаче, времени, месту, оратору.
Слова характеризуют оратора
как личность, поэтому речь его должна
быть чистой. Чистой признается такая
речь, в структуре которой нет чуждых литературному
языку слов, фразеологизмов, диалектной,
жаргонной и арготической лексики.
1. Понятие судебного
красноречия
Прокурора и адвоката, выступающих
в судебных прениях, называют судебными
ораторами. Это предполагает большую ответственность.
Почему? Для ответа на этот вопрос давайте
вспомним, кто такой оратор.
Слово оратор заимствовано
в XVIII в. из латинского языка (лат. orator -
от orare - говорить, излагать). Слово многозначное.
Первое его значение - «тот, кто произносит речь», «лицо,
произносящее речь»1. В этом значении
слово употребляется как термин: прокурор
и адвокат, защищая или оспаривая права
истца и ответчика в гражданском процессе
и поддерживая государственное обвинение
или защищая права подсудимого в уголовном
процессе, выполняют свою функцию в соответствии
с процессуальным положением в судебном
разбирательстве. Роль оратора в этом
понимании слова сводится к выполнению
действий, предусмотренных процессуальным
законом: проанализировать, дать правовую
оценку.
Не ошибемся, если скажем, что чаще
всего человек, произносящий публичную речь
по долгу службы, формально, без любви к
делу, без уважения к своей профессии, говорит, как правило, невнятно,
неуверенно, монотонно, сбивчиво, заученными
стандартными фразами, с речевыми ошибками.
Речь его засорена пустыми, ненужными
словами типа: в общем-то, как бы и др. Об
ораторских приемах и говорить не приходится.
Слушать такую речь скучно. Да и нужна
ли она в суде? Выполняет ли она свое назначение?
А оратор даже не задумывается, что речь
можно произнести иначе, так, чтобы она
стала убедительной, чтобы судья прислушался
к ней.
Можно оценивать говорящего
как хорошего или плохого оратора, умелого или неумелого,
скучного. Но важно помнить, что «От некачественной,
неубедительной судебной речи страдают
не только интересы правосудия, потерпевшего
и подсудимого, но и репутация и имидж
судебного оратора, особенно адвоката»2.
Но у слова оратор есть еще второе
значение: «тот, кто обладает даром произносить
речь, красноречием». Это не только говорящий
человек, но человек, умеющий говорить
перед аудиторией. Он знает, как привлечь
внимание слушателей, потому что он мастер;
он владеет ораторским искусством; он
любит свое дело. Оратор - это человек,
глубоко изучивший тему выступления, материалы
дела и свободно владеющий ими; человек,
который умеет четко и определенно сформулировать
тезис выступления, составить рабочий
план; человек, который логично, ясно, убедительно
излагает материал.
2. Ораторское искусство
Специфической сферой
деятельности является ораторское искусство.
Это творческая деятельность по подготовке
и произнесению публичной речи. Деятельность,
основанная на большом упорном труде, в результате
которого человек может овладеть умением
произносить речь перед аудиторией: говорить
логично, доходчиво, увлекательно и убедительно.
В теории публичной речи ораторское искусство
понимается как комплекс знаний и умений оратора
по подготовке и произнесению публичной
речи: это умение формулировать тезис
и подбирать материал, искусство построения
речи и публичного говорения с целью оказать
определенное воздействие на слушателей;
это умение доказывать и опровергать,
умение убеждать; это речевое мастерство.
Одной из разновидностей
ораторского искусства является судебное
ораторское искусство, которое нередко
называют судебным красноречием. Что такое
красноречие?
М.В. Ломоносов писал,
что «красноречие есть искусство о всякой
данной материи красно говорить»3. Но может
ли говорить «красно» прокурор, поддерживающий
обвинение в убийстве? Уместна ли красивая,
образная речь при изложении результатов
судебно-медицинской экспертизы? или,
например, при правовой квалификации преступления?
при определении меры наказания подсудимому?
М.М. Сперанский определял красноречие
как «дар потрясать души». Но
как может потрясать души судебный оратор?
А.Ф. Кони различал
понятия «красноречие» и «
Слово красноречие В.И.
Даль определял как науку «и умение говорить
и писать красно, убедительно и увлекательно».
Современные словари
толкуют его так: «1. Способность, умение
говорить красиво, убедительно ораторский
талант || Искусная речь, построенная на
ораторских приемах; ораторское искусство.
2. Наука, изучающая ораторское искусство;
риторика».
Значит, красноречие
- это умение говорить не только красиво,
но и убедительно, это сочетание таланта и определенных
знаний и умений.
Судебное красноречие,
основное назначение которого - способствовать
установлению юридической истины по делу,
формированию внутреннего убеждения судей,
имеет свою специфику, которая обусловлена
нормами процессуального закона и предполагает
оценочно-правовой характер речи.
По нашему убеждению, судебное
ораторское искусство можно определить
как комплекс знаний и умений юриста
по подготовке и произнесению публичной
судебной речи сообразно с требованиями
закона; как умение построить объективно
аргументированное рассуждение, формирующее
научно-правовые убеждения; как умение воздействовать на
правосознание людей.
Судебное ораторское
искусство связано с требованием логичности,
убедительности. Доказательность - важнейшая
черта рассуждений в судоговорении. Все
положения в речи должны быть обоснованы,
аргументированы.
«Выяснить, доказать
и убедить - вот три взаимосвязанные функции,
которые определяют внутреннее содержание
судебного красноречия», - отмечал один
из исследователей судебной речи.
Искусство судебного
оратора проявляется в умении четко определить
тему спора (тезис, целевую установку),
построить судебное выступление так, чтобы
привлечь внимание судей и удержать его
в продолжение всей речи, в умении полно
и объективно проанализировать обстоятельства
дела, указать причины преступления или
гражданского конфликта, дать глубокий
психологический анализ личности подсудимого
и потерпевшего, выстроить систему опровержений
и доказательств, сделать правильные правовые
выводы и убедить в этом судей и аудиторию.
Проявляется оно и в умении оказать психологическое
воздействие, в умении найти точные языковые
средства для выражения мыслей, так как
содержательная, ценная мысль нуждается
в совершенной форме. Совершенство речи
создает в судебной аудитории атмосферу
доверия оратору.
Говорить хорошо в суде
- это говорить по существу, тщательно,
всесторонне и объективно анализируя материалы дела,
опираясь на нормы права; говорить доходчиво,
логично, убедительно, в соответствии
с нормами литературного языка.
Мастерство судебного
оратора основывается на постоянном упорном,
целенаправленном труде. Только частые
упражнения и желание добиться мастерства
приведут к умению говорить публично.
В искусстве судоговорения уметь говорить
- значит свободно владеть всеми материалами
дела, всеми доказательствами, ощущать
форму своей речи, понимать ее значение,
знать секреты профессии оратора. Четкое, ясное,
безупречно аргументированное изложение
своей позиции - важный признак культуры
ораторского труда.
Чтобы приобрести умения,
чтобы стать хорошим судебным оратором,
нужно помнить, что подготовка судебной
речи - дело творческое. Для этого необходимо
овладеть логикой рассуждения и изложения,
методами убеждения, ораторскими приемами,
методикой подготовки и произнесения
убедительной, воздействующей речи. Всему
этому учит риторика, которая определяется
как наука об условиях и формах эффективной
речевой коммуникации, о многообразных
способах убеждения аудитории с помощью
речевого воздействия.
3. Речевая культура юриста
Все наши мысли выражаются
посредством языка, языковых единиц. Язык
как система реализуется только
в речи и только через нее выполняет свое
коммуникативное назначение - быть средством
общения. Речь - это последовательность
единиц языка, организованная по его законам
и в соответствии с потребностями передаваемой
информации.
Речь - это не только
средство выражения мыслей и чувств. Это
показатель нашего интеллекта, постоянная
реклама наших способностей, нашей работы
над собой. По тому, как мы говорим, наши
собеседники делают вывод, кто мы такие,
так как речь независимо от воли говорящего
создает его портрет, раскрывает его личность.
Речь - это своеобразный паспорт человека,
который точно указывает, в какой среде
общается говорящий, как он относится
к людям и родному языку, каков его культурный
уровень.
Действительно, если
человек владеет речью, если умеет говорить
доходчиво, логично и убедительно, - он
легко устанавливает контакты с людьми,
уверенно чувствует себя во всех жизненных
ситуациях; у него удачно складывается
карьера; он добивается успехов во всех
своих делах. Он всегда лидер, всегда -
ведущий.
Культура речи понимается
как умение использовать в конкретной ситуации
такие языковые средства, которые позволяют
обеспечить наибольший эффект в достижении
коммуникативных задач. Это употребление
единственно нужных слов и грамматических
конструкций в каждом конкретном случае.
Важно ли для юриста
независимо от его специализации владеть
культурой речи? Безусловно, важно. Для
юриста умение хорошо говорить - это прямая
профессиональная необходимость. Почему?
Прежде всего, потому,
что профессия юриста требует не только
профессионального мастерства, но и широкого
общего образования. По глубокому убеждению
А.Ф. Кони, «юрист должен быть человеком,
у которого общее образование идет впереди
специального»4. И независимо
от его коммуникативной роли - составляет
ли он законопроекты, ведет дознание, оформляет
гражданские сделки, выносит приговоры,
защищает права подсудимых, следит за
законностью судебных решений, занимается
научной работой - он правовед, разъясняющий
гражданам нормы права.
Юрист ежедневно имеет дело
с самыми разнообразными явлениями жизни,
и эти явления он должен правильно оценить,
принять по ним нужное решение и убедить
обращающихся к нему в правильности своей
точки зрения.
Кроме того, юристу
приходится сталкиваться с людьми разных
профессий и различного культурного уровня.
И в каждом случае необходимо находить
нужный тон и слова, аргументирующие и
грамотно выражающие мысли. Нарушение
юристом языковых норм (например, употребление
просторечных форм не ложи, хотишь и др.)
может вызвать отрицательную реакцию
или недоверие со стороны слушателей;
пропадает уважение к юристу, появляется
неуверенность в его знаниях.
Кроме того, большинству
юристов приходится читать лекции на правовые
темы или выступать в суде в качестве обвинителя
или защитника, представителя гражданского
истца или ответчика. А для этого важно владеть навыками
публичной речи. А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако,
П.А. Александров, В.Д. Спасович, В.И. Жуковский,
Н.П. Карабчевский, Н.И. Холев, К.Ф. Хартулари,
С.А. Андреевский, А.И. Урусов, М.Г. Казаринов
оставили нам прекрасные образцы ораторского
мастерства. Высокий рейтинг многих современных
судебных ораторов определяется тем впечатлением
общей культуры и интеллигентности, которое
создают их выступления, безукоризненное
владение литературным языком, умение
точно, ясно, правильно и логично выразить
мысль. Это обязательное условие успешной
самопрезентации судебного оратора.
3. История
судебного красноречия
Судебное публичное
говорение - один из древнейших видов ораторского
искусства, и каждая эпоха, каждая страна,
народ вносят в него изменения, обоснованные
потребностями общественной жизни. Судебное красноречие в
Местом рождения судебного
красноречия была Древняя Греция. В период
расцвета Древней Греции, когда развилась
государственность, когда усилилось влияние
демократической группировки и оживилась
деятельность народных масс в жизни развитых
греческих полисов, умение говорить убедительно,
искусство публичной речи стало жизненно
необходимым. Политическим деятелям приходилось
публично отстаивать свои взгляды и интересы
в Народном собрании или суде. И политическая
судьба многих граждан Афин во многом
зависела от умения говорить публично.
Практическими потребностями
было обосновано и появление теории красноречия.
В IV в. до н.э. Аристотелем была написана
«Риторика», в которой он обобщил теоретические
основы ораторского искусства. Знаменитых
ораторов одаряли почестями. Умению владеть
словом хотели учиться, за учебу дорого
платили. Обучение риторике было высшей
ступенью античного образования. Практическое
применение ораторское искусство получило
в Сицилии. Там уже наметились его основные
виды: политическое и судебное, распространившееся
затем в Афинах в V в. до н.э. - период общественного
расцвета, роста культуры.
Особенно распространенным
жанром ораторского искусства были судебные
речи. Судиться в Афинах было делом нелегким:
института прокуроров не было, обвинителем
мог выступать любой афинянин. Не было
на суде и защитников. Знаменитые же законы
Солона предусматривали, что каждый афинянин
должен лично защищать свои интересы в
суде. Не все афиняне обладали даром слова,
не все умели хорошо говорить, вести спор,
отстаивать свою позицию, опровергать
мнение оппонента. Поэтому тяжущимся приходилось
обращаться за помощью к логографам - людям,
которые обладали ораторским талантом
и составляли за плату тексты защитительных
речей. Обвиняемый заучивал речь наизусть
и в суде произносил ее от своего имени.
На первом месте в речи стояло не убеждение
в своей невиновности, а воздействие на
чувства, стремление разжалобить судей,
привлечь их на свою сторону.
Форма речи и искусство выступавшего
играли не меньшую роль, чем содержание.
Поэтому каждая судебная речь должна была
начинаться вступлением, излагающим суть
данного дела, для того чтобы заранее повлиять
на судей. За вступлением шел рассказ о
событиях, связанных с делом. Главная цель
рассказа - заставить судей поверить в
правдивость выступающего. В этой части
использовались художественные элементы
речи. Далее следовало доказательство.
Заканчивалась речь эпилогом, который
должен был вызвать сочувствие к обвиняемому
и произвести особенно сильное воздействие.
В соответствии с этим заключение было
патетичным.
Суд в Афинах являлся
общественной трибуной, на которой нередко
сталкивались различные политические
убеждения, и оратору было необходимо
обладать знаниями и умением убеждать
людей. Это умение Платон называл «искусством
гигантов мудрости».
Первые теоретики судебного
красноречия - Горгий, Лисий, Исократ, Трасимах.
Горгий (ок. 480 - ок.
380 до н.э.) представлял софистское направление
в ораторском искусстве (греч. sophistes - искусник,
мудрец). Софисты были прекрасными ораторами,
владели законами логики, искусством спора,
умели воздействовать на слушателей. Но
их ораторское мастерство носило чисто
формальный, показной характер. Считая,
что понятие и сама истина относительны,
софисты понимали цель ораторского искусства
не как выяснение истины, а как убеждение
слушателей в чем-либо во что бы то ни стало
и выражали мнение, что любое положение
можно доказать и опровергнуть. Горгий
обучал юношей из богатых семей практическому
красноречию, умению логично мыслить и
публично говорить. Слово, считал Горгий,
есть великий властелин, так как оно может
и страх нагнать, и печаль уничтожить,
и радость вселить, и сострадание пробудить.
Но чтобы слово приобрело власть над людьми,
над ним нужно постоянно работать. Искусные
речи Горгия, игравшие роль политических
памфлетов, призывавшие к борьбе против
тиранов, привлекали внимание и прославили
его имя.
Популярным логографом
был Лисий (ок. 435-380 до н.э.), выдающийся
судебный оратор, написавший более 200 речей.
Его знаменитая речь против Эратосфена
направлена против одного из «30 тиранов».
Однако Лисий еще не выработал сложной
техники доказательств, мало пользовался
логическими доводами; главное внимание
он уделял убедительному изложению обстоятельств
дела, образному рассказу. Перед нами предстают
картины повседневной жизни афинянина,
описания его жилища. Мы видим мошенников,
не соблюдающих законов, и хлебных спекулянтов,
и пенсионера-инвалида, которого по доносу
хотят лишить пенсии; слышим сурового
и простодушного Евфилета, говорящего
об убийстве Эратосфена. Древние критики
отмечали умение Лисия создавать портреты,
отражать характеры, психологию и стиль
клиентов. Речи Лисия продуманы были от
начала до конца: естественное вступление,
образное повествование, отсутствие ложного
пафоса, умеренность в использовании изобразительных
средств (в основном - сравнения, повторы),
краткость, строгий вывод. Лисий заложил
основы композиции судебной речи.
Представителем пышного,
торжественного красноречия был Исократ
(436-338 до н.э.), ученик Горгия. Обладая слабым
голосом, он сам не выступал публично,
а писал тексты судебных речей и обучал
молодежь ораторскому искусству. В речи
«Против софистов» Исократ доказывал,
что нельзя смешивать истинную риторику,
философию с ухищрениями софистов. Оратор,
считал Исократ, должен обладать талантом,
быть образованным человеком и кропотливо
работать над составлением речей. Большое
значение придавал он отделке языка, выбору
слов; советовал избегать резких и трудных
сочетаний звуков, резкого перехода от
одного сюжета к другому. Исократ явился
создателем «периодической речи». Он впервые
стал писать большими периодами, легкими
по конструкции.
Знаменитым греческим
оратором был Демосфен (384-322 до н.э.), который
точностью выражения мысли, ее обоснованностью,
великолепием и пышностью слога превзошел
всех, кто соперничал с ним в судах. Сам
Демосфен говорил, что его ораторские
способности - всего лишь некоторый навык.
Все его речи отражают его настойчивый
характер. Еще в детстве, услышав судебную
речь Каллистрата, он был поражен силой
слова, которое, как он ясно понял, способно
пленять и покорять слушателей. С тех пор
он стал усердно упражняться в произнесении
речей, надеясь со временем сделаться
настоящим оратором. У него был слабый
голос, плохая дикция, прерывистое дыхание,
нервное подергивание плеча. Но ежедневные
напряженные занятия и упражнения помогли
укрепить голос, отработать дыхание и
дикцию, преодолеть подергивание плеча,
приобрести соответствующие манеры.
Предметом своей деятельности
Демосфен избрал защиту интересов эллинов
и никогда не менял своих убеждений. Все его речи,
например, «О венке», «Против Аристогитона»,
«За освобождение от повинностей», пронизаны
мыслью, что все нравственно прекрасное
заслуживает уважения.
Своеобразна композиция
этой речи: оратор начинает и заканчивает
ее обращением к богам. Главной частью
является изложение существа дела, ясное
по форме, полное динамики и экспрессии.
Здесь рассуждение перемежается с повествованием.
В речи большое количество изобразительных
приемов: великолепная градация, метафоры,
«вопрошания», риторические вопросы. Манера
произнесения речей была очень бурной,
оратор всегда стремился к максимальной
внешней выразительности. Эратосфен утверждал,
что во время произнесения речи Демосфена
охватывало какое-то вакхическое неистовство.
Особое значение придавал он интонационно-выразительным
средствам. В результате упорного труда
Демосфен овладел всеми лучшими качествами,
которые были у других ораторов, хотя и
все греческие ораторы мастерски владели
правилами устной речи, законами логики,
особенно рассуждений.
В Древнем Риме расцвет
судебного красноречия совпадает с последним
периодом Республики и кончается вместе
с нею. Его развитию во многом содействовали
блестящие образцы греческого ораторского
искусства. Когда в Риме появились греческие
риторы и открыли там первые риторические
школы, в них устремилась молодежь. Противостояние
рабов и рабовладельцев, патрициев и плебеев
наложило яркий отпечаток на римское ораторское
искусство. Форум, где мог выступить каждый
свободный гражданин Рима, постоянно слышал
процессы по обвинению в вымогательстве,
насилии, пристрастии и изменах. Крупным
римским оратором и автором трудов по
юриспруденции был Марк Порций Катон Старший
(234-149 до н.э.). Историк и агроном, полководец
и государственный деятель, он был родоначальником
латинского красноречия, и главное в его
речах - их большой внутренний смысл. Когда
Катон выступал обвинителем в суде, он
всегда исходил из существа дела, ясно
и логично излагал мысли, давал объективные
оценки явлениям. Цицерон высоко ценил
Катона как оратора: «Все можно сказать
и благозвучнее, и с большим изяществом,
но с большей силой и живостью не может
быть сказано ничто»5. Плутарх
также отмечал, что Катон умел говорить
метко и остроумно.
Славу выдающегося
судебного оратора приобрел Гальба, который
обладал юридическим мышлением, умел собирать
и располагать в речи доказательства.
Ораторское мастерство Гальбы в полной
мере соответствовало требованиям Цицерона
к оратору, который должен уметь убеждать
точными доводами, волновать души слушателей
внушительной и действенной речью, воодушевлять
судью.