Тип речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 13:48, доклад

Краткое описание

Тип речи - способ изложения, избираемый автором и ориентированный (в зависимости от содержания высказывания и характера текстовой информации) на одну из задач: статически изобразить действительность, описать ее; динамически отразить действительность, рассказать о ней; отразить причинно-следственные связи явлений действительности. В соответствии с этими целями коммуникации выделяются три основных типа речи: описание, повествование, рассуждение.
Повествование
Повествование, как определяет "Теория словесности", в противоположность описанию, "есть изображение событий или явлений, совершающихся не одновременно, а следующих друг за другом или обусловливающих друг друга".

Вложенные файлы: 1 файл

Тип речи.docx

— 18.50 Кб (Скачать файл)

Тип речи - способ изложения, избираемый автором и ориентированный (в зависимости от содержания высказывания и характера текстовой информации) на одну из задач: статически изобразить действительность, описать ее; динамически отразить действительность, рассказать о ней; отразить причинно-следственные связи явлений действительности. В соответствии с этими целями коммуникации выделяются три основных типа речи: описание, повествование, рассуждение.

2.1 Повествование

Повествование, как определяет "Теория словесности", в противоположность  описанию, "есть изображение событий  или явлений, совершающихся не одновременно, а следующих друг за другом или  обусловливающих друг друга".

Самый, по-видимому, краткий  в мировой литературе образец  повествования - знаменитый рассказ  Цезаря: "Пришел, увидел, победил". Он ярко, сгущенно передает самую суть повествования, смысловую и языковую - это рассказ о том, что произошло, случилось. Главное средство такого рассказа - сменяющие друг друга и называющие действия глаголы прошедшего времени совершенного вида. Образно можно сказать, что повествование - это своеобразное речеведение.

Повествование раскрывает тесно  связанные между собой события, явления, действия как объективно происходившие  в прошлом. Предложения повествовательных  контекстов не описывают действия, а повествуют о них, т. е. передается самое событие, действие.

Повествование можно считать  главной, основной частью авторской  монологической речи. Повествование, рассказ - сущность, душа литературы. Писатель - это прежде всего рассказчик, человек, умеющий интересно, захватывающе рассказывать. Как и другие функционально-смысловые типы речи, повествование представляет собой отражение реальной действительности, в которой протекает рассказ, повесть, роман. Повествование теснейшим образом связано с пространством и временем. Обозначения места, действия, названия лиц и не лиц, производящих действия, и обозначения самих действий - это языковые средства, с помощью которых ведется повествование.

Стилистические функции  повествования разнообразны, связаны  с индивидуальным стилем, жанром, предметом  изображения. Повествование может  быть более или менее объективированным, нейтральным или, напротив, субъективным, пронизанным авторским.

Образец:

Прошло несколько  недель... Вдруг батюшка получает из Петербурга письмо от нашего родственника князя Б**. Князь писал ему обо мне. После обыкновенного приступа он объявил ему, что подозрения насчет участия моего в замыслах бунтовщиков, к несчастию, оказались слишком основательными, что примерная казнь должна была бы меня постигнуть, но что государыня, из уважения к заслугам и преклонным летам отца, решилась помиловать преступного сына и, избавляя его от позорной казни, повелела только сослать в отдаленный край Сибири на вечное поселение.Сей неожиданный удар едва не убил отца моего. Он лишился обыкновенной своей твердости, и горесть его (обыкновенно немая) изливалась в горьких жалобах и эмоциях.

(А. С. Пушкин).

2.2 Описание

Описание - один из самых  распространенных компонентов монологической авторской речи. В логическом плане  описать предмет, явление - значит перечислить  его признаки.

Выделяют статическое  описание, которое прерывает развитие действия, и динамическое описание - обычно небольшое по объему, которое  не приостанавливает действия, будучи включенным в событие. Описание как  тип речи зависит от точки зрения автора или рассказчика, от жанра, стиля, принадлежности автора к определенному  литературному направлению.

В художественной литературе, публицистике описание-важнейший элемент речи, позволяющий ярко, живо, наглядно, образно представить предмет, человека, событие, явление.

Описание как тип речи тесно  связано с лицом, с местом, с  условиями (ситуативность), в которых  протекает действие. Описания могут  быть портретными, пейзажными, событийными  и т. д. Вплетаясь в авторскую  речь, они выполняют многообразные  стилистические функции.

Трудно назвать все стилистические функции описания в художественном произведении - они слишком многообразны и зависят от индивидуального  стиля, жанра, конкретного отрезка  текста, в котором используется описание. Но важно подчеркнуть, что всегда описание - существенный компонент  словесно-художественной ткани.

Разновидность описания в нехудожественной прозе - характеристика, частным случаем  которой является техническое описание. Вот характерный пример:

Магнитофон "Чайка" представляет собой аппарат, предназначенный  для записи и воспроизведения  музыки и речи в домашних условиях. Магнитофон обеспечивает возможность  записи с микрофона, звукоснимателя, а также запись с другого магнитофона, радиотрансляционной сети, радиоприемника или телевизора.

Магнитофон "Чайка" выполнен в  декоративном ящике переносного  типа. Конструкция всего устройства состоит из следующих узлов... Все  органы управления магнитофоном, за исключением  предохранителя, входных и выходных гнезд, расположены на верхней панели"...

Здесь, как видим, полностью исключены  художественно-эстетические задачи. Главное - точно обозначить технические параметры, охарактеризовать модель, дизайн и  т. д.

Образец:

Океан с гулом ходил  за стеной черными горами, вьюга  крепко свистала в отяжелевших снастях, пароход весь дрожал, одолевая и  ее, и эти горы, - точно плугом разваливая на стороны их зыбкие, то и дело вскипавшие и высоко взвивавшиеся пенистыми  хвостами громады, - в смертной тоске  стенала удушаемая туманом сирена, мерзли от стужи и шалели от непосильного напряжения внимания вахтенные на своей  вышке, мрачным и знойным недрам преисподней, ее последнему, девятому кругу была подобна подводная утроба парохода, - та, где глухо гоготали исполинские топки, пожиравшие своими раскаленными зевами груды каменного угля, с грохотом ввергаемого в них облитыми едким, грязным потом и по пояс голыми людьми, багровыми от пламени; а тут, в баре, беззаботно закидывали ноги на ручки кресел, цедили коньяк и ликеры, плавали в волнах пряного дыма, в танцевальной зале все сияло и изливало свет, тепло и радость, пары то крутились в вальсах, то изгибались в танго - и музыка настойчиво, в сладостно-бесстыдной печали молила все об одном, все о том же...

(И.А. Бунин).

2.3 Рассуждение

Рассуждение- это функциональный тип  речи, основная цель которого - изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

Текст рассуждения состоит из трех частей: тезиса, докозательства этого тезиса, вывода.

Рассуждение может присутствовать в разных жанрах: в письмах, научных  статьях и учебниках, в рецензиях, докладах, в дискуссионных выступлениях и полемике, в ученических сочинениях.

В художественных произведениях этот тип лишен, как правило, тезисов  и выводов. Чаще всего рассуждение  свойственно публицистическому  стилю. Оно может сопровождаться описанием и повествованием.

Рассуждение... имеет целью выяснить какое-нибудь понятие, развить, доказать или опровергнуть какую-нибудь мысль.

С логической точки зрения рассуждение - это цепь умозаключений на какую-нибудь тему, изложенных в последовательной форме. Рассуждением называется и ряд  суждений, относящихся к какому-либо вопросу, которые следуют одно за другим таким образом, что из предшествующих суждений необходимо вытекают другие, а в результате мы получаем ответ  на поставленный вопрос. Итак, в основе рассуждения лежит умозаключение.

Однако умозаключение редко  встречается в речи в чистом виде, чаще оно выступает в форме  рассуждения. В.В. Одинцов различает  две разновидности рассуждения. В первой из них понятия и суждения связываются между собой непосредственно.

Во второй разновидности рассуждения  понятия, суждения соотносятся с  фактами, примерами и т. п.

Образец:

Существует ходячее  представление, будто бы материальная бедность общества отражается, и притом прямо, и на его духовной бедности. И наоборот: материальное изобилие влечет - или обязано влечь за собой - также и духовное богатство.

Объективные исторические наблюдения не подтверждают этого тезиса.

Я был бы очень заинтересован, если бы кто-нибудь сумел убедительно  показать мне, что перечисленные  общества, достигшие высокого уровня общего материального благосостояния, как-то: Швеция, Голландия, Швейцария - проявили одновременно также и подлинное духовное богатство. Правда, что они вносили и вносят кое-что в мировую науку и технику, но наука, как и техника, относятся в основном к ряду не духовных, а интеллектуальных ценностей. С самого начала следует делать различие между этими двумя рядами явлений. Умонастроение определенного типа, весьма ныне распространенного, не отличает духовного от интеллектуального.

Если понять и усвоить  это различие двух родов явлений, духовного и интеллектуального, тогда станет ясно, что духовное богатство находится отнюдь не в  прямой зависимости от богатства  материального. Дурно отражается на духовной деятельности только две степени материального достатка: нищета и роскошь. Первая заставляет тратить все силы на борьбу за существование, вторая ведет к погоне за умножением богатств либо к пресыщенности, к опустошению, к затягиванию психики душевным салом

 


Информация о работе Тип речи