Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 22:20, реферат
Язык - "естественно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система облеченных в звуковую форму знаковых единиц, способная выразить всю совокупность понятий и мыслей человека и предназначенная прежде всего для целей коммуникации"
1. Введение……………………………………………………………………… .3
2. Точность речи
2.1 Точность словоупотребления…...………………….………………..… ….4
2.2 Слова-паронимы и точность речи…………………………………… …....8
2.3 Точность словоизменения и формообразования…………………… …..11
2.4 Ясность синтаксических конструкций………………………….…… ......13
3. Заключение………………………...……………………………………… ...14
4. Литература………...…………..……………………………………………. 15
Паронимы могут сочетаться с одними и теми же формами слов, но различаться тонкими смысловыми оттенками. Например, паронимы «упростить – опростить» имеют общее значение «сделать более простым», но второе слово характеризуется дополнительным оттенком «более простым, чем следует». Например: упростишь свой стиль и опростить свою речь. Семантические оттенки паронимов обычно настолько важны, что замена одного слова другим без нарушения смысла невозможна.
Точность словоизменения и формообразования
Точность и ясность речи иногда требует от нас четкости в употреблении форм рода, падежа имен существительных. Попробуйте догадаться, кто - мужчина или женщина - говорит о себе: «Сирота я, сирота несчастная!» Всякий подумает: конечно, женщина! Действительно, для современной речи стало нормой согласование по смыслу с существительными общего рода (они в равной мере применимы к мужчинам и женщинам - неряха, сладкоежка, кокетка, умница). Но у писателей прошлого можно встретить иное согласование: Приезжай, милый дедушка, пожалей ты меня, сироту несчастную (Ч., «Ванька»).
Теперь мы говорим: Он ужасный сладкоежка; Этот мальчик такой неряха...
Однако бывают случаи, когда неправильное употребление форм прилагательных, согласуемых с существительными общего рода, вносит неясность. Например: Он стоял пораженный, но скоро проникся состраданием к лежавшему перед ним малютке. Но девушка взяла на руки ребенка и, назвав малютку премиленьким, унесла. О мальчике или девочке идет речь?
Уточнить значение некоторых существительных могут падежные окончания. Тик, в форме именительного падежа множественного числа «хлеба» означают злаки на корню, а «хлебы» - выпеченные из муки изделия. Поэтому нельзя признать верной такую фразу: Хозяйка вынимала из печи хлеба. Не следует путать окончания в таких существительных: мехи (кузнечные) - меха (выделанные шкуры); образы (литературно-художественные) - образа (иконы); ордены (рыцарские и монашеские общества) - ордена (знаки отличия); поясы (географические) - пояса (части одежды); пропуски (недосмотры) - пропуска (документы); соболи (животные) - соболя (меха); тормозы (препятствия) - тормоза (приборы); цветы (растения) - цвета (окраска); юнкеры (до 1945 г. в Германии гак называли крупных землевладельцев) - юнкера (курсанты в военных училищах царской России).
Не следует забывать и о смысловых отличиях некоторых грамматических форм имен прилагательных.
Часто полная форма прилагательных указывает на постоянный признак предмета, а краткая - на временный, например: он больной - он болен; она такая добрая - будьте добры; движения его спокойные - лицо его спокойно.
В других случаях полная форма прилагательных обозначает абсолютный признак, не связанный с конкретной обстановкой, а краткий относительный признак применительно к определенной ситуации: потолок низкий (признак вообще) - потолок низок (для высокой мебели). Сравните также: ботинки малы, сапоги велики, проход узок.
Особую точность следует соблюдать при употреблении местоимений. Их способность замещать предшествующие слова может стать причиной неясности высказывания. Например, как понять фразу о любви к животным? - Саша знал, что, если после трехдневного содержания собак в специальном месте за ними не явятся владельцы, они будут уничтожены (владельцы или собаки?). Подобное употребление местоимений нередко порождает двусмысленность и неуместный комизм: Педагогов волнует свободное время подростка и как его убить...
При употреблении глагола может возникнуть неясность из-за возможности двоякого толкования форм на -ся, например: Сюда собираются дети, заблудившиеся на улицах (сами собираются или их собирают?). Неразличение субъектно-объектных отношений в таких случаях может создать неуместный комизм высказывания: Птенцы выкармливаются насекомыми; В помощь охотнику в сани впрягается собака.
Ясность синтаксических конструкций
Точность и ясность речи обусловлены правильностью грамматических конструкций, построением словосочетаний и предложений.
Возможность по-разному объединить слова в словосочетания порождает двусмысленность: Учителю приходилось многое объяснять (объяснял учитель или ему самому кто-то объяснял?).
Причиной неясности высказывания может стать неправильный порядок слов в предложении: 1. Просторные лоджии обрамляют экраны из армированного стекла. 2. Солнце закрыло облако. В подобных предложениях подлежащее не отличается по форме от прямого дополнения и поэтому неясно, что (или кто) является субъектом действия. Конечно, такие предложения можно выправить, если изменить порядок слов: 1. Экраны из армированного стекла обрамляют просторные лоджии. 2. Облако закрыло солнце. Но если вы услышите фразу с неверным порядком слов, то, возможно, и неправильно ее истолкуете.
Смысловая неясность возникает иногда и в сочетаниях типа: письмо матери (написанное ею или адресованное ей), критика Белинского, портреты Репина и т. п.
Двусмысленность может возникнуть и в сложноподчиненных предложениях с придаточными определительными типа: Иллюстрации к рассказам, которые были присланы на конкурс, исполнены мастерски (на конкурс были присланы иллюстрации или рассказы?). В этих случаях придаточные предложения рекомендуется заменять причастными оборотами: Присланные к рассказам иллюстрации. Или: Иллюстрации к присланным рассказам.
Заключение
Язык - это неотъемлемая часть нашей жизни, каждый день люди общаются между собой, познавая мир в коммуникации. Язык является мощным средством регуляции деятельности людей в различных сферах, поэтому изучение речевого поведения современной личности, осмысление того, как личность владеет богатством языка, насколько эффективно им пользуется, - очень важная и актуальная задача.
Умение четко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, владение культурой речи - своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей самых различных профессий: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ и вузов, работников радио и телевидения, менеджеров, журналистов. Качество и красота речи дают понять уровень развития человека.
Знание своего языка, его литературной нормы является необходимым сейчас - в условиях смены норм, внедрения новых слов и выражений. Изучая стилистику и культуру речи, мы сможем сохранить русский язык таким, какой он есть на данный момент и приукрасить его.
Литература:
1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю., «Русский язык и культура речи», учебное пособие, «Феникс», Ростов-на-Дону, 2007
2. Голуб И.Б., «Стилистика русского языка», «Айрис-пресс», Москва, 1997
3. Ожегов С.И. «Словарь русского языка», «Русский язык», Москва, 1989
4. Дунев А.И., Дымарский М.Я., Кожевников А.Ю. «Русский язык и культура речи», «Высшая школа», Москва, 2002
5. Максимов В.И., Казаринов Н.В., Барабанова Н.Р., «Русский язык и культура речи», учебник, «Гардарики», Москва, 2002