Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2014 в 07:45, курсовая работа
Проблеме этикета у тувинцев не уделялось достаточного внимания в тувиноведческой литературе. В этнографических работах можно найти описания свадебного обряда, ритуала захоронения, религиозных обрядов и многого другого, но в них, как правило, лишь мимоходом затрагиваются нормы тувинского этикета.
В связи с этим большую актуальность приобретает всестороннее изучение этикета, так как с ним приходится сталкиваться ежечасно и повсеместно в любом обществе.
Введение 3
ГЛАВА 1 Традиционные нормы поведения и общения тувинцев в быту
Факторы, влияющие на морально-этические нормы поведения тувинцев 9
Повседневное общение. Прием гостей 15
Этикет при погребально-поминальной обрядности 39
ГЛАВА II. Традиционные нормы поведения и общения монголов в быту
Повседневное общение. Приветственная атрибутика 46
Прием гостей у монголов 56
Правила поведения во время празднеств 63
Заключение 69
Список использованной источников и литературы 73
Особый круг вопросов этикетных ситуаций связан с трудовой деятельностью членов общества. В данном случае речь идет об отношении народа к разным видам занятий. Так, по словам информатора Эренчин Кара - Кыс Бопужаповны: «В традиционном тувинском обществе особым почетом пользовался тот, кто наделен знаниями. В народе такого человека уважительно называли «Эртем билиглиг кижи» (человек со знаниями). Он олицетворял целеустремленность, высокую образованность. Не будет преувеличением отметить, что тяга к знаниям всегда поощрялась у тувинцев и была чертой их национального характера. Следовательно, и статус учителя (Башкы) был чрезвычайно высок. От него люди получали самые необходимые знания. В большом почете был также врач (Эмчи). Раньше эта функция была сосредоточена в руках лам и шаманов. Несмотря на существовавшее долгое время необъективное и односторонне-негативное отношение к служителям культа, все же следует отметить, что среди них были настоящие целители, которые благодаря знаниям народной медицины и умению эмоционально- психологически воздействовать на больного, оказывали реальную помощь людям»27.
В народе особым успехом пользовался также тот, кто наделен каким- нибудь талантом, отмечен "божьей искоркой". Это мог быть человек с поэтическим даром, имеющий экспромтом складывать стихи, или человек
создающий своими руками прекрасные, неповторимые вещи, мастер на все
руки. Слава о таких людях обычно распространялось на всю округу28 .
Тувинцы весьма неодобрительно относились к ленивым людям. По словам информатора Ооржак Д. X.: «Ленивых людей особенно не любили в обществе. Если человек, за исключением, конечно, тяжелобольных, инвалидов и калек, мало имел личного скота, то о нем шла молва как о ленивом и нерадивом человеке, который не умеет жить и быть ответственным за себя и своих близких. Поэтому высшая похвала о ком- нибуль звучала следующим образом: кончуг ажылгыр кижи болгай (очень трудолюбивый человек). О лентяе говорили презрительно: кончуг чалгаа кижи болгай (очень ленивый человек)»29.
Осуждались такие пороки, как жадность, лицемерие, сквернословие, зависть, жажда мести. У тувинцев мстительный и злопамятный человек вызывал всеобщее осуждение и порицание. А в традициях других некоторых других народов жажда мести доходила вплоть убийства30. И в таких случаях общественное мнение не только одобряло его, но было неудовлетворенным, если оно не совершалось. Последнее воспринималось как не соблюдение традиционных норм поведения и речь шла о потере лица31. У тувинцев же, наоборот, мстительный и злопамятный человек вызывал всеобщее осуждение и порицание. Это объясняется традиционным вероисповеданием народа. Согласно буддизму, любое живое существо священно и ему ни в коем случае нельзя причинять боль и страдания, а тем более - лишать его жизни. Это считалось самым тяжким и непростительным грехом.
Следующим конструктивным принципом тувинского этикета является почтительное отношение к женщине. В отличие от многих других народов Востока, женщина у тувинцев никогда не закрывала лицо и пользовалась большей самостоятельностью при решении многих житейских проблем.
Этому нисколько не противоречит то обстоятельство, что тувинская женщина огромный объем работы и дома и за ее пределами. Так как условия в сельской местности до сих пор остаются тяжелыми, тувинские женщины по-прежнему продолжают выполнять трудную физическую работу. Видимо, народы, у которых женщины испокон веков работали гораздо больше, чем им полагается по современным представлениям, часто питают к ним подлинное уважение. Здесь следует опровергнуть ошибочное мнение некоторых исследователей о том, что женщина в тувинском обществе была существом бесправным и безропотным, полностью зависящим от мужчины32. Подобное мнение, по всей вероятности, является устоявшимся стереотипом, который преимущественно распространяется на женщин мусульманского Востока33, где Коран предписывает им быть покорными женами и во всем неукоснительно повиноваться своим мужьям. Даже в таком случае важно помнить, что принятая в том или ином обществе иерархия принципов всегда является идеальной.
Традиционный образ тувинской женщины формировался в условиях несколько иной действительности и мало что имеет общего с образом мусульманки. Тувинский этикет предписывает исключительно бережное отношение к матери жене, сестре, дочери. Такое отношение народа к представительницам слабого пола проявляется и в том, что женщина может в отсутствие мужчины-хозяина принять гостя, накормив его и при необходимости дать ему ночлег. Этикет исключает со стороны гостя- мужчины какой-нибудь оскорбительный намек или жест в адрес хозяйки и строго регламентирует взаимоотношения между противоположными полами, в зависимости от того, кем они приходятся друг другу.
Нормы традиционной морали обязывают детей быть послушными родителям, внимать их советам и наставлениям, не совершать поступков, которые поставили бы их в неловкое положение перед окружающими. Ребенку с самых ранних лет его жизни прививается уважительное отношение к вскормившей и взрастившей его матери, он должен дорожить ею так же, как она дорожит им. Такое отношение к матери основывается на том, что ей принадлежит приоритетная роль в воспитании детей34.
Особой заботой и вниманием окружались будущие матери. Во время беременности любое желание женщины, особенно в отношении еды, должно быть исполнено. Это распространяется и на недавно родивших женщин. «Роженица на несколько дней оставляется в покое,- писал Г.Е.Грумм- Гржимайло,- и служит предметом заботливого внимания как родственников, так и мужа, который убивает последнего барана, лишь бы предоставить ей более питательную пишу"35. Рождение девочки было столь же желанным, как и рождение мальчика. В народе часто говорили. что семья без дочерей словно очаг без огня. Однако все сказанное ни в коей мере не умаляет и значения мужчины в жизни семьи и общества.
Для женщин существовали определенные этикетные нормы, которые полагалось соблюдать. Например, они должны были носить платок на голове при посторонних мужчинах и родственниках мужа. В этих случаях платок имел определенную этикетную символику. Из соображений этики женщинам запрещалось подниматься на гору во время обряда освящения тайги (тайга дагыыр), где находилось языческое святилище - оваа. Другие запреты не разрешали женщинам перешагивать через посуду, подниматься на крышу дома, погружаться в воду . Но подобные запреты не унижали ее достоинства и
не мешали занимать ей высокое положение в семье и обществе 36.
В неписаном своде тувинских законов в единую систему сведены законы, регулирующие хозяйственную жизнь, нормы морали и этики, религиозные обряды, праздники и прочее. - все. что определяет поведение людей и порядок жизни общества. В целом традиционная бытовая культура тувинцев устояла перед натиском тенденции к дифференциации, так как отличительные признаки этикета, свойственные каждой социальной группе, большой и малой, настолько мало ощутимы, что позволяют говорить о едином тувинском этикете.
1.2 Повседневное общение. Прием гостей
Жизнь человека протекает в его постоянном взаимодействии и общении с другими людьми. Для того чтобы контакты не приводили к конфликтам, не нарушали социального равновесия, чтобы повседневное общение было гармоничным, приятным и полезным, с древних времен вырабатывались правила этикета 37. Этикет представлял различные ритуальные формы повеления в своем жилище. в гостях, в общественных местах, при представителе религиозного культа, на праздниках и т. д.
Этикетные ситуации, которые встречаются буквально на каждом шагу, связаны с повседневным общением. Повседневный этикет - наименее строгая разновидность этикета. Он может допускать различные варианты в выборе стиля поведения, легко трансформироваться под влиянием внешних условий и быть более восприимчивым различного рода инновациям. К числу наиболее стандартных этикетных ситуации, прежде всего относятся встречи, беседы, прощания, которые носят повседневный характер и могут происходить в любом месте и в любое время (на улице, в юрте, в гостях, на праздниках,
массовых сборищах, весной, летом, осенью, зимой)38.
Причем каждая ситуация имеет определенную характеристику, в
зависимости от пола, возраста, социального положения, степени
знакомства коммуникантов.
Границы любой этикетной ситуации регламентируются правилами входа и выхода из нее. Рамки общения включают r себя тщательно разработанную систему приветствий и прощаний, которая существенно облегчает наиболее узловые моменты, а именно: начало и конец беседы.
Для традиционных форм общения характерны особые, устойчивые выражения приветствий и прощаний, свои правила ведения этического диалога, присущие только тому или иному этносу39.
Учитывая существенные различия в повседневном общении тувинцев, все же можно, на наш взгляд, попытаться выделить наиболее типичные и распространенные формы приветствий и прощаний, в которых особо ярко проявилась этническая специфика и национальный колорит народа.
Современная форма приветствия (рукопожатие и слово «Экии») вошла в обиход с 1923 года40. Раньше самая распространенная формула приветствия пои встрече двух людей звучала так: Амыр - Амыр /Мир Вам/. При этом произносился определенный текст: раньше он был строго канонизирован и состоял из нескольких предложений. Согласно традиционному этикету, собеседники отвешивали друг другу легкие поклоны, затем, неторопливо вступали в беседу, которая состояла из встречных вопросов и вдумчивых, четких ответов. Своего рода обязательный ритуал, имевший различные оттенки в зависимости от того, в каких обстоятельствах встретились люди. Широкое распространение имели следующие словесные Формулы бытового приветствия и общения с оттенком особой вежливости: «Амыр!» - «Покой!». «Амыр - ла - дыр» - «Мир Вам!». «Амыргын!» - «Здравствуйте!». «Менди» - «Здравствуйте!» (последним словом приветствовали старший младшего и равный равного). «Сол – дурр бе?» - все ли мирно (спокойно). И длинный приветственный диалог, состоявший из пеоемежаюшихся вопросов, главным из которых был вопрос о здоровье скота, и таких же коротких ответов. Например:
Для каждого времени года существовало определенное приветствие.
Это было связано с образом жизни скотоводов - кочевников.
Так, диалог - приветствие в зимнее время звучал примерно следующим образом:
Весной и летом приветствия звучали несколько с иным оттенком:
И, наконец, осенью произносили примерно следующие приветствия:
Так же на каждый вил работы, которой были заняты хозяева в момент прибытия гостя, имелись специальные формы приветствия и
Информация о работе Традиционные нормы поведения и общения монголов в быту