Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2015 в 16:25, реферат
ФОНЕТИКА – раздел науки о языке, изучающий звуковую сторону языка. Фонетика представляет собой определенную систему, включенную в общую систему языка. Это подуровень общей языковой системы, неразрывно связанный со всей системой, так как основные единицы языка – слова, морфемы, словосочетания, предложения, представляющие более высокие уровни, - являются знаками. Ведь помимо смысловой стороны – обозначаемого (значения), все они имеют и материальную сторону, доступную органам чувств - обозначающее (звуки и их сочетания). Между обозначаемым и обозначающим существует условная (не природная, не естественная) связь.
1.Введение………………………………………………………………………………………………………...2
2.Особенности русского ударения……………………………………………………………………3
2.1.Логическое ударение………………………………………………………………………………….6
3.Список литературы……………………………………………………………… ………………………..8
Министерство образования Республики Башкортостан
ГБПОУ Белебеевский колледж механизации и электрификации
Реферат
на тему: «Фонетические единицы языка»
Выполнила студентка группы Эк-21:
Идиятуллина Регина
Проверил: преподаватель
Кашапова Д.В
Оценка «____» /_________________/
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.Введение……………………………………………………
2.Особенности
русского ударения…………………………………………………………
2.1.Логическое
ударение…………………………………………………………
3.Список литературы……………………………………………………
ФОНЕТИКА – раздел науки о языке, изучающий
звуковую сторону языка. Фонетика представляет
собой определенную систему, включенную
в общую систему языка. Это подуровень
общей языковой системы, неразрывно связанный
со всей системой, так как основные единицы
языка – слова, морфемы, словосочетания,
предложения, представляющие более высокие
уровни, - являются знаками. Ведь
помимо смысловой стороны – обозначаемого (значения), все
они имеют и материальную сторону, доступную
органам чувств - обозначающее (звуки
и их сочетания). Между обозначаемым и
обозначающим существует условная (не
природная, не естественная) связь. Так,
слово мечта имеет материальное
выражение – это сочетание пяти звуков,
служащее для выражения значения «нечто, созданное
воображением, мысленно представляемое».
Предметом фонетики является матеральная
(звуковая) сторона языка.
Задача
фонетики – изучение способов образования
(артикуляции) и акустических свойств
звуков, их изменения в речевом потоке.
Изучать фонетику можно с разными целями
и разными методами. В зависимости от этого
различают общую фонетику, описательную
фонетику, сопоставительную фонетику,
историческую фонетику, экспериментальную
фонетику.
2.Особенности русского ударения , основные тенденции в развитии ударения.
Русское ударение - самая сложная область русского языка для усвоения. Ударение в русском языке динамическое (силовое), то есть гласные звуки под ударением произносятся с напряжением и отчетливо. Русское ударение характеризуется разноместностью и подвижностью. Разноместность - это способность ударения падать на любой слог русского слов: на первый - икОнопись, на второй - экспЕрт, на третий - жалюзИ, на четвертый - апартамЕнты. Во многих языках мира ударения прикреплено к определенному слогу. Подвижность - это свойство ударения перемещаться с одного слога на другой при изменении (склонении или спряжении) одного и того же слова: водА - вОду, хожУ - хОдишь. Большая часть слов русского языка (около 96%) имеет подвижное ударение. Ударение помогает различать слова-омонимы и разные грамматические формы одного и того же слова: зАмок – замОк, засЫпать – засыпАть.Разноместность и подвижность, историческая изменчивость произносительных норм приводят к появлению у одного слова акцентных вариантов. На их образование также влияют диалекты, профессиональные варианты слов и другое. Иногда один из вариантов санкционируется словарями как соответствующий норме, а другой - как неправильный. Ср.: магАзин, - неправильно; магазИн - правильно. В других случаях варианты даются в словарях как равноправные: искрИстый и Искристый.
Все эти особенности можно представить в виде таблицы.
ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО УДАРЕНИЯ
Особенность |
Пояснения |
Примеры |
1. Разноместность |
Может падать на любую часть слова (сравните: фр. – последний слог; англ. – обычно первый слог; польский – чаще всего предпоследний слог) |
Резать Вырезать Вырезать Вырезной |
2. Подвижность |
Может перемещаться при изменении слова |
Вода – воды – воды |
3. Вариантность (вариативность) |
Наличие слов с разными вариантами ударения |
Творог, одновременно, петля, камбала |
4.Стилистическая функция |
Вариант ударения в некоторых словах зависит от речевой ситуации и определяется отношением к литературной / разговорной норме, общему / специальному употреблению |
Феномен (лит.) – феномен (разг.); прикус (общ.) – прикус (медиц.); шёлковый (общ.) – шелковый (народно-поэтич.) |
5. Семантическая (смыслоразличительная) функция. Явление омографии. |
Омографы – слова одной части речи, одинаковые по написанию, но разные по ударению, различающему их смысл |
Замок – замок, орган – орган, мука – мука, парить – парить, проклятый – проклятый. |
При внимательном рассмотрении современное состояние русского ударения может показаться бессистемным и даже хаотичным. Между тем, несмотря на многие исключения и внутренние несоответствия, как в самой акцентологической системе, так и в тенденциях ее развития есть немало последовательного и регулярного.
1. Усиление грамматической функции ударения
При этом само направление в историческом перемещении акцентов может быть даже противоположным: на начальный слог (обух - обух, лемех - лемех) - на конечный слог (губа -губа, лыжня - лыжня). Однако и в том, и в другом случае изменение ударения было полезным, оправданным. В результате его возникло более четкое противопоставление грамматических форм. Ср.: родительный единственного числа губы, лемеха - именительный множественного губы, лемеха.
2. Важной особенностью
развития ударения служит
3. Известно, что у некоторых слов выбор ударения зависит от лексического значения (ледник - "погреб со льдом", ледник - "скопление льда в горах"; бронировать - "покрывать броней", бронировать - "закреплять что-либо" и т.п.).
В результате сопоставительных наблюдений обнаружено исторически разнонаправленное движение ударения: регрессивное - перемещение с последнего слога на начало или ближе к началу слова, прогрессивное - перемещение ударения с первого слога на конец или ближе к концу слова.
Исследования свидетельствуют о том, что регрессивное акцентологическое развитие преобладает сейчас в следующих группах акцентных вариантов: а) у двух-, трехсложных имен мужского рода: бондарь > бондарь, отсвет > отсвет и т.п.; б) у трех-, четырех-, пятисложных глагольных форм в прошедшем времени: постлала > постлала, разорвала > разорвала, родился > родился, перепродана > перепродана и т.п.; в) у форм настоящего-будущего времени глаголов: включит > включит, видоизменит > видоизменит и т.п.
Прогрессивное акцентологическое развитие преобладает в следующих группах акцентных вариантов:
а) у производных трех-, четырехсложных прилагательных: тигровый > тигровый, прадедовский > прадедовский, заводский > заводской и т.п.;
б) у дву-, трехсложных форм инфинитива: удить > удить, приструнить > приструнить, ржаветь > ржаветь и т.п.;
в) у некоторых двусложных приставочных глаголов в формах прошедшего времени: отпил > отпил, налил > налил и т.п.;
г) в падежных формах одно-, двусложных существительных и кратких формах прилагательных во множественном числе: стебля > стебля, груздя > груздя, холма > холма, близки > близки, верны > верны и т.п.
2.1. Логическое ударение
Человеческий язык — звуковой: все в языке проявляется
через звуки, через звучание. Звуковая
система языка имеет весьма сложное строение,
что и не удивительно, ведь она «обслуживает»
все составные части и элементы языка.
При самом крупном членении звукового
состава языка на его части можно выделить
следующие явления: 1) звуки речи, 2) слоги,
3) ударение, 4) интонация.
Для того, чтобы понять сущность и соотношение
перечисленных звуковых явлений языка,
проведем некоторые наблюдения над словами
и предложениями. Хотя в вычленении звуков
и слогов могут встретиться трудности,
но общее положение тут довольно ясно:
из звуков и слогов составляются и, следовательно,
состоят слова; звуки и слоги — своеобразные
кирпичики и блоки, из которых строится
материальное тело слов: (р-а) — (б-о) —
(т-а) — (л-и). Несколько труднее обстоит
дело с ударением. Ударение стоит не в
одном ряду со звуками и слогами, а как
бы над ними: оно реально проявляется как
выделение произношением (усилением, повышением
громкости и т. п.) какого-либо звука в слове
(работали) или слова в предложении: «Все
работали очень дружно». В соответствии
с этим различают два основных типа ударения:
словесное (выделение звука в слове) и
логическое (выделение слова в предложении).
Словесное ударение, таким образом, надстраивается
над звуками слова, а логическое ударение
стоит еще «этажом выше» — надстраивается
над предложением в целом. Общий звуковой
рисунок предложения завершается интонацией:
«Все работали очень дружно». Интонация
придает предложению характер законченности
и завершенности.
Как известно, для изучения звуковой стороны
языка в составе языкознания сложилась
специальная лингвистическая дисциплина
—фонетика (название происходит от древнегреческого
слова phone — звук). Сложность внутреннего
строения звуковой системы языка обусловила
выделение в фонетике собственных частей
и разделов: фонологии (наука о функциональной
стороне звуков речи), акцентологии (наука
об ударении, от латинского accentum — ударение),
интологии (наука об интонации), силлабики
(наука о слогах от греческого syllabe — слог)
и другие.
Нам представляется целесообразным наших
беседах все явления языка рассматривать
и характеризовать по возможное в двух
планах — теоретическом и практическом.
Первый — это рассмотрение явлений языка
самих по себе: что они собой представляют,
как «устроены» — из каких частей или
элементов состоят, как связать между
собой, какова роль данного явления в общей
системе языка и т. п. Второе план имеет целью выяснить, какую
практическую пользу может дать изучение
того или иного языкового явления — в
практике речи, устной и письменной, в
практике письма в узком смысле (в орфографии
и пунктуации), а также в интересах общего
развития человека — повышения уровня
его культуры и мышления.
Все это применимо и к фонетике, к изучению
звуковой стороны языка. Предваряя конкретные
части дальнейшего изложения, покажем
это для иллюстрации на примере словесного
ударения.
Ударение — очень важная часть звукового
оформления слов: оно как бы стягивает
звуки и слоги в единое целое — слово;
без ударения звуки «рассыпались» бы.
Но в слове должно быть не просто какое-то
ударение, а правильное ударение, ударение
на нужном месте, на определенном звуке
(или слоге). Неправильное ударение создаст
произносительную ошибку (портфель, магазин
и т. п. вместо правильного портфель, магазин),
а во многих случаях даже полностью разрушит
слово, например, работа или работа вместо
ра-бота, и т. п. Неправильных ударений
поэтому надо остерегаться и, добавим,
стыдиться, как остерегаются и стыдятся
орфографических ошибок: то и другое расшатывает
литературную норму языка, ведет к затруднению
и даже нарушению языкового общения, портит
язык.
Ударение важно не только само по себе,
но еще и потому, что от него во многом
зависят звуки речи, их произнесение в
составе слов: ударные и безударные гласные
в произношении заметно различаются. Сравните,
например, произнесение корневого гласного
в словах и словоформах дом, дома, домовой.
Хотя во всех трех случаях этот звук обозначается
буквой «о», но произносится он различно:
под ударением (дом) — отчетливый звук
[о], в первом предударном слоге (дома) —
звук близкий к [а] (литературное «аканье»),
во втором предударном слоге (домовой)
— очень краткий и неясный звук, похожий
на краткое [ы] (в транскрипции, специальном
строго фонетическом письме, он обозначается
буквой «ъ»: [дъмавой]). От ударения, наконец,
зависит и обозначение гласных звуков
на письме: ударные гласные обозначаются,
как правило, по произношению (дом, дам,
дым, дум и т. п.), а безударные, напротив,
обычно не по произношению, а главным образом
по правилу «проверки ударением»: дома,
так как дом, гора, так как гору и т. п. Есть,
однако, множество слов, в которых неударные
гласные «проверить» ударением не удается
(овес, аршин, собака, малина и многие другие).
Правильное написание их приходится просто
запоминать. В руководствах по орфографии
написание таких слов характеризуется,
как говорят, «в словарном порядке», то
есть для каждого слова отдельно и с отсылкой
к орфографическому словарю.
Чтобы правильно ставить ударение в словах,
правильно произносить и писать ударные
и безударные звуки, надо к ударению относиться
с большим вниманием. Хочется сказать,
«с уважением и почтением». А сколько интересных
особенностей у самого русского ударения:
оно разноместно (город, но завод, пригород,
но работа, горизонт и т. п.), оно может быть
подвижным (гора, но гору, пишу, но пишешь
и т. п.), в слове может быть двоякое ударение
(творог и допустимо творог) и т. п. Нечто
подобное можно сказать и о других частях
звуковой системы языка — о звуках речи,
о слогах, об интонации.
Мы сделали этот небольшой предварительный
экскурс в практический аспект изучения
одного из явлений языка для того, чтобы
предостеречь читателя от невнимательного
и тем более пренебрежительного отношения
к тем или иным сторонам и явлениям языка
как-де неинтересным и ненужным. Язык —
создание и достояние народа, в нем нет ненужных и бесполезных
мелочей. А поэтому все в нем по-своему
интересно.
3.Список литературы