Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 09:20, контрольная работа
Русский язык – понятие широкое, всеобъемлющее. На этом языке пишутся законы и научные труды, романы и стихотворения, газетные статьи и судебные протоколы. Русский язык обладает неисчерпаемыми возможностями для выражения мыслей, развития разнообразных тем, создания произведений любых жанров. Однако использовать языковые ресурсы нужно умело, учитывая речевую ситуацию, цели и содержание высказывания, его адресность.
1. Введение………………………………………………………………………3
2. Научный стиль……………………………………………………………….5
3. Газетно –публицистический стиль…………………………………………8
4. Официально- деловой стиль………………………………………………10
5. Разговорно – обиходный стиль……………………………………………12
6. Художественный стиль…………………………………………………….15
Заключение…………………………………………………………………….19
Список использованной литературы
Содержание
1. Введение…………………………………………………………
2. Научный стиль……………………………………………
3. Газетно –публицистический стиль…………………………………………8
4. Официально- деловой стиль………………………………………………10
5. Разговорно – обиходный стиль……………………………………………12
6. Художественный стиль…………………………………………………….15
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы
Введение.
Русский язык – понятие широкое, всеобъемлющее. На этом языке пишутся законы и научные труды, романы и стихотворения, газетные статьи и судебные протоколы. Русский язык обладает неисчерпаемыми возможностями для выражения мыслей, развития разнообразных тем, создания произведений любых жанров. Однако использовать языковые ресурсы нужно умело, учитывая речевую ситуацию, цели и содержание высказывания, его адресность. Как не похожи, например, по стилю частное письмо и докладная записка на имя начальника! Одна и та же информация получает разное языковое выражение.
Речь имеет коммуникативную природу и тем самым обращена к кому-либо.
В зависимости от формы обмена информацией речь делится на устную.
В зависимости от количества участников общения – на монолог и диалог.
В основе и письменной и устной видов речи лежит литературный язык. Необходимо отметить, что для каждой ситуации общения в той или иной социальной сфере деятельности существуют правила речевого поведения, речевые нормы, выделяются функциональные стили речи, для каждого из которых характерен свой подбор языковых средств. Наиболее устоявшаяся включает в себя пять функциональных стилей:
1. Научный стиль
2. Газетно– публицистический стиль
3. Официально- деловой стиль
4. Разговорно-обиходный стиль
5. Художественный
Каждый из стилей отдает предпочтение устной или письменной форме, диалогической или монологической речи.
Каждый функциональный стиль
современного русского литературного
языка – это такая его
Каждый функциональный стиль речи имеет свои типичные черты, свой круг лексики и синтаксических структур, которые и реализуются в той или иной степени в каждом жанре данного стиля.
Научный стиль речи.
Основными чертами научного стиля и в письменной и в устной форме являются:
Для научного стиля характерно использование специальной научной и терминологической лексики, в т.ч. и международной. Особенность лексики состоит в том, что многозначные слова употребляются не во всех значениях, а только в одном. Это сближает ее с лексикой официально-делового стиля. Объем текста в научном стиле увеличивается за счет многократного повторения одних и тех же слов. Отсутствует разговорная лексика. Оценки присутствуют, имеют рациональный, а неэмоциональный характер. Также используются в синтаксисе сложные союзные предложения, осложненные простые предложения. Тексты содержат различные формулы, таблицы и графики.
Сферой общественной деятельности в которой функционирует научный стиль является наука. Итак, разберем этот стиль на примере. Анализирую главу из учебника «Экономика без тайн» И.Липсиц. В этой главе, озаглавленной «Это сладкое слово – бюджет», в продолжении темы учебника об основах рыночной экономики автор раскрывает содержание некоторых понятий современной экономической теории.
Он раскрывает причинно-следственные связи между явлениями, выявляет закономерности.
Текст главы объективно изложен и отличается логической последовательностью. Начинается с объяснения того, что является основой
«государственного бюджета», как проходит его исполнение, кто занимается
этим («финансисты»), как они разрешают ситуации в случае превышения «расходов» над «доходами» - «дефицит бюджета».
Автор последовательно раскрывает способы решения проблем «дефицита бюджета» - это и «сокращение бюджетных расходов» путем , например:
В тексте приводятся определения рассматриваемых понятий. Они подчеркнуты с двух сторон и выделены темным шрифтом, например:
«Дефицит государственного бюджета – финансовая ситуация, возникающая в случае, когда……» Специальные научные термины, упомянутые выше и поставленные в кавычки, тоже в тексте выделяются шрифтом.
В этой главе приводятся цифровые данные по структуре доходов и расходов бюджета. В содержание учебника включены и графики, и таблицы с цифрами.
В тексте встречаются многозначные слова, которые здесь имеют строго одно значение, например «финансовые операции» ( Мы знаем, что это слово многозначно, т.к. это и «военная операция» и «хирургическая операция»).
В тексте можно встретить абстрактные понятия, например, «авторитет государственных ценных бумаг».
Многие слова, научные термины, повторяются многократно, увеличивая тем самым объем текста, например: «государство» , «ценные бумаги», «доходность», «долг», «деньги», «займы», «кредиты» и т.п.
Здесь также активно используются простые предложения, осложненные:
Все это помогает понять подлинную сущность явлений, выявить научные закономерности. Научные тексты требуют неоднократного прочтения. Это учебное пособие рассчитано на учащихся 9-11 классов, училищ и техникумов, поэтому автор максимально доходчиво попытался объяснить суть сложных экономических законов. Это ему удалось.
Лексические признаки научного стиля речи
а) существительные, выражающие понятие признака, состояния, изменения на -ние, -ость, -ство, -ие, -ция (частотность, кульминация, построение, свойство, инерция, водность, экземплярность);
б) существиельные на -тель, обозначающие инструмент, орудие, производителя действия (землеустроитель);
в) прилагательные с суффиксом -ист(ый) в значении "содержащий в малом количестве определенную примесь" (глинистый, песчанистый).
Газетно-публицистический стиль речи.
Основной чертой газетно-публицистического стиля является
взаимодействие двух тенденций:
Эмоциональное воздействие
усиливается благодаря
В языке статьи встречаются характерные для газетно- публицистического стиля стандартные выражения – клише («корень зла», «интересы двух сторон», «героические усилия» и т.д.) которые с другой стороны безусловно облегчают коммуникацию.
Лексические признаки
Официально-деловой стиль речи.
Для официально - деловой речи характерны общие стилевые черты:
различий в толковании
Жанры делового стиля выполняют информационную, предписывающую, констатирующую функции в разных видах деятельности. Поэтому основной формой реализации этого стиля является письменная.
Основная сфера действия официально- делового стиля:
Данный стиль речи мы разберем на примере «Постановления Правительства Российской Федерации».
В тексте
данного постановления
двух предложений, в которых однотипные словосочетания повторяются несколько раз и занимают большой объем текста («в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно- коммунального хозяйства… и т.д.)
Повторность этих словосочетаний ясно показывает нам, что никакие
разночтения и иные толкования текста здесь просто недопустимы.
Второй пункт представляет нам изменения, произошедшие в составе
Правительственной комиссии. Здесь широко представлены глаголы в инфинитиве,
содержащие тему должествования и предписания, характерные для официально - делового стиля («внести», «включить», «освободить», «исключить»)
Называются
фамилии лиц, включенных и