Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 16:13, научная работа
Во время обучения в школе происходит становление и развитие языковой личности подростков. Через несколько лет они станут полноправными членами общества и будут оказывать влияние на формирование, отбор и сохранение норм языка в дальнейшем.
II. Основная часть
Глава 1. История изучения понятия «ненормативная лексика» в лингвистике.
Глава 2.Исследование особенностей речи современного школьника.
III. Практическая часть
IV. Выводы
V. Литература
VI. Приложение
Учитывая различные трактовки ненормативной лексики, я считаю, что ненормативная лексика – это слова, используемые в устной повседневной речи определенными социальными или объединенными общими интересами группами, которые имеют ярко выраженный экспрессивный оценочный характер и несут тайный, непонятный для всех смысл.
ГЛАВА 2.ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЧИ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА.
Молодежь в современной России представляет целую социально-демографическую группу. Это не просто молодые люди, а слой молодого населения страны, еще не взрослые, но уже и не дети, основным занятием которых является получение образования с целью подготовки к будущей профессии. В эту же группу входят и учащиеся школы, возрастные границы которых составляют от 6-7 лет до 17-18 лет в современной школе. Эта группа весьма подвижна, так как уходят одни поколения, их сменяют другие. Поэтому и лексический состав школьной лексики весьма изменчив. И прежде всего это связано с изменением личностных критериев школьников, их нравственных ориентиров, общественно-политическими процессами, происходящими в государстве, с бурным развитием науки и техники(появление интернета, компьютерной техники мобильного телефона), активными заимствованиями лексики из иностранных языков. Одни поколения зачитывались произведением Каверина « Два капитана», а их любимыми телепередачами были «Клуб кинопутешественников» и киножурнал « Ералаш», а нынешние школьники увлечены криминальными телесериалами и просмотром телешоу «Дом -2», «Comedi – club», которые способствуют активному усвоению и дальнейшему употреблению жаргонной лексики и ненормированной лексики в целом особенно учащимися сельской средней общеобразовательной школы, когда большую часть своего свободного времени дети проводят у телевизора по той причине, что по-другому организовать свой досуг нет возможности.
Современный школьник – подросток стремится к самореализации, стремится быть самобытной личностью, в том числе и в области языка, собственного, самобытного, особенного, нацеленного на то, чтобы не допустить проникновения в свой круг, в свою среду чуждый элемент. Но в то же время учащиеся активно владеют и обширным кругом общеупотребительной лексики, литературными словами. Поэтому, говоря о школьном жаргоне, мы согласны с мнением ученых о том, что для современного школьника характерно своеобразное двуязычие: во время неформального общения и неподготовленного речевого акта они активно используют ненормативную лексику, а в письменной речи – общеупотребительную разговорную, книжную и литературную лексику. Поэтому школьный жаргон является только одним из уровней современного устного разговорного языка современного подростка.
Особенностью школьного жаргона является и тот факт, что он существует, изменяется и развивается только в школьной среде и для других социальных группах может быть неактуален, хотя и возможны языковые взаимодействия и взаимопроникновения. Кроме этого школьная жаргонная лексика отличается ярко выраженной эмоциональной окрашенностью своих языковых средств.
ГЛАВА 3.РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ШКОЛЬНОГО ЖАРГОНА.
Учащимся были предложены следующие вопросы:
ЦЕЛЬ АНКЕТИРОВАНИЯ:
Определить степень засорения речи старшеклассника.
Выявить: какие слова являются самыми употребительными в молодежном сленге.
Определить мнение самих учащихся, считают ли они свою речь соответствующей литературным нормам.
Проанализировав, я получила следующие результаты:
На первый вопрос: «Как Вы считаете, насколько Ваша разговорная речь отличается от нормативной лексики?» ответили:
Самые употребляемые слова (по мнению старшеклассников):
-Блин
-Клёво
-Чо
-Точняк
-Ни фига себе
-капец
Анализ ответов на третий вопрос: «хотели бы вы овладеть нормативной лексикой?»:
Что необходимо для овладения нормативной лексикой (по мнению старшеклассников):
В процессе исследования была проанализирована разговорная лексика школьников в процессе неформального общения.
Я пришла к следующим результатам:
1. Языковой портрет учащихся 8-11 классов МБОУ « Толстихинская СОШ» вызывает беспокойство и характеризуется бедностью словарного запаса, неумением всегда точно, правильно и образно выразить свои мысли и нежеланием контролировать правильность своей устной речи с точки зрения ограниченного использования ненормативной лексики.
2. Активное проникновение жаргонизмов в разговорную речь учащихся школы связано с РЕЗКИМ СНИЖЕНИЕМ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К ЧТЕНИЮ русской и зарубежной классической литературы. Анализ анкет учащихся 8-11 классов свидетельствует о том, что учащийся – «хорошист» за календарный год читает в среднем не более 5-6 художественных произведений, входящих в курс школьной программы. А самостоятельное чтение практически и вовсе отсутствует. К сожалению, среди опрошенных учащихся оказались и такие, кто за календарный 2012 год не прочитал ни одной книги! И их процент довольно высок!
3. ЖЕЛАНИЕ БОЛЬШУЮ ЧАСТЬ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ ПРОВЕСТИ ПЕРЕД ТЕЛЕВИЗОРОМ, за просмотром телесериалов криминального содержания и телешоу, оказывающих отрицательное влияние на формирование личностных качеств учащихся, или за компьютером привели к тому, что учащиеся стали разговаривать на жаргонном языке. Обработанные анкетные данные свидетельствуют, что любимыми телепередачами учащихся среднего звена являются «Дом-2», «Соmedi-club», «голые и смешные», «Самое улетное видео», «Топ- модель по-американски»,» Лаборатория чувств», сериалы « Универ», «Интерны», «Симпсоны», « Менты», « Солдаты», отдельные жаргонные фразы и целые фрагменты которых быстро входят в речевой обиход, цитируются учащимися, становятся крылатыми и очень нравятся детям. Вывод напрашивается сам собой: свободный доступ к СМИ, Интернету, сомнительного содержания телепередачи порождают стремительное «засорение» речи учащихся жаргонизмами. И уж более всего заслуживает критики современные политики, речь которых с экранов телевизоров и на страницах печатных изданий далеко не всегда характеризуется нормированностью , чистотой и оправданной «выразительностью».
4. Учащиеся 8-11 классов МБОУ « Толстихинская СОШ» в своем большинстве не считают употребление жаргонов в своей речи явлением, отрицательно влияющем на культуру их общения с окружающими их людьми. Более того самыми популярными ответами в ученических анкетах стали такие варианты 1) использование жаргонизмов помогает в общении со сверстниками, помогает не стать «белой вороной» в своей среде; 2)жаргонизмы делают мою речь понятной для друзей ; 3)употребление жаргонизмов модно и современно.
В процессе опроса учащихся выяснилось, что учителя-предметники, работающие в 8-11 классах, остро реагируют на жаргонные выражения учащихся , звучащие на уроках и внеклассных мероприятиях, (27%)делают замечания и исправляют ошибки в речи учащихся (60%), хотя бывают случаи фрагментарного использования ими жаргонной лексики в собственной речи чаще всего для того, чтобы разрядить напряженную обстановку в классе или с целью критики недостойных поступков учащихся (10%).И только 3% учителей относятся к этому спокойно.
5. Среди ПРИЧИН ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЖАРГОНИЗМОВ в речи учащихся были названы следующие:
* Желание выражаться модно, оригинально , современно.
*Стремление быть похожими
на большинство сверстников,
*Невозможность выразить
свои мысли посредством
*Ликвидация агрессии, эмоциональная разгрузка.
* Желание казаться более взрослым.
Большое влияние на лексикон школьников-подростков имеет реклама. Активно рекламируемые товары, как считает С.В. Мамаева, становятся источником метафорических ассоциаций: памперс – тряпка для стирания с доски, энерджайзер – учитель физкультуры. В ряде случаев мотив номинации содержится именно в рекламном тексте. Так «школьный туалет» в одной школе города получил шутливое название «Даниссимо» (ср.: в рекламе «Пусть весь мир подождет»), «классная руководительница» - Тефаль («Всегда думает о нас»), «двойка» - твикс («Сладкая парочка»).
Названия кинофильмов, телепередач и их рубрик тоже находят достойное применение как номинативные жаргонные единицы: большая стирка – классный час, фактор страха – контрольная работа, пятый элемент – шпаргалка, очумелые ручки – учитель труда.
Активно идет процесс заимствования сленгизмов из английского языка: хомяк – домашняя работа (от home work), скулить – учиться в школе (от school), зафрендить – подружиться в социальных сетях и т.п. Использование созвучия для достижения комического эффекта является отличительной чертой современного школьного жаргона (сленга).
Что касается телесериала «Школа», то все старшеклассники замечают, что манера речи сверстников в сериале воспроизведена очень похоже, но вот оригинального школьного жаргона маловато. Авторы сериала ударяются в две крайности: либо используют, если так можно выразиться, «нейтральный жаргон», то есть выражения, которые известны всем, избиты, затерты и вряд ли могут составить речевую характеристику; либо «вынимают» из словарных тайников какие-то редко употребляемые сочетания слов, которые оказались малоупотребляемы или вообще не употребляемы в исследуемой группе старшеклассников, например «замутить лизуна», «дать по щам».
ВЫВОДЫ.
В процессе исследования школьного жаргона я пришла к пониманию того, что, во-первых, культура речи, чистота русского языка – это не личное дело. Это дело общественное.
Во- вторых, убедилась в том, что употребление жаргонизмов напрямую зависит от культурного и интеллектуального уровня говорящего! Учащиеся 8-11 классов МБОУ « Толстихинская СОШ» характеризуются низким уровнем читательского интереса, поэтому их языковой портрет вызывает беспокойство: они далеко не всегда не могут точно выражать посредством языка свои мысли, выражать свои чувства и эмоции. Неспособность найти в своем лексиконе общеупотребительное или литературное слово, недостаточный словесный запас в их речи восполняется нелитературной лексикой, которая, отличаясь ярко выраженной эмоциональной окраской, является для учащихся понятным и доступным средством общения в своей относительно устойчивой подростковой среде, члены которой объединены возрастом, кругом интересов и совместным времяпровождением.
В-третьих, так как, по мнению большинства опрошенных учащихся, избежать в повседневном общении употребления нелитературной лексики невозможно, то учащиеся должны стремиться к тому, чтобы жаргонизмы не проникли в письменную речь учащихся. Ведь они не являются украшением речи школьника. Иными словами использование жаргонной лексики учащимися должно быть уместным и оправданным в конкретной речевой ситуации и способствующим установлению более тесных, доверительных отношений между участниками данного речевого акта, членами одной школьной семьи. Способствовать этому будет, конечно же, употребление положительно окрашенной жаргонной лексики, позволяющей и выразить эмоции, и избежать возникновения агрессии между подростками. И здесь нельзя не согласиться с мнением Д.С.Лихачева, который в своих « Письмах о добром и прекрасном» писал: «По тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллектуальности человека, степень его психологической уравновешенности».
Таким образом, трудно не согласиться с мнением большинства ученых-лингвистов о том, что жаргонная лексика – это огромный пласт ненормированной русской лексики, активно использующейся в речи учащихся 8-11 классов в процессе неформального речевого общения. А это значит, что наша гипотеза о том, что нелитературная лексика в современной школе является устойчивым и активно развивающимся языковым явлением, оказалась верной. Но с этим невозможно мириться.
И в-четвертых, конечно же, ни один закон, принятый Государственной Думой или Президентом России, неспособен привести к полной ликвидации жаргонной лексики в речи подростков. Необходим иной выход. И возможно он состоит в том, что подрастающее поколение должно четко для себя уяснить, что грамотная речь в современной России – это модно, это показатель образованности человека. И если нынешний подросток хочет быть успешным и востребованным в будущем, то сегодня, сидя за школьной партой, он должен любить и беречь русский язык, настойчиво формировать свою языковую культуру, больше читать, мыслить, спорить, отстаивать свою точку зрения, быть истинным патриотом своей страны, чтобы получив школьный аттестат, выработать в себе устойчивую потребность владеть грамотной устной разговорной речью. Это очень сложная каждодневная работа. Но чтобы с полным правом гордо нести по миру звание русского человека, это сделать необходимо сейчас и немедленно, в стенах своей школы, за школьной партой. И трудно не согласиться с министром культуры России Михаилом Швыдкой, который 27 января 2011 года в передаче «Культурная революция», посвященной проблемам развития русского языка, сказал: « До тех пор пока мы не будем , смотреть на мир злыми глазами, пока не перестанем говорить : «Вот понаехали тут!», а осознанно и ответственно будем бороться за чистоту нашего языка, до тех пор будет существовать « великий, могучий и свободный русский язык».
Информация о работе Характеристика речи современного школьника