Шпаргалка по "Риторике"
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 16:01, шпаргалка
Краткое описание
1)Блок понимал значение "Двенадцати"; поэтому в день окончания поэмы
он назвал себя в дневнике гением.
Он мечтал о том, что поэму "прочтут когда-нибудь и не наши времена",
верил в непреходящее революционное величие своего замысла.
Именно поэтому он отрицал узкую партийность, злободневность (а вернее,
газетную однодневность) поэмы.
Вложенные файлы: 1 файл
1)Блок понимал значение "Двенадцати";
поэтому в день окончания поэмы
он назвал себя в дневнике гением.
Он мечтал о том, что поэму "прочтут
когда-нибудь и не наши времена",
верил в непреходящее революционное величие
своего замысла.
Именно поэтому он отрицал узкую партийность,
злободневность (а вернее,
газетную однодневность) поэмы.
Он говорил одному из советских комиссаров:
"Вас интересует политика,
интересы партий; я, мы, поэты, ищем душу
революции. Она прекрасна".
И в то же время Блок утверждал: "Было
бы неправдой... отрицать всякое
отношение "Двенадцати" к политике".
А в мартовском дневнике 1919 года он записал:
"Нет, мы не можем быть
"вне политики", потому что мы предадим
этим музыку, которую можно
услышать только тогда, когда мы перестанем
прятаться от чего бы то ни было".
И не поверхностной злободневностью, а
истинной современностью пронизана
эта великая поэма.
"Двенадцать"... это лучшее, что я написал.
Потому что тогда я жил современностью",-
говорил он позднее.
2) лександр Блок. Сегодня
- я гений
Георгий Куликов
Иллюстрация к поэме «Двенадцать»
В. Масютина (1922)
«Гениален, быть может, тот, – пишет Блок,
– кто сквозь ветер расслышал целую фразу,
сложил слова и записал их; мы знаем не
много таких записанных фраз, и смысл их
приблизительно однозначащ; и на горе
Синае, и в светлице Пречистой Девы, и в
мастерской великого художника раздаются
слова: «Ищи Обетованную Землю». Кто расслышал
– не может ослушаться, суждено ли ему
умереть на рубеже, или увидеть на кресте
распятого Сына, или сгореть на костре
собственного вдохновения»*
Заметьте, в каком (в святом!) ряду поставлен
великий художник. Блок сравнивает его
с Моисеем, для которого ангел начертал
перстом на каменных скрижалях Божьи заповеди.
Услышала от архангела Гавриила и сложила
в сердце (записали потом другие) небесные
слова Дева Мария. И великим художником,
как видим (по аналогии), можно назвать
только того, кому дано расслышать, сложить
и записать «сказанное» Богом.
Это понимал и Пушкин («Веленью Божию,
о Муза, будь послушна»), а признаком Бога
в творчестве художника считал вдохновение.
Пушкин не сказал, что услышавший «запредельное»
обречён «сгореть». А, по Блоку, именно
так!
Закончив свою «революцьонную» поэму,
он записал в записную книжку дату – «28
января» – и одно лишь (дважды подчеркнуто)
название: «ДВЕНАДЦАТЬ». Но последнюю
точку поэт, видимо, поставит только на
следующий день. 29 января 1918 года (день
памяти смерти Пушкина!) он запишет: «Я
понял Faust’а: «Knurre nicht, Pudel». («Не ворчи,
пудель» / «Фауст» Гёте/ – Г.К.). И – дальше:
«Страшный шум, возрастающий во мне и вокруг.
Этот шум слышал Гоголь (чтобы заглушить
его – призывы к порядку семейному и православию)».
И, наконец, главное (подчёркнуто): «Сегодня
– я гений».
Но какую же «целую фразу» расслышал «сквозь
ветер» и записал гениальный поэт? «Эх,
эх, погреши!»? Или – «Эх, Эх, без креста!»?
А может, эту: «Пальнём-ка пулей в Святую
Русь…»? (Да простятся мне эти вопросы!)
Нет, конечно: их смысл противоположен
смыслу слов:"Ищи Обетованную Землю".
Поэма пересыпана кощунственными словами.
Ими был наполнен и сотрясался «воздух
революции». Но был ещё и «страшный шум».
Блок, вспомнив о ворчании пуделя из «Фауста»,
косвенно указал на виновника этого шума.
Можно предположить, что это дух, по апостолу
Павлу, «господствующий в воздухе»**
Но Блок назвал себя гением, а значит, поставив
себя в «святой ряд», «сквозь ветер расслышал
целую фразу, сложил слова и записал их».
Поэт признаётся, что они претят ему, что
он и рад бы их заменить, но (по закону гения)
не может отказаться от надиктованного
свыше. Эта фраза не только Блоку (например,
и поэту Гумилёву) казалась чуждой «духу
поэмы». Блок как бы оправдывался (и перед
собою в первую очередь!), дескать, не мог
не вписать: «Я вдруг увидел, – разъяснял
он Корнею Чуковскому, – что с ними Христос
– это было мне очень неприятно – и я нехотя,
скрепя сердце – должен был поставить
Христа». «Что Христос идёт перед ними
– несомненно, – размышляет мучительно
автор. – Дело не в том, «достойны ли они
его», а страшно то, что опять Он с ними,
и другого пока нет; а надо Другого - ?»
«Другого» надо (у Блока под вопросом)
по «логике событий», но гений – алогичен.
Он – свободен от земного, не скован логикой.
Поэтому и расслышал, и «сложил слова»
в «целую фразу»: «Впереди – Исус Христос».
Про аргументы«Двенадцать» - вещь
пронзительная,
кажется, единственно значительная
из того, что появилось в области
поэзии
за революцию.
С.Н. Булгаков
Поэма «Двенадцать» написана
Александром Блоком в январе 1918 года. Блок,
неоднократно подчеркивающий, что его
стихи рождаются из «духа музыки», что
писать он может тогда и только тогда ,
когда слышит «музыку», услышал «звуки»
времени, привел их в «гармонию», дал им
форму, и на свет появилась поэма. Поэма
написана в исключительный циклон производит
бурю во всех морях – природы, жизни и
искусства. «Двенадцать» стала произведением
поистине новаторским, единственным в
своем роде, построенным по принципу монтажа.
Помимо голоса автора-повествователя,
звучат голоса героев и голоса города,
господствует стихия фольклора. Близость
поэмы к стихии народной поэзии подчеркивается
не только ее интонационной структурой,
но и непосредственным включением в текст
фольклорных жанров или стилизованных
под них фрагментов.
Композиционная особенность:
она построена по принципу кольца.. В первых
и последних главах – городской пейзаж:
ночь, зима, вьюга, людские фигуры на улицах.
В первой главе можно услышать многоголосие:
«- Ох, Матушка-Заступница!
- Ох, большевики загонят в гроб!..
- Предатели!
- Погибла Россия…
-Уж мы плакали, плакали…»
В последней главе тоже раздаются
реплики, но они принадлежат только «двенадцати»:
«- Кто еще там? Выходи!..
- Кто в сугробе – выходи!..
- Отвяжись ты, шелудивый, Я штыком
пощекочу!..»
Последняя реплика обращена
к «псу голодному», который появился еще
в первой главе. Интересно, что из всех
героев первой главы – старушка, барыни
в каракуле, поэт, поп, буржуй, проститутки,
бродяга,- только он появляется в заключительной
главе. Попробуем разобраться почему.
После первой главы пес появится в девятой:
«Стоит буржуй на перекрестке
И в воротник упрятал нос.
А рядом жмется шерстью жесткой
Поджавший хвост паршивый пес.»
Известно, что к «буржуа» Блок
относился почти с физической ненавистью.
«Я живу в квартире, а за тонкой перегородкой
находится другая квартира, где живет
буржуа с семейством… Он обстрижен ежиком,
расторопен, пробыв всю жизнь важным чиновником;
под глазами – мешки, под брюшком тоже,
от него пахнет чистым мужским бельем,
его дочь играет на рояле, его голос –
теноришка – раздается за стеной и на
лестнице, во дворе, у отхожего места, где
он распоряжается, и пр. Везде он.. Господи
Боже! Дай мне силу освободиться от ненависти
к нему, которая мешает мне жить в квартире,
душит злобой перебили мысли...» - это дневниковая
запись февраля 1918 года. Спутником буржуа
Блок делает пса, таким образом, можно
сказать, что пес и буржуй – это своеобразные
символы старого, немузыкального мира.
Однако было бы неверным ограничиться
только таким истолкованием. Дело в том,
что в финальная главе поэмы возникает
диссонансная рифма: пес – Христос. Художественное
пространство поэмы размыкается, разыгравшаяся
вьюга заставляет вьюга заставляет пса
потерять свои реальные очертания, и он
на глазах становится фигурой воистину
символической.
Сходство первой и последней
глав еще и в том, что обе они построены
на контрастах. Поэма начинается антитезой-
«Черный вечер. Белый снег…» и антитезой
завершается: «Позади- голодный пес… Впереди
– Иисус Христос.» Поэма, таким образом,
движется от одного полюса к другому.
Как и все в поэме, этот образ
приобретает символический смысл, который
воплощен и в названии, и в композиционном
делении произведения на двенадцать глав.
В этом, очевидно, и есть сатира
атеиста.
2) Многие из бывших обожателей,
поклонников, попутчиков и даже друзей
Блока просто порвали с ним всякие отношения,
что вполне объясняется накалом страстей
(особенно в первые зимние месяцы) после
Октябрьской Революции большевиков. На
одном из митингов, организованных с целью
поддержки политических заключённых,
жертв большевистского террора, прошедшем
под заглавием «Утро о России», Ахматова
читала своё старое, печально знаменитое
стихотворение «Молитва», в новых условиях
получившее ещё более зловещий, мистический
оттенок. Выступала она в окружении своих
друзей: в том же антибольшевистском концерте
танцевала Ольга Судейкина, и играл на
рояле Артур Лурье. Блок на это собрание,
разумеется, не пошёл. Позже ему рассказали,
что публика на этом концерте кричала
в его адрес: «Изменник!»
Гумилёв в своём кругу утверждал, что Блок,
написав «Двенадцать» послужил «делу
Антихриста» - «вторично распял Христа
и ещё раз расстрелял государя».Всеволод
Иванов в своих воспоминаниях пишет о
своей встрече за чашкой чая с адмиралом
Колчаком и передал его слова. «Горький
и в особенности Блок талантливы. Очень,
очень талантливы... И всё же обоих, когда
возьмём Москву, придётся повесить...»
Однако одновременно с крайним неприятием
белой гвардии поэма «Двенадцать» не получила
однозначного одобрения и со стороны новых
властей, которые первое время вызывали
горячее сочувствие самого Блока.
"…О. Д. Каменева (комиссар Театрального
отдела) сказала Любе: «Стихи Александра
Александровича („Двенадцать“) — очень
талантливое, почти гениальное изображение
действительности. Анатолий Васильевич
(Луначарский) будет о них писать, но читать
их — не надо (вслух), потому что в них восхваляется
то, чего мы, старые социалисты, больше
всего боимся».
Информация о работе Шпаргалка по "Риторике"