Шпаргалка по "Русскому языку и культуре речи"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 11:18, шпаргалка

Краткое описание

Современный русский язык по происхождению связан с общеславянским, который выделился из индоевропейского языка - основы. На основе общеславянского языка образовались восточнославянский (древнерусский) язык, а также языки южнославянской группы (болгарский, сербский…) и западнославянской (польский, словацкий, чешский и др.)
В 14-15вв в результате распада Киевского государства на основе единого языка древнерусской народности возникло 3 самостоятельных языка: русский, украинский, белорусский.

Содержание

1. Происхождение русского языка. Значение русского языка в современном мире
2. Фонетические нормы в культуре речевого общения
3. Дикция и выразительное чтение в культуре речевого общения
4. Грамматические нормы в культуре речевого общения
5. Особенности устной и письменной формы речи в русском языке
6. Фунционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение) в речевой коммуникации
7. Вербальные и невербальные средства общения
8. Логика, этика, эстетика речи в речевой коммуникации
9. Подготовка речи: выбор темы, цель, содержание и структура речи
10. Выступление как разновидность ораторской речи
11. Способы словесного оформления публичного выступления
12. Научный и официально-деловой стили: характеристики, особенности использования в профессиональной деятельности
13. Служебная документация: реквизиты и основные виды управленческих документов.
14. Работа с документами для внешнего пользования: простые деловые письма и контрактные документы
15. Культура делового письма
16. Аннотирование и реферирование в письменной речи современного русского языка.
17. Спор. Логические и психологические аспекты полемики
18. Культура ведения диалога и монолога
19. Публицистический и художественный стили: характеристики и возможность использования в процессе профессиональной деятельности
20. Разговорно-обиходный стиль в процессе речевой коммуникации
21. Деловое совещание. Особенности служебного делового общения
22. Деловая беседа. Структурная организация беседы
23. Особенности телефонной коммуникации
24. Особенности речевой коммуникации в деловых переговорах
25. Технические средства информации в коммуникации (телефакс, факс-модем, электронная почта и т.д.)
26. Особенности речи перед микрофоном и телевизионной камерой
27. Литературное произношение: стили, правила произношения гласных и согласных звуков, литературные ударения

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 92.22 Кб (Скачать файл)

План с цитатами и т.п.

Речь с бумажки.

Высший класс  умений публичного выступления - речь вообще без всякой бумажки. При этом требуется большая мобилизация  памяти, энергии, воли. Импровизированное  выступление хорошо воспринимается аудиторией, устанавливается живой, непосредственный контакт со слушателями. Однако оратор из-за неотработанности речи не всегда успевает уложиться  в отведенное ему время, меньше успевает рассказать, некоторые вопросы остаются неосвещенными.

Импровизация возможна только на базе больших предварительно полученных знаний. Экспромт бывает хорош, когда он подготовлен всем прошлым  опытом оратора. Он может родиться только у человека, который имеет большой  запас знаний и владеет необходимыми риторическими навыками и умениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Научный  и официально-деловой стили: характеристики, особенности использования в  профессиональной деятельности

 

Научный стиль

Официально-деловой  стиль

Сфера общественной деятельности - наука

Сфера - административно-правовая деятельность

Жанры:

Научная статья (краткое  сообщение о результатах научно-исследовательской  и опытно-конструкторской работ, научная или научно-техническая  статья, передовая статья, историко-научная  обзорная статья, дискуссионная статья, научно-публицистическая, рекламная  статья)

Научная монография

Диссертационные работы,

Научно-технические  произведения,

Аннотации,

Рефераты,

Научные доклады,

Лекции,

Жанры научно-популярной литературы

Жанры:

Устав,

Приказ,

Закон,

Распоряжение,

Договор,

Инструкция,

Жалоба

Рецепт,

Заявления различного рода,

И др.

Основными чертами  научного стиля и в письменной и в устной форме являются:

Точность,

Абстрактность,

Логичность,

Объективность изложения.

Основные черты:

Точность изложения,

Детальность изложения,

Стереотипность, стандартизированность  изложения

Официальность, строгость  выражен мысли, объективность, логичность)

Лексический состав научного стиля характеризуется относительной однородностью и замкнутостью - меньше используется синонимов. Отсутствует лексика с разговорной и разговорно-просторечной окраской

Лексический состав: используются слова и словосочетания литературного языка, которые имеют ярко-выраженную функционально-стилистическую окраску; среди них значительное количество профессиональных терминов.

В синтаксических структурах максимально демонстрируется отстраненность автора, объективность излагаемой информации. Поэтому на первый план выдвигается  само действие.

Отражает социальный опыт, вследствие чего его лексика  предельно обобщена в семантическом  отношении, т.е. отстранено все остросвоеобразное, конкретное, неповторимое, а не передний план выдвинуто типичное.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13. Служебная  документация: реквизиты и основные  виды управленческих документов

 

1. Реквизиты.

2. Государственный  герб.

3. Эмблема организации.

4. Изображение наград.

5. Код организации  по ОКПО

6. Код документа  по ОКУД

7. Наименование  министерства или ведомства.

8. Наименование  организации

9. Наименование  структурного подразделения.

10. Индекс предприятия  связи, почтовый и телеграфный  адрес, номер телетайпа, телефона, телефакса, номер счета в банке;  адрес электронной почты (E-mail), страницу в Интернет (Web-site).

11. Название вида  документа.

12. Дата.

13. Индекс.

14. Ссылка на индекс  и дату входящего документа.

15. Место составления  или издания документа.

16. Гриф ограничения  доступа к документу.

17. Адресат.

18. Гриф утверждения  документа.

19. Резолюция.

20. Заголовок к  тексту.

21. Отметка о контроле.

22. Текет. Это  содержание письма, которое может  оформляться в виде таблицы,  анкеты или свободного (комбинированного) изложения сути вопроса.

23. Отметка о наличии  приложений.

24. Подпись.

25. Гриф согласования.

26. Визы.

27. Печать.

28. Отметка о заверении  копии документа.

29. Фамилия исполнителя  (составителя) и номер его телефона.

30. Отметка об  исполнении документа и направлении  его в дело.

31. Отметка о переносе  данных на машинный носитель.

32. Отметка о поступлении  документа.

 

Управленческие  документы

 

Организационные:

 

Распорядительные:

Устав,

структура,

штатная численность  аппарата управления,

штатное расписание,

правила внутреннего  трудового распорядка,

положение о структурном  подразделении предприятия,

должностная инструкция

Приказ

Распоряжение

Указание

Инструкция.

 

Информационно-справочные

документы:

 

Документы по персоналу  предприятия:

Протокол

Акт

Докладная и объяснительная записки и др

Типовой трудовой договор

Анкета

Заявление…


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14. Работа  с документами для внешнего  пользования: простые деловые  письма и контрактные документы

 

В зависимости от содержания и объема деловые (коммерческие) письма разделяют на простые и  контрактные.

К простым деловым  письмам относятся несложные  по содержанию и небольшие по объему документы, рассылаемые в коммерческих целях:

Письмо-просьба  содержит просьбу о присылке образцов товара, каталогов, прайс-листов, какой-либо другой информации.

Письмо-сообщение  содержит извещение, уведомление, информацию о предмете, представляющем взаимный интерес.

Письмо-приглашение  содержит приглашение на какое-либо мероприятие.

Письмо-благодарность  содержит благодарность за что-либо (за полученные образцы товара, информацию, приглашение, оказанное гостеприимство и т.д.).

Сопроводительное (препроводительное) письмо содержит сообщение  о направлении кому-либо (адресату) каких-то материалов (контрактов), продукции, каталогов и т.д. и направляется в том случае, если содержит новую  информацию по сравнению с дорожными  документами.

Письмо-подтверждение  содержит подтверждение получения  грузов, запрашивавшихся материалов, каталогов, а также важной корреспонденции.

Контрактные документы - эти документы отражают важные этапы производственного процесса любого предприятия:

Запрос - это коммерческий документ, который представляет собой  обращение импортера (покупателя) к  экспортеру (продавцу) с просьбой представить  необходимую информацию об имеющихся  у последнего товарах (услугах) и / или  направить предложение на поставку (продажу) этих товаров или предоставление услуг.

Ответ на запрос формулируется  в зависимости от конкретной ситуации, т.е. от степени возможности и  готовности экспортера (продавца) удовлетворить  пожелание импортера (покупателя).

Контракт - коммерческий документ, который представляет собой  договор на поставку товара (предоставление услуг и т.п.), подписанный продавцом  и покупателем (экспортером и  импортером).

Рекламация (претензия) - документ, в котором содержится претензия к стороне, нарушившей принятые на себя по контракту обязательства, и требование возмещения убытков.

Ответ на рекламацию. При ответе на рекламацию могут иметь  место следующие ситуации.

Ситуация 1. Претензия  признается справедливой и удовлетворяется  полностью.

Ситуация 2. Претензия  принимается к рассмотрению, решение  по ней пока не принято, так как  это требует времени.

Ситуация 3. Претензия  признается справедливой лишь в некоторой  ее части или в некоторых ее частях. В этом случае указываются  основания, по которым отвергаются  другие требования.

Ситуация 4. Претензия  отклоняется полностью. В таком  случае должны быть указаны мотивы отказа со ссылкой на соответствующие  нормативные акты и документы, которые  обосновывают отказ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15. Культура  делового письма

 

Культура письменной речи заключается как в знании лексических, грамматических и орфографических  норм современного русского языка и  правил этикета служебного документа, так и в умении выбрать и  грамотно использовать специальные  слова и словосочетания, характерные  для официально-деловой письменной речи.

Правила делового письма:

Ваше письмо с  первого взгляда должно произвести солидное впечатление

Никогда не старайтесь перевести письмо дословно со своего родного языка на иностранный. Стандарты  везде разные. Приготовьте банк данных из писем, по которым Вы учились, которые  Вы получали, которые представляются вам образцовыми. Вам останется  только адаптировать исходный текст  к текущему моменту и получить готовое письмо

Деловое формальное письмо должно быть написано как личное, только ему одному, получателю, адресованное. Никаких холодных, формальных фраз! Весь мировой бизнес построен на личных взаимоотношениях и их надо строить!

Перечислять все  достижения, преимущества вашей компании, продукта, сервиса, ваши личные нужно  честно, без излишних преувеличений. Любую информацию можно легко  проверить.

Письмо должно быть как информативным, так и лаконичным и занимать не более одной страницы. Помните, больше одной страницы никто  не станет читать.

Закончить письмо следует  прямым указанием, что Вы ожидаете от этой компании. Именно эта заключительная фраза запомнится больше всего.

При написании любых  писем следует всегда руководствовать  английской формулой: KISS = Keep It Short and Simple (Кратко и по делу).

 

 

 

 

 

 

 

16. Аннотирование  и реферирование в письменной  речи современного русского языка

 

Слово аннотация  происходит от латинского annotatio - замечание, пометка. Аннотацией называют краткую  характеристику книги (или статьи), содержащую перечень основных разделов, тем или вопросов, рассматриваемых  в работе. Говоря схематично, аннотация  на книгу (прежде всего научную или  учебную) отвечает на вопросы о чем? из каких частей? как? для кого? Это  как бы ее основные, стандартные  смысловые элементы. Каждый из них  имеет свои языковые средства выражения, которые указываются ниже.

Аннотация на книгу  помещается на оборотной стороне  ее титульного листа и служит (наряду с ее названием и оглавлением) источником информации о содержании работы. Познакомившись с аннотацией, читатель решает, насколько книга  может быть ему нужна. Кроме того, умение аннотировать прочитанную литературу помогает овладению навыками реферирования.

Слово реферат происходит от латинского referre, что значит "докладывать, сообщать". В настоящее время  рефератом называют прежде всего  краткое, чаще всего письменное, изложение  научной работы - статьи или книги (или нескольких научных работ). Изложение  одной работы обычно содержит указание на тему и композицию реферируемой работы, перечень ее основных положений  с приведением аргументации, реже - описание методики и проведение эксперимента, результатов и выводов исследования. Такой реферат будем называть простым информационным.

Студенты в российских вузах пишут рефераты обычно на определенные темы, которые предлагаются им на кафедрах общеинженерных и общественных дисциплин. Для написания таких тематических рефератов может быть необходимо привлечение более чем одного источника, по крайней мере двух научных  работ. В этом случае реферат является не только информационным, но и обзорным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17. Спор. Логические и психологические  аспекты полемики

 

Спор - это коммуникативный  процесс, в рамках которого происходит сопоставление точек зрения, позиций  участвующих в нем сторон, при  этом каждая из них стремится аргументированно утвердить свое понимание обсуждаемых  вопросов и опровергнуть доводы другой стороны.

Искусство ведения  спора получило название эристика. При таком подходе искусство  спора характеризуется двумя  основными признаками: доказательностью и убедительностью. Доказательность - это логическое воздействие на оппонента принудительностью рассуждения. Убедительность - это психологическое  воздействие на оппонента, направленное на восприятие им той или иной идеи. В рамках спора доказательность  и убедительность относительно независимы. Возможны следующие их комбинации: а) доказательно и убедительно; б) доказательно, но не убедительно; в) не доказательно, но убедительно; г) и не доказательно, и не убедительно. Идеальный вариант, к которому необходимо стремиться в  любом споре - доказательность и  убедительность рассуждений одновременно.

Дискуссия - это  вид спора, в рамках которого рассматривается, исследуется, обсуждается какая-либо проблема. Цель любой дискуссии - достижение максимально возможной в данных условиях степени согласия ее участников по обсуждаемой проблеме.

Полемика - вид спора, в рамках которого основные усилия сторон направлены на утверждение (победу) своей позиции относительно обсуждаемого предмета.

Стратегия спора - это  общий план его ведения.

Пропонент - тот, кто  выдвигает и отстаивает некоторый  тезис - должен позаботиться о том, чтобы  обеспечить максимально возможную  степень его обоснованности.

Информация о работе Шпаргалка по "Русскому языку и культуре речи"