Эллинизация риторики в Древнем Риме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 13:48, контрольная работа

Краткое описание

В Древний Рим риторика проникла в I веке до н. э.. Римские учебники риторики на латинском языке - анонимная «Риторика к Гереннию», семь риторических трактатов Цицерона - основаны на греческих (эллинистических) образцах. Наиболее полное выражение римская риторика получила в работе Квинтилиана Institutio oratoria (около 95 года н. э.), который видит в ораторе идеал человека. Красноречие для него стоит выше, чем астрономия, математика и другие науки.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная Риторика.docx

— 26.86 Кб (Скачать файл)

Эллинизация риторики в Древнем Риме

В Древний Рим риторика проникла в I веке до н. э.. Римские учебники риторики на латинском языке - анонимная «Риторика к Гереннию», семь риторических трактатов Цицерона - основаны на греческих (эллинистических) образцах. Наиболее полное выражение римская риторика получила в работе Квинтилиана Institutio oratoria (около 95 года н. э.), который видит в ораторе идеал человека. Красноречие для него стоит выше, чем астрономия, математика и другие науки.

Эллинистическая риторика (в  Риме сложилась ко времени Цицерона) делилась на 5 частей:

    1. Инвенция (в латинской терминологии - inventio, букв. «нахождение», «обретение») - систематизация речи и используемых в ней аргументов. В классике инвенция означала не «креативность», т.е. не создание предмета обсуждения «из воздуха», изобретение идеи, а работу над уже имеющимся предметом (например, судебным случаем) - в направлении отыскивания в этом предмете ключевых аргументов, тем, проблем и т.д.
    2. Диспозиция (dispositio, расположение материала) - «план выступления». У римлян диспозиция стандартно представлялась состоящей из 6 частей: вступление (по-русски иногда «эксордий»), изложение, пропозиция (постулирование сущности, в отношении которой существует консенсус, и сущности, в отношении которой существует контроверза; из констатации противопоставления этих сущностей указанная часть диспозиции также называлась divisio, «деление»), доказательство (своего взгляда), опровержение (противного взгляда) и заключение.
    3. Словесное выражение (elocutio, «красноречие») - учение об отборе слов, о сочетании слов, о тропах и риторических фигурах - всего того, что формирует стиль речи.
    4. Запоминание (memoria, «память»).
    5. Преподнесение (pronuntiatio, «произнесение») - техника преподнесения материала, приёмы ораторской речи, придающие ей убедительность для слушателей.

В состав учения о словесном  выражении входило и учение о  трёх стилях: в зависимости от использования стилистических средств - о простом (низком), среднем и высоком стиле речи. Эта теория сохраняла своё значение в Средние века и в эпоху Возрождения.

После исчезновения демократии античная риторика ориентировалась  главным образом на два типа речей: на судебные и парадные речи. Соответственно двум этим целям (утилитарной и эстетической) формируются два направления  в теории стиля: аттицизм (аттикизм, аттическое направление), заботившийся преимущественно о точности выражения, и азианизм (азианство, азиатское  направление), ставивший целью занимательность  изложения и выработавший особый высокий стиль, основанный на контрастах, изобилующий сравнениями и метафорами.

В римской риторике продолжался  спор об азианизме и аттицизме. Первым последователем азианизма был Гортензий, а впоследствии к нему примкнул Цицерон, высказывающийся, впрочем, в некоторых  сочинениях и в пользу аттицизма. Наиболее изящным представителем аттицизма  в римской литературе можно считать  Юлия Цезаря.

Разработка материала  в римской риторике подчинялась  особой конечной цели, убеждению, в  котором различались три аспекта - docere («учить», «сообщать»), movere («побуждать», «возбуждать страсти»), delectare («развлекать», «доставлять наслаждение»). Каждый из них был неразрывно связан с остальными, но, смотря по обстоятельствам, мог занимать господствующее положение. Было унаследовано и учение о разработке пяти этапов речи.

С падением республики красноречие  как таковое приходит в упадок, зато риторические приёмы проникают  в поэзию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Деятельность  М.Т.Цицерона как вершина развития ораторского искусства в Древнем  Риме.

 Красноречие в Древнем  Риме развивалось под влиянием  греческого наследия и достигло  особенного расцвета во время  могущества Римской республики. Золотым веком римского красноречия  называют первый век до н.э.  В Риме тогда шла гражданская  война, вызванная попытками Цезаря  ликвидировать республику и установить  диктатуру. В этих условиях  усилилась борьба за общественное  мнение, чем и объясняется подъем  риторики, силу которой как средства  убеждения к тому времени ясно  осознали.

Рим выдвинул большую группу блистательных ораторов во главе  с великим, после Демосфена, трибуном Марком Туллием Цицероном (106-43 гг. до н.э.). Его называют лучшим оратором Древнего Рима. Марк Туллий Цицерон  высоко почитал Демосфена, считал его  лучшим ритором Греции и призывал ораторов - современников учиться  у Демосфена искусству публичной  речи. Цицерон сам следовал его  примеру и даже подражал его знаменитым филиппикам. Но вместе с тем он вполне самостоятельно развивал ораторское искусство, в особенности мастерство судебной речи.

Отмечая огромные возможности  красноречия для воздействия  на массы людей и управления ими, Цицерон считал его одним из главных  орудий государства. Поэтому он был  убежден в том, что любой государственный  и общественный деятель должен владеть  искусством публичного слова.

Одно из главных положений  его риторической теории - об идеальном  ораторе. Таким он считал мыслителя-философа, обладающего высокой моралью  и постоянно обогащающего свои знания чтением литературы, изучением истории, интересом к праву, эстетике и  этике. Идеальный оратор, будучи психологом, знает характер людей, предугадывает  их настроения и в нужные моменты возбуждает в них необходимые чувства радости или любви, благосклонности или ненависти, возмущения или гнева. Но, подчеркивал Цицерон, главная сила красноречия - его содержательность, «мудрость содержания», облекаемая в яркую и доходчивую форму.

Достижения античной риторики и свой собственный «практический  опыт» Цицерон обобщил в трех риторических трактатах: «Об ораторе», «Брут», «Оратор». В них он поднимает  проблемы, актуальные и сегодня. Прежде всего, его интересовал вопрос о  том, какие данные необходимы оратору, и пришел к выводу, что совершенный  оратор должен обладать природным талантом, памятью, иметь навык и знания, быть образованным человеком и актером. Только обладая всеми этими данными, оратор «сможет реализовать три  великие цели красноречия — «убедить, усладить, победить (воздействовать)». Цицерон продолжил вслед за греками  разработку теории трех стилей и ратовал  за классическую схему построения речи, согласно которой оратор должен найти, что сказать, расположить материал по порядку, придать должную словесную  форму, все запомнить, произнести.

Особо он подчеркивал связь  содержания и словесной формы: «Всякая  речь состоит из содержания и слов, и во всякой речи слова без содержания лишаются почвы, а содержание без  слов лишается ясности».

Цицерон ставил перед оратором три основные задачи:

    • доказать истинность своих утверждений;
    • доставить слушателям эстетическое удовольствие;
    • воздействовать на их волю и поведение, побудить к деятельности.

Подготовку речи Цицерон  разделил на шесть этапов:

    • уяснить предмет речи и произвести сбор материалов;
    • «расположить найденное по порядку, взвесив и оценив каждый довод»: наиболее внушающие факты расположить в начале и в конце речи, факты меньшей значимости - в середине. «Прежде чем в речи добраться до самой сути, надо расположить слушателей в свою пользу, далее разъяснить дело, после этого установить предмет спора; затем доказать то, на чем мы настаиваем, потом опровергнуть возражения, а в конце речи все, что говорит за нас, развернуть и возвеличить, а то, на чем настаивают противники, поколебать и лишить значения».
    • «облечь и украсить все словами» за счет выразительных средств языка;
    • укрепить речь « в памяти», то есть запомнить ее в той мере, чтобы по тезисам можно было воспроизвести текст близко к замыслу;
    • «закончить речь с достоинством и приятностью»;
    • определить ритм, в котором будет произноситься речь. Она не должна нестись безостановочно, как речной поток, звучать отрывисто, быть пространной или расплывчатой.

 Особое мнение Цицерон  уделял голосу, которым будет  произноситься речь. В отношении  голоса он писал: «Не нравится  мне, когда буквы выговариваются  с изысканным подчеркиванием, также  не нравится, когда их произношение  затемняется излишней небрежностью; не нравится мне, когда слова  произносятся слабым, умирающим  голосом, не нравится также,  когда они раздаются с шумом  и как бы в припадке тяжелой одышки» . Голос должен звучать просто и естественно, без чего-либо показного, подражательного. Цицерон отмечал, что эти и другие качества приобретаются с помощью специальных упражнений, ориентированных на того или иного оратора как образец, то есть упражнения должны включать элементы подражания. Под подражанием Цицерон понимал не копирование, а стимул для стремления к собственному совершенству. Для самого Цицерона образцом был Демосфен.

 Мысли Цицерона об  ораторском искусстве не утратили  своего значения и по сей  день. Творчество Цицерона вобрало  в себя все достижения античной  риторики и поэтому является  высшей точкой ее теории и  практики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 На протяжении всего  периода античной культуры риторика  предопределяла не только стиль  речи, но и в значительной степени  образ мыслей и поведения, т.  е, философию жизни. Труды древних  ораторов по риторике оказали  огромное влияние на все дальнейшее  развитие теории ораторского  искусства, они внесли значительный  вклад и на развитие практического  красноречия.

 В своих трудах ораторы  поднимают проблемы, актуальные  и сегодня. Их интересовал вопрос  о том, что необходимо хорошему  оратору, и сделали вывод, что  совершенный оратор должен обладать  природным талантом, памятью, иметь  навык и знания, быть образованным человеком и актером.

 Если для греков главное в риторике - искусство убеждать, то римляне больше ценили искусство говорить хорошо. Именно в римской риторике цицероновского времени сложилась система классических понятий риторики, которые впоследствии составляли основу европейских риторических теорий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Безменова Н. А. Очерки по теории и истории риторики. М., 1991.
  2. Граудина Л.К. Русская риторика. Хрестоматия. М., 1996.
  3. Козаржевский А. Ч. Античное ораторское искусство. М., 1980.
  4. Корнилова Е. Н. Риторика - искусство убеждать. Своеобразие публицистики античной эпохи. М., 1998.
  5. Кузнецова Т. М., Стрельникова И. П. Ораторское искусство в Древнем Риме. М., 1976.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая  часть 

  1. Перепишите, записывая числительные прописью: к 49 прибавьте 11. Со 126 студентами трудно проводить занятия. Из 365 дней только 12 были солнечными. 32 из 157моделей одежды понравились членам жюри.

К сорока девяти прибавьте  одиннадцать. Со ста двадцатью шестью студентами трудно проводить занятия. Из трехсот шестидесяти пяти дней только двенадцать были солнечными. Тридцать две модели из ста пятидесяти семи моделей одежды понравились членам жюри.

  1. Подберите синонимы к слову «лицо»

Синонимы - слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение.

Лицо: лик, рожица, мордочка, личико, физиономия, харя.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Эллинизация риторики в Древнем Риме