Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 13:48, контрольная работа
В Древний Рим риторика проникла в I веке до н. э.. Римские учебники риторики на латинском языке - анонимная «Риторика к Гереннию», семь риторических трактатов Цицерона - основаны на греческих (эллинистических) образцах. Наиболее полное выражение римская риторика получила в работе Квинтилиана Institutio oratoria (около 95 года н. э.), который видит в ораторе идеал человека. Красноречие для него стоит выше, чем астрономия, математика и другие науки.
Эллинизация риторики в Древнем Риме
В Древний Рим риторика проникла в I веке до н. э.. Римские учебники риторики на латинском языке - анонимная «Риторика к Гереннию», семь риторических трактатов Цицерона - основаны на греческих (эллинистических) образцах. Наиболее полное выражение римская риторика получила в работе Квинтилиана Institutio oratoria (около 95 года н. э.), который видит в ораторе идеал человека. Красноречие для него стоит выше, чем астрономия, математика и другие науки.
Эллинистическая риторика (в Риме сложилась ко времени Цицерона) делилась на 5 частей:
В состав учения о словесном выражении входило и учение о трёх стилях: в зависимости от использования стилистических средств - о простом (низком), среднем и высоком стиле речи. Эта теория сохраняла своё значение в Средние века и в эпоху Возрождения.
После исчезновения демократии
античная риторика ориентировалась
главным образом на два типа речей:
на судебные и парадные речи. Соответственно
двум этим целям (утилитарной и эстетической)
формируются два направления
в теории стиля: аттицизм (аттикизм,
аттическое направление), заботившийся
преимущественно о точности выражения,
и азианизм (азианство, азиатское
направление), ставивший целью
В римской риторике продолжался спор об азианизме и аттицизме. Первым последователем азианизма был Гортензий, а впоследствии к нему примкнул Цицерон, высказывающийся, впрочем, в некоторых сочинениях и в пользу аттицизма. Наиболее изящным представителем аттицизма в римской литературе можно считать Юлия Цезаря.
Разработка материала в римской риторике подчинялась особой конечной цели, убеждению, в котором различались три аспекта - docere («учить», «сообщать»), movere («побуждать», «возбуждать страсти»), delectare («развлекать», «доставлять наслаждение»). Каждый из них был неразрывно связан с остальными, но, смотря по обстоятельствам, мог занимать господствующее положение. Было унаследовано и учение о разработке пяти этапов речи.
С падением республики красноречие как таковое приходит в упадок, зато риторические приёмы проникают в поэзию.
Деятельность
М.Т.Цицерона как вершина развития
ораторского искусства в
Красноречие в Древнем
Риме развивалось под влиянием
греческого наследия и
Рим выдвинул большую группу
блистательных ораторов во главе
с великим, после Демосфена, трибуном
Марком Туллием Цицероном (106-43 гг. до
н.э.). Его называют лучшим оратором
Древнего Рима. Марк Туллий Цицерон
высоко почитал Демосфена, считал его
лучшим ритором Греции и призывал
ораторов - современников учиться
у Демосфена искусству
Отмечая огромные возможности красноречия для воздействия на массы людей и управления ими, Цицерон считал его одним из главных орудий государства. Поэтому он был убежден в том, что любой государственный и общественный деятель должен владеть искусством публичного слова.
Одно из главных положений его риторической теории - об идеальном ораторе. Таким он считал мыслителя-философа, обладающего высокой моралью и постоянно обогащающего свои знания чтением литературы, изучением истории, интересом к праву, эстетике и этике. Идеальный оратор, будучи психологом, знает характер людей, предугадывает их настроения и в нужные моменты возбуждает в них необходимые чувства радости или любви, благосклонности или ненависти, возмущения или гнева. Но, подчеркивал Цицерон, главная сила красноречия - его содержательность, «мудрость содержания», облекаемая в яркую и доходчивую форму.
Достижения античной риторики и свой собственный «практический опыт» Цицерон обобщил в трех риторических трактатах: «Об ораторе», «Брут», «Оратор». В них он поднимает проблемы, актуальные и сегодня. Прежде всего, его интересовал вопрос о том, какие данные необходимы оратору, и пришел к выводу, что совершенный оратор должен обладать природным талантом, памятью, иметь навык и знания, быть образованным человеком и актером. Только обладая всеми этими данными, оратор «сможет реализовать три великие цели красноречия — «убедить, усладить, победить (воздействовать)». Цицерон продолжил вслед за греками разработку теории трех стилей и ратовал за классическую схему построения речи, согласно которой оратор должен найти, что сказать, расположить материал по порядку, придать должную словесную форму, все запомнить, произнести.
Особо он подчеркивал связь содержания и словесной формы: «Всякая речь состоит из содержания и слов, и во всякой речи слова без содержания лишаются почвы, а содержание без слов лишается ясности».
Цицерон ставил перед оратором три основные задачи:
Подготовку речи Цицерон разделил на шесть этапов:
Особое мнение Цицерон
уделял голосу, которым будет
произноситься речь. В отношении
голоса он писал: «Не нравится
мне, когда буквы
Мысли Цицерона об
ораторском искусстве не
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На протяжении всего
периода античной культуры
В своих трудах ораторы
поднимают проблемы, актуальные
и сегодня. Их интересовал
Если для греков главное в риторике - искусство убеждать, то римляне больше ценили искусство говорить хорошо. Именно в римской риторике цицероновского времени сложилась система классических понятий риторики, которые впоследствии составляли основу европейских риторических теорий.
Список используемой литературы
Практическая часть
К сорока девяти прибавьте одиннадцать. Со ста двадцатью шестью студентами трудно проводить занятия. Из трехсот шестидесяти пяти дней только двенадцать были солнечными. Тридцать две модели из ста пятидесяти семи моделей одежды понравились членам жюри.
Синонимы - слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение.
Лицо: лик, рожица, мордочка, личико, физиономия, харя.