Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 22:03, реферат
Целью данной работы является изучение языка и стиля распорядительных документов.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
Анализ понятия документ
Изучение распорядительных документов
Рассмотрение правил оформления на отдельных видах распорядительных документов
Введение
1. Основные понятия
1.1. Официально-Деловой стиль речи
1.2. Способы классификации документов.
1.3. Распорядительные документы
2. Правила оформления документов
2.1. Решение
2.2. Приказ
2.3. Служебная записка
2.4. Протокол
Заключение
Список используемой литературы
С помощью распорядительных документов разрешаются возникающие в сфере управления проблемы и вопросы; их адресатом являются конкретные учреждения, структурные подразделения, должностные лица и сотрудники.
Основная задача документов такого вида – придание юридической силы тому или иному действию руководителя. В связи с этим язык и стиль документации этого типа отличается жесткой регламентированностью, стандартизацией языковых моделей.
К распорядительным документам относятся: постановления, решения, приказы, распоряжения, указания. Вид документа, издаваемый организацией для фиксации распорядительного действия, определяется несколькими факторами: уровнем органа управления или власти; компетенцией (полномочиями должностного лица); порядком принятия управленческого решения (коллегиально или на основе принципа единоначалия).
Сколько существует документов, столько существует способов их оформления. Каждый документ оформляется по-своему. Рассмотрим на примере нескольких основных видов распорядительных документов.
Решение – это способ, образ экономических действий государства, регионов, предприятий, фирм, который избирают в результате анализа вариантов, исходя из поставленных целей и с учетом наличия ограниченных ресурсов. Проект решения вырабатывается системными аналитиками, а утверждение решения после рассмотрения производится коллегиальными и совещательными органами учреждений, предприятий, фирм в целях разрешения наиболее важных вопросов их деятельности. Ключевым словом текста решения является глагол РЕШИЛ (РЕШИЛА, РЕШИЛИ), например: «Коллегия РЕШИЛА…» или «Совет директоров РЕШИЛ…».
Образец решения
ОАО "ВКС" РЕШЕНИЕ общего собрания акционеров 27.10.2010 г. № 2 Общее ежегодное собрание акционеров ОАО "ВКС" в связи с перерегистрацией акционерного общества РЕШИЛО: 1. Утвердить новую редакцию Устава ОАО "ВКС" со следующими изменениями: |
В статье 8 "Управление Обществом" исключить подп. 4 из п. 8.5. 2. Исполнительному органу общества внести указанные изменения в учредительные документы и поручить зарегистрировать ОАО "ВКС" в соответствии с гражданским законодательством РФ до 15.08.2010. Председатель общего собрания Подпись В.Л. Кравец Секретарь Подпись О.Р. Туманова |
Приказ – наиболее распространенный документ в деятельности организаций и предприятий.
Приказ – это правовой акт, издаваемый руководителями организаций и предприятий, действующих на основе принципа единоначалия, в целях разрешения основных и оперативных задач, стоящих перед данной организацией.
Приказ – это исходящее от руководителя задание подчиненному, предписывающее, чтобы в определенных условиях последний совершил определенное действие или от него воздержался.
Приказы бывают общими и конкретными, письменными и устными, формальными и неформальными.
По содержанию приказы делятся на два вида: по основной деятельности и по личному составу (кадровые). Приказы по основной деятельности издаются по вопросам производственно-хозяйственной деятельности, планирования, отчетности, финансирования, кредитования, совершенствования структуры и организации работы предприятия и т. п. В приказах по личному составу фиксируются взаимоотношения работодателя и работника (работников).
Приказы оформляются на специальном бланке – бланке приказа – или общем бланке организации с указанием вида документа – ПРИКАЗ.
Расположение реквизитов в бланке приказа может быть продольным или угловым. Выбор зависит от организации.
Обязательными реквизитами приказа являются: наименование вышестоящей организации (если она имеется), название вида документа, дата и номер документа, место издания, заголовок к тексту, подпись, визы.
Заголовок приказа должен быть кратким и четко выражать основное содержание документа: о чем? Например: «Об организации Института современных технологий управления»; «Об увеличении уставного капитала общества».
Текст приказа состоит из двух частей: констатирующей и распорядительной. Приказы могут издаваться как инициативные, так и во исполнение распорядительных документов вышестоящих организаций.
В п. 3.20 ГОСТ Р 6.30-2003 установлено, что текст документа «может содержать одну заключительную часть (например, приказы - распорядительную часть без констатирующей)».
Распорядительная часть приказа начинается со слова ПРИКАЗЫВАЮ. Его печатают прописными буквами с новой строки без абзаца. В федеральных органах исполнительной власти – строчными, вразрядку: приказываю.
Текст приказа делится на пункты и подпункты, которые нумеруются арабскими цифрами. Каждый пункт распорядительной части начинается с указания исполнителя. Предписываемое действие формулируется в тексте приказа глаголом в неопределенной форме («осуществить», «обеспечить», «подготовить», «отгрузить» и т. д.). Срок исполнения можно либо указывать в каждом пункте приказа, либо давать отдельным пунктом для всех предписываемых действий. Каждый пункт приказа следует формулировать в последовательности ответов на вопросы: кому (должность, фамилия и инициалы исполнителя), что и к какому сроку сделать. Например:
1. Главному бухгалтеру Морозовой Р.Т. подготовить авансовый отчет к 15.11.2010.
Или:
3. Начальнику отдела кадров Иванову И.П. подготовить предложения по организации повышения квалификации работников организации.
Срок исполнения - 19.12.2010.
В последнем пункте приказа называют должностное лицо, на которое возложен контроль исполнения: Контроль за исполнением приказа возложить на начальника отдела снабжения Петрова Л.П.
Служебная записка – документ, используемый, как правило, для ведения в организации внутренней переписки. Относится к типу инструктивно-методических документов.
Служебная записка – это документ, адресованный руководству, в котором излагается какой-либо вопрос с выводами и предложениями составителя. Различают несколько видов служебных записок: докладные, аналитические, обзорные, информационно-статистические и др.
Служебная записка состоит из заголовка, сведений об адресате и разработчике, даты написания, наименования темы, основного текста, подписи разработчика, указаний на приложения.
Текст служебной записки оформляется на специальном бланке с логотипом организации или на обычных листах бумаги формата А4.
Образец служебной записки
Управление Роскомнадзора по Хабаровскому краю | Руководителю |
Отдел надзора в сфере связи | С.В. Костылеву |
СЛУЖЕБНАЯ ЗАПИСКА |
|
07.04.2009 | (Резолюция руководителя) |
О премировании сотрудников отдела по надзору в сфере связи |
|
В связи с выполнением плана производственной деятельности в I квартале 2010 года прошу рассмотреть вопрос о дополнительном премировании сотрудников отдела надзора в сфере связи в размере 1 тысячи руб. | |
Начальник отдела | (Подпись) К.В. Ширяев |
Протокол – это документ, содержащий запись выступлений участников собрания, совещания, заседания, конференции и принятых по обсуждаемым на них вопросам решений.
Различают два типа протоколов: простые (или краткие), называемые еще протоколами решений, и сложные (или полные). В простых протоколах указывают только повестку дня, фамилии докладчиков, фамилии выступивших в прениях и принятые решения. В сложных протоколах фиксируется весь ход и результаты собрания, заседания, конференции и т.п., а также вопросы и выступления присутствующих, предложения и решения.
Протокол составляется по следующей форме:
1. Название документа (ПРОТОКОЛ) пишется в середине строки заглавными буквами.
2. Номер протокола (протоколы нумеруются в пределах календарного года).
3. Дата заседания.
4. Вводная часть протокола включает в себя сведения о председателе (или лице, председательствующем на заседании), секретаре, присутствующих, приглашенных и повестке дня.
Вопросы в повестке дня необходимо располагать таким образом, чтобы наиболее важные и сложные стояли первыми. Вопросы перечисляются в именительном падеже. Наименование должности, инициалы и фамилию пишут в родительном падеже.
5. Основная часть протокола, где фиксируется весь ход совещания, собрания, конференции, встречи и т.п.
Основная часть текста протокола состоит из позиций в соответствии с пунктами повестки дня. Текст позиции строится по схеме: СЛУШАЛИ – ВЫСТУПИЛИ – ПОСТАНОВИЛИ (это ключевые слова протокола).
Для информирования заинтересованных организаций и лиц о принятых решениях, а также в целях подтверждения принятых решений могут оформляться выписки из протокола. Выписка – это копия части документа, следовательно, выписки нужно оформлять по тем же правилам, что и копии документов. В выписке должны быть воспроизведены реквизиты организации или органа, дата, номер протокола, место составления, а также сведения о председателе и секретаре. Из основной части протокола в выписку переносятся разделы «Слушали» и «Решили» («Постановили»). Подписями председателя и секретаря выписка не удостоверяется. Для придания юридической силы выписке из протокола используется реквизит «Отметка о заверении копии», оформляемый секретарем или иным лицом, имеющим соответствующие полномочия. Если выписка из документа выдается для представления в другую организацию, она заверяется печатью организации. Например:
Образец выписки из протокола
Протокол № 10 заседания кафедры русского ПРИСУТСТВОВАЛИ: все члены кафедры. СЛУШАЛИ: 1. О рекомендации к изданию внутривузовским способом учебно -методической разработки "Методические указания по русскому языку" (выпуск II, часть 3). Ответственный – доц. Пупкин Д.С. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Рекомендовать к изданию внутривузовским способом учебно -методическую разработку " Методические указания по русскому языку " (выпуск II, часть 3). Зав. кафедрой русского языка |
6. Подписи. Протокол должны подписывать председатель и секретарь совещания, собрания или заседания.
Официально-деловой стиль представляет собой один из функциональных стилей современного русского литературного языка: набор языковых средств, предназначение которых – обслуживание сферы официально деловых отношений. Деловая речь реализуется в виде письменных документов, построенных по единым для каждой из их жанровых разновидностей правилам.
Современный документ – это сложноструктурированный объект. Текст документа - это не просто набор предложений, это набор текстов, каждый из которых имеет законченную форму и вполне определенное содержание.
Типы документов различаются спецификой своего содержания, а соответственно и своей формой; объединены они набором языковых средств, традиционно используемых для передачи деловой информации. А всё это очень важно в сегодняшнем бурно развивающемся деловом мире.
Нормативно-правовые источники
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51 – ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 17.07.2009, с изм. от 18.07.2009).
2. Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов» от 29.12.1994 № 77-ФЗ
3. ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированная система организационно-
Книги, учебные пособия
4. Максимова В.И. Русский язык и культура речи. – М, 2002.
5. Румянцева С.А. Положение о документационном обеспечении управления (управление документацией). Цели, задачи и методика разработки / Справочник секретаря и офис менеджера. – М., 2009.
6. Смольников Р.И. Оформление распорядительных документов. – М., 2007.
7. Черняк В.Д. Русский язык и культура речи. – СПб.: Изд-во РГПУ им А.И.Герцена, 2005.
8. Штрейкер Н.Ю. Русский язык и культура речи. – М., 2003.
Интернет-ресурсы
9. http://bse.sci-lib.com/ - электронная версия Большой советской энциклопедии
18
[1] Большая советская энциклопедия
[2] Федеральный закон от 29.12.1994 № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов»
Информация о работе Язык и стиль распорядительных документов