Аграрное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 01:40, контрольная работа

Краткое описание

Закон Республики Беларусь от 09.01.2006 N 96-З "О безопасности генно-инженерной деятельности" оперирует такими двумя основными понятиями, как:
а) генно-инженерная деятельность - деятельность, связанная с созданием генно-инженерных организмов, высвобождением их в окружающую среду для проведения испытаний, использованием в хозяйственных целях, ввозом в Республику Беларусь, вывозом из Республики Беларусь и транзитом через ее территорию генно-инженерных организмов, их хранением и обезвреживанием;

Вложенные файлы: 1 файл

moya_kr_agr_pravo_GIO.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Республики Беларусь

Белорусский государственный университет

Юридический факультет

 

Кафедра экологического и аграрного права

 

 

 

Контрольная работа

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 3 курса, 10 группы

юридического  факультета БГУ специальности «Правоведение» очной формы обучения

Чемеза  Виктория

Леонидовна

_______________________

(подпись студента)

 

 

 

Преподаватель:

Кузьмич Ирина  Петровна,

Кандидат юридических  наук, доцент

 

 

 

 

 

 

Минск, 2013

 

Вопрос 22.

Правовое обеспечение  безопасности деятельности по выращиванию и разведению генно-инженерных организмов для производства сельскохозяйственной продукции и продуктов питания с использованием ГИО.

Закон Республики Беларусь от 09.01.2006 N 96-З "О безопасности генно-инженерной деятельности" оперирует такими двумя основными понятиями, как:

а) генно-инженерная деятельность - деятельность, связанная с созданием  генно-инженерных организмов, высвобождением их в окружающую среду для проведения испытаний, использованием в хозяйственных целях, ввозом в Республику Беларусь, вывозом из Республики Беларусь и транзитом через ее территорию генно-инженерных организмов, их хранением и обезвреживанием;

б) генно-инженерный организм (генетически измененный (модифицированный, трансгенный) организм) - живой организм, содержащий новую комбинацию генетического  материала, полученного с помощью  генетической инженерии.

 Все генно-инженерные  организмы делятся на 3 категории:

а) непатогенные - генно-инженерные организмы, не способные вызывать болезни  человека. Их использование в хозяйственных  целях в виде сортов генно-инженерных растений, пород генно-инженерных животных и штаммов непатогенных генно-инженерных микроорганизмов допускается после их государственной регистрации Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, которая осуществляется при наличии положительного заключения государственной экспертизы безопасности генно-инженерных организмов и положительных результатов испытаний и подтверждается свидетельством об их государственной регистрации [статья].

б) патогенные - генно-инженерные организмы, способные вызывать болезни человека;

в) условно патогенные - генно-инженерные организмы, которые могут вызывать болезни человека при определенных условиях. Основная идея состоит в установлении запрета на использование в хозяйственных целях как патогенных, так и условно патогенных генно-инженерных организмов (ст. 16 Закона "О безопасности генно-инженерной деятельности").

Особые правила установлены (ст. 18 Закона "О безопасности генно-инженерной деятельности") в части ввоза в Республику Беларусь и транзита через ее территорию генно-инженерных организмов, которые допускаются при условии, что страна-экспортер (страна, осуществляющая транзит) является участницей Картахенского протокола по биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии (подписан в г. Монреале 29.01.2000).Своего рода "продолжением" Закона "О безопасности генно-инженерной деятельности" является Закон Республики Беларусь от 29.06.2003 N 217-З "О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека", который, в частности, предусматривает (п. 4 части первой ст. 10), что информация о качестве и безопасности продовольственного сырья, пищевых продуктов и биологически активных добавок к пище должна содержаться в сопроводительных документах, на упаковке, этикетках или доводиться до сведения населения иным способом и включать в числе прочего указание на то, что продовольственное сырье и пищевые продукты являются генетически модифицированными, если в них содержатся генетически модифицированные составляющие (компоненты). Правила осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.04.2004 N 384, уточняют, что указание "Содержит ГМО" должно совершаться красным цветом и более крупным шрифтом, чем наименование товара, на ценниках и (или) иными способами (с использованием этикеток, стикеров, постеров и др.). В Республике Беларусь существует информационный банк о генно-инженерных организмах, в который согласно постановлению Министерства природных ресурсов и охраны

окружающей  среды Республики Беларусь от 23 апреля 2007 г. N 37 «О предоставлении сведений в информационный банк о генно-инженерных организмах» Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь в пределах своей компетенции представляет следующие сведения: 1. об уполномоченных должностных лицах Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды в области биобезопасности по форме согласно приложению 1, в котором содержится перечень реквизитов, необходимых к заполнению при заполнении  данной формы, 2) о нормативных правовых актах в области биобезопасности по форме согласно приложению 2.Эта форма должна содержать сведения о ГИО для непосредственного использования и переработки,касаемо регулирования в области биобезопасности,3) об оценке риска возможных вредных воздействий непатогенных генно-инженерных организмов на окружающую среду, 4) о выданных разрешениях на высвобождение генно-инженерных организмов в окружающую среду для проведения испытаний по форме согласно, 5) об уведомлениях Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь перевозчиком при транзите через территорию Республики Беларусь непатогенных генно-инженерных организмов.

 

 Согласно ст. 1 закона «О безопасности генно-инженерной деятельности» безопасность генно-инженерной деятельности - состояние защищенности, достигаемое посредством выполнения мер, направленных на предотвращение или снижение до безопасного уровня возможных вредных воздействий генно-инженерных организмов на здоровье человека и окружающую среду при осуществлении генно-инженерной деятельности. Соответственно безопасность генно-инженерной деятельности обеспечивается путем [ст. 5 закона]:

- принятия (издания) нормативных правовых актов, утверждения и введения в действие технических нормативных правовых актов в области безопасности генно-инженерной деятельности и их реализации;

- выдачи специально уполномоченными республиканскими органами государственного управления в области безопасности генно-инженерной деятельности разрешений на ввоз, вывоз или транзит условно патогенных и патогенных генно-инженерных организмов, а также разрешений на высвобождение непатогенных генно-инженерных организмов в окружающую среду для проведения испытаний;

- проведения аккредитации замкнутой системы для осуществления работ второго, третьего и четвертого уровней риска генно-инженерной деятельности;

- проведения государственной регистрации сортов генно-инженерных растений, пород генно-инженерных животных и штаммов непатогенных генно-инженерных микроорганизмов;

- осуществления учета генно-инженерных организмов в соответствии с законодательством;

- установления и соблюдения требований безопасности генно-инженерной деятельности;

- планирования и выполнения мероприятий по обеспечению безопасности генно-инженерной деятельности;

- проведения государственной экспертизы безопасности генно-инженерных организмов;

- осуществления контроля в области безопасности генно-инженерной деятельности;

- установления ответственности за нарушение требований законодательства о безопасности генно-инженерной деятельности;

- осуществления иных мер безопасности генно-инженерной деятельности в соответствии с законодательством.

Что касается проведения экспертизы, то порядок её производства регулируется постановлением Совета Министров Республики Беларусь  от 8 сентября 2006 г. N 1160 «Об утверждении положений о порядке проведения государственной экспертизы безопасности генно-инженерных организмов и примерных условиях договоров, заключаемых для ее проведения, и выдачи разрешений на высвобождение непатогенных генно-инженерных организмов в окружающую среду для проведения испытаний», которым утверждено положение «О порядке проведения государственной экспертизы безопасности генно-инженерных организмов и примерных условиях договоров, заключаемых для ее проведения».  Рассмотрим регламентированный этим положением порядок:

- Для проведения экспертизы и получения заключения этой экспертизы заинтересованное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющийся инициатором ее проведения, подает в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды  документы, указанные в перечне административных процедур, совершаемых Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальными органами в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 октября 2007 г. N 1379 [п. 2].

- Информация об оценке риска возможных вредных воздействий генно-инженерных организмов на здоровье человека и окружающую среду, а также о мерах по предупреждению такого риска для генно-инженерных организмов, относящихся к высшим растениям, представляется в соответствии с перечнем информации  для генно-инженерных организмов, относящихся к прочим организмам, отличным от высших растений, на бумажном и электронном носителях. В случае необходимости заявитель может представить обоснование необходимости рассматривать информацию об оценке риска в качестве конфиденциальной информации, которая используется в соответствии с законодательством. В данном случае заявитель предоставляет информацию об оценке риска в двух вариантах, один из которых, содержащий конфиденциальную информацию, представляется на бумажном носителе в одном экземпляре с указанием "содержит конфиденциальную информацию", а второй представляется на электронном носителе, в котором конфиденциальная информация заменена надписью "конфиденциальная информация". Конфиденциальной не может быть признана следующая информация: наименование и почтовый адрес заявителя, таксономическое описание организма-реципиента, использованного при получении генно-инженерных организмов, таксономическое описание организма-донора, использованного при получении генно-инженерных организмов, общее описание используемого вектора и метода вставки трансгенной конструкции, общее описание всех генов, встроенных в генно-инженерные организмы, и их функций, результаты проведенных испытаний генно-инженерных организмов, необходимые для оценки риска возможных вредных воздействий генно-инженерных организмов на здоровье человека и состояние окружающей среды, результаты ранее проведенных оценок риска возможных вредных воздействий генно-инженерных организмов на здоровье человека и состояние окружающей среды и принятые на их основе решения о высвобождении генно-инженерных организмов в окружающую среду, план действий в чрезвычайных ситуациях [п. 3]. Более подробно оценка риска регламентирована постановлением Совета Министров Республики Беларусь От 4 мая 2010 г. N 677 «Об утверждении положения о порядке проведения оценки риска возможных вредных воздействий генно инженерных организмов на здоровье человека»,которым утверждено положение «О порядке проведения оценки риска возможных вредных воздействий генно-инженерных организмов на здоровье человека». Согласно этому положению оценка риска – это определение вероятности вредного воздействия генно-инженерных организмов на здоровье человека, а факторы риска – это характеристики генно-инженерного организма, связанные с генетической модификацией, которые могут оказать вредное воздействие на здоровье человека. Оценка риска проводится в целях определения возможных вредных воздействий генно-инженерных организмов на здоровье человека, оценки вероятности и степени опасности таких воздействий, а также способов их предупреждения и контроля [п. 3]. Порядок оценки риска включает следующие этапы [п. 4]:

- выявление (идентификация) факторов риска;

- оценку вероятности вредного воздействия каждого идентифицированного фактора риска на здоровье человека с учетом использования генно-инженерных организмов;

- оценку масштаба возможных последствий каждого идентифицированного вредного воздействия генно-инженерных организмов на здоровье человека при потенциальной их реализации;

- оценку величины риска, обусловленного каждым идентифицированным фактором риска, с учетом его вероятности и масштабов возможных неблагоприятных последствий;

         -оценку совокупного риска на основании оценки вероятности и масштабов последствий всех идентифицированных факторов риска;

- подготовку информации об оценке риска о его приемлемости;

- определение стратегии для управления такими рисками.

Оценка риска проводится юридическими лицами и индивидуальными  предпринимателями, осуществляющими  генно-инженерную деятельность. Информация об оценке риска в установленном  законодательством порядке включается в материалы, представляемые указанными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды для проведения государственной экспертизы безопасности генно-инженерных организмов [п. 7]. При поступлении новой информации о генно-инженерном организме и его воздействии на здоровье человека результаты оценки риска могут быть пересмотрены [п. 8].

- Минприроды регистрирует заявление и в течение 30 дней со дня его подачи заключает договор с заявителем на проведение экспертизы. Выдача заключения экспертизы безопасности генно-инженерной деятельности осуществляется в сроки, указанные в перечне административных процедур, совершаемых Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальными органами в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [п. 4]. После заключения договора Минприроды в течение 5 дней представляет: 1) копию заявления с приложением копий документов в Экспертный совет по безопасности генно-инженерных организмов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды для организации экспертизы, 2) информацию об оценке риска в государственное научное учреждение "Институт генетики и цитологии Национальной академии наук Беларуси", выполняющее функции Национального координационного центра биобезопасности  для предоставления указанной информации на обсуждение всем заинтересованным. Национальный координационный центр биобезопасности в течение 5 дней после получения информации об оценке риска размещает ее на своем информационном сайте. Заинтересованные юридические и физические лица в течение 60 дней со дня размещения информации об оценке риска на информационном сайте Национального координационного центра биобезопасности могут ознакомиться с указанной информацией и направить свои замечания и предложения в Национальный координационный центр биобезопасности, который по истечении указанного срока обобщает поступившие замечания и предложения и в течение 10 дней направляет их на рассмотрение Экспертного совета [п. 5]. Деятельность Экспертного совета регламентируется положением «Об экспертном совете по безопасности генно-инженерных организмов министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь». Экспертный совет в течение 10 дней со дня получения документов (тех, которые были перечислены выше), рекомендует Минприроды экспертов для проведения экспертизы [п.6]. На основании рекомендаций Экспертного совета Минприроды выбирает экспертов, которые будут проводить экспертизу, и в течение 30 дней со дня принятия решения о выборе экспертов заключает с ними договор на проведение экспертизы [п. 7]. Сама экспертиза проводится в течение 120 дней, начиная со дня заключения договора с экспертами. При проведении экспертизы в случаях невозможности оценить приемлемость риска возможных вредных воздействий генно-инженерных организмов на окружающую среду эксперты могут рекомендовать Минприроды запросить дополнительную информацию о генно-инженерных организмах у заявителя. Минприроды в пятидневный срок со дня получения такой рекомендации направляет письменное уведомление заявителю о необходимости предоставления дополнительной информации в срок до 30 дней. В этом случае срок проведения экспертизы продлевается на время, прошедшее после направления уведомления заявителю и получения от него необходимых дополнительных материалов. Заявитель обязан предоставить экспертам доступ к образцам генно-инженерных организмов для проведения экспертизы [п. 9]. По результатам проведения экспертизы эксперты готовят и представляют в Минприроды заключение государственной экспертизы безопасности генно-инженерных организмов, которое подписывается экспертами или, если в качестве эксперта выступает юридическое лицо, руководителем юридического лица и заверяется гербовой печатью этого юридического лица [п. 10]. В течение 5 дней со дня получения заключения Минприроды представляет его в Экспертный совет [п. 11].  Экспертный совет в течение 30 дней со дня получения заключения рассматривает его, принимает рекомендации о допустимости высвобождения генно-инженерных организмов в окружающую среду для проведения испытаний или использования в хозяйственных целях и направляет эти рекомендации и заключение в соответствующий специально уполномоченный республиканский орган государственного управления в области безопасности генно-инженерной деятельности, а также заявителю [п. 12].

Информация о работе Аграрное право