Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 22:12, курсовая работа
Термин коррозия происходит от латинского слова corrodere , что означает разъедать, разрушать.
Коррозия – это самопроизвольный процесс разрушения материалов и изделий из них под химическим воздействием окружающей среды.
Коррозия - разрушение поверхности металла при химическом или электрохимическом взаимодействии с коррозионно-активной средой. Различают два вида протекания коррозионного процесса: химическая и электрохимическая коррозии.
1.Вступление……………………………………………………………………....4
2.Виды коррозионно-механических разрушений конструкционных материалов.12
3.Анализ агрессивности сред отрасли…………………………………………...14
4.Виды коррозии и изнашивание……………………………………………….......16
5.Факторы, ускоряющие коррозию и изнашивание………………………...….......17
6.Выводы……………………………………………………………………………37
7.Разработка антикоррозионной защиты оборудования отрасли…………………38
7.1.Выбор коррозионно-стойких металлов..……...…….………………………......40
7.2.Выбор химически стойких неметаллических материалов…………………….45
7.3.Выбор модификаторов продуктов коррозии……………………………….......48
7.4.Выбор ремонтно-реставрационных материалов………………………….……51
7.5.Выбор антикоррозионных покрытий…………………………………………...55
7.6.Выбор износостойких материалов и покрытий…………………………...……61
7.7.Выбор специальных покрытий………………………………………….………71
7.8.Обоснование технологии упрочнения поверхности……………………….........84
7.9.Разработка химико-технологических методов снижения коррозии и изнашивания………………………………………………………………………….87
7.10.Разработка организационно-технических мероприятий снижения коррозии и изнашивания………………………………………………………………………...88
7.11.Разработка вариантов рационального конструирования и модернизации оборудования………………………………………………………………………….91
7.12.Выбор эффективных ингибиторов коррозии……………………………………99
7.13.Выбор герметиков, уплотнителей, консервантов…………………………111
7.14.Разработка вариантов электрохимической защиты оборудования отрасли....118
7.15.Разработка методов комбинированной антикоррозионной защиты…………121
8.Выводы и производственные рекомендации по поводу эксплуатации, надежности оборудования отрасли……………………………………………………………….124
9.Литература………………………………………………………………………...126
МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ
Український державний хіміко-технологічний Університет
Кафедра ОТХВ
Курсова робота
за спеціальністю «Антикорозійний захист обладнання галузі»
Тема: Аналіз корозійних та корозійно-механічних руйнувань конструкційних матеріалів і розробка антикорозійного захисту технологічного обладнання і трубопроводів сiльськогосподарського виробництва
Виконав
Перевірив
м. Дніпропетровськ,2014
Содержание
1.Вступление………………………………………………
2.Виды коррозионно-механических разрушений конструкционных материалов.12
3.Анализ агрессивности сред отрасли…………………………………………...14
4.Виды коррозии и изнашивание……………………………………………….
5.Факторы, ускоряющие коррозию
и изнашивание………………………...…......
6.Выводы…………………………………………………………
7.Разработка антикоррозионной защиты оборудования отрасли…………………38
7.1.Выбор коррозионно-стойких
металлов..……...…….………………………...
7.2.Выбор химически стойких неметаллических материалов…………………….45
7.3.Выбор модификаторов продуктов коррозии……………………………….......48
7.4.Выбор ремонтно-реставрационных материалов………………………….……51
7.5.Выбор антикоррозионных покрытий…………………………………………...55
7.6.Выбор износостойких материалов и покрытий…………………………...……61
7.7.Выбор специальных покрытий………………………………………….………71
7.8.Обоснование технологии упрочнения
поверхности……………………….........
7.9.Разработка химико-технологических
методов снижения коррозии и изнашивания…………………………………………………
7.10.Разработка организационно-технических
мероприятий снижения коррозии и изнашивания…………………………………………………
7.11.Разработка вариантов рационального
конструирования и модернизации оборудования………………………………………………
7.12.Выбор эффективных ингибиторов коррозии……………………………………99
7.13.Выбор герметиков, уплотнителей, консервантов…………………………111
7.14.Разработка вариантов электрохимической защиты оборудования отрасли....118
7.15.Разработка методов комбинированной антикоррозионной защиты…………121
8.Выводы и производственные
рекомендации по поводу эксплуатации,
надежности оборудования отрасли……………………………………………………………
9.Литература………………………………………………
1 .Вступление
Термин коррозия происходит от латинского слова corrodere , что означает разъедать, разрушать.
Коррозия – это самопроизвольный процесс разрушения материалов и изделий из них под химическим воздействием окружающей среды.
Коррозия - разрушение поверхности металла при химическом или электрохимическом взаимодействии с коррозионно-активной средой. Различают два вида протекания коррозионного процесса: химическая и электрохимическая коррозии.
Химическая - происходит в результате химических реакций без влияния электрических токов (коррозия в неэлектрической среде или сухих газах) и сопровождающихся появлением на поверхности металла окисной пленки. Образующиеся пленки могут быть разной толщины. Первичная окисная пленка может тормозить дальнейшее развитие окисления металла, это зависит от ее сплошности. Пористые несплошные пленки слабо защищают металл от последующего окисления, сплошные – лучше.
Применяющиеся на судах топлива содержат примеси соединений серы, которые после сгорания топлива, соединяясь с конденсирующимися парами воды, образуют растворы серной кислоты в виде сернокислого тумана. Эта кислота, адсорбируясь на поверхности газовых трактов или на твердых частицах (зола, несгоревшие углеводороды) приводит к интенсивной низкотемпературной коррозии деталей, омываемых газами, разрушая защитный слой. Кислород, содержащийся в газовом потоке (благодаря высоким значениям коэффициента избытка воздуха) окисляет эти незащищенные участки поверхности, и процесс разрушения повторяется.
Ванадиевые отложения – V2O5 образуются из ванадия, присутствующего в виде различных соединений при сгорании тяжелых сортов топлив. Отложения могут быть мягкими (сажа) или твердыми, стекловидными. Эти соединения прилипают к поверхности металла, ухудшая теплопередачу, действуя также как сильный окислитель, способствуют коррозии металла.
Детали цилиндропоршневой группы дизелей (клапаны, цилиндровые втулки, поршневые кольца, днища поршней), лопатки турбин газотурбокомпрессоров подвержены коррозионным разрушениям из-за наличия в продуктах сгорания сульфата натрия - Na2SO4.
Известную роль здесь играет ухудшение качества морских топлив. В них, особенно в тяжелых остаточных топливах, содержание ванадия может достигать 300 - 350 ppm (частей на миллион), а в некоторых топливах его содержание доходит до 500 - 600 ppm. В тоже время, содержание органических соединений натрия редко превышает 30 ppm. Большие количества сульфата натрия, обычно образуются при обводнении тяжёлых остаточных топлив морской водой, в этих случаях в топливо попадает большое количество соединений натрия, которое может достигать величины 300 ppm. При сгорании топлива образуются такие вещества как СО2, Н2О, SO2. Несмотря на избыток кислорода, в очень небольшом количестве образуется и SO3. Причина замедленности протекания этой реакции в том, что мала скорость реакции окисления с превращением SO2 в SO3. Присутствие SO3 в продуктах сгорания крайне нежелательно, так как с ним связаны протекание специфических коррозионных процессов. Несгорающие элементы, такие как V, Na, Fe и Ni, при сгорании углеводородов легко образуют окислы или соли. Причём, окислы ванадия и железа выступают в роли очень активных катализаторов реакций окисления SO2:
V2O4+S02 ↔ V2O4S03 V2O4S03+S02↔V2O5+SO3
2Fе2O3+6S02↔VFe2(S04)3 2Fе2(SO4)3 2↔VFe2+6 SO3.
В обоих случаях каталитический эффект достигается с образованием, в ходе реакции, промежуточных соединений. При обводнении топлива морской водой в него попадают в больших количествах соединения натрия, среди которых основную роль играет хлорид натрия - NaCI, который, вступая в реакцию с серной кислотой, образует сульфат натрия Na2SO4 и соляную кислоту НСl в паровой фазе.
Возникающие при сгорании тяжелых топлив окислы ванадия и натрия, будучи чрезвычайно агрессивными, вызывают высокотемпературную коррозию металла, главным образом металла тарелок выхлопных клапанов дизелей, выражающуюся в возникновении межкристаллической коррозии, с образованием пораженных участков. Плотность посадки клапана на седло на этих участках теряется, прорыв газов способствует местному перегреву, в итоге — прогоранию клапана.
Подобные явления, обычно связывают с наличием в топливе ванадия, поэтому часто их определяют как ванадиевую коррозию. Однако, как показывает практика, потеря плотности посадки клапана и прогорания возможны и без присутствия в топливе ванадия.
Так, при работе высокооборотных дизелей на высококачественном дистиллатном топливе нередко происходит образование на рабочих фасках чрезвычайно твердых отложений сульфатов бария, кальция, натрия. Кальций и барий являются основными составляющими присадок смазочных масел и при окислении последних попадают в состав нагаров. Связующими являются продукты неполного сгорания топлива, а также Са, иногда Si. Ровный и гладкий слой отложений обеспечивает хорошее уплотнение рабочих поверхностей клапана и седла — до тех пор, пока между ними не оказываются твердые посторонние частицы металла или кокса, которые при ударе клапана о седло вызывают появление трещин в защитном слое отложений. Если трещина располагается поперек седла, то в образовавшуюся бороздку начинают прорываться горячие газы. Проход расширяется, происходит местный перегрев, сопровождающийся коррозией и эрозией размягченного слоя стеллитовой наплавки. Дальнейшее разрушение клапана происходит очень быстро.
Важной причиной и специфическим обстоятельством, сопровождающим возникновение высокотемпературной коррозии, является наличие в продуктах сгорания агрессивных соединений, температура плавления которых лежит ниже рабочей температуры клапанов. Окислы ванадия V2O4 и V2O5 имеют температуры плавления соответственно около 2000°С и 670 – 690оС. Это означает, что они покидают цилиндр вместе с выхлопными газами, температура которых составляет 450 - 600°С, находясь в твердом состоянии. В смеси с сульфатом натрия, их температуры плавления снижаются до значений 530 - 570°С, а в пропорции, примерно, 70% Na2SO4 + 30% V2O5 температура плавления смеси может достигнуть 300°С (рис. 1).
Рис. 1. Значения температур плавления V2O5 и Na2SО4
Пока окислы находятся в твердом состоянии и температура тарелки клапана не превышает 530°С, есть вероятность, что значительная часть их будет удаляться вместе с выхлопными газами, не принося вреда клапану. Когда же температура клапана начинает превышать температуру плавления окислов (поднимается выше 530°С) то, оказываясь вблизи клапана, они начинают прилипать к нему. Стекая на рабочую фаску, окислы вызывают ее интенсивную коррозию и последующее прогорание.
Уменьшение содержания Na2SО4 в смеси с V2O5 как это видно из рис. 1, способствует росту температуры плавления, препятствует прилипанию к телу клапана, а значит, способствует уменьшению вероятности развития коррозии последнего
Электрохимическая - происходит в результате взаимодействия металла с электролитом под воздействием электрических токов.
Различают анодный процесс - переход металла в раствор в виде гидратированных ионов с оставлением соответствующего количества электронов и катодный процесс - ассимиляция избыточных электронов в металле атомами, молекулами или ионами раствора, которые могут восстанавливаться на катоде.
Протекание реакции при электрохимической коррозии аналогично протеканию реакции в гальваническом элементе.
Протекание электрохимического процесса коррозии зависит от солености воды, скорости ее движения относительно металла, температуры, блуждающих токов, напряжений металла и деформаций.
При движении воды процесс коррозии интенсифицируется вследствие подвода к металлу кислорода из аэрированной воды, механического действия струи, так как с поверхности металла снимается защитная пленка продуктов коррозии. При температурах 50 - 90°С защитная пленка оказывается неплотной и нестойкой, при более низких и высоких значениях температуры, защитная пленка обладает повышенной стойкостью. При повышении температуры интенсифицируется процесс конвекционного теплообмена, который должен был бы ускорить протекание реакции. Однако, так как этот процесс сопровождается снижением растворимости кислорода в растворах, в результате, происходит замедление реакции.
Внутренние напряжения и деформации в металлах ускоряют процесс электрохимической коррозии, придавая ей меж- и транскристаллический характер.
Морская вода содержит в себе большое количество легко диссоциирующихся солей в основное хлоридов NaCl, MgCl2 и сульфиды CaSO4, MgSO4, Ka2SO4 , она насыщена воздухом и высоко электропроводна, что создает условия для протекания электрохимической коррозии. Вследствии этого данный вид коррозии является одной из основных причин повреждений СТС.
На надводную часть корпуса (внутреннюю и наружную) воздействует влажный и соленый морской воздух, на подводную часть - электролит с высокой электропроводностью.
С наружной части корпуса наиболее интенсивно поражается район переменного пояса, где скорость коррозии в 3 - 5 раз больше, чем в районе полного погружения. Брызги воды и механическое воздействие волн разрушают защитную пленку продуктов коррозии. Коррозионное поражение наружной обшивки увеличивается при больших скоростях хода судна, так как, при интенсивном обтекании, вода смывает с обшивки защитные покрытия, облегчая доступ окислителей к поверхности металла. Коррозия усиливается из-за обрастания подводной части корпуса мелкими живыми организмами и растительностью, которые создают дополнительную окислительную среду вследствие выделения ими двуокиси углерода и сероводорода при разложении омертвевших организмов и растительности.
Большое значение имеет состояние покрытий и защитных плёнок. Механические повреждения, царапины, места, откуда выкрошилась окалина, - являются анодами по отношению к остальной части поверхности. Если поврежденные места очень малы, то могут образоваться глубокие язвы (до 5 мм и более). Сварные швы корродируют быстрее, чем основной свариваемый металл.
Koppoзионная усталость характерна для деталей, находящихся в коррозионно-активной среде и подверженных растягивающим циклическим нагрузкам. Образующиеся в этом случае трещины распространяются вглубь материала, перпендикулярно растягивающим напряжениям и имеют, в основном, транскристаллитный характер и обычно заполняются продуктами коррозии.
Крупнейшее изменение, называемое рядом историков «сельскохозяйственной (неолитической) революцией», произошло приблизительно в 10-м тысячелетии до н. э. с освоением человеком сельского хозяйства. Первыми начали заниматься сельским хозяйством жители Ближнего Востока ок. 9500 лет до н. э. К 7-му тысячелетию до н. э. сельское хозяйство распространилось в долине Инда, к 6-му — в Древнем Египте, к 5-му — в Китае. Около 2700 лет до н. э. сельское хозяйство пришло в Месоамерику.
Хотя внимание исследователей имеет тенденцию концентрироваться на средневосточном плодородном регионе, археологические находки в Южной и Северной Америке, Восточной Азии и Средней Азии показывают, что сельскохозяйственные системы, используя различные растения и животных, могли в некоторых случаях развиваться очень сходным образом.
Дальнейший прорыв в сельском хозяйстве на Среднем Востоке связан с развитием организованного орошения и с началом использования специализированной рабочей силы около 5500 лет до н. э. Сельскохозяйственные поселения до этого момента оставались почти полностью зависимыми от каменных орудий труда. Камень был вытеснен бронзой и железом в принадлежностях для сельского хозяйства и боевых действий позднее: в Евразии медные и бронзовые орудия труда, украшения и оружие стали обычными около 3000 лет до н. э. После бронзы Восточное Средиземноморье, Средний Восток и Китай вступили в эпоху железных орудий труда и оружия.